Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.03.2013 N 18АП-1481/2013 ПО ДЕЛУ N А07-10376/2012

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2013 г. N 18АП-1481/2013

Дело N А07-10376/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2013 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Управление малоэтажного строительства" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.12.2012 по делу N А07-10376/2012 (судья Мавлютов И.Т.).
Жилищно-строительный кооператив "Управление малоэтажного строительства" (далее-ЖСК "Управление малоэтажного строительства", ЖСК "УМС", заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Салават (далее - Администрация г. Салават) в котором просит:
1. Признать бездействие Администрации г. Салават, выразившееся в неисполнении Решения Совета городского округа Салават от 02.11.2010 N 2-38/413 об утверждении подпрограммы "Строительство малоэтажных индивидуальных домов в микрорайоне N 7 Восточного жилого района на 2010-2012 годы" незаконными, нарушающими права и законные интересы ЖСК "Управление малоэтажного строительства"
- 1.1. обязать Администрацию г. Салават предоставить исполнителю подпрограммы ЖСК "УМС" в безвозмездное срочное пользование, земельные участки из земель населенных пунктов отводящихся под реализацию подпрограммы;
- 1.2. обязать Администрацию г. Салават выдать правоустанавливающие документы на земельные участки с кадастровым номерами, предусмотренными подпрограммой;
- 1.3. обязать Администрацию г. Салават выдать разрешение на строительство на земельных участках, по мере поступлений заявлений о вступлении в ЖСК "УМС" от участников подпрограммы.
- 2. Признать отказ Администрации г. Салават включить в муниципальный реестр социально-ориентированных организаций ЖСК "Управление малоэтажного строительства", незаконным, нарушающим его права и законные интересы;
- 3. Обязать Администрации г. Салават включить в муниципальный реестр социально-ориентированных организаций ЖСК "Управление малоэтажного строительства" (требования изложены с учетом изменения их предмета заявителем, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.12.2012 (резолютивная часть объявлена 20.12.2012) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ЖСК "Управление малоэтажного строительства" (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что кооператив не является застройщиком объектов, предусмотренных программой "Строительство малоэтажных индивидуальных домов в микрорайоне N 7 Восточного жилого района на 2010-2012 годы", а потому действия (бездействие) Администрации не нарушает его прав. Указывает, что Подпрограмма вообще не определяет застройщика, но фактическое строительство ведется кооперативом. Указывает на необходимость выделения кооперативу земельного участка в безвозмездное срочное пользование в целях получения разрешения на строительство.
Обосновывая необходимость включения в муниципальный реестр социально ориентированных организаций, апеллянт ссылается на соответствие определению, приведенному в части 2 статьи 2 Федерального Закона "О некоммерческих организациях".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением учредительного собрания от 30.10.2010, оформленного протоколом N 1 был утвержден Устав ЖСК "УМС", который 24.11.2010 был опубликован в городской газете "Выбор" N 169 (9145) (л. д. 129-132, т. 1).
Из положений Устава следует, что ЖСК "УМС" является некоммерческой организацией. Основной целью создания кооператива является участие в городской программе "Развитие малоэтажного жилищного строительства в городском округе город Салават Республики Башкортостан "Свой дом" на 2010-2013 годы", а также для защиты интересов членов кооператива в органах государственной власти и управления. Предметом и целью деятельности "ЖСК" являются участие в строительстве малоэтажных индивидуальных жилых домов за счет паевых взносов своих членов, в том числе путем инвестирования и участия в долевом строительстве; строительство инженерных сетей и необходимой инфраструктуры; оплата за счет паевых взносов членов "ЖСК" стоимости заявленных ими для строительства через "ЖСК" объектов недвижимости.
Решением N 2-38/143 Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 02.11.2010 была утверждена новая редакция подпрограммы "Строительство малоэтажных индивидуальных домов в микрорайоне N 7 Восточного жилого района на 2010-2012 годы" городской программы "Развитие малоэтажного жилищного строительства в городском округе город Салават Республики Башкортостан "Свой дом" на 2010-2013 годы" (л. д. 78-80, т. 1).
Основной целью подпрограммы является обеспечение индивидуальными жилыми домами жителей города Салават, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В качестве исполнителей подпрограммы названы: Администрация г. Салават (она же указана в качестве заказчика подпрограммы); Комитет по управлению муниципальной собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Салават; Фонд по строительству жилья ООО СПКП "Жилпромстрой"; инициативная группа по созданию ЖСК для жителей г. Салавата, нуждающихся в жилье и/или улучшении жилищной условий; финансово-кредитные, строительно-монтажные и др. организации. В качестве ожидаемого результата за срок реализации подпрограммы 2010-2012 годы названо улучшение жилищных условий за счет малоэтажной застройки не менее 64 семей.
Раздел 6 подпрограммы регулирует механизм ее реализации, в частности, возлагал на заказчика - администрацию обязанность по определению 64 земельных участков в микрорайоне N 7 Восточного жилого района для строительства; порядок создания ЖСК, стоимость строительства индивидуального жилья. Данным разделом было предусмотрено, что после согласования проектно-сметной документации ЖСК заключает инвестиционный договор с ФСЖ "Жилпромстрой", а также договоры подряда на строительство индивидуальных жилых домов. Земельные участки закрепляются за участниками Подпрограммы в порядке общей очереди по мере заключения договоров инвестирования с ФСЖ "Жилпромстрой". В приложении к подпрограмме 64 земельных участка с указанием их кадастровых номеров.
Как следует из установленных судом первой инстанции обстоятельств (в том числе постановления Главы Администрации городского округа город Салават от 26.04.2011 N 903-п "Об утверждении проекта границ по разделению земельного участка в микрорайоне N 7 Восточного жилого района" л.д. 38, т. 1), перечисленные в приложении к подпрограмме земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером 02:59:070317:0063 площадью 124197 кв. м.
Данный земельный участок по договору от 08.09.2008 N 272-08-57зем аренды земельного участка, предоставленного по результатам аукциона по продаже права аренды земельного участка для строительства жилого комплекса, состоящего из индивидуальных и секционных домов, застройки общественными зданиями и сооружениями, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры был предоставлен обществу с ограниченной ответственностью строительно-производственный кооператив "Жилпромстрой" (ООО СПК "Жилпромстрой") (л. д. 25-31, т. 1). Срок действия договора был определен с 08.09.2008 по 07.09.2011.
Как следует из обстоятельств, установленных при рассмотрении Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу N А07-13908/2012, в связи с истечением срока действия договора аренды и отказа в его продлении ООО СПКП "Жилпромстрой" обратилось с Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском о признании действий Комитета по управлению муниципальной собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Салават незаконными и обязании заключить соглашение о продлении срока договора аренды.
Вступившими судебными актами по названному делу в удовлетворении иска отказано. Вместе с тем, на основании указанных в решении Арбитражного суда Республики Башкортостан, но исключенных Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2012 выводов о возобновлении договора на неопределенный срок ЖСК "УМС" заключил с ООО СПКП "Жилпромстрой" договор от 22.05.2012 N 3 "О передаче прав и обязанностей по договору от 08.09.2008 N 272-08-57зем (л. д. 49, т. 1).
Письмом от 09.07.2011 ЖСК "УМС" обращался за подготовкой исходных данных градостроительных планов земельных участков, в целях получения разрешения на строительство (л. д. 59, т. 1).
28.11.2012 ЖСК "УМС" было направлено в адрес главы города Салават заявление о предоставление в безвозмездное срочное пользование кооперативу земельных участков для индивидуального жилищного строительства земельных участков, предусмотренных подпрограммой "Строительство малоэтажных индивидуальных домов в микрорайоне N 7 Восточного жилого района на 2010-2012 годы" городской программы "Развитие малоэтажного жилищного строительства в городском округе город Салават Республики Башкортостан "Свой дом" на 2010-2013 годы" в рамках поддержки социально-ориентированной организации и на основании статьи 9.2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 16.5 Федерального Закона "О содействии развития жилищного строительства".
Письмом от 07.10.2011 ЖСК "УМС" обращался к главе города Салават с заявлением о признании социально ориентированной организацией и включении в муниципальный реестр социально ориентированных организаций- получателей поддержки (л. д. 126, т. 1).
22.11.2011 Администрацией г. Салават в адрес ЖСК "УМС" было направлено сообщение о невозможности бесплатного предоставления земельных участков социально-ориентированным организациям (л. д. 127, т. 1).
Ссылаясь на создание кооператива из числа лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях реализации программы "Строительство малоэтажных индивидуальных домов в микрорайоне N 7 Восточного жилого района на 2010-2012 годы"; необходимость выделения кооперативу земельного участка в безвозмездное срочное пользование в целях получения разрешения на строительство; соответствие определению, приведенному в части 2 статьи 2 Федерального Закона "О некоммерческих организациях" и необходимость включения в муниципальный реестр социально ориентированных организаций в целях получения поддержки, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При разрешении спора суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с программой "Строительство малоэтажных индивидуальных домов в микрорайоне N 7 Восточного жилого района на 2010-2012 годы" ее участниками являются нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане. Установив на основании вступивших в законную силу судебных актов по делу N А07-13908/2012 отсутствие прав заявителя на земельный участок, предназначенный для индивидуальной застройки, суд пришел к выводу, что ЖСК "УМС" не обладает правом на застройку, что исключает его заинтересованность в оспаривании действий и бездействия Администрации г. Салават.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого судебного акта.
Из существа заявленных ЖСК "УМС" требований усматривается их направленность на предоставление в безвозмездное срочное пользование кооперативу земельных участков для индивидуального жилищного строительства, получение разрешения на строительство индивидуальных жилых домов и включение в муниципальный реестр социально ориентированных организаций в целях получения поддержки.
Указанные требования мотивированы созданием кооператива в целях участия в городской программе "Развитие малоэтажного жилищного строительства в городском округе город Салават Республики Башкортостан "Свой дом" на 2010-2013 годы" и членства в кооперативе лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л. д. 106-117, т. 1).
Вместе с тем, при рассмотрении спора суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что создание юридического лица в форме некоммерческой организации не влечет возникновения прав на получение земельных участков, предназначенных для индивидуальной жилой застройки.
Из содержания приведенных выше положений программы усматривается, что ЖСК "УМС" не является исполнителем подпрограммы. Участниками программы являются жители г. Салавата, нуждающиеся в жилье и/или улучшении жилищной условий. Программой прямо предусмотрено закрепление земельных участков за участниками подпрограммы.
Иных оснований приобретения ЖСК "УМС" прав на земельные участки заявителем не указано, а судом не установлено, принимая во внимание обстоятельство заключения договора от 22.05.2012 N 3 "О передаче прав и обязанностей по договору от 08.09.2008 N 272-08-57зем между ЖСК "УМС" и ООО СПКП "Жилпромстрой" после прекращения приобретенного на торгах права аренды земельного участка общества СПКП "Жилпромстрой". Установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу N А07-13908/2012 обстоятельства исключают приобретение заявителем права аренды земельного участка.
Доводы апеллянта об осуществлении фактической застройки жилых домов не могут служить основанием для предоставления земельных участков, поскольку совершение юридических и фактических действий от имени нуждающихся в улучшении жилищных условий физических лиц не означает передачи принадлежащих им прав на получение земельных участков в рамках городской программы "Развитие малоэтажного жилищного строительства в городском округе город Салават Республики Башкортостан "Свой дом" на 2010-2013 годы".
Предусмотренная пунктом 5.1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации возможность предоставления в безвозмездное срочное пользование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности жилищно-строительным кооперативам также не является основанием для предоставления земельных участков. Указанная норма допускает такое предоставление исключительно в случаях, предусмотренных федеральным законом, к которым обозначенная заявителем необходимость получения разрешения на строительство не относится.
В соответствии с положениями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляется на основании разрешения на строительство. Указанное разрешение выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство, при этом к заявлению о выдаче такого разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы.
В силу названного, вопрос о выдаче разрешения на строительство не может быть решен до оформления прав на земельный участок. Тем более необходимость его оформления не может служить основанием для предоставления земельного участка.
На основании названного, оснований для удовлетворения требований кооператива в части предоставления в безвозмездное срочное пользование земельных участков для индивидуального жилищного строительства и выдачи разрешения на строительство индивидуальных жилых домов не имелось.
Требования ЖСК "УМС" о включении в реестр социально ориентированных организаций также обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" предусмотрена возможность осуществления органами государственной власти и местного самоуправления поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.
Статьями 31, 31.2 указанного закона определены формы и основания поддержки. Статьей 31.2 предусмотрено ведение реестра социально ориентированных организаций - получателей поддержки. Исходя из буквального содержания пунктов 3, 4 части 2 статьи 31.2 закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" об отражении в реестре формы, размера и срока оказания поддержки, а также части 4 указанной нормы следует, что ведение реестра осуществляется в целях открытости и доступности сведений об оказанной поддержке. Таким образом, внесение в реестр социально ориентированных организаций обусловлено получением поддержки соответствующего исполнительного органа.
Поскольку заявителем не представлено доказательств получения поддержки и напротив, в оказании такой помощи ему было оказано, оснований для удовлетворения требований заявителя в указанной части у суда первой инстанции не имелось.
Само по себе социальная ориентированность деятельности ЖСК "УМС" не создает оснований для включения в вышеназванный реестр.
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины на рассмотрение дела судом апелляционной инстанции относятся на заявителя жалобы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.12.2012 по делу N А07-10376/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Управление малоэтажного строительства" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.В.ПИВОВАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)