Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Филимонова С.А.,
при участии представителей:
истца - Ульянова С.Н. (доверенность от 09.01.2013 б/н),
ответчиков - муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району города Саратова" - Кичатого Р.В. (доверенность от 03.06.2013 б/н),
Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Берестовской С.А. (доверенность от 25.12.2012 N 03-02/1888),
третьего лица - администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" - Кичатого Р.В. (доверенность от 26.06.2013 N 01-28/1612),
в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, и муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району города Саратова" в лице председателя ликвидационной комиссии - первого заместителя главы администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05.07.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013
по делу N А57-25277/2012
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района", г. Саратов (ИНН 6453095298, ОГРН 1076453005430) к муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району города Саратова" г. Саратов (ИНН 6453050522, ОГРН 1026403058483), администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ИНН 6450011003, ОГРН 103640500028), Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ИНН 6250530344, ОГРН 1026402205246) о взыскании задолженности, по встречному исковому заявлению муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району города Саратова" в лице председателя ликвидационной комиссии к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района", г. Саратов, о признании недействительной в силу ничтожности сделки, с участием третьих лиц: администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района" (далее - ООО "УК Ленинского района", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" (далее - МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова", дирекция), администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация), Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам) о взыскании с МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" 3 279 056 руб. 35 коп. задолженности, а при недостаточности денежных средств у основного должника взыскать задолженность в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования "Город Саратов" (далее - МО "Город Саратов") в лице Комитета по финансам за счет средств казны МО "Город Саратов".
МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" предъявило встречное исковое заявление к ООО "УК Ленинского района г. Саратова" о признании недействительной в силу ничтожности сделки - дополнительных условий приема-передачи многоквартирных домов, списываемых с баланса дирекции в управление ООО "УК Ленинского района г. Саратова" от 27.06.2008.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 05.07.2013 первоначальные требования удовлетворены. С МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" в пользу ООО "УК Ленинского района г. Саратова" взыскано 3 279 056 руб. 35 коп. задолженности, 36 500 руб. судебных расходов за проведение экспертизы, а при недостаточности денежных средств у основного должника решено взыскать указанные суммы в порядке субсидиарной ответственности с МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств казны МО "Город Саратов".
С дирекции в пользу общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательская лаборатория судебных экспертиз" (далее - ООО "Научно-исследовательская лаборатория судебных экспертиз") взысканы денежные средства за проведение судебной экспертизы в размере 15 552 руб., а при недостаточности денежных средств у основного должника, решено взыскать их в порядке субсидиарной ответственности с МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств казны МО "Город Саратов".
В удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013 принят отказ ООО "УК Ленинского района г. Саратова" от исковых требований в части взыскания 1 644 504 руб. задолженности. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 05.07.2013 в части взыскания 1 644 504 руб. задолженности отменено. Производство по делу в указанной части прекращено. В остальной части судебное решение от 05.07.2013 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет по финансам и МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" в лице председателя ликвидационной комиссии - первого заместителя главы администрации Ленинского района МО "Город Саратов" обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить, ссылаясь на то, что печать, которая имеется на представленных истцом дополнительных условиях приема передачи многоквартирных домов, не является печатью МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова". Лицо, подписавшее указанные дополнительные условия, превысило свои полномочия, МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" указанную сделку не одобряло.
Комитет по финансам указывает также на то, что не является собственником (представителем собственника) МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" и не может нести ответственности по его обязательствам.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав явившихся представителей в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, дирекция была создана на основании решения Саратовской городской Думы от 13.10.1998 N 24-226 "О создании муниципальных учреждений "Дирекция единого заказчика".
Согласно Уставу дирекции целью ее деятельности является оперативное управление муниципальным жилищным и нежилым фондом, объектами инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства для создания условий предоставления качественных, надежных и экологически безопасных жилищно-коммунальных услуг населению.
Таким образом, дирекция обязана осуществлять содержание и своевременный текущий и капитальный ремонт общего имущества муниципального жилищного и нежилого фонда, находящегося у него на балансе.
Руководителем дирекции является директор, назначаемый и освобождаемый от должности главой администрации района по согласованию с Департаментом и Комитетом по управлению имуществом города.
В целях обеспечения деятельности ООО "УК Ленинского района", созданной для управления многоквартирными домами, по акту приема-передачи технической документации для обеспечения управления, эксплуатации, владения, пользования и распоряжения общим имуществом многоквартирных жилых домов от 27.06.2008 были переданы с баланса дирекции в управление ООО "Управляющая компания Ленинского района", в том числе следующие многоквартирные дома: N 2, 4, 5Б по ул. Зеркальная; N 17А по ул. 2-я Прокатная; N 3 по ул. Перспективная; N 28Б, 36 по ул. Шехурдина; N 6 по ул. Гусельская; N 6, N 10 по ул. Ломоносова; N 59А по ул. Лебедева-Кумача; N 3, 5 по ул. Измайлова; N 3, 8, 11А, 12, 16, 17, 18, 21 по ул. Ипподромная; N 14А по ул. Бульварная; N 3Б, 7, 9, 12Б, 19, 23 по ул. Антонова; N 18, 21, 27, 27А, 27Б, 28/1, 34, 84 по проспекту Строителей; N 4 по ул. Тархова в г. Саратове.
При приеме-передаче общего имущества части данных многоквартирных жилых домов с баланса дирекции в управление ООО "УК Ленинского района" было проведено совместное обследование домов комиссией на предмет технического состояния основных конструктивных элементов и инженерного оборудования.
По результатам обследования были установлены существенные нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 27.09.2003 N 170, в части необходимости проведения передающей стороной ремонтных работ передаваемого общего имущества многоквартирных домов, что зафиксировано в совместно согласованных и утвержденных (дефектных) ведомостях объемов работ, необходимых для устранения выявленных дирекцией существенных нарушений Правил технического состояния передаваемого жилищного фонда, которые подписаны руководителями без разногласий и скреплены печатями дирекции и ООО "УК Ленинского района г. Саратова".
Указанные нарушения передаваемого жилищного фонда выявлены во время, когда передаваемые многоквартирные дома находились на балансе дирекции, которая согласно Уставу являлась специализированной организацией, созданной для выполнения функций заказчика по всему комплексу работ, связанных с жилищно-коммунальным обслуживанием и ремонтом многоквартирных домов, и осуществляло за плату от нанимателей и собственников помещений содержание, текущий и капитальный ремонт их общего имущества на основании: решения Саратовской городской Думы от 04.02.2005 N 55-527 "О ценах на услуги по содержанию и ремонту жилья для населения"; решения Саратовской городской Думы от 29.04.1999 N 30-294 "Об утверждении для населения ставок платы за содержание и ремонт (включая капитальный ремонт)" (с изменениями от 22.03.2000, 27.04.2000, 29.06.2000, 16.11.2000, 21.03.2002); решения Саратовской городской Думы от 22.06.2002 N 22-202 "О ставках оплаты за капитальный ремонт жилищного фонда".
Поскольку общее имущество передаваемых с баланса дирекции в управление ООО "УК Ленинского района" вышеуказанных многоквартирных домов находилось в неудовлетворительном техническом состоянии, стороны согласовали, подписали, скрепили печатями дополнительные условия приема-передачи, ведомости объемов работ, на основании которых дирекции необходимо выполнить ремонтные работы.
Согласно пункту 1 дополнительных условий приема-передачи от 27.06.2008 стороны подтверждают, что дополнительные условия приема-передачи многоквартирных домов являются соглашением сторон при передаче многоквартирных домов, списываемых с баланса дирекции в управление ООО "УК Ленинского района".
В соответствии с пунктом 2 дополнительных условий приема-передачи дирекция обязалась и гарантировала своими силами, за свой счет и из своих материалов до 01.08.2010 произвести следующие ремонтные работы:
- - по дому N 2 по ул. Зеркальная: капитальный ремонт кровли, фасада, отмостки, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 4 по ул. Зеркальная: капитальный ремонт кровли, фасада, отмостки, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 5Б по ул. Зеркальная: капитальный ремонт отмостки, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 17А по ул. 2-я Прокатная: капитальный ремонт кровли, фасада, отмостки, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 3 по ул. Перспективная: капитальный ремонт кровли, отмостки, межпанельных швов, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 28Б по ул. Шехурдина: капитальный ремонт кровли, отмостки, межпанельных швов, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 36 по ул. Шехурдина: капитальный ремонт кровли, отмостки, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 6 по ул. Гусельская: капитальный ремонт кровли, межпанельных швов, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 6 по ул. Ломоносова: капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 10 по ул. Ломоносова: капитальный ремонт кровли, фасада, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 59А по ул. Лебедева-Кумача: капитальный ремонт кровли, отмостки, межпанельных швов, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 3 по ул. Измайлова: капитальный ремонт кровли, отмостки, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 5 по ул. Измайлова: капитальный ремонт кровли, отмостки, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 3 по ул. Ипподромная: капитальный ремонт отмостки, внутридомовых инженерных систем водоотведения, теплоснабжения, подъездов;
- - по дому N 8 по ул. Ипподромная: капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 11А по ул. Ипподромная: капитальный ремонт кровли, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 12 по ул. Ипподромная: капитальный ремонт кровли, отмостки, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 16 по ул. Ипподромная: капитальный ремонт кровли, отмостки, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 17 по ул. Ипподромная: капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 18 по ул. Ипподромная: капитальный ремонт межпанельных швов, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 21 по ул. Ипподромная: капитальный ремонт межпанельных швов, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, подъездов;
- - по дому N 14А по ул. Бульварная: капитальный ремонт: кровли, отмостки, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 3Б по ул. Антонова: капитальный ремонт отмостки, межпанельных швов, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 7 по ул. Антонова: капитальный ремонт кровли, отмостки, межпанельных швов, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 9 по ул. Антонова: капитальный ремонт отмостки, межпанельных швов, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, подъездов;
- - по дому N 12Б по ул. Антонова: капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 19 по ул. Антонова: капитальный ремонт кровли, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 23 по ул. Антонова: капитальный ремонт кровли, межпанельных швов, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 18 по пр. Строителей: капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 21 по пр. Строителей: капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 27 по пр. Строителей: капитальный ремонт отмостки, фасада (цоколь), внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 27А по пр. Строителей: капитальный ремонт кровли, отмостки, фасада (цоколь), внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 27Б по пр. Строителей: капитальный ремонт отмостки, фасада (цоколь), внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 28/1 по пр. Строителей: капитальный ремонт кровли, отмостки, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 34 по пр. Строителей: капитальный ремонт кровли, отмостки, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 84 по пр. Строителей: капитальный ремонт кровли, межпанельных швов, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 4 по ул. Тархова: капитальный ремонт кровли, отмостки, межпанельных швов, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов.
В соответствии с пунктом 6 приложения к дополнительным условиям приема-передачи многоквартирных домов от 27.06.2008 неотъемлемой частью таких соглашений являются ведомости (дефектные) объемов работ по каждому вышеуказанному многоквартирному дому, согласованные и утвержденные в двухстороннем порядке, на предмет необходимости выполнения в таких домах ремонтных работ.
Указанные дополнительные условия выполнены в виде отдельного документа и являются дополнением акта приема-передачи технической документации от 27.06.2008, подписаны дирекцией в лице директора Родионова Г.В., действующего на основании Устава, с одной стороны, и директором ООО "УК Ленинского района" Никитина С.А., с другой стороны.
Ввиду неисполнения дирекцией добровольно взятых на себя обязанностей по устранению ранее допущенных ею нарушений при обслуживании передаваемого имущества, истец понес расходы в виде реальных денежных затрат при выполнении части ремонтных работ, не выполненных дирекцией, оплатив их в полном объеме по следующим заключенным договорам подряда с обществом с ограниченной ответственностью "УниКом": от 28.04.2011 N 15/04 на выполнение работ по ремонту отмостков по адресу: г. Саратов, ул. Зеркальная, 5 "б", на сумму 209 635 руб. 00 коп.; от 20.09.2011 N 55/09 на выполнение работ по ремонту кровли по адресу: г. Саратов, ул. Шехурдина, 36, на сумму 1 244 326 руб. 00 коп.; от 25.10.2011 N 21 на выполнение части работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения в части мест общего пользования по адресу: г. Саратов, ул. Шехурдина, 36, на сумму 55 092 руб. 00 коп.; от 31.08.2010 N 35/08 на выполнение работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения в части по адресу: г. Саратов, ул. Антонова, 7, на сумму 46 516 руб. 00 коп.; от 28.04.2011 N 12/04 на выполнение работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения в части по адресу: г. Саратов, ул. Антонова, 7 на сумму 97 453 руб. 00 коп.; от 29.10.2010 N 25/10 на выполнение работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (мест общего пользования) в части по адресу: г. Саратов, ул. Антонова, 7 на сумму 63 161 руб. 00 коп.; от 01.06.2011 N 3/06 на выполнение работ по ремонту отмостков по адресу: г. Саратов, ул. Перспективная, 3 на сумму 134 042 руб. 00 коп.; от 08.06.2012 N 5/06 на выполнение работ по ремонту подъезда N 1 по адресу: г. Саратов, ул. Антонова, 12 Б на сумму 70 935 руб. 00 коп.; от 22.08.2012 N 14/08 на выполнение работ по ремонту подъезда N 2 по адресу: г. Саратов, ул. Антонова, 12 Б на сумму 69 603 руб. 00 коп.; от 04.03.2010 N 3/03 на выполнение работ по ремонту части внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения по адресу: г. Саратов, ул. Антонова, 12Б на сумму 204 548 руб. 00 коп.; от 02.06.2011 N 5/06 на выполнение работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения в части по адресу: г. Саратов, ул. Антонова, 19 на сумму 53 680 руб. 00 коп.; от 20.07.2011 N 6/07 на выполнение работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (этажные щиты) по адресу: г. Саратов, ул. Антонова, 19 на сумму 100 503 руб. 00 коп.; от 06.10.2010 N 4/10 на выполнение работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (места общего пользования) в части по адресу: г. Саратов, ул. Антонова, 19 на сумму 90 501 руб. 00 коп.; от 01.06.2011 N 2/06 на выполнение работ по ремонту подъезда N 2 по адресу: г. Саратов, ул. Ипподромная, 17 на сумму 69 264 руб. 00 коп.; от 03.07.2010 N 3/07 на выполнение работ по ремонту подъезда N 3 по адресу: г. Саратов, ул. Ипподромная, 18 на сумму 41 970 руб. 00 коп.; от 30.04.2010 N 12/04 на выполнение работ по ремонту подъезда N 1 по адресу: г. Саратов, ул. Ипподромная, 18 на сумму 69 606 руб. 00 коп.; от 20.09.2011 N 56/09 на выполнение работ по ремонту мягкой кровли из наплавленного материала в части по адресу: г. Саратов, пр. Строителей, 28/1 на сумму 422 672 руб. 00 коп.; от 20.06.2011 N 18/06 на выполнение работ по ремонту отмостки по адресу: г. Саратов, ул. Тархова, 4 на сумму 163 255 руб. 00 коп.
Цены выполненных работ по договорам были определены сметами по сметно-нормативной стоимости в ценах 2010 - 2012 года, составленными в соответствии с приложением к письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.04.2009 N 10217-СК/08, и составляют в сумме 3 206 762 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "УК Ленинского района" в арбитражный суд с иском о взыскании убытков.
В соответствии со статьей 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При этом ответственность наступает при наличии следующих условий: наличие убытков (факт причинения вреда), противоправность действий лица, обязанного к возмещению убытков (вреда), причинно-следственная связь между противоправным поведением указанного лица и возникшими убытками (причинением вреда), вина лица, обязанного к возмещению убытков (возмещению вреда).
В подтверждение факта причинения вреда и вины ответчика истцом представлены акт приема-передачи технической документации от 27.06.2008, дополнительные условия приема передачи многоквартирных домов от 27.06.2008, сметы на сумму 3 206 762 руб., договоры подряда, платежные поручения.
Как установлено судами, подтвержденный материалами дела размер убытков составляет 3 279 056 руб. 35 коп.
Обязанность по проведению ремонта у дирекции возникла как в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, так и в силу дополнительных условий приема-передачи жилых домов с баланса ответчика в управление (на баланс) товарищества собственников жилья от 27.06.2008.
Судами установлено также, что дирекцией не представлено доказательств выполнения своих обязанностей по текущему и капитальному ремонту имущества, находившегося у него на балансе, вследствие чего он подписал дополнительные условия от 27.06.2008, предусматривающие его обязательства исполнить не выполненные им ранее обязательства по текущему и капитальному ремонту имущества.
Требование истца о возмещении ущерба правомерно удовлетворены судом, поскольку убытки причинены в результате ненадлежащего исполнения обязательств по содержанию жилищного фонда и между действиями дирекциями и убытками истца имеется прямая причинная связь.
Исковые требования по встречному иску мотивированы тем, что единственным доказательством в обоснование исковых требований ООО "УК Ленинского района" являются дополнительные условия приема-передачи многоквартирных домов от 27.06.2008. Однако, по мнению дирекции, данные дополнительные условия подписаны не уполномоченным должностным лицом (директором), что свидетельствует о недействительности сделки. Кроме того, оттиск печати на дополнительных условиях приема-передачи многоквартирных домов от 27.06.2008 выполнен не печатью дирекции, что, по мнению дирекции, подтверждается результатами экспертного исследования от 04.03.2013 N 1629.
Между тем согласно заключению эксперта от 16.04.2013 N 2732 ООО "Научно-исследовательская лаборатория судебных экспертиз" по результатам проведенной судебной экспертизы подпись от имени Родионова Г.В., расположенная на 10-й странице дополнительных условий приема-передачи многоквартирных домов, списываемых с баланса дирекции в управление ООО "УК Ленинского района г. Саратова" от 27.06.2008 выполнена Родионовым Геннадием Васильевичем, который в тот период являлся директором ответчика - МУ "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова".
Довод дирекции о том, что проставленный на дополнительном соглашении от 27.06.2008 оттиск печати не является оригиналом оттиска печати дирекции, не свидетельствует о порочности данного соглашения.
Поскольку оснований для признания дополнительных условий приема-передачи многоквартирных домов от 27.06.2008 недействительной сделкой отсутствуют, апелляционный суд обоснованно оценил его как основание возникновения обязанности дирекции по ремонту передаваемого жилищного фонда.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что при заключении оспариваемой сделки директор дирекции Родионов Г.В. вышел за пределы правоспособности юридического лица.
Кроме того, судами установлено, что истек срок для применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Моментом начала исполнения дополнительных условий является день их подписания (27.06.2008). Следовательно, срок исковой давности по спорному договору истек 27.06.2011, тогда как дирекция обратилась в суд 11.06.2013.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске в силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ.
Законными являются судебные акты и в части привлечения муниципального образования к субсидиарной ответственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Собственником имущества учреждения является МО "Город Саратов", следовательно, оно несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 данной статьи органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Положению о Комитете по финансам, утвержденному решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет по финансам является финансовым органом администрации города, организующим составление, исполнение бюджета города и осуществляющим контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. В рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, Комитет по финансам координирует деятельность комитетов и управлений администрации МО "Город Саратов", а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса.
К функциям Комитета по финансам относится открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей и получателей бюджетных средств, получение от главных распорядителей и получателей бюджетных средств отчетов по формам, установленным уполномоченными органами, об использовании средств бюджета города и иных сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием указанных средств, осуществление финансового контроля за операциями с бюджетными средствами получателей бюджетных средств, средствами администраторов источников финансирования дефицита бюджета города, осуществление функций главного администратора доходов бюджета города, представление в суде интересов казны города от имени МО "Город Саратов".
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" при удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
Таким образом, выводы судов о наличии оснований для привлечения муниципального образования в лице финансового органа к субсидиарной ответственности соответствуют нормам права и материалам дела.
Доводы кассационных жалоб правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают и были подробного исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем не являются основанием для их отмены.
Однако учитывая, что постановлением апелляционного суда частично отменено решение суда первой инстанции в связи с отказом истца от части исковых требований, производство по делу в указанной части прекращено, оставлению без изменения подлежит постановление суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013 по делу N А57-25277/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району города Саратова", г. Саратов (ИНН 6453050522, ОГРН 1026403058483) в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 2000 рублей.
Арбитражному суду Саратовской области выдать исполнительный лист на основании статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
Г.Н.МАХМУТОВА
С.А.ФИЛИМОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 14.11.2013 ПО ДЕЛУ N А57-25277/2012
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2013 г. по делу N А57-25277/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Филимонова С.А.,
при участии представителей:
истца - Ульянова С.Н. (доверенность от 09.01.2013 б/н),
ответчиков - муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району города Саратова" - Кичатого Р.В. (доверенность от 03.06.2013 б/н),
Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Берестовской С.А. (доверенность от 25.12.2012 N 03-02/1888),
третьего лица - администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" - Кичатого Р.В. (доверенность от 26.06.2013 N 01-28/1612),
в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, и муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району города Саратова" в лице председателя ликвидационной комиссии - первого заместителя главы администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05.07.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013
по делу N А57-25277/2012
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района", г. Саратов (ИНН 6453095298, ОГРН 1076453005430) к муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району города Саратова" г. Саратов (ИНН 6453050522, ОГРН 1026403058483), администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ИНН 6450011003, ОГРН 103640500028), Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ИНН 6250530344, ОГРН 1026402205246) о взыскании задолженности, по встречному исковому заявлению муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району города Саратова" в лице председателя ликвидационной комиссии к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района", г. Саратов, о признании недействительной в силу ничтожности сделки, с участием третьих лиц: администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района" (далее - ООО "УК Ленинского района", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" (далее - МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова", дирекция), администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация), Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам) о взыскании с МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" 3 279 056 руб. 35 коп. задолженности, а при недостаточности денежных средств у основного должника взыскать задолженность в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования "Город Саратов" (далее - МО "Город Саратов") в лице Комитета по финансам за счет средств казны МО "Город Саратов".
МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" предъявило встречное исковое заявление к ООО "УК Ленинского района г. Саратова" о признании недействительной в силу ничтожности сделки - дополнительных условий приема-передачи многоквартирных домов, списываемых с баланса дирекции в управление ООО "УК Ленинского района г. Саратова" от 27.06.2008.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 05.07.2013 первоначальные требования удовлетворены. С МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" в пользу ООО "УК Ленинского района г. Саратова" взыскано 3 279 056 руб. 35 коп. задолженности, 36 500 руб. судебных расходов за проведение экспертизы, а при недостаточности денежных средств у основного должника решено взыскать указанные суммы в порядке субсидиарной ответственности с МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств казны МО "Город Саратов".
С дирекции в пользу общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательская лаборатория судебных экспертиз" (далее - ООО "Научно-исследовательская лаборатория судебных экспертиз") взысканы денежные средства за проведение судебной экспертизы в размере 15 552 руб., а при недостаточности денежных средств у основного должника, решено взыскать их в порядке субсидиарной ответственности с МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств казны МО "Город Саратов".
В удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013 принят отказ ООО "УК Ленинского района г. Саратова" от исковых требований в части взыскания 1 644 504 руб. задолженности. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 05.07.2013 в части взыскания 1 644 504 руб. задолженности отменено. Производство по делу в указанной части прекращено. В остальной части судебное решение от 05.07.2013 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет по финансам и МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" в лице председателя ликвидационной комиссии - первого заместителя главы администрации Ленинского района МО "Город Саратов" обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить, ссылаясь на то, что печать, которая имеется на представленных истцом дополнительных условиях приема передачи многоквартирных домов, не является печатью МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова". Лицо, подписавшее указанные дополнительные условия, превысило свои полномочия, МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" указанную сделку не одобряло.
Комитет по финансам указывает также на то, что не является собственником (представителем собственника) МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" и не может нести ответственности по его обязательствам.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав явившихся представителей в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, дирекция была создана на основании решения Саратовской городской Думы от 13.10.1998 N 24-226 "О создании муниципальных учреждений "Дирекция единого заказчика".
Согласно Уставу дирекции целью ее деятельности является оперативное управление муниципальным жилищным и нежилым фондом, объектами инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства для создания условий предоставления качественных, надежных и экологически безопасных жилищно-коммунальных услуг населению.
Таким образом, дирекция обязана осуществлять содержание и своевременный текущий и капитальный ремонт общего имущества муниципального жилищного и нежилого фонда, находящегося у него на балансе.
Руководителем дирекции является директор, назначаемый и освобождаемый от должности главой администрации района по согласованию с Департаментом и Комитетом по управлению имуществом города.
В целях обеспечения деятельности ООО "УК Ленинского района", созданной для управления многоквартирными домами, по акту приема-передачи технической документации для обеспечения управления, эксплуатации, владения, пользования и распоряжения общим имуществом многоквартирных жилых домов от 27.06.2008 были переданы с баланса дирекции в управление ООО "Управляющая компания Ленинского района", в том числе следующие многоквартирные дома: N 2, 4, 5Б по ул. Зеркальная; N 17А по ул. 2-я Прокатная; N 3 по ул. Перспективная; N 28Б, 36 по ул. Шехурдина; N 6 по ул. Гусельская; N 6, N 10 по ул. Ломоносова; N 59А по ул. Лебедева-Кумача; N 3, 5 по ул. Измайлова; N 3, 8, 11А, 12, 16, 17, 18, 21 по ул. Ипподромная; N 14А по ул. Бульварная; N 3Б, 7, 9, 12Б, 19, 23 по ул. Антонова; N 18, 21, 27, 27А, 27Б, 28/1, 34, 84 по проспекту Строителей; N 4 по ул. Тархова в г. Саратове.
При приеме-передаче общего имущества части данных многоквартирных жилых домов с баланса дирекции в управление ООО "УК Ленинского района" было проведено совместное обследование домов комиссией на предмет технического состояния основных конструктивных элементов и инженерного оборудования.
По результатам обследования были установлены существенные нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 27.09.2003 N 170, в части необходимости проведения передающей стороной ремонтных работ передаваемого общего имущества многоквартирных домов, что зафиксировано в совместно согласованных и утвержденных (дефектных) ведомостях объемов работ, необходимых для устранения выявленных дирекцией существенных нарушений Правил технического состояния передаваемого жилищного фонда, которые подписаны руководителями без разногласий и скреплены печатями дирекции и ООО "УК Ленинского района г. Саратова".
Указанные нарушения передаваемого жилищного фонда выявлены во время, когда передаваемые многоквартирные дома находились на балансе дирекции, которая согласно Уставу являлась специализированной организацией, созданной для выполнения функций заказчика по всему комплексу работ, связанных с жилищно-коммунальным обслуживанием и ремонтом многоквартирных домов, и осуществляло за плату от нанимателей и собственников помещений содержание, текущий и капитальный ремонт их общего имущества на основании: решения Саратовской городской Думы от 04.02.2005 N 55-527 "О ценах на услуги по содержанию и ремонту жилья для населения"; решения Саратовской городской Думы от 29.04.1999 N 30-294 "Об утверждении для населения ставок платы за содержание и ремонт (включая капитальный ремонт)" (с изменениями от 22.03.2000, 27.04.2000, 29.06.2000, 16.11.2000, 21.03.2002); решения Саратовской городской Думы от 22.06.2002 N 22-202 "О ставках оплаты за капитальный ремонт жилищного фонда".
Поскольку общее имущество передаваемых с баланса дирекции в управление ООО "УК Ленинского района" вышеуказанных многоквартирных домов находилось в неудовлетворительном техническом состоянии, стороны согласовали, подписали, скрепили печатями дополнительные условия приема-передачи, ведомости объемов работ, на основании которых дирекции необходимо выполнить ремонтные работы.
Согласно пункту 1 дополнительных условий приема-передачи от 27.06.2008 стороны подтверждают, что дополнительные условия приема-передачи многоквартирных домов являются соглашением сторон при передаче многоквартирных домов, списываемых с баланса дирекции в управление ООО "УК Ленинского района".
В соответствии с пунктом 2 дополнительных условий приема-передачи дирекция обязалась и гарантировала своими силами, за свой счет и из своих материалов до 01.08.2010 произвести следующие ремонтные работы:
- - по дому N 2 по ул. Зеркальная: капитальный ремонт кровли, фасада, отмостки, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 4 по ул. Зеркальная: капитальный ремонт кровли, фасада, отмостки, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 5Б по ул. Зеркальная: капитальный ремонт отмостки, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 17А по ул. 2-я Прокатная: капитальный ремонт кровли, фасада, отмостки, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 3 по ул. Перспективная: капитальный ремонт кровли, отмостки, межпанельных швов, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 28Б по ул. Шехурдина: капитальный ремонт кровли, отмостки, межпанельных швов, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 36 по ул. Шехурдина: капитальный ремонт кровли, отмостки, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 6 по ул. Гусельская: капитальный ремонт кровли, межпанельных швов, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 6 по ул. Ломоносова: капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 10 по ул. Ломоносова: капитальный ремонт кровли, фасада, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 59А по ул. Лебедева-Кумача: капитальный ремонт кровли, отмостки, межпанельных швов, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 3 по ул. Измайлова: капитальный ремонт кровли, отмостки, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 5 по ул. Измайлова: капитальный ремонт кровли, отмостки, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 3 по ул. Ипподромная: капитальный ремонт отмостки, внутридомовых инженерных систем водоотведения, теплоснабжения, подъездов;
- - по дому N 8 по ул. Ипподромная: капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 11А по ул. Ипподромная: капитальный ремонт кровли, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 12 по ул. Ипподромная: капитальный ремонт кровли, отмостки, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 16 по ул. Ипподромная: капитальный ремонт кровли, отмостки, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 17 по ул. Ипподромная: капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 18 по ул. Ипподромная: капитальный ремонт межпанельных швов, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 21 по ул. Ипподромная: капитальный ремонт межпанельных швов, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, подъездов;
- - по дому N 14А по ул. Бульварная: капитальный ремонт: кровли, отмостки, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 3Б по ул. Антонова: капитальный ремонт отмостки, межпанельных швов, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 7 по ул. Антонова: капитальный ремонт кровли, отмостки, межпанельных швов, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 9 по ул. Антонова: капитальный ремонт отмостки, межпанельных швов, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, подъездов;
- - по дому N 12Б по ул. Антонова: капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 19 по ул. Антонова: капитальный ремонт кровли, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 23 по ул. Антонова: капитальный ремонт кровли, межпанельных швов, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 18 по пр. Строителей: капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 21 по пр. Строителей: капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 27 по пр. Строителей: капитальный ремонт отмостки, фасада (цоколь), внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 27А по пр. Строителей: капитальный ремонт кровли, отмостки, фасада (цоколь), внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 27Б по пр. Строителей: капитальный ремонт отмостки, фасада (цоколь), внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 28/1 по пр. Строителей: капитальный ремонт кровли, отмостки, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 34 по пр. Строителей: капитальный ремонт кровли, отмостки, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 84 по пр. Строителей: капитальный ремонт кровли, межпанельных швов, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов;
- - по дому N 4 по ул. Тархова: капитальный ремонт кровли, отмостки, межпанельных швов, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, подъездов.
В соответствии с пунктом 6 приложения к дополнительным условиям приема-передачи многоквартирных домов от 27.06.2008 неотъемлемой частью таких соглашений являются ведомости (дефектные) объемов работ по каждому вышеуказанному многоквартирному дому, согласованные и утвержденные в двухстороннем порядке, на предмет необходимости выполнения в таких домах ремонтных работ.
Указанные дополнительные условия выполнены в виде отдельного документа и являются дополнением акта приема-передачи технической документации от 27.06.2008, подписаны дирекцией в лице директора Родионова Г.В., действующего на основании Устава, с одной стороны, и директором ООО "УК Ленинского района" Никитина С.А., с другой стороны.
Ввиду неисполнения дирекцией добровольно взятых на себя обязанностей по устранению ранее допущенных ею нарушений при обслуживании передаваемого имущества, истец понес расходы в виде реальных денежных затрат при выполнении части ремонтных работ, не выполненных дирекцией, оплатив их в полном объеме по следующим заключенным договорам подряда с обществом с ограниченной ответственностью "УниКом": от 28.04.2011 N 15/04 на выполнение работ по ремонту отмостков по адресу: г. Саратов, ул. Зеркальная, 5 "б", на сумму 209 635 руб. 00 коп.; от 20.09.2011 N 55/09 на выполнение работ по ремонту кровли по адресу: г. Саратов, ул. Шехурдина, 36, на сумму 1 244 326 руб. 00 коп.; от 25.10.2011 N 21 на выполнение части работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения в части мест общего пользования по адресу: г. Саратов, ул. Шехурдина, 36, на сумму 55 092 руб. 00 коп.; от 31.08.2010 N 35/08 на выполнение работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения в части по адресу: г. Саратов, ул. Антонова, 7, на сумму 46 516 руб. 00 коп.; от 28.04.2011 N 12/04 на выполнение работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения в части по адресу: г. Саратов, ул. Антонова, 7 на сумму 97 453 руб. 00 коп.; от 29.10.2010 N 25/10 на выполнение работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (мест общего пользования) в части по адресу: г. Саратов, ул. Антонова, 7 на сумму 63 161 руб. 00 коп.; от 01.06.2011 N 3/06 на выполнение работ по ремонту отмостков по адресу: г. Саратов, ул. Перспективная, 3 на сумму 134 042 руб. 00 коп.; от 08.06.2012 N 5/06 на выполнение работ по ремонту подъезда N 1 по адресу: г. Саратов, ул. Антонова, 12 Б на сумму 70 935 руб. 00 коп.; от 22.08.2012 N 14/08 на выполнение работ по ремонту подъезда N 2 по адресу: г. Саратов, ул. Антонова, 12 Б на сумму 69 603 руб. 00 коп.; от 04.03.2010 N 3/03 на выполнение работ по ремонту части внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения по адресу: г. Саратов, ул. Антонова, 12Б на сумму 204 548 руб. 00 коп.; от 02.06.2011 N 5/06 на выполнение работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения в части по адресу: г. Саратов, ул. Антонова, 19 на сумму 53 680 руб. 00 коп.; от 20.07.2011 N 6/07 на выполнение работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (этажные щиты) по адресу: г. Саратов, ул. Антонова, 19 на сумму 100 503 руб. 00 коп.; от 06.10.2010 N 4/10 на выполнение работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (места общего пользования) в части по адресу: г. Саратов, ул. Антонова, 19 на сумму 90 501 руб. 00 коп.; от 01.06.2011 N 2/06 на выполнение работ по ремонту подъезда N 2 по адресу: г. Саратов, ул. Ипподромная, 17 на сумму 69 264 руб. 00 коп.; от 03.07.2010 N 3/07 на выполнение работ по ремонту подъезда N 3 по адресу: г. Саратов, ул. Ипподромная, 18 на сумму 41 970 руб. 00 коп.; от 30.04.2010 N 12/04 на выполнение работ по ремонту подъезда N 1 по адресу: г. Саратов, ул. Ипподромная, 18 на сумму 69 606 руб. 00 коп.; от 20.09.2011 N 56/09 на выполнение работ по ремонту мягкой кровли из наплавленного материала в части по адресу: г. Саратов, пр. Строителей, 28/1 на сумму 422 672 руб. 00 коп.; от 20.06.2011 N 18/06 на выполнение работ по ремонту отмостки по адресу: г. Саратов, ул. Тархова, 4 на сумму 163 255 руб. 00 коп.
Цены выполненных работ по договорам были определены сметами по сметно-нормативной стоимости в ценах 2010 - 2012 года, составленными в соответствии с приложением к письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.04.2009 N 10217-СК/08, и составляют в сумме 3 206 762 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "УК Ленинского района" в арбитражный суд с иском о взыскании убытков.
В соответствии со статьей 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При этом ответственность наступает при наличии следующих условий: наличие убытков (факт причинения вреда), противоправность действий лица, обязанного к возмещению убытков (вреда), причинно-следственная связь между противоправным поведением указанного лица и возникшими убытками (причинением вреда), вина лица, обязанного к возмещению убытков (возмещению вреда).
В подтверждение факта причинения вреда и вины ответчика истцом представлены акт приема-передачи технической документации от 27.06.2008, дополнительные условия приема передачи многоквартирных домов от 27.06.2008, сметы на сумму 3 206 762 руб., договоры подряда, платежные поручения.
Как установлено судами, подтвержденный материалами дела размер убытков составляет 3 279 056 руб. 35 коп.
Обязанность по проведению ремонта у дирекции возникла как в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, так и в силу дополнительных условий приема-передачи жилых домов с баланса ответчика в управление (на баланс) товарищества собственников жилья от 27.06.2008.
Судами установлено также, что дирекцией не представлено доказательств выполнения своих обязанностей по текущему и капитальному ремонту имущества, находившегося у него на балансе, вследствие чего он подписал дополнительные условия от 27.06.2008, предусматривающие его обязательства исполнить не выполненные им ранее обязательства по текущему и капитальному ремонту имущества.
Требование истца о возмещении ущерба правомерно удовлетворены судом, поскольку убытки причинены в результате ненадлежащего исполнения обязательств по содержанию жилищного фонда и между действиями дирекциями и убытками истца имеется прямая причинная связь.
Исковые требования по встречному иску мотивированы тем, что единственным доказательством в обоснование исковых требований ООО "УК Ленинского района" являются дополнительные условия приема-передачи многоквартирных домов от 27.06.2008. Однако, по мнению дирекции, данные дополнительные условия подписаны не уполномоченным должностным лицом (директором), что свидетельствует о недействительности сделки. Кроме того, оттиск печати на дополнительных условиях приема-передачи многоквартирных домов от 27.06.2008 выполнен не печатью дирекции, что, по мнению дирекции, подтверждается результатами экспертного исследования от 04.03.2013 N 1629.
Между тем согласно заключению эксперта от 16.04.2013 N 2732 ООО "Научно-исследовательская лаборатория судебных экспертиз" по результатам проведенной судебной экспертизы подпись от имени Родионова Г.В., расположенная на 10-й странице дополнительных условий приема-передачи многоквартирных домов, списываемых с баланса дирекции в управление ООО "УК Ленинского района г. Саратова" от 27.06.2008 выполнена Родионовым Геннадием Васильевичем, который в тот период являлся директором ответчика - МУ "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова".
Довод дирекции о том, что проставленный на дополнительном соглашении от 27.06.2008 оттиск печати не является оригиналом оттиска печати дирекции, не свидетельствует о порочности данного соглашения.
Поскольку оснований для признания дополнительных условий приема-передачи многоквартирных домов от 27.06.2008 недействительной сделкой отсутствуют, апелляционный суд обоснованно оценил его как основание возникновения обязанности дирекции по ремонту передаваемого жилищного фонда.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что при заключении оспариваемой сделки директор дирекции Родионов Г.В. вышел за пределы правоспособности юридического лица.
Кроме того, судами установлено, что истек срок для применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Моментом начала исполнения дополнительных условий является день их подписания (27.06.2008). Следовательно, срок исковой давности по спорному договору истек 27.06.2011, тогда как дирекция обратилась в суд 11.06.2013.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске в силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ.
Законными являются судебные акты и в части привлечения муниципального образования к субсидиарной ответственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Собственником имущества учреждения является МО "Город Саратов", следовательно, оно несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 данной статьи органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Положению о Комитете по финансам, утвержденному решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет по финансам является финансовым органом администрации города, организующим составление, исполнение бюджета города и осуществляющим контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. В рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, Комитет по финансам координирует деятельность комитетов и управлений администрации МО "Город Саратов", а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса.
К функциям Комитета по финансам относится открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей и получателей бюджетных средств, получение от главных распорядителей и получателей бюджетных средств отчетов по формам, установленным уполномоченными органами, об использовании средств бюджета города и иных сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием указанных средств, осуществление финансового контроля за операциями с бюджетными средствами получателей бюджетных средств, средствами администраторов источников финансирования дефицита бюджета города, осуществление функций главного администратора доходов бюджета города, представление в суде интересов казны города от имени МО "Город Саратов".
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" при удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
Таким образом, выводы судов о наличии оснований для привлечения муниципального образования в лице финансового органа к субсидиарной ответственности соответствуют нормам права и материалам дела.
Доводы кассационных жалоб правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают и были подробного исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем не являются основанием для их отмены.
Однако учитывая, что постановлением апелляционного суда частично отменено решение суда первой инстанции в связи с отказом истца от части исковых требований, производство по делу в указанной части прекращено, оставлению без изменения подлежит постановление суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013 по делу N А57-25277/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району города Саратова", г. Саратов (ИНН 6453050522, ОГРН 1026403058483) в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 2000 рублей.
Арбитражному суду Саратовской области выдать исполнительный лист на основании статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
Г.Н.МАХМУТОВА
С.А.ФИЛИМОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)