Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Березиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.02.2013
по делу N А40-156267/12-149-1482, принятое судьей Кузиным М.М.,
по заявлению ООО "ПСФ "Крост"
к 1. Департаменту земельных ресурсов города Москвы, 2. Правительству города Москвы, 3. Префектуре СЗАО города Москвы
о признании незаконным решения от 07.09.2012,
при участии:
- от заявителя: Вечкасова Е.А. по доверенности от 04.06.2012;
- Онищенко К.В. по доверенности от 10.09.2012;
- от ответчика: 1. Клоков Е.В. по доверенности от 27.02.2013 N ДГИ-Д-119/13;
- 2. Клоков Е.В. по доверенности от 08.06.2012 N 4-47-511/2;
- 3. не явился, извещен;
ООО "ПСФ "Крост" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - департамент) от 07.09.2012 об отказе в проведении выбора земельного участка ориентировочной площадью 7 530 кв. м, предварительного согласования места размещения объекта - корпуса 7 квартала 82 района Хорошево-Мневники города Москвы, предусмотренного инвестиционным контрактом N 123 на комплексную реконструкцию микрорайонов 75 и 82 района Хорошево-Мневники Северо-Западного административного округа и проектом планировки территорий, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 09.10.2007 N 882-ПП, обязании Правительства Москвы и департамента произвести выбор земельного участка с ориентировочной площадью 7 350 кв. м и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - корпуса 7 квартала 82 Хорошево-Мневники города Москвы, предусмотренного инвестиционным контрактом N 123 на комплексную реконструкцию микрорайонов 75 и 82 района Хорошево-Мневники Северо-Западного административного округа и проектом планировки территорий, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 09.10.2007 N 882-ПП.
Решением суда от 22.02.2012 заявление общества было удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, департамент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой в которой просит его отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В судебном заседании представитель департамента и Правительства Москвы просил отменить решение суда первой инстанции согласно доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель общества просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей Префектуры СЗАО города Москвы.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, оценив доводы, изложенные в жалобе, представленные доказательства, апелляционный суд в силу положений ст. ст. 266, 268, АПК РФ пришел к выводу об оставлении оспариваемого решения суда первой инстанции без изменения, апелляционной жалобы без удовлетворения исходя из следующего.
Согласно материалам дела, 24.12.1999 на основании Постановления Правительства Москвы от 29.06.1999 N 581 "О комплексной реконструкции микрорайонов 75 и 82 района Хорошево-Мневники Северо-Западного административного округа" между Правительством Москвы и ЗАО "Союзспортстрой" был заключен инвестиционный контракт N 123 на комплексную реконструкцию микрорайонов 75 и 82 района Хорошево-Мневники Северо-Западного административного округа (далее - инвестиционный контракт).
Во исполнение инвестиционного контракта были заключены дополнительные соглашения: N 123-1 от 05.07.2000, N 123-2 от 23.05.2001, N 123-3 от 28.12.2012, N 123-1-1 от 27.12.2003, N 123-4 от 10.09.2004, N 123-5 от 08.09.2009, N 123-6 от 15.12.2009, N 123-7 от 23.03.2010, N 123-8 от 18.10.2010.
На основании указанных соглашений был совершен переход в порядке универсального правопреемства прав и обязанностей от ЗАО "Союзспортстрой" к обществу.
В рамках инвестиционного контракта обществом осуществлена деятельность по разработке проекта планировки территории квартала 82 района Хорошево-Мневники города Москвы, по его корректировкам и согласованиям. На данную деятельность израсходовано 21 634 434 руб.
В ходе проведения мероприятий по переселению жителей многоквартирных домов из состава ветхого и пятиэтажного жилого фонда квартала 82 района Хорошево-Мневники города Москвы обществом понесены расходы в размере 5 543 230 руб.
На разработку проектной и рабочей документации, архитектурной концепции (включающей проект газоснабжения, электроснабжения, канализации, дворовой территории) применительно к корпусу 7 квартала 82 района Хорошево-Мневники обществом было израсходовано 9 420 800 руб.
22.11.2007 в целях соблюдения положений абз. 1 п. 15 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон), касающихся возможности предоставления земельных участков на бесконкурсной основе, общество обратилось в ТОРЗ СЗАО г. Москвы с заявлением об оформлении земельно-правовых отношений для возможности исполнения своих обязательств по инвестиционному контракту.
Заявление общества рассмотрено не было.
По истечении срока действия инвестиционного контракта общество в 2007 обратилось в Контрольный комитет города Москвы с заявлением о внесении изменений в условия контракта в части решения вопроса о его продления.
Данное заявление не рассмотрено.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.11.2011 по делу N А40-76901/11-126-648 в условия инвестиционного контракта были внесены изменения о продлении сроков строительства без применения штрафных санкций.
В части объектов квартала 82 района Хорошево-Мневники Северо-Западного административного округа г. Москвы (указанных в проекте планировки территории данного квартала) судом был установлен срок не позднее 31.12.2015.
07.08.2012 обществом в адреса Правительства Москвы, Префектуры Северо-Западного административного округа города Москвы, Управления регулирования землепользования Департамента земельных ресурсов в СЗАО города Москвы направлены заявления с просьбой осуществить выбор земельного участка ориентировочной площадью 7 530 кв. м и предварительно согласовать место размещения объектов строительства с целью предоставления земельного участка, необходимого для проектирования и строительства жилого дома по адресу: корпус 7 квартала 82 района Хорошево-Мневники города Москвы.
К заявлениям общество приложило графическую схему проекта планировки квартала 82 (утвержденного в окончательной редакции Постановлением Правительства Москвы от 09.10.2007 г. N 882-ПП).
По существу такой проект содержит вариант выбора испрашиваемого земельного участка.
Названные заявления были рассмотрены департаментом и Префектурой Северо-Западного административного округа города Москвы.
07.09.2012 департамент в ответ на заявление общества разъяснил, что в случае, если частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01.10.2005 не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, то такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или в собственность без проведения аукциона.
Фактически департамент принял решение об отказе обществу в удовлетворении заявления.
08.08.2012 Префектура Северо-Западного административного округа города Москвы дала ответ обществу о том, что данный орган исполнительной власти не возражает против предоставления в аренду земельного участка при условии согласования земельно-правовых отношений в установленном законом порядке с заинтересованными лицами.
Из содержания положения абз. 1 п. 15 ст. 3 Закона следует, что до 30.12.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти.
В абзацах 2 и 3 п. 15 ст. 3 Закона изложены требования к такому соглашению. Соглашение должно быть заключено с таким лицом до 30.12.2004. Соглашением предусмотрено осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства, либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры.
Как следует из материалов дела, на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с п. 15 ст. 3 Закона названные обязательства выполнены.
Из фактического содержания и обстоятельств исполнения инвестиционного контракта следует, что он является соглашением, предусмотренным абз. 1 п. 15 ст. 3 Закона для предоставления земельного участка без проведения торгов.
Как следует из материалов дела, инвестиционный контракт заключен 24.12.1999, то есть до 30.12.2004.
С заявлением об оформлении земельно-правовых отношений по инвестиционному контракту в части 82 квартала общество 22.11.2007, то есть до 30.12.2007 (пресекательного срока, установленного абз. 1 п. 15 ст. 3 Закона).
Судом первой инстанции установлено, что с момента перехода к обществу прав и обязанностей по инвестиционному контракту, оно надлежащим образом исполняло свои обязательства по контракту.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что общество имеет право на приобретение спорного земельного участка без проведения торгов в порядке предварительного согласования места размещения объекта на основании абз. 1 п. 15 ст. 3 Закона.
Правоотношения между обществом и Правительством Москвы в рамках инвестиционного контракта возникли в 1999. В связи с чем положение ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации на рассматриваемые отношения не распространяется, т.к. данная статья была введена в действие Федеральным законом N 191 от 19.12.2004 и вступила в силу с 01.10.2005.
При изложенных фактических обстоятельствах рассматриваемого дела, апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела, действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы департамента, изложенные в апелляционной жалобе, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.02.2013 по делу N А40-156267/12-149-1482 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Д.Е.ЛЕПИХИН
Судьи
Н.Н.КОЛЬЦОВА
Т.Т.МАРКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.06.2013 N 09АП-12281/2013 ПО ДЕЛУ N А40-156267/12-149-1482
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2013 г. N 09АП-12281/2013
Дело N А40-156267/12-149-1482
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Березиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.02.2013
по делу N А40-156267/12-149-1482, принятое судьей Кузиным М.М.,
по заявлению ООО "ПСФ "Крост"
к 1. Департаменту земельных ресурсов города Москвы, 2. Правительству города Москвы, 3. Префектуре СЗАО города Москвы
о признании незаконным решения от 07.09.2012,
при участии:
- от заявителя: Вечкасова Е.А. по доверенности от 04.06.2012;
- Онищенко К.В. по доверенности от 10.09.2012;
- от ответчика: 1. Клоков Е.В. по доверенности от 27.02.2013 N ДГИ-Д-119/13;
- 2. Клоков Е.В. по доверенности от 08.06.2012 N 4-47-511/2;
- 3. не явился, извещен;
-
установил:
установил:
ООО "ПСФ "Крост" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - департамент) от 07.09.2012 об отказе в проведении выбора земельного участка ориентировочной площадью 7 530 кв. м, предварительного согласования места размещения объекта - корпуса 7 квартала 82 района Хорошево-Мневники города Москвы, предусмотренного инвестиционным контрактом N 123 на комплексную реконструкцию микрорайонов 75 и 82 района Хорошево-Мневники Северо-Западного административного округа и проектом планировки территорий, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 09.10.2007 N 882-ПП, обязании Правительства Москвы и департамента произвести выбор земельного участка с ориентировочной площадью 7 350 кв. м и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - корпуса 7 квартала 82 Хорошево-Мневники города Москвы, предусмотренного инвестиционным контрактом N 123 на комплексную реконструкцию микрорайонов 75 и 82 района Хорошево-Мневники Северо-Западного административного округа и проектом планировки территорий, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 09.10.2007 N 882-ПП.
Решением суда от 22.02.2012 заявление общества было удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, департамент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой в которой просит его отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В судебном заседании представитель департамента и Правительства Москвы просил отменить решение суда первой инстанции согласно доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель общества просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей Префектуры СЗАО города Москвы.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, оценив доводы, изложенные в жалобе, представленные доказательства, апелляционный суд в силу положений ст. ст. 266, 268, АПК РФ пришел к выводу об оставлении оспариваемого решения суда первой инстанции без изменения, апелляционной жалобы без удовлетворения исходя из следующего.
Согласно материалам дела, 24.12.1999 на основании Постановления Правительства Москвы от 29.06.1999 N 581 "О комплексной реконструкции микрорайонов 75 и 82 района Хорошево-Мневники Северо-Западного административного округа" между Правительством Москвы и ЗАО "Союзспортстрой" был заключен инвестиционный контракт N 123 на комплексную реконструкцию микрорайонов 75 и 82 района Хорошево-Мневники Северо-Западного административного округа (далее - инвестиционный контракт).
Во исполнение инвестиционного контракта были заключены дополнительные соглашения: N 123-1 от 05.07.2000, N 123-2 от 23.05.2001, N 123-3 от 28.12.2012, N 123-1-1 от 27.12.2003, N 123-4 от 10.09.2004, N 123-5 от 08.09.2009, N 123-6 от 15.12.2009, N 123-7 от 23.03.2010, N 123-8 от 18.10.2010.
На основании указанных соглашений был совершен переход в порядке универсального правопреемства прав и обязанностей от ЗАО "Союзспортстрой" к обществу.
В рамках инвестиционного контракта обществом осуществлена деятельность по разработке проекта планировки территории квартала 82 района Хорошево-Мневники города Москвы, по его корректировкам и согласованиям. На данную деятельность израсходовано 21 634 434 руб.
В ходе проведения мероприятий по переселению жителей многоквартирных домов из состава ветхого и пятиэтажного жилого фонда квартала 82 района Хорошево-Мневники города Москвы обществом понесены расходы в размере 5 543 230 руб.
На разработку проектной и рабочей документации, архитектурной концепции (включающей проект газоснабжения, электроснабжения, канализации, дворовой территории) применительно к корпусу 7 квартала 82 района Хорошево-Мневники обществом было израсходовано 9 420 800 руб.
22.11.2007 в целях соблюдения положений абз. 1 п. 15 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон), касающихся возможности предоставления земельных участков на бесконкурсной основе, общество обратилось в ТОРЗ СЗАО г. Москвы с заявлением об оформлении земельно-правовых отношений для возможности исполнения своих обязательств по инвестиционному контракту.
Заявление общества рассмотрено не было.
По истечении срока действия инвестиционного контракта общество в 2007 обратилось в Контрольный комитет города Москвы с заявлением о внесении изменений в условия контракта в части решения вопроса о его продления.
Данное заявление не рассмотрено.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.11.2011 по делу N А40-76901/11-126-648 в условия инвестиционного контракта были внесены изменения о продлении сроков строительства без применения штрафных санкций.
В части объектов квартала 82 района Хорошево-Мневники Северо-Западного административного округа г. Москвы (указанных в проекте планировки территории данного квартала) судом был установлен срок не позднее 31.12.2015.
07.08.2012 обществом в адреса Правительства Москвы, Префектуры Северо-Западного административного округа города Москвы, Управления регулирования землепользования Департамента земельных ресурсов в СЗАО города Москвы направлены заявления с просьбой осуществить выбор земельного участка ориентировочной площадью 7 530 кв. м и предварительно согласовать место размещения объектов строительства с целью предоставления земельного участка, необходимого для проектирования и строительства жилого дома по адресу: корпус 7 квартала 82 района Хорошево-Мневники города Москвы.
К заявлениям общество приложило графическую схему проекта планировки квартала 82 (утвержденного в окончательной редакции Постановлением Правительства Москвы от 09.10.2007 г. N 882-ПП).
По существу такой проект содержит вариант выбора испрашиваемого земельного участка.
Названные заявления были рассмотрены департаментом и Префектурой Северо-Западного административного округа города Москвы.
07.09.2012 департамент в ответ на заявление общества разъяснил, что в случае, если частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01.10.2005 не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, то такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или в собственность без проведения аукциона.
Фактически департамент принял решение об отказе обществу в удовлетворении заявления.
08.08.2012 Префектура Северо-Западного административного округа города Москвы дала ответ обществу о том, что данный орган исполнительной власти не возражает против предоставления в аренду земельного участка при условии согласования земельно-правовых отношений в установленном законом порядке с заинтересованными лицами.
Из содержания положения абз. 1 п. 15 ст. 3 Закона следует, что до 30.12.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти.
В абзацах 2 и 3 п. 15 ст. 3 Закона изложены требования к такому соглашению. Соглашение должно быть заключено с таким лицом до 30.12.2004. Соглашением предусмотрено осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства, либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры.
Как следует из материалов дела, на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с п. 15 ст. 3 Закона названные обязательства выполнены.
Из фактического содержания и обстоятельств исполнения инвестиционного контракта следует, что он является соглашением, предусмотренным абз. 1 п. 15 ст. 3 Закона для предоставления земельного участка без проведения торгов.
Как следует из материалов дела, инвестиционный контракт заключен 24.12.1999, то есть до 30.12.2004.
С заявлением об оформлении земельно-правовых отношений по инвестиционному контракту в части 82 квартала общество 22.11.2007, то есть до 30.12.2007 (пресекательного срока, установленного абз. 1 п. 15 ст. 3 Закона).
Судом первой инстанции установлено, что с момента перехода к обществу прав и обязанностей по инвестиционному контракту, оно надлежащим образом исполняло свои обязательства по контракту.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что общество имеет право на приобретение спорного земельного участка без проведения торгов в порядке предварительного согласования места размещения объекта на основании абз. 1 п. 15 ст. 3 Закона.
Правоотношения между обществом и Правительством Москвы в рамках инвестиционного контракта возникли в 1999. В связи с чем положение ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации на рассматриваемые отношения не распространяется, т.к. данная статья была введена в действие Федеральным законом N 191 от 19.12.2004 и вступила в силу с 01.10.2005.
При изложенных фактических обстоятельствах рассматриваемого дела, апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела, действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы департамента, изложенные в апелляционной жалобе, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.02.2013 по делу N А40-156267/12-149-1482 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Д.Е.ЛЕПИХИН
Судьи
Н.Н.КОЛЬЦОВА
Т.Т.МАРКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)