Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.05.2013 N 06АП-2309/2013 ПО ДЕЛУ N А37-3826/2012

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2013 г. N 06АП-2309/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К.П.
в отсутствие лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Любимый город наш"
на решение от 28 марта 2013 года
по делу N А37-3826/2012
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Липиным В.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Любимый город наш"
к Административной комиссии муниципального образования "Город Магадан"
о признании незаконным и отмене постановления

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Любимый город наш" (далее - общество, ООО "Любимый город наш") обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии муниципального образования "Город Магадан" (далее - административный орган) от 305/304 от 17.10.2012 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 Закона Магаданской области от 15.03.2005 N 583-03 "Об административных правонарушениях в Магаданской области" (далее - Закон N 583-03) в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Административным органом обществу вменяется нарушение подпункта 8.1.2 пункта 8.1 раздела 8 Правил благоустройства, выразившееся в несвоевременной очистке козырька 2-ого подъезда многоквартирного дома N 6 по ул. Гагарина в г. Магадане от растительности.
Решением суда от 28 марта 2013 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, признать незаконным и отменить полностью оспариваемое постановление. Заявитель жалобы полагает, что протокол об административном правонарушении от 09.10.2012 составлен неуполномоченным лицом. Кроме того ссылается на неверную квалификацию судом вменяемого обществу правонарушения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Отзыв на жалобу не поступил.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 АПК РФ применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, предписанием муниципального казенного учреждения города Магадана "Административно-техническая инспекция города Магадана" (далее - МКУ "АТИ г. Магадана") от 25.09.2012 N 4603 общество было проинформировано о необходимости произвести очистку козырька 2-ого подъезда многоквартирного дома N 6 по ул. Гагарина в г. Магадане, а также о проведении обследования указанной территории 01.10.2012 в 10 час. 30 мин. Предписание получено обществом 26.09.2012, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции N 132.
В ходе осмотра, проведенного в отсутствие представителя общества, 01.10.2012 инспектором по благоустройству МКУ "АТИ г. Магадана" было выявлено нарушение, а именно: бетонный козырек подъезда N 2 находится в неудовлетворительном состоянии, зарос мхом и травой, которые свисают с козырька, о чем составлен акт осмотра. В ходе обследования проводилась фотосъемка, зафиксировавшая наличие скопление картонной тары и мусора, к акту осмотра приложен фотоматериал.
Уведомлением от 02.10.2012, полученным ООО "Любимый город наш" 27.11.2012, руководителю общества было предложено явиться (направить законного представителя) 04.10.2012 в 10-00 в управление административно-технического контроля мэрии г. Магадана для объяснения выявленных нарушений, а также для ознакомления и подписания протокола об административном правонарушении.
К назначенному времени представитель общества не явился, что зафиксировано актом о неявке от 01.10.2012.
Выявив признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Закона Магаданской области "Об административных правонарушениях в Магаданской области", начальником отдела исполнения административного законодательства Управления административно-технического контроля мэрии г. Магадана 04.10.2012 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 304, который в соответствии со статьей 28.8 КоАП РФ вместе с материалами административного дела направлен в административную комиссию администрации Магаданской области для принятия решения о привлечении к административной ответственности.
Определением административной комиссией от 11.10.2012, полученным обществом 15.10.2012, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции N 200, последнее извещено о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении.
Постановлением от 17.10.2012 N 305/304 ООО "Любимый город наш" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 Закона от 15.03.2005 N 583-ОЗ и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, арбитражный суд правомерно исходил из доказанности вменяемого обществу административного правонарушения.
В соответствии со статьей 6.4 Закона N 583-ОЗ, нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), установленных органами местного самоуправления, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от 10 000 до 50 000 рублей.
Правила благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Магадан" утверждены Решением Магаданской городской думы от 22.12.2006 N 123-Д (далее - Правила благоустройства).
Правила благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Магадан" устанавливают единые и обязательные для исполнения требования в сфере внешнего благоустройства и озеленения, определенный порядок уборки и содержания городских территорий. Требования Правил благоустройства являются обязательными для всех физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и направлены на поддержание санитарного порядка, охрану окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1.4 Правил благоустройства фасады зданий и сооружений, элементы их декора, а также иные внешние элементы зданий и сооружений, в том числе порталы арочных проездов, кровли, крыльца, ограждения и защитные решетки, навесы, козырьки, окна, входные двери, балконы, наружные лестницы, эркеры, лоджии, карнизы, столярные и металлоизделия, ставни, водосточные трубы, светильники, и другое оборудование, пристроенное к стенам или вмонтированное в них, номерные знаки домов и лестничных клеток являются элементами благоустройства.
Согласно подпункту 8.1.2 пункта 8.1 раздела 8 Правил благоустройства, организации, управляющие и обслуживающие жилищный фонд, иные юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, являющиеся правообладателями зданий, строений и сооружений, обязаны обеспечить своевременное производство работ по реставрации, ремонту и покраске фасадов зданий и сооружений и их отдельных элементов (балконов, лоджий, водосточных труб и др.), содержание в чистоте и исправном состоянии входов, цоколей, витрин, витражей, вывесок, рекламных щитов и освещение витрин в вечернее время.
Нарушение подпункта 8.1.2 пункта 8.1 раздела 8 Правил благоустройства, образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 Закона от 15.03.2005 N 583-ОЗ.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Любимый город наш" является управляющей компанией и оказывает услуги по обслуживанию жилищного фонда многоквартирного жилого дома N 6 по ул. Гагарина в г. Магадане.
Протоком об административном правонарушении N 304 от 04.10.2012 зафиксировано, что на козырьке подъезда N 2 данного многоквартирного жилого, имеется растительность, козырек не содержится в чистоте.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 Закона N 583-ОЗ.
Довод заявителя жалобы о неправильной квалификации вменяемого обществу административного правонарушения был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отклонен.
Статья 6.4 Закона от 15.03.2005 N 583-ОЗ устанавливает ответственность за нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), установленных органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, если эти действия (бездействие) не влекут административную ответственность, установленную КоАП РФ, иными статьями настоящего Закона.
В то же время, статьей 7.22 КоАП РФ предусматривается административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Таким образом, ненадлежащее исполнение организациями, управляющими и обслуживающими жилищный фонд, обязанностей по обеспечению своевременного производства работ по реставрации, ремонту и покраске фасадов зданий и сооружений и их отдельных элементов (балконов, лоджий, водосточных труб и др.), содержанию в чистоте и исправном состоянии общего имущества многоквартирного жилого дома, может быть квалифицировано как нарушение Правил благоустройства, так и статьи 7.22 КоАП РФ.
На основании статей 39 и 156 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), согласно пункту 10 которых общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, помимо прочего, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
С учетом вышеизложенного, бетонный козырек подъезда N 2 многоквартирного жилого дома N 6 по ул. Гагарина в г. Магадане, относится к общему имуществу данного многоквартирного дома.
Согласно пункту 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности: а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Также в соответствии со статьей 36 Федерального закона Российской Федерации N 384-ФЗ от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Постановлением Госстроя России N 170 от 27.09.2003 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170), (зарегистрированы в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176).
В соответствии с разделом 2 Правил N 170, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии его элементов.
Неисправность входа в подъезд является нарушением положений пункта 4.2.4.2 Правил N 170, согласно которому при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия судей соглашается с выводом арбитражного суда о том, что именно наличие или отсутствие угрозы безопасности жизни и здоровью граждан служит критерием для правильной квалификации совершенного правонарушения либо как нарушение Правил благоустройства, либо как нарушение Правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Таким образом, поскольку наличие растительности на козырьке над входом в подъезд не создает реальной угрозы жизни и здоровью граждан, а производство работ по очистке козырька не входит в состав работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома, а факт ненадлежащего санитарного состояния указанного козырька подтвержден материалами дела, суд признает событие правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Закона от 15.03.2005 N 583-ОЗ, доказанным.
Доказательств, свидетельствующих о принятии им необходимых и достаточных мер по соблюдению требований Правил благоустройства и содержания муниципального образования "Город Магадан", а также доказательств невозможности их соблюдения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в материалы дела не представлено.
По результатам рассмотрения дела, нарушений порядка и срока привлечения к административной ответственности апелляционным судом не установлено.
Апелляционный коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что общество привлечено к административной ответственности уполномоченными лицами и в пределах предоставленных им полномочий, с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ на основании следующего.
В соответствии с Перечнем должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным постановлением мэрии г. Магадана от 08.09.2010 N 2676, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.4 Закона N 583-ОЗ, уполномочен составлять, в том числе, начальник отдела исполнения административного законодательства Управления административно-технического контроля мэрии г. Магадана.
В соответствии со статьей 11.3 Закона N 583-ОЗ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.4 Закона N 583-ОЗ, рассматривают административные комиссии.
Административная комиссия муниципального образования "Город Магадан" создана и действует в порядке, установленном Законом Магаданской области от 22.12.2006 N 783-ОЗ "Об административных комиссиях в Магаданской области", Законом Магаданской области от 09.06.2011 N 1392-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Магаданской области по созданию и организации деятельности административных комиссий", Положением об административной комиссии муниципального образования "Город Магадан", утвержденным постановлением мэрии города Магадана от 16.01.2012 N 88. Персональный состав административной комиссии утвержден постановлением мэрии города Магадана от 23.01.2012 N 139.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа не имеется.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Магаданской области от 28 марта 2013 года по делу N А37-3826/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ

Судьи
Е.И.САПРЫКИНА
Е.А.ШВЕЦ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)