Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 12.03.2013 ПО ДЕЛУ N А09-3110/2011

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2013 г. по делу N А09-3110/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 12.03.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Сладкопевцевой Н.Г.
судей Егоровой С.Г., Шильненковой М.В.
при участии в заседании:
- от истца: Мальцев А.Н. - юрисконсульт (доверенность N 9 от 31.03.2012);
- от ответчика: Евтеев В.А. - председатель правления ТСЖ (приказ N 5/к от 17.04.2012);
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Брянские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Брянской области от 08.08.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 по делу N А09-3110/2011,

установил:

открытое акционерное общество "Брянские коммунальные системы", г. Брянск, ОГРН 1063250031987, ИНН 3250066722 (далее - ОАО "БКС") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к товариществу собственников жилья "Союз", г. Брянск, ОГРН 1063250004839 (далее - ТСЖ "Союз"), о взыскании задолженности за отпущенную тепловую энергию в период с ноября 2010 г. по март 2011 г. в размере 834 547 руб. 25 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3 054 руб. 21 коп. (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 17.08.2011 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2012 г. решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований ОАО "Брянские коммунальные системы" о взыскании с ТСЖ "Союз" задолженности в сумме 9 749 руб. 23 коп. и процентов в сумме 3 054 руб. 21 коп. отменено и производство по делу в порядке ст. 150 АПК РФ в указанной части прекращено.
В части удовлетворения исковых требований ОАО "Брянские коммунальные системы" о взыскании с ТСЖ "Союз" 824 798 руб. 02 коп. задолженности решение Арбитражного суда Брянской области от 17.08.2011 г. оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28.04.2012 вышеназванные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
При новом рассмотрении дела истец поддержал требования в части взыскания 834547 руб. 25 коп. задолженности за тепловую энергию за период с 01.11.2010 по 31.07.2011.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 08.08.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с вынесенными по делу судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, ОАО "Брянские коммунальные системы" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Брянской области от 08.08.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на недоказанность ответчиком факта оказания истцом услуг по теплоснабжению ненадлежащего качества, а также непредставление им соответствующего расчета стоимости этих услуг.
В силу ст. 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене с принятием нового решения в силу следующего.
Как установлено арбитражным судом, между ОАО "БКС" (ресурсоснабжающая организация) и ТСЖ "Союз" (потребитель) 07.12.2009 г. заключен договор теплоснабжения N 022-01101929, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась подавать в многоквартирные дома, перечисленные в приложениях N 1.1, 6, 7 к договору, согласованное количество тепловой энергии (приложение N 1) в соответствии с температурным графиком (приложение N 4) в течение срока действия договора с целью обеспечения указанных многоквартирных домов тепловой энергией и горячим водоснабжением. Потребитель, в свою очередь, обязался оплачивать ресурсоснабжающей организации поданную тепловую энергию по ценам и в порядке, определенном договором.
Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что расчеты за фактически поданную тепловую энергию производятся по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством, органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по оплате переданной ему тепловой энергии, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском.
Принимая решение по делу, суд признал обоснованными возражения ответчика о том, что истцом оказаны услуги теплоснабжения для оказания коммунальных услуг ненадлежащего качества, в силу чего пришел к выводу об отсутствии задолженности ответчика по оплате тепловой энергии за спорный период.
Кассационная коллегия считает, что указанные выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Судом установлено, что в настоящем споре гражданские права и обязанности сторон возникли из договора N 022-01101929 от 07.12.2009 г., который является договором энергоснабжения и спорные правоотношения регулируются положениями параграфа 6 главы 30 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно данным истца задолженность за период с 01.11.2010 по 31.07.2011 составляет 834547 руб. 25 коп.
Не оспаривая фактическое потребление тепловой энергии в спорном периоде, ответчик считает, что она не подлежит оплате вследствие ее ненадлежащего качества.
В соответствии с ч. 1 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", до приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ законов и иных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу РФ и Федеральному закону от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ.
Таким образом, в жилищно-коммунальной сфере установлен приоритет ЖК РФ над нормами параграфа 6 главы 30 ГК РФ и иными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 г. утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Разделом VII и VIII Правил N 307 установлен порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Как указывает заявитель кассационной жалобы, а также свидетельствуют материалы дела, надлежащих письменных доказательств, составленных в соответствии с разделом VIII Правил N 307, ответчиком в материалы дела представлено не было.
В качестве подтверждения доводов о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества ответчиком в материалы дела представлены акт Энергоинспекции ТС ООП от 16.03.2011 г., акт Государственной жилищной инспекции Брянской области N 96 от 30.03.2011 г., а также архивные данные показаний общедомового прибора учета за каждый месяц спорного периода.
В силу п. 60 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.
Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия в сфере регулирования отношений по предоставлению коммунальных услуг гражданам, в Приложении N 1 "Условия изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" к Правилам N 307 определило порядок изменения размера платы за отопление при снижении температуры воздуха в жилом помещении.
Согласно п. 15 раздела 6 Приложения N 1 качество коммунальных услуг по отоплению предполагает обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18 град. C (в угловых комнатах - +20 град. C), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - -31 град. C и ниже - +20 (+22) град. C в других помещениях - в соответствии с ГОСТом Р 51617-2000. Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 град. C. Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 град. C. Отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается.
При снижении температуры воздуха в жилом помещении свыше допустимых отклонений Правила устанавливают порядок изменения размера платы за отопление. В соответствии с данным порядком за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной платы снижается:
- на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета, за каждый градус отклонения температуры;
- на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии приборов учета), за каждый градус отклонения температуры.
Материалы дела свидетельствуют о том, что истец просил взыскать денежные средства за тепловую энергию на основе показаний общедомового прибора учета ответчика, которые отражают ее фактическое количество.
Ссылаясь на ненадлежащее оказание коммунальных услуг, управляющей компанией представлены архивные данные прибора учета за спорный период, фиксирующие температуру теплоносителя подающего и обратного трубопровода.
Однако доказательств, свидетельствующих о том, что данная температура теплоносителя не могла обеспечить надлежащую температуру в жилых помещениях многоквартирного дома, ответчиком не представлено.
Пунктом 6 Правил N 307 установлено, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Министерство регионального развития Российской Федерации в соответствии с предоставленными ему полномочиями в письме от 04.06.2007 г. N 10611-ЮТ/07 "О разъяснении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307", установило порядок производства расчета стоимости услуг ненадлежащего качества, в том числе вследствие несоблюдения температурного режима.
При этом порядок расчета изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведен на примерах в приложении к настоящему письму.
В примечании к п. 9 Приложения к письму Минрегионразвития РФ 04.06.2007 г. N 10611-ЮТ/07 указано, что размер снижения месячной платы за коммунальную услугу отопления из-за отклонения температуры воздуха в жилом помещении не может превышать ежемесячный размер платы за отопление, исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление или из показаний приборов учета.
Как свидетельствуют материалы дела, расчет стоимости тепловой энергии в соответствии с требованиями Правил N 307, а также вышеуказанного письма Минрегионразвития в связи с нарушением температурного режима ответчиком не производился и в процессе рассмотрения дела представлен не был.
Вследствие чего вывод арбитражного суда о том, что расчет задолженности, представленный ответчиком, соответствует действующему законодательству, нельзя признать обоснованным и подтвержденным материалами дела.
Указывая на отсутствие задолженности по оплате спорного объема услуг по теплоснабжению, ответчик ссылался также на несоблюдение истцом в спорный период такого параметра качества оказываемых услуг, как давление воды во внутридомовой системе отопления, о чем, по его мнению, свидетельствует фактический объем сетевой воды.
В п. 16 Приложения N 1 Правил N 307 предусмотрено, что давление во внутридомовой системе отопления с чугунными радиаторами должно быть не более чем на 0,06 МПа (0,6) кгс/кв. см) превышать статическое давление, требуемое для постоянного заполнения системы отопления теплоносителем. Отклонение давления более установленных значений не допускается.
За каждый час (суммарно за расчетный период) периода отклонения установленного давления во внутридомовой системе отопления при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний прибора учета).
В качестве подтверждения факта ненадлежащего давления сетевой воды во внутридомовой системе отопления ответчик ссылается на акт от 16.03.2011, согласно которому давление на вводе в дом составляет 5,0 кгс/кв. см, а на выходе - 3,2 кгс/кв. см.
Однако данные параметры не подтверждают падение давления в сети более, чем на 25%, с чем согласился представитель ответчика в судебном заседании суда кассационной инстанции.
ТСЖ "Союз" указывает также, что о ненадлежащем давлении теплоносителя свидетельствуют архивных данные об объеме фактически поданной сетевой воды.
Вместе с тем, для осуществления перевода показаний объема в показания давления необходимы специальные познания, однако от проведения экспертизы ответчик в ходе рассмотрения дела отказался.
Следует отметить также, что в процессе рассмотрения дела ответчик не отрицал тот факт, что параметр "давление" общедомовым прибором учета не фиксируется.
Учитывая, что судами установлены существенные для дела обстоятельства, однако выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права, суд кассационной инстанции полагает возможным в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятые судами первой и апелляционной инстанций судебные акты отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение по рассматриваемому спору.
Суд кассационной инстанции считает исковые требования ОАО "Брянские коммунальные системы" о взыскании с ТСЖ "Союз" 834 547 руб. 25 коп. долга подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Принимая во внимание результаты рассмотрения дела, с ТСЖ "Союз" в пользу ОАО "Брянские коммунальные системы" подлежат взысканию 2 000 руб. государственной пошлины в порядке возмещения судебных расходов по иску.
Также с ТСЖ "Союз" в пользу ОАО "Брянские коммунальные системы" в порядке возмещения судебных расходов в виде государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобам надлежит взыскать 4 000 руб.
Руководствуясь ст. 287 п. 2 ч. 1, ст. 288 ч. 1 - 3, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 08.08.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 по делу N А09-3110/2011 отменить.
Исковые требования ОАО "Брянские коммунальные системы" (ОГРН 1063250031987, ИНН 3250066722) о взыскании 834 547 руб. 25 коп. долга с ТСЖ "Союз" (ИНН 3250065119) удовлетворить.
Взыскать с ТСЖ "Союз" (ИНН 3250065119) в пользу ОАО "Брянские коммунальные системы" (ОГРН 1063250031987, ИНН 3250066722) 834 547 руб. 25 коп. долга.
Взыскать с ТСЖ "Союз" (ИНН 3250065119) в пользу ОАО "Брянские коммунальные системы" (ОГРН 1063250031987, ИНН 3250066722) 2 000 руб. государственной пошлины по иску в порядке возмещения судебных расходов.
Взыскать с ТСЖ "Союз" (ИНН 3250065119) в пользу ОАО "Брянские коммунальные системы" (ОГРН 1063250031987, ИНН 3250066722) 4 000 руб. в порядке возмещения судебных расходов по апелляционной и кассационной жалобам.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА

Судьи
С.Г.ЕГОРОВА
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)