Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.04.2013 ПО ДЕЛУ N А56-69419/2012

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2013 г. по делу N А56-69419/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2013 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Борисова Г.В.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
- от заявителя: Зайцева В.В. по доверенности от 20.05.2011;
- от заинтересованного лица: Горбовской Д.В. по доверенности от 10.01.2013;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4516/2013) Товарищества собственников жилья "Согласие" на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.01.2013 по делу N А56-69419/2012 (судья Трохова М.В.), принятое в порядке упрощенного производства

установил:

Товарищество собственников жилья "Согласие" (194295, Санкт-Петербург, ул. Ивана Фомина, д. 7, кор. 2, ОГРН 1089847002080, далее - ТСЖ "Согласие", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (190068, Санкт-Петербург, наб. кан. Грибоедова, д. 89-90, далее - ГЖИ Санкт-Петербурга, инспекция) от 07.11.2012 по делу об административном правонарушении N 2674/12 о привлечении товарищества к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции ТСЖ "Согласие" в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением заявителя к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ "Согласие" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель товарищества доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив, что жилой дом принят в управление товариществом в 2012 году, все ремонтные работы осуществляются согласно плану работ, принятому на общем собрании и в пределах выделенных на это денежных средств, судом не принято во внимание, что нарушение совершено впервые и товариществом приняты все меры по устранению недостатков.
Представитель административного органа с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 18.10.2012 главным специалистом отдела контроля инспектором ГЖИ Санкт-Петербурга на основании распоряжения N 04/471-р от 16.07.2012 осуществлена внеплановая выездная проверка подготовки ТСЖ "Согласие" к отопительному сезону 2012/2013 года многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Санкт-Петербург, улица Ивана Фомина, дом 7, корп. 2.
В ходе проверки сотрудниками инспекции проведено техническое обследование многоквартирного жилого дома, согласно которому в указанном доме в нарушение требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России N 170 от 27.09.2003 (далее - Правила N 170), а именно,
- - на отмостке местами имеется мох, трещины, отмостка вокруг дома местами имеет неплотное примыкание к фасаду здания, что не предотвращает попадания воды в подвальное помещение и замачивания фундамента здания (нарушены п. 4.8.10; 4.10.2.1; 4.1.7; 4.1.6 Правил N 170);
- - на козырьках при входах в парадные не произведено сметание мусора (нарушен п. 4.6.1.23 Правил N 170);
- - в одном из отсеков подвального помещения имеется подтопление (нарушен п. 4.1.3 Правил N 170);
- - на кровле местами выявлено большое количество мха, в одном месте выявлено загрязнение кровли земли с водой (пятно), местами имеется нарушение кровельного покрытия из наплавляемого материала, что не предотвращает попадания влаги и способствует замачиванию конструкций кровли и не предотвращает протечек в квартиры и на лестничные клетки (нарушены п. п. 4.6.1.23; 4.6.1.1 Правил N 170);
- - металлические закладные детали вентканалов на кровле местами подвержены коррозии, не окрашены антикоррозийными красками, не заделаны цементом (нарушены п. п. 4.6.1.4; 4.6.1.8; 4.6.1.6 Правил N 170);
- - на фасаде здания имеются надписи (граффити) в небольшом количестве (нарушен п. 4.2.3.9 Правил N 170);
- - паспорт готовности многоквартирного дома к эксплуатации к отопительному сезону 2012/2013 года не представлен в контролирующий орган до 15.09.2012 (нарушен п. 2.6.10 Правил N 170 и п. 2.18 Правил "Подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге", утвержденных распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 31.08.1994 N 902 (далее - Правила N 902-р).
Вышеуказанные факты зафиксированы в акте N 03/250 от 18.10.2012, составленном с участием председателя правления ТСЖ Евсеенко В.И.
Кроме того, выявленные нарушения послужили основанием должностному лицу инспекции для составления 19.10.2012 в отношении ТСЖ "Согласие" протокола об административном правонарушении N 03/250 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
07.11.2012 на основании данного протокола и материалов административного дела, административным органом вынесено постановление N 12674/12 о привлечении ТСЖ "Согласие" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей, за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов. В постановлении указано на нарушение товариществом пунктов 4.8.10; 4.10.2.1; 4.1.7; 4.1.6; 4.6.1.23; 4.1.3; 4.6.1.23; 4.6.1.1; 4.6.1.4; 4.6.1.8; 4.6.1.6; 4.2.3.9; 2.6.10 Правил N 170 и пункта 2.18 Правил N 902-р.
ТСЖ "Согласие" с указанным постановлением административного органа не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в связи с наличием оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и отсутствием вины товарищества в совершении вменяемого ему правонарушения.
Суд первой инстанции, отказывая товариществу в удовлетворении заявленных требований, дал обоснованную оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме. В обязанности товарищества собственников жилья входит осуществление управления многоквартирным домом (пункт 2 статьи 138 Жилищного кодекса).
Частью 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом товарищество собственников жилья несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания), пунктом 11 которых предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя его текущий и капитальный ремонт.
В силу подпункта "б" пункта 16 Правил содержания надлежащее содержание общего имущества обеспечивается товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом) путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации.
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
В данном случае судом первой инстанции установлено, что согласно Уставу товарищества от 18.05.2007 оно создано, в том числе, для поддержания надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества (п. 2.1, 9.1.1 и 9.1.4).
Таким образом, в силу приведенных норм именно товарищество обязано содержать в исправном состоянии общее имущество в многоквартирном доме.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.
Пунктом 1.8 указанных Правил N 170 установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, санитарное содержание.
При этом, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств (абзац 1 раздела II Правил N 170).
В силу пункта 4.8.10 Правил N 170 входные крыльца должны отвечать требованиям: осадка стен и пола крылец не допускается более чем на 0,1 м; стены крылец, опирающиеся на отдельно стоящие фундаменты, не должны иметь жесткой связи со стенами здания; проветриваемое подполье или пространство под крыльцами должно быть открыто для осмотра; козырьки над входами и ступени крылец следует очищать при снегопадах не допуская сползания снега; не допускается попадание воды в подвал или техподполье из-за неисправности отмостки или водоотводящих устройств под крыльцами.
Согласно пункту 4.10.2.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло - и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
Пунктом 4.1.6 Правил N 170 регламентировано, что отмостки и тротуары должны иметь поперечные уклоны от стен здания не менее 0,03. Поверхность отмостки, граничащей с проезжей частью, должна быть приподнята над ней на 15 см. Ширина отмостки устанавливается проектом (песчано-дерновые отмостки допускается заменять бетонными и асфальтовыми отмостками).
Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (пункт 4.1.7 Правил N 170). В пункте 4.6.1.23 Правил N 170 разъяснено, что очистка кровли от мусора и грязи производится два раза в год: весной и осенью. Удаление наледей и сосулек - по мере необходимости.
Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением: желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком; снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков. Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине). Очистку снега с пологоскатных железобетонных крыш с внутренним водостоком необходимо производить только в случае протечек на отдельных участках.
В силу пункта 4.1.3 Правил N 170 при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору. Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Температура воздуха должна быть не ниже +5 град. С, относительная влажность воздуха - не выше 60%.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки (пункт 4.6.1.1 Правил N 170). Согласно пункту 4.6.1.4 Правил N 170 разрушенные защитные слои железобетонных несущих элементов крыш и выбоины с частичным оголением арматуры необходимо восстанавливать, а трещины - заделывать цементным раствором. Если повреждения привели к потере несущей способности конструктивных элементов, то их следует усилить или заменить.
Пунктом 4.6.1.6 Правил N 170 предусмотрено, что окраска металлических креплений крыш антикоррозийными защитными красками и составами производится по мере появления коррозии, не допуская ржавых пятен; кровли из оцинкованной стали красятся после появления ржавых пятен и не реже одного раза в пять лет; покраска отдельных мест кровли производится ежегодно; промазка швов в мягкой кровле, покрытие мягких кровель мастикой с посыпкой крупным песком или устройство защитного слоя производятся по мере старения или порчи кровли.
В силу пункта 4.6.1.8 Правил N 170 стальные связи и размещенные на крыше и в чердачных помещениях детали через каждые пять лет должны окрашиваться антикоррозионными составами.
Фасады зданий следует очищать и промывать в сроки, установленные в зависимости от материала, состояния поверхностей зданий (степень загрязнения, наличие выколов, разрушение покрытия) и условий эксплуатации (пункт 4.2.3.9 Правил N 170).
В соответствии с пунктом 2.6.10 Правил N 170, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием, в том числе, паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях, который утверждается и сдается до 15 сентября.
В силу пункта 2.18 Правил N 902-р готовность зданий к эксплуатации в отопительном сезоне подтверждается паспортами, которые оформляются до 15 сентября на основании обязательных документов:
- - акта проверки готовности систем теплопотребления здания к эксплуатации в отопительном сезоне по форме согласно приложению 11;
- - акта проверки готовности помещения водомерного узла здания к эксплуатации в отопительном сезоне (по установленной ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" форме);
- - акта проверки готовности здания к эксплуатации, выданного газораспределительной организацией (по установленной газораспределительной организацией форме);
- - акта проверки готовности технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования, выданного собственником здания или руководителем обслуживающей организации - председателем комиссии, по форме согласно приложению 12.
Для объектов жилищного фонда паспорт по форме согласно приложению 13 с актами до 15 сентября предъявляются в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга для организации контроля за осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме к сезонной эксплуатации.
Таким образом, товарищество обязано представить до 15 сентября в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга паспорт готовности жилого дома к эксплуатации в отопительный сезон с актом проверки готовности систем теплопотребления здания.
Факт наличия нарушений Правил N 170 и N 902-р подтверждаются материалами дела (актом проверки от 18.10.2012, протоколом об административном правонарушении от 19.10.2012 N 03/250, материалами фотофиксации) и фактически заявителем не оспаривается.
С учетом вышеизложенного, судом первой инстанции сделан правомерный вывод, что невыполнение товариществом данных работ является нарушением требований пунктов 4.8.10; 4.10.2.1; 4.1.7; 4.1.6; 4.6.1.23; 4.1.3; 4.6.1.23; 4.6.1.1; 4.6.1.4; 4.6.1.8; 4.6.1.6; 4.2.3.9; 2.6.10 Правил N 170 и пункта 2.18 Правил N 902-р.
ТСЖ "Согласие" не отрицает наличие обязанности выполнять указанные работы, однако полагает, что объем работ должен выполняться только в пределах суммы, утвержденной общим собранием жильцов. Заявитель ссылается на принятие многоквартирного дома в управление в 2012 году и отсутствие денежных средств на устранение всех нарушений.
Доказательств невозможности соблюдения ТСЖ требований Правил N 170 и Правил N 902-р в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, равно как и доказательств принятия дома на обслуживание только в 2012 году (при наличии в материалах дела Устава от 18.05.2007), в материалы дела не представлено, что свидетельствует о виновности товарищества в совершении вменяемого правонарушения.
Таким образом, апелляционный суд считает, что выявленные нарушения образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга доказала как факт совершения правонарушения, так и вину ТСЖ "Согласие", обосновав правомерность привлечения его к административной ответственности.
Порядок привлечения товарищества к административной ответственности ответчиком соблюден. Протокол об административном правонарушении составлен, административное дело рассмотрено в присутствии председателя товарищества, установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок привлечения заявителя к административной ответственности ответчиком соблюден.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводами суда о невозможности применения положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях по следующим основаниям.
Согласно статье 1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами законодательства об административных правонарушениях является, в том числе, защита законных экономических интересов общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Административная ответственность как реализация принудительных мер представляет собой средство самозащиты государства от вреда, причиненного нарушением действующих в государстве правил. С помощью мер административной ответственности достигаются цели наказания правонарушителя, предупреждения самих правонарушений, а также восстановления нарушенной социальной справедливости.
Согласно пунктам 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
В связи с отсутствием доказательств исключительности рассматриваемого случая, расценивать совершенное товариществом правонарушение по пункту 2.9 Кодекса как малозначительное, у суда первой инстанции оснований не имелось. Частичное устранение выявленных нарушений к таким обстоятельствам отнесено быть не может.
С учетом вышеизложенного, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 января 2013 года по делу А56-69419/2012, принятое в порядке упрощенного производства оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Согласие" без удовлетворения.

Судья
Г.В.БОРИСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)