Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Коробков Л.Л.
А-57
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.,
судей Баимовой И.А., Кучеровой С.М.,
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Андреева А.И.,
при секретаре Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.
гражданское дело по иску прокурора Новоселовского района Красноярского края в интересах М. к Управлению социальной защиты населения администрации Новоселовского района Красноярского края, Министерству финансов Красноярского края и Управлению федерального казначейства по Красноярскому краю о возложении обязанности признать право на получение мер социальной поддержки,
по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов Красноярского края Я.
на решение Новоселовского районного суда Красноярского края от 19 июля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Новоселовского района Красноярского края удовлетворить.
Признать за М., <дата> года рождения, уроженкой <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, право на получение льгот по оплате жилья с отоплением и освещением в полном объеме (100%)".
Заслушав докладчика, представителя Управления федерального казначейства по Красноярскому краю П. (на основании доверенности от <дата>) и прокурора, судебная коллегия,
установила:
Прокурор Новоселовского района Красноярского края в интересах М. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Новоселовского района Красноярского края, Министерству финансов Красноярского края и Управлению федерального казначейства по Красноярскому краю об обязании УСЗН администрации Новоселовского района Красноярского края признать право М. на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением как педагога - пенсионера, проживающего в сельской местности, мотивируя требования тем, что в ходе проведенной проверки установлен факт неправомерного отказа ответчиком в предоставлении М. соответствующих мер социальной поддержки, поскольку она имеет педагогический стаж работы в сельском образовательном учреждении более 10 лет, и на момент выхода на пенсию за ней сохранялось право пользования данными льготами.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Красноярского края Я. просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное, ссылаясь на нарушение норм материального права, поскольку меры социальной поддержки, установленные педагогическим работникам Федеральным законом от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" не распространяются на педагогов, вышедших на пенсию. Источником финансирования льгот работникам просвещения, перешедшим на пенсию, предусмотренных ранее нормативными актами СССР является федеральный бюджет. М. не имеет права на предоставление указанных мер социальной поддержки с 01.01.2012 г. в соответствии с Законом края, поскольку у нее отсутствует необходимый стаж работы в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях. Кроме того, Министерство финансов Красноярского края не является надлежащим ответчиком в части требований о предоставлении мер социальной поддержки в силу своих полномочий, судом нарушены процессуальные нормы, поскольку заявление подлежало рассмотрению в порядке ст. 245 ГПК РФ.
Проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя Управлению федерального казначейства по Красноярскому краю, поддержавшего доводы апелляционной жалобы представителя Министерства финансов Красноярского края, прокурора, согласного с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, М. в период с <дата> по <дата> более 10 лет работала воспитателем детского сада в сельской местности. <дата> ей назначена пенсия по возрасту, после чего истица до <дата> продолжала работать воспитателем детского дома в сельской местности. С <дата> М. проживает в <адрес>.
В период с 2003 года до декабря 2004 года оплата коммунальных услуг за жилое помещение, где проживает М., осуществлялось Управлением образования администрации Новоселовского района, с 2005 года по настоящее время УСЗН администрации Новоселовского района М. предоставляются меры социальной поддержки как ветерану труда в соответствии со ст. 2 Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" в размере 50 процентов оплаты коммунальных услуг. В предоставлении М. мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением как педагогу-пенсионеру УСЗН администрации Новоселовского района в 2013 году было отказано в связи с отсутствием 10-летнего стажа работы в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции правомерно исходил из наличия у М. права на предоставление УСЗН администрации Новоселовского района мер социальной поддержки по оплате занимаемого жилого помещения с отоплением и освещением, поскольку, являясь педагогическим работником, имеющим педагогический стаж в учреждениях образования в сельской местности более 10 лет, истица перешла на пенсию и проживает в сельской местности.
Данный вывод судебная коллегия признает верным, принимая во внимание следующее.
Педагогические работники образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в соответствии со ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 г. N 5\\12-22 утверждено Разъяснение "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), которым распространено вышеуказанное право на педагогических работников дошкольных учреждений.
Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись после принятия Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 г. N 3266-1.
Данная мера социальной поддержки, гарантированная государством, существующая в Законе РФ "Об образовании", способствует закреплению специалистов в данной местности и означает не что иное, как полное освобождение от каких-либо обязанностей по оплате за жилье и коммунальные услуги (отопление и освещение).
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что поскольку порядок предоставления мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности, проработавших более 10 лет и вышедших на пенсию, не был разработан и принят (в том числе в Красноярском крае до 01.01.2012 г.), при этом имеющееся у данной категории право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не отменено, а в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ "Об образовании", нормативные правовые акты РФ, нормативные правовые акты субъектов РФ, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-I "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона, суд первой инстанции обоснованно указал на необходимость применения к данной категории лиц того же порядка предоставления мер социальной поддержки, что установлен для работающих пенсионеров. Кроме того, суд верно исходил из того, что право на получение указанных льгот педагогами-пенсионерами не зависит от формы собственности сельского образовательного учреждения, где до перехода на пенсию они проработали более 10 лет.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", принятие решения о предоставлении денежных выплат педагогическим работникам осуществляет орган местного самоуправления. Данными полномочиями на территории Новоселовского района Красноярского края наделено УСЗН администрации Новоселовского района.
В силу ст. 7 Закона Красноярского края от 10.06.2010 г. N 10-4691 предоставление денежных выплат, предусмотренных настоящим Законом, является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета, что не противоречит положениям абзаца 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", предусматривающего обеспечение за счет бюджетов субъектов Российской Федерации возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции дана надлежащая юридическая оценка установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам, верно применены нормы права, регулирующие спорное правоотношение и принято законное решение.
Учитывая, что решением суда первой инстанции за М. признано право на получение льгот по оплате жилья с отоплением и освещением в полном объеме (100%), доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство финансов Красноярского края не является надлежащим ответчиком в части требований о предоставлении мер социальной поддержки не может быть принят судебной коллегией во внимание и служить основанием для отмены решения суда.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу спора, основаны на неправильном толковании норм материального права, являлись предметом исследования в суде первой инстанции, который в решении дал им надлежащую правовую оценку.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено. Ссылка в апелляционной жалобе на необходимость прекращения производства по делу, поскольку заявление об оспаривании отказа УСЗН администрации района подлежит рассмотрению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, является несостоятельной. Спор о праве М. на предоставление мер социальной поддержки правомерно заявлен прокурором и рассмотрен судом в исковом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Новоселовского районного суда Красноярского края от 19 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства финансов Красноярского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 09.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-9647/13
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 октября 2013 г. по делу N 33-9647/13
Судья: Коробков Л.Л.
А-57
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.,
судей Баимовой И.А., Кучеровой С.М.,
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Андреева А.И.,
при секретаре Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.
гражданское дело по иску прокурора Новоселовского района Красноярского края в интересах М. к Управлению социальной защиты населения администрации Новоселовского района Красноярского края, Министерству финансов Красноярского края и Управлению федерального казначейства по Красноярскому краю о возложении обязанности признать право на получение мер социальной поддержки,
по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов Красноярского края Я.
на решение Новоселовского районного суда Красноярского края от 19 июля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Новоселовского района Красноярского края удовлетворить.
Признать за М., <дата> года рождения, уроженкой <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, право на получение льгот по оплате жилья с отоплением и освещением в полном объеме (100%)".
Заслушав докладчика, представителя Управления федерального казначейства по Красноярскому краю П. (на основании доверенности от <дата>) и прокурора, судебная коллегия,
установила:
Прокурор Новоселовского района Красноярского края в интересах М. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Новоселовского района Красноярского края, Министерству финансов Красноярского края и Управлению федерального казначейства по Красноярскому краю об обязании УСЗН администрации Новоселовского района Красноярского края признать право М. на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением как педагога - пенсионера, проживающего в сельской местности, мотивируя требования тем, что в ходе проведенной проверки установлен факт неправомерного отказа ответчиком в предоставлении М. соответствующих мер социальной поддержки, поскольку она имеет педагогический стаж работы в сельском образовательном учреждении более 10 лет, и на момент выхода на пенсию за ней сохранялось право пользования данными льготами.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Красноярского края Я. просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное, ссылаясь на нарушение норм материального права, поскольку меры социальной поддержки, установленные педагогическим работникам Федеральным законом от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" не распространяются на педагогов, вышедших на пенсию. Источником финансирования льгот работникам просвещения, перешедшим на пенсию, предусмотренных ранее нормативными актами СССР является федеральный бюджет. М. не имеет права на предоставление указанных мер социальной поддержки с 01.01.2012 г. в соответствии с Законом края, поскольку у нее отсутствует необходимый стаж работы в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях. Кроме того, Министерство финансов Красноярского края не является надлежащим ответчиком в части требований о предоставлении мер социальной поддержки в силу своих полномочий, судом нарушены процессуальные нормы, поскольку заявление подлежало рассмотрению в порядке ст. 245 ГПК РФ.
Проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя Управлению федерального казначейства по Красноярскому краю, поддержавшего доводы апелляционной жалобы представителя Министерства финансов Красноярского края, прокурора, согласного с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, М. в период с <дата> по <дата> более 10 лет работала воспитателем детского сада в сельской местности. <дата> ей назначена пенсия по возрасту, после чего истица до <дата> продолжала работать воспитателем детского дома в сельской местности. С <дата> М. проживает в <адрес>.
В период с 2003 года до декабря 2004 года оплата коммунальных услуг за жилое помещение, где проживает М., осуществлялось Управлением образования администрации Новоселовского района, с 2005 года по настоящее время УСЗН администрации Новоселовского района М. предоставляются меры социальной поддержки как ветерану труда в соответствии со ст. 2 Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" в размере 50 процентов оплаты коммунальных услуг. В предоставлении М. мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением как педагогу-пенсионеру УСЗН администрации Новоселовского района в 2013 году было отказано в связи с отсутствием 10-летнего стажа работы в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции правомерно исходил из наличия у М. права на предоставление УСЗН администрации Новоселовского района мер социальной поддержки по оплате занимаемого жилого помещения с отоплением и освещением, поскольку, являясь педагогическим работником, имеющим педагогический стаж в учреждениях образования в сельской местности более 10 лет, истица перешла на пенсию и проживает в сельской местности.
Данный вывод судебная коллегия признает верным, принимая во внимание следующее.
Педагогические работники образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в соответствии со ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 г. N 5\\12-22 утверждено Разъяснение "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), которым распространено вышеуказанное право на педагогических работников дошкольных учреждений.
Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись после принятия Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 г. N 3266-1.
Данная мера социальной поддержки, гарантированная государством, существующая в Законе РФ "Об образовании", способствует закреплению специалистов в данной местности и означает не что иное, как полное освобождение от каких-либо обязанностей по оплате за жилье и коммунальные услуги (отопление и освещение).
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что поскольку порядок предоставления мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности, проработавших более 10 лет и вышедших на пенсию, не был разработан и принят (в том числе в Красноярском крае до 01.01.2012 г.), при этом имеющееся у данной категории право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не отменено, а в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ "Об образовании", нормативные правовые акты РФ, нормативные правовые акты субъектов РФ, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-I "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона, суд первой инстанции обоснованно указал на необходимость применения к данной категории лиц того же порядка предоставления мер социальной поддержки, что установлен для работающих пенсионеров. Кроме того, суд верно исходил из того, что право на получение указанных льгот педагогами-пенсионерами не зависит от формы собственности сельского образовательного учреждения, где до перехода на пенсию они проработали более 10 лет.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", принятие решения о предоставлении денежных выплат педагогическим работникам осуществляет орган местного самоуправления. Данными полномочиями на территории Новоселовского района Красноярского края наделено УСЗН администрации Новоселовского района.
В силу ст. 7 Закона Красноярского края от 10.06.2010 г. N 10-4691 предоставление денежных выплат, предусмотренных настоящим Законом, является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета, что не противоречит положениям абзаца 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", предусматривающего обеспечение за счет бюджетов субъектов Российской Федерации возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции дана надлежащая юридическая оценка установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам, верно применены нормы права, регулирующие спорное правоотношение и принято законное решение.
Учитывая, что решением суда первой инстанции за М. признано право на получение льгот по оплате жилья с отоплением и освещением в полном объеме (100%), доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство финансов Красноярского края не является надлежащим ответчиком в части требований о предоставлении мер социальной поддержки не может быть принят судебной коллегией во внимание и служить основанием для отмены решения суда.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу спора, основаны на неправильном толковании норм материального права, являлись предметом исследования в суде первой инстанции, который в решении дал им надлежащую правовую оценку.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено. Ссылка в апелляционной жалобе на необходимость прекращения производства по делу, поскольку заявление об оспаривании отказа УСЗН администрации района подлежит рассмотрению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, является несостоятельной. Спор о праве М. на предоставление мер социальной поддержки правомерно заявлен прокурором и рассмотрен судом в исковом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Новоселовского районного суда Красноярского края от 19 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства финансов Красноярского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)