Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.2013.
Полный текст постановления изготовлен 28.05.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: Москвиной Л.А., Захарова С.Л.,
при ведении протокола помощником судьи Кальщиковой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУП ЭВАЖД
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2013 по делу N А40-147973/2012 судьи Блинниковой И.А. (120-1513)
по заявлению ГУП ЭВАЖД
к УФАС по г. Москве
3-е лицо: РЭК г. Москвы
о признании незаконными решения и предписания
при участии:
от заявителя:
- Журавлев А.В. по доверенности от 26.12.2012;
- от ответчика:
- не явился, извещен;
- от третьего лица:
- не явился, извещен;
-
ГУП ЭВАЖД (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы (далее - ответчик, антимонопольный орган, УФАС России по г. Москве) от 29.08.2012 по делу N 1-11-206/77-12 о нарушении ГУП ЭВАЖД ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Решением суда от 14.03.2013 заявленные требования оставлены без удовлетворения. При этом суд пришел к выводу о том, что заявителем нарушены требования ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Заявитель не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, ссылаясь на отсутствие в своих действиях вмененного нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, а также указывает, что оспариваемые решение и предписание вынесены антимонопольным органом с превышением полномочий.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, направили в суд ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено без участия представителей ответчика и третьего лица.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, ФАС России проведена проверка соблюдения ГУП ЭВАЖД требований антимонопольного законодательства, результаты которой отражены в акте от 11.11.2011 N 97.
На основании указанного акта УФАС России по г. Москве в порядке п. 1 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции возбуждено дело N 1-10-206/77-12 о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения дела Комиссией УФАС России по г. Москве вынесено решение N 1-10-206/77-12 от 29.08.2012 о признании ГУП ЭВАЖД нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на рынке поставки горячей воды в границах присоединенной сети от ИТП абонента N 0733/018, расположенного по адресу: г. Москва, Кутузовский пр-т, д. 2/1, путем нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования, результатом которого явилось ущемление интересов собственников нежилых помещений.
В порядке ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Закона о защите конкуренции ГУП ЭВАЖД выдано предписание о прекращении нарушения требований законодательства о защите конкуренции.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения ГУП ЭВАЖД в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу ст. 198 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также, соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал имеющие значение для дела обстоятельства, применил нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал правомерный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд, вопреки доводам жалобы, соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности антимонопольным органом нарушения заявителем ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Так, в силу ч. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
На основании п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Контроль антимонопольных органов, в том числе в сфере ценообразования (п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции) предполагает выявление, пресечение, превенцию нарушений, связанных с наличием у субъекта доминирующего положения. Злоупотребление доминирующим положением является злоупотреблением правом по смыслу ч. 1 ст. 10 ГК РФ.
Согласно разъяснениям, данным в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (в том числе навязывание цены при заключении договора, неверное применение регулируемых цен (тарифов), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.
Как установлено антимонопольным органом и судом первой инстанции, заявитель, занимая доминирующее положение по поставке горячей воды в границах присоединенной сети, нарушил установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования на горячую воду.
Поддерживая данный вывод суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Из п. 2.2 Устава ГУП ЭВАЖД следует, что основными видами деятельности ГУП ЭВАЖД являются виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что на балансе ГУП ЭВАЖД находится ИТП N 0733/018, расположенный по адресу: г. Москва, Кутузовский пр-т, д. 2/1.
Между ГУП ЭВАЖД и Родионовым А.Б. заключен договор на оказание коммунальных, эксплуатационных услуг, техническое обслуживание и управление для собственников нежилых помещений в многоквартирном доме N Г-3/187, согласно п. 1.1 которого заявитель обеспечивает оказание коммунальных услуг, а также предоставляет услуги управления, эксплуатации, технического обслуживания общей долевой собственности многоквартирного дома Родионову А.Б. в нежилых помещениях, расположенных по адресу: Кутузовский пр-т, д. 2/1, к. 1Б.
Между ГУП ЭВАЖД и ГУП УКР и С заключен договор на оказание коммунальных, эксплуатационных услуг, техническое обслуживание и управление для владельцев нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: Кутузовский пр-т, д. 2/1 от 20.12.2011 N Г-09-09-19, согласно п. 1.1 которого целью договора является обеспечение коммунальными услугами нежилых помещений ГУП УКР и С, надлежащее содержание общего долевого имущества в многоквартирном доме по адресу: Кутузовский пр-т, д. 2/1.
В соответствии с Приложением N 2 к договору от 20.12.2011 N Г-09-09-19 расчет за горячее водоснабжение помещений осуществляется из расчета руб./Гкал.
Между ГУП ЭВАЖД и ООО "Гастроном Украина" заключен договор на оказание коммунальных услуг N Г-09-09-28к, согласно п. 1 которого ГУП ЭВАЖД обеспечивает оказание коммунальных услуг ООО "Гастроном Украина" в помещениях, расположенных по адресу: Кутузовский пр-т, д. 2/1, к. 1.
В соответствии с Приложением N 1 к договору N Г-09-09-28к расчет за горячее водоснабжение помещений осуществляется из расчета руб./Гкал.
Между ГУП ЭВАЖД и ООО "Лимпопо" заключен договор на оказание коммунальных услуг от 01.01.2010 N Г-09-09-29/к, согласно п. 1 которого ГУП ЭВАЖД обеспечивает оказание коммунальных услуг ООО "Лимпопо" в помещениях, расположенных по адресу: Кутузовский пр-т, д. 2/1, к. 1.
В соответствии с Дополнительным соглашением к договору от 01.01.2010 N Г-09-09-29/к расчет за горячее водоснабжение помещений осуществляется из расчета руб./Гкал.
Между ГУП ЭВАЖД и ООО "Колорит" также заключен договор на оказание коммунальных, эксплуатационных услуг, техническое обслуживание и управление для владельцев нежилых помещений в многоквартирном доме от 01.01.2009 N Г-09-09-33, согласно п. 1.1 которого ГУП ЭВАЖД обеспечивает оказание коммунальных услуг, а также предоставляет услуги управления, эксплуатации, технического обслуживания общей долевой собственности многоквартирного дома по адресу: Кутузовский пр-т, д. 2/1.
В соответствии с Приложением N 2 к договору от 01.01.2009 N Г-09-09-33 расчет за горячее водоснабжение помещений осуществляется из расчета руб./Гкал.
Между ГУП ЭВАЖД и ОАО "НОТА-Банк" заключен договор на оказание коммунальных, эксплуатационных услуг, техническое обслуживание и управление для нежилых помещений в многоквартирном доме от 02.02.2011 N Г-2/55, согласно п. 1.1 которого ГУП ЭВАЖД обеспечивает оказание коммунальных услуг ОАО "НОТА-Банк" в помещениях, расположенных по адресу: Кутузовский пр-т, д. 2/1. В соответствии с Приложением N 2 к договору от 2.02.2011 N Г-2/55, расчет за горячее водоснабжение помещений осуществляется из расчета руб./Гкал.
Между ГУП ЭВАЖД и ФГУП "Почта России" УФПС г. Москвы - филиалом ФГУП "Почта России" Московским межрайонным почтамтом N 5 заключен договор на оказание коммунальных, эксплуатационных услуг, техническое обслуживание и управление для владельцев нежилых помещений в многоквартирном доме от 01.04.2006 N Г-3/182, согласно п. 1 которого ГУП ЭВАЖД обеспечивает оказание коммунальных услуг, а также предоставляет услуги управления, эксплуатации, технического обслуживания общей долевой собственности многоквартирного дома в помещениях по адресу: Кутузовский пр-т, д. 2/1.
Между ГУП ЭВАЖД и Юридической компанией "ДК" заключен договор на оказание коммунальных, эксплуатационных услуг, техническое обслуживание и управление для владельцев нежилых помещений в многоквартирном доме от 01.04.2006 N Г-3/185, согласно п. 1.1 которому ГУП ЭВАЖД обеспечивает оказание коммунальных услуг, а также предоставляет услуги управления, эксплуатации, технического обслуживания общей долевой собственности многоквартирного дома Юридической компании "ДК" в помещениях, расположенных по адресу: Кутузовский пр-т, д. 2/1.
Между ГУП ЭВАЖД и ЗАО "ПФК "БИН" заключен договор на оказание коммунальных, эксплуатационных услуг, техническое обслуживание и управление для собственников нежилых помещений в многоквартирном доме от 01.04.2006 N Г-3/186, согласно п. 1 которого ГУП ЭВАЖД обеспечивает оказание коммунальных услуг, а также предоставляет услуги управления, эксплуатации, технического обслуживания общей долевой собственности многоквартирного дома ЗАО "ПФК "БИН" в помещениях, расположенных по адресу: Кутузовский пр-т, д. 2/1.
ГУП ЭВАЖД и Компанией "БРЭДМОНТ КОММЕРШИАЛ ЛТД" также заключен договор на оказание коммунальных, эксплуатационных услуг, техническое обслуживание и управление для владельцев нежилых помещений в многоквартирном доме от 01.04.2006 N Г-3/190, согласно п. 1 которого ГУП ЭВАЖД обеспечивает оказание коммунальных услуг, а также предоставляет услуги управления, эксплуатации, технического обслуживания общей долевой собственности многоквартирного дома Компании "БРЭДМОНТ КОММЕРШИАЛ ЛТД" в помещениях, расположенных по адресу: Кутузовский пр-т, д. 2/1.
Между ГУП ЭВАЖД и ООО "Гринвейнс" заключен договор на оказание коммунальных, эксплуатационных услуг, техническое обслуживание и управление для собственников нежилых помещений в многоквартирном доме от 01.04.2006 N Г-3/192, согласно п. 1 которого ГУП ЭВАЖД обеспечивает оказание коммунальных услуг, а также предоставляет услуги управления, эксплуатации, технического обслуживания общей долевой собственности многоквартирного дома ООО "Гринвейнс" в помещениях, расположенных по адресу: Кутузовский пр-т, д. 2/1.
Таким образом, комиссией антимонопольного органа правомерно установлено, что ГУП ЭВАЖД выставляет счета Родионову А.Б., ГУП УКР и С, ООО "Гастроном Украина", ООО "Лимпопо", ООО "Колорит", ОАО "НОТА-Банк", ФГУП "Почта России" УФПС г. Москвы - филиалу ФГУП "Почта России" Московскому межрайонному почтамту N 5, Юридической компании "ДК", ЗАО "ПФК "БИН", Компании "БРЭДМОНТ КОММЕРШИАЛ ЛТД", ООО "Гринвейнс" за потребленную горячую воду, исходя из расчета затрат тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения (руб./Гкал).
Как указывает заявитель, в период с 2010 по 2012 гг. по инициативе ГУП ЭВАЖД были установлены следующие тарифы: постановлением РЭК г. Москвы N 111 от 21.12.2009 установлены и введены в действие с 01.2010 тарифы на передачу тепловой энергии ГУП ЭВАЖД потребителям в размере 399,7 руб./Гкал; постановлением РЭК г. Москвы N 259 от 27.12.2010 установлены и введены в действие с 01.2011 тарифы на передачу тепловой энергии ГУП ЭВАЖД потребителям в размере 431,0 руб./Гкал.; постановлением РЭК г. Москвы N 114 от 28.11.2011 об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ГУП ЭВАЖД.
Таким образом, обязанность по обращению в контролирующий орган за установлением тарифа на оказываемые услуги по теплоснабжению, как полагает заявитель, им исполнена, в связи с чем в его действиях отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Между тем, суд первой инстанции обоснованно отклонил данный довод ввиду следующего.
К горячей воде, поставляемой по системе горячего водоснабжения, предъявляются требования, установленные СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20.
Под водоснабжением в силу п. 10 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации понимают подачу поверхностных или подземных вод потребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах.
Из изложенного следует, что деятельность заявителя по поставке горячей воды по централизованной системе трубопроводов, используемой для целей горячего водоснабжения, относится к водоснабжению.
На основании Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, водоснабжением является технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.
В Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, предусмотрено два коммунальных ресурса - холодная вода и горячая вода, приготовляемая из холодной воды посредством ее подогрева.
При этом горячее водоснабжение осуществляется с использованием систем коммунальной инфраструктуры, состоящей из совокупности производственных, имущественных объектов, технологически связанных между собой. Инфраструктурные сети, посредством которых оказываются услуги по водоснабжению потребителям, являются стационарными.
Что касается поставки горячей воды от ИТП N 0733/018, то она осуществляется в три строения, а указанная сеть является технологически связанной.
Как установлено комиссией Управления и заявителем не оспаривается, в границах указанной сети отсутствует возможность покупки горячей воды у иного поставщика. Горячая вода не может быть поставлена за границы сетей индивидуального теплового пункта N 0733/018, расположенный по адресу: г. Москва, Кутузовский пр-т., д. 2/1.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции обоснованно отметил в своем решении, что оказание услуг по теплоснабжению и водоснабжению являются разными рынками услуг, подлежат разному нормативно-правовому регулированию и при осуществлении расчетов по данным услугам подлежат применению различные тарифы.
Согласно п. п. 6 и 7 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования), тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. м горячей воды.
Услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, отнесены к регулируемым (п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон об основах регулирования тарифов)).
Согласно п. 6 Основ ценообразования, Тарифы на горячую воду относятся к регулируемым тарифам относятся к регулируемым тарифам.
Тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, исходя из двух условий: 1) осуществление организацией коммунального комплекса непосредственного производства горячей воды; 2) оказание организацией коммунального комплекса услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения (п. 47 Основ ценообразования).
Понятие "организация коммунального комплекса" дано в п. 1 ст. 2 Закона об основах регулирования тарифов, в силу которого ГУП ЭВАЖД является организацией коммунального комплекса.
Непосредственное производство горячей воды, поставляемой для нужд собственников нежилых помещений, осуществляется на ИТП N 0733/018.
В соответствии со ст. 9 Закона об основах регулирования тарифов ГУП ЭВАЖД надлежит разрабатывать на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определять финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производить предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
Из положений п. 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, следует, что обязанность обращения в орган регулирования тарифов для установления тарифа на свои товары и услуги в размере, обеспечивающим эти финансовые потребности, относится на организацию коммунального комплекса.
Таким образом, обращение ГУП ЭВАЖД в РЭК г. Москвы за установлением тарифа по оказанию услуг теплоснабжения не свидетельствует об исполнении им обязанности по обращению в уполномоченный орган за установлением тарифа на оказание услуг водоснабжения.
Выставление счетов юридическим лицам за потребленную горячую воду, исходя из расчета руб./Гкал, является незаконным.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия заявителя противоречат требованиям ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Вопреки доводам подателя жалобы, оспариваемое заявителем решение вынесено антимонопольным органом в пределах полномочий, предоставленных ст. 22, п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции и п. 5.3.1.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331.
Принятие ответчиком решения о нарушении ГУП ЭВАЖД антимонопольного законодательства в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41 Закона о защите конкуренции явилось надлежащим основанием для выдачи заявителю предписания, оформленного в виде отдельного документа.
В настоящем случае заявителем не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о нарушении оспариваемым актом его прав и законных интересов.
Принимая во внимание вышесказанное, выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемые решение и предписание УФАС России по г. Москве соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя, и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, являются правомерными.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Ввиду изложенного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным, обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2013 по делу N А40-147973/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.05.2013 N 09АП-13164/2013-АК ПО ДЕЛУ N А40-147973/2012
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2013 г. N 09АП-13164/2013-АК
Дело N А40-147973/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.2013.
Полный текст постановления изготовлен 28.05.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: Москвиной Л.А., Захарова С.Л.,
при ведении протокола помощником судьи Кальщиковой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУП ЭВАЖД
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2013 по делу N А40-147973/2012 судьи Блинниковой И.А. (120-1513)
по заявлению ГУП ЭВАЖД
к УФАС по г. Москве
3-е лицо: РЭК г. Москвы
о признании незаконными решения и предписания
при участии:
от заявителя:
- Журавлев А.В. по доверенности от 26.12.2012;
- от ответчика:
- не явился, извещен;
- от третьего лица:
- не явился, извещен;
-
установил:
ГУП ЭВАЖД (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы (далее - ответчик, антимонопольный орган, УФАС России по г. Москве) от 29.08.2012 по делу N 1-11-206/77-12 о нарушении ГУП ЭВАЖД ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Решением суда от 14.03.2013 заявленные требования оставлены без удовлетворения. При этом суд пришел к выводу о том, что заявителем нарушены требования ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Заявитель не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, ссылаясь на отсутствие в своих действиях вмененного нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, а также указывает, что оспариваемые решение и предписание вынесены антимонопольным органом с превышением полномочий.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, направили в суд ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено без участия представителей ответчика и третьего лица.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, ФАС России проведена проверка соблюдения ГУП ЭВАЖД требований антимонопольного законодательства, результаты которой отражены в акте от 11.11.2011 N 97.
На основании указанного акта УФАС России по г. Москве в порядке п. 1 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции возбуждено дело N 1-10-206/77-12 о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения дела Комиссией УФАС России по г. Москве вынесено решение N 1-10-206/77-12 от 29.08.2012 о признании ГУП ЭВАЖД нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на рынке поставки горячей воды в границах присоединенной сети от ИТП абонента N 0733/018, расположенного по адресу: г. Москва, Кутузовский пр-т, д. 2/1, путем нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования, результатом которого явилось ущемление интересов собственников нежилых помещений.
В порядке ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Закона о защите конкуренции ГУП ЭВАЖД выдано предписание о прекращении нарушения требований законодательства о защите конкуренции.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения ГУП ЭВАЖД в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу ст. 198 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также, соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал имеющие значение для дела обстоятельства, применил нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал правомерный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд, вопреки доводам жалобы, соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности антимонопольным органом нарушения заявителем ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Так, в силу ч. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
На основании п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Контроль антимонопольных органов, в том числе в сфере ценообразования (п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции) предполагает выявление, пресечение, превенцию нарушений, связанных с наличием у субъекта доминирующего положения. Злоупотребление доминирующим положением является злоупотреблением правом по смыслу ч. 1 ст. 10 ГК РФ.
Согласно разъяснениям, данным в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (в том числе навязывание цены при заключении договора, неверное применение регулируемых цен (тарифов), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.
Как установлено антимонопольным органом и судом первой инстанции, заявитель, занимая доминирующее положение по поставке горячей воды в границах присоединенной сети, нарушил установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования на горячую воду.
Поддерживая данный вывод суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Из п. 2.2 Устава ГУП ЭВАЖД следует, что основными видами деятельности ГУП ЭВАЖД являются виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что на балансе ГУП ЭВАЖД находится ИТП N 0733/018, расположенный по адресу: г. Москва, Кутузовский пр-т, д. 2/1.
Между ГУП ЭВАЖД и Родионовым А.Б. заключен договор на оказание коммунальных, эксплуатационных услуг, техническое обслуживание и управление для собственников нежилых помещений в многоквартирном доме N Г-3/187, согласно п. 1.1 которого заявитель обеспечивает оказание коммунальных услуг, а также предоставляет услуги управления, эксплуатации, технического обслуживания общей долевой собственности многоквартирного дома Родионову А.Б. в нежилых помещениях, расположенных по адресу: Кутузовский пр-т, д. 2/1, к. 1Б.
Между ГУП ЭВАЖД и ГУП УКР и С заключен договор на оказание коммунальных, эксплуатационных услуг, техническое обслуживание и управление для владельцев нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: Кутузовский пр-т, д. 2/1 от 20.12.2011 N Г-09-09-19, согласно п. 1.1 которого целью договора является обеспечение коммунальными услугами нежилых помещений ГУП УКР и С, надлежащее содержание общего долевого имущества в многоквартирном доме по адресу: Кутузовский пр-т, д. 2/1.
В соответствии с Приложением N 2 к договору от 20.12.2011 N Г-09-09-19 расчет за горячее водоснабжение помещений осуществляется из расчета руб./Гкал.
Между ГУП ЭВАЖД и ООО "Гастроном Украина" заключен договор на оказание коммунальных услуг N Г-09-09-28к, согласно п. 1 которого ГУП ЭВАЖД обеспечивает оказание коммунальных услуг ООО "Гастроном Украина" в помещениях, расположенных по адресу: Кутузовский пр-т, д. 2/1, к. 1.
В соответствии с Приложением N 1 к договору N Г-09-09-28к расчет за горячее водоснабжение помещений осуществляется из расчета руб./Гкал.
Между ГУП ЭВАЖД и ООО "Лимпопо" заключен договор на оказание коммунальных услуг от 01.01.2010 N Г-09-09-29/к, согласно п. 1 которого ГУП ЭВАЖД обеспечивает оказание коммунальных услуг ООО "Лимпопо" в помещениях, расположенных по адресу: Кутузовский пр-т, д. 2/1, к. 1.
В соответствии с Дополнительным соглашением к договору от 01.01.2010 N Г-09-09-29/к расчет за горячее водоснабжение помещений осуществляется из расчета руб./Гкал.
Между ГУП ЭВАЖД и ООО "Колорит" также заключен договор на оказание коммунальных, эксплуатационных услуг, техническое обслуживание и управление для владельцев нежилых помещений в многоквартирном доме от 01.01.2009 N Г-09-09-33, согласно п. 1.1 которого ГУП ЭВАЖД обеспечивает оказание коммунальных услуг, а также предоставляет услуги управления, эксплуатации, технического обслуживания общей долевой собственности многоквартирного дома по адресу: Кутузовский пр-т, д. 2/1.
В соответствии с Приложением N 2 к договору от 01.01.2009 N Г-09-09-33 расчет за горячее водоснабжение помещений осуществляется из расчета руб./Гкал.
Между ГУП ЭВАЖД и ОАО "НОТА-Банк" заключен договор на оказание коммунальных, эксплуатационных услуг, техническое обслуживание и управление для нежилых помещений в многоквартирном доме от 02.02.2011 N Г-2/55, согласно п. 1.1 которого ГУП ЭВАЖД обеспечивает оказание коммунальных услуг ОАО "НОТА-Банк" в помещениях, расположенных по адресу: Кутузовский пр-т, д. 2/1. В соответствии с Приложением N 2 к договору от 2.02.2011 N Г-2/55, расчет за горячее водоснабжение помещений осуществляется из расчета руб./Гкал.
Между ГУП ЭВАЖД и ФГУП "Почта России" УФПС г. Москвы - филиалом ФГУП "Почта России" Московским межрайонным почтамтом N 5 заключен договор на оказание коммунальных, эксплуатационных услуг, техническое обслуживание и управление для владельцев нежилых помещений в многоквартирном доме от 01.04.2006 N Г-3/182, согласно п. 1 которого ГУП ЭВАЖД обеспечивает оказание коммунальных услуг, а также предоставляет услуги управления, эксплуатации, технического обслуживания общей долевой собственности многоквартирного дома в помещениях по адресу: Кутузовский пр-т, д. 2/1.
Между ГУП ЭВАЖД и Юридической компанией "ДК" заключен договор на оказание коммунальных, эксплуатационных услуг, техническое обслуживание и управление для владельцев нежилых помещений в многоквартирном доме от 01.04.2006 N Г-3/185, согласно п. 1.1 которому ГУП ЭВАЖД обеспечивает оказание коммунальных услуг, а также предоставляет услуги управления, эксплуатации, технического обслуживания общей долевой собственности многоквартирного дома Юридической компании "ДК" в помещениях, расположенных по адресу: Кутузовский пр-т, д. 2/1.
Между ГУП ЭВАЖД и ЗАО "ПФК "БИН" заключен договор на оказание коммунальных, эксплуатационных услуг, техническое обслуживание и управление для собственников нежилых помещений в многоквартирном доме от 01.04.2006 N Г-3/186, согласно п. 1 которого ГУП ЭВАЖД обеспечивает оказание коммунальных услуг, а также предоставляет услуги управления, эксплуатации, технического обслуживания общей долевой собственности многоквартирного дома ЗАО "ПФК "БИН" в помещениях, расположенных по адресу: Кутузовский пр-т, д. 2/1.
ГУП ЭВАЖД и Компанией "БРЭДМОНТ КОММЕРШИАЛ ЛТД" также заключен договор на оказание коммунальных, эксплуатационных услуг, техническое обслуживание и управление для владельцев нежилых помещений в многоквартирном доме от 01.04.2006 N Г-3/190, согласно п. 1 которого ГУП ЭВАЖД обеспечивает оказание коммунальных услуг, а также предоставляет услуги управления, эксплуатации, технического обслуживания общей долевой собственности многоквартирного дома Компании "БРЭДМОНТ КОММЕРШИАЛ ЛТД" в помещениях, расположенных по адресу: Кутузовский пр-т, д. 2/1.
Между ГУП ЭВАЖД и ООО "Гринвейнс" заключен договор на оказание коммунальных, эксплуатационных услуг, техническое обслуживание и управление для собственников нежилых помещений в многоквартирном доме от 01.04.2006 N Г-3/192, согласно п. 1 которого ГУП ЭВАЖД обеспечивает оказание коммунальных услуг, а также предоставляет услуги управления, эксплуатации, технического обслуживания общей долевой собственности многоквартирного дома ООО "Гринвейнс" в помещениях, расположенных по адресу: Кутузовский пр-т, д. 2/1.
Таким образом, комиссией антимонопольного органа правомерно установлено, что ГУП ЭВАЖД выставляет счета Родионову А.Б., ГУП УКР и С, ООО "Гастроном Украина", ООО "Лимпопо", ООО "Колорит", ОАО "НОТА-Банк", ФГУП "Почта России" УФПС г. Москвы - филиалу ФГУП "Почта России" Московскому межрайонному почтамту N 5, Юридической компании "ДК", ЗАО "ПФК "БИН", Компании "БРЭДМОНТ КОММЕРШИАЛ ЛТД", ООО "Гринвейнс" за потребленную горячую воду, исходя из расчета затрат тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения (руб./Гкал).
Как указывает заявитель, в период с 2010 по 2012 гг. по инициативе ГУП ЭВАЖД были установлены следующие тарифы: постановлением РЭК г. Москвы N 111 от 21.12.2009 установлены и введены в действие с 01.2010 тарифы на передачу тепловой энергии ГУП ЭВАЖД потребителям в размере 399,7 руб./Гкал; постановлением РЭК г. Москвы N 259 от 27.12.2010 установлены и введены в действие с 01.2011 тарифы на передачу тепловой энергии ГУП ЭВАЖД потребителям в размере 431,0 руб./Гкал.; постановлением РЭК г. Москвы N 114 от 28.11.2011 об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ГУП ЭВАЖД.
Таким образом, обязанность по обращению в контролирующий орган за установлением тарифа на оказываемые услуги по теплоснабжению, как полагает заявитель, им исполнена, в связи с чем в его действиях отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Между тем, суд первой инстанции обоснованно отклонил данный довод ввиду следующего.
К горячей воде, поставляемой по системе горячего водоснабжения, предъявляются требования, установленные СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20.
Под водоснабжением в силу п. 10 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации понимают подачу поверхностных или подземных вод потребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах.
Из изложенного следует, что деятельность заявителя по поставке горячей воды по централизованной системе трубопроводов, используемой для целей горячего водоснабжения, относится к водоснабжению.
На основании Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, водоснабжением является технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.
В Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, предусмотрено два коммунальных ресурса - холодная вода и горячая вода, приготовляемая из холодной воды посредством ее подогрева.
При этом горячее водоснабжение осуществляется с использованием систем коммунальной инфраструктуры, состоящей из совокупности производственных, имущественных объектов, технологически связанных между собой. Инфраструктурные сети, посредством которых оказываются услуги по водоснабжению потребителям, являются стационарными.
Что касается поставки горячей воды от ИТП N 0733/018, то она осуществляется в три строения, а указанная сеть является технологически связанной.
Как установлено комиссией Управления и заявителем не оспаривается, в границах указанной сети отсутствует возможность покупки горячей воды у иного поставщика. Горячая вода не может быть поставлена за границы сетей индивидуального теплового пункта N 0733/018, расположенный по адресу: г. Москва, Кутузовский пр-т., д. 2/1.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции обоснованно отметил в своем решении, что оказание услуг по теплоснабжению и водоснабжению являются разными рынками услуг, подлежат разному нормативно-правовому регулированию и при осуществлении расчетов по данным услугам подлежат применению различные тарифы.
Согласно п. п. 6 и 7 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования), тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. м горячей воды.
Услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, отнесены к регулируемым (п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон об основах регулирования тарифов)).
Согласно п. 6 Основ ценообразования, Тарифы на горячую воду относятся к регулируемым тарифам относятся к регулируемым тарифам.
Тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, исходя из двух условий: 1) осуществление организацией коммунального комплекса непосредственного производства горячей воды; 2) оказание организацией коммунального комплекса услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения (п. 47 Основ ценообразования).
Понятие "организация коммунального комплекса" дано в п. 1 ст. 2 Закона об основах регулирования тарифов, в силу которого ГУП ЭВАЖД является организацией коммунального комплекса.
Непосредственное производство горячей воды, поставляемой для нужд собственников нежилых помещений, осуществляется на ИТП N 0733/018.
В соответствии со ст. 9 Закона об основах регулирования тарифов ГУП ЭВАЖД надлежит разрабатывать на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определять финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производить предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
Из положений п. 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, следует, что обязанность обращения в орган регулирования тарифов для установления тарифа на свои товары и услуги в размере, обеспечивающим эти финансовые потребности, относится на организацию коммунального комплекса.
Таким образом, обращение ГУП ЭВАЖД в РЭК г. Москвы за установлением тарифа по оказанию услуг теплоснабжения не свидетельствует об исполнении им обязанности по обращению в уполномоченный орган за установлением тарифа на оказание услуг водоснабжения.
Выставление счетов юридическим лицам за потребленную горячую воду, исходя из расчета руб./Гкал, является незаконным.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия заявителя противоречат требованиям ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Вопреки доводам подателя жалобы, оспариваемое заявителем решение вынесено антимонопольным органом в пределах полномочий, предоставленных ст. 22, п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции и п. 5.3.1.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331.
Принятие ответчиком решения о нарушении ГУП ЭВАЖД антимонопольного законодательства в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41 Закона о защите конкуренции явилось надлежащим основанием для выдачи заявителю предписания, оформленного в виде отдельного документа.
В настоящем случае заявителем не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о нарушении оспариваемым актом его прав и законных интересов.
Принимая во внимание вышесказанное, выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемые решение и предписание УФАС России по г. Москве соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя, и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, являются правомерными.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Ввиду изложенного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным, обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2013 по делу N А40-147973/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО
Судьи
С.Л.ЗАХАРОВ
Л.А.МОСКВИНА
С.Л.ЗАХАРОВ
Л.А.МОСКВИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)