Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.07.2013 N 15АП-8281/2013 ПО ДЕЛУ N А32-253/2013

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2013 г. N 15АП-8281/2013

Дело N А32-253/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей О.А. Сулименко, Г.А. Сурмаляна
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михалицыной Л.В.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился.
от заинтересованных лиц: представитель не явился.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 26.04.2013 по делу N А32-253/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Евросервис"
к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании недействительным и отмене предписания от 07.12.12 N 001449,
принятое в составе судьи Бутченко Ю.В.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Евросервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) о признании недействительным и отмене предписания от 07.12.12 г. N 001449.
Решением от 26.04.13 г. суд удовлетворил заявление общества, признал недействительным предписание инспекции, сославшись на то, что выдача обществу оспариваемого предписания не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, поскольку возлагает обязанность, которую общество не может выполнить и при этом несет ответственность за его неисполнение.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ввиду законности оспариваемого предписания. Жалоба мотивирована тем, что, приняв в управление дом, с мусоропроводом, который был заварен застройщиком и не функционировал с момента постройки дома, общество не приняло мер к надлежащему исполнению требований ст. 161 ЖК РФ, не исполнило обязанностей по содержанию общедомового имущества, чем нарушило права собственника одной из квартир дома, по жалобе которого проводилась проверка. Общество было обязано в процессе эксплуатации дома указать застройщику на несоответствие мусоропровода требованиям законодательства. А в случае, если бы собственниками квартир в многоквартирном жилом доме было бы принято решение о консервации мусоропровода, к примеру, по санитарным соображениям, тогда, во исполнение данного решения, произвести консервацию мусоропровода.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, известили суд о возможности рассмотрения жалобы без участия их представителей, в связи с чем и на основании ч.ч. 2, 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится без участия представителей общества и инспекции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции признал решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией на основании распоряжения от 04.12.12 N 3766, в присутствии представителя общества Шугурова Д.В. проведена внеплановая выездная проверка деятельности общества в отношении находящегося под его управлением многоквартирного жилого дома N 8/4 по пр. Чекистов в г. Краснодаре. В ходе проверки при осмотре мусоропровода инспекция установила, что приемные клапаны заварены, мусоропровод не эксплуатируется, чем нарушен пп."з" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 (далее - Правила N 491).
По результатам проверки составлен акт проверки от 07.12.2012 N 003977 и выдано обществу предписание от 07.12.2012 N 001449, которым в срок до 06.02.2013 предписано устранить установленное нарушение (л.д. 18-19).
Не согласившись с указанным предписанием, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции признал основанным на законе и обстоятельствах дела вывод суда первой инстанции о том, что выдача обществу оспариваемого предписания не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, поскольку возлагает обязанность, которую общество не может выполнить и при этом несет ответственность за его неисполнение.
Данный вывод суд первой инстанции правомерно обосновал ссылками на следующие обстоятельства.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно пп. "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно пункту 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Согласно ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно акту проверки при осмотре мусоропровода инспекция установила, что приемные клапаны заварены, мусоропровод не эксплуатируется. Сведения о том, что в ходе проверки были исследованы и оценены вопросы проведения управляющей компанией осмотров и текущего ремонта мусоропровода, из акта проверки не следует. Также в указанном акте не отражены ни причины, по которым мусоропровод не эксплуатируется.
Установить, кем и когда был закрыт мусоропровод, из представленных документов не представляется возможным. Нормы права, нарушенные заявителем в указанной части, ни в акте проверки, ни в оспариваемом Предписании не указаны.
В апелляционной жалобе инспекция ссылается на то, что мусоропроводом был заварен застройщиком, не функционировал с момента постройки дома, и в таком состоянии дом был принят в управление обществом.
Суд первой инстанции не усмотрел в материалах дела оснований для вывода о том, что обществом были совершены какие-либо действия, направленные без согласия собственником на уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме из представленных в материалы дела документов не усматривается; соответствующих доказательств в материалы дела не представлено.
Из материалов дела следует, что общество приняло в управление многоквартирный дом на основании договора от 01.07.10, заключенного с ООО "Фирма "Нефтестройиндустрия - Юг" (застройщиком). Согласно п. 2.31 и 2.32 названного договора управляющая компания приняла обязательства осуществлять сбор и вывоз бытовых отходов с контейнерной площадки; в случае принятия собственниками помещений многоквартирного жилого дома на общем собрании решения о расконсервации и использовании мусоропровода, осуществлять сбор бытовых отходов с использованием мусоропровода.
Инспекция не представила суду первой инстанции доказательств проведения общего собрания собственников многоквартирного дома по вопросу о расконсервации мусоропровода. Общество указывает, что такого собрания не проводилось, собственники помещений многоквартирного жилого дома решения на общем собрании о расконсервации и использовании мусоропровода не принимали.
В силу п. 2 ст. 162 ЖК РФ пу по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с п. 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
В силу ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
При этом п. 3.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 предусматривает возможность, но не обязанность по включению обслуживания мусоропроводов в содержание лестничных клеток.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что при обслуживании спорного жилого дома обществом применяется установленная Постановлением администрации МО г. Краснодар от 19.02.2010 N 908 ставка за содержание и ремонт жилого дома "с лифтом, без мусоропровода" в размере 17,02 руб. за кв. м. В то время как ставка "с лифтом и с мусоропроводом" составляет 20,47 руб. за кв. м. Жалоб от жильцов, собственников помещений в управляющую компанию не поступало. При этом, обществом заключены договоры на управление домом как с эксплуатирующей организацией.
Доказательства обратного инспекцией суду первой инстанции представлено не было. Таких доказательств не было представлено и суду апелляционной инстанции.
В силу ч. 1 ст. 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Порядок организации и проведения которого, а также принятия решений которым регулируется ст. ст. 45, 46, 47 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном ЖК РФ порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Согласно частям 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу части 3 статьи 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В соответствии с частью 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 2 названной статьи ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в частности: 1.1) принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете; 2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; 3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; 3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания; 4) выбор способа управления многоквартирным домом; 4.1) принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме; 5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
На основе системного толкования приведенных выше положений ЖК РФ суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что органом управления правомочным принимать решение, в частности, об использовании мусоропровода, является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. При этом у управляющей организации полномочий по проведению данного собрания не имеется. Собственники жилья вправе самостоятельно решать вопросы об использовании общего имущества.
Суд первой инстанции так же сформулировал правильный вывод о том, что сам по себе факт закрытия мусоропровода не означает его засора, повреждения или неисправного состояния, в связи с чем не находит подтверждения нарушения заявителем Правил N 491 содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Основываясь на изложенном суд первой инстанции правомерно сослался на то, что выдача обществу оспариваемого предписания не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, поскольку возлагает обязанность, которую общество не может выполнить, при этом несет ответственность за его неисполнение.
Доказательств обоснованности выдачи предписания, его законности административный орган не представил. При изложенных обстоятельствах наличие законных оснований для выдачи оспариваемого предписания и обязания общества обеспечить эксплуатацию мусоропровода инспекцией не доказано.
Суд апелляционной инстанции не находит достаточных оснований для переоценки приведенных выше выводов суда первой инстанции.
Ссылка инспекции на то, что, приняв в управление дом, с мусоропроводом, который был заварен застройщиком и не функционировал с момента постройки дома, общество не приняло мер к надлежащему исполнению требований ст. 161 ЖК РФ, не исполнило обязанностей по содержанию общедомового имущества, чем нарушило права собственника одной из квартир дома, по жалобе которого проводилась проверка, не соответствует применимым к спорным правоотношениям нормам ЖК РФ и Правил N 491 и обстоятельствам дела.
Довод инспекции о том, что общество было обязано в процессе эксплуатации дома указать застройщику на несоответствие мусоропровода требованиям законодательства, а в случае, если бы собственниками квартир в многоквартирном жилом доме было бы принято решение о консервации мусоропровода, к примеру, по санитарным соображениям, тогда, во исполнение данного решения, произвести консервацию мусоропровода, нормативно не доказан.
Доказательства того, что мусоропровод закрыт без согласия всех собственником помещений в доме, инспекцией не представлено.
Жалоба собственника одной из квартир многоквартирного жилого дома в инспекцию по поводу заваренного мусоропровода, на которую ссылается инспекция, сама по себе не выражает совпадения воли этого собственника на расконсервацию мусоропровода с волей собственников всех оставшихся квартир в доме, или большинства данных собственников. Эта жалоба так же не свидетельствует о наличии у общества как управляющей организации обязанности привести мусоропровод в рабочее состояние. Для этого необходимо решение общего собрания собственников квартир дома.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы инспекции. Решение суда первой инстанции не подлежит отмене, поскольку является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА

Судьи
О.А.СУЛИМЕНКО
Г.А.СУРМАЛЯН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)