Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2013 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Зотеева Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от истца (заявителя): предст. Миролюбов П.А. - доверенность N 100 от 27.12.2012
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5469/2013) ЗАО "Сити Сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.02.2013 по делу N А56-73119/2012 (судья Синицына Е.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
закрытое акционерное общество "Сити Сервис" (ОГРН 1047855156700; место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей, д. 31, корп. 2) (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Адмиралтейском, Василеостровском и Центральном районах (далее - Территориальный отдел, административный орган) от 19.11.2012 N Ю78-04-05/2465 о привлечении к административной ответственности по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 05.02.2013 оспариваемое постановление от 19.11.2012 N Ю78-04-05/2465 изменено в части назначения наказания, обществу назначен штраф в размере 10000 рублей.
В апелляционной жалобе ЗАО "Сити Сервис", ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда от 05.02.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного обществом требования. Податель жалобы ссылается на то, что СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", нарушение которых вменено обществу, были разработаны после постройки дома 38 корп. 1 по ул. Кораблестроителей и, соответственно, требования данных нормативных документов не распространяются на построенные ранее здания. Оборудовать стволы мусоропроводов и мусороприемные камеры устройствами, обеспечивающими возможность их очистки, дезинфекции и дезинсекции, не представляется возможным без проведения капитального ремонта либо реконструкции дома. Также податель жалобы ссылается на то, что протокол осмотра составлен административным органом без участия понятых, а при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления административный орган руководствовался только объяснениями работника общества, не являющегося его законным представителем или уполномоченным лицом.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в Адмиралтейском, Василеостровском и Центральном районах, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направил. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей административного органа.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по заявлению депутата законодательного собрания Санкт-Петербурга Резника М.Л., обратившегося в Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в связи с коллективным обращением, поступившим в его адрес от жителей дома 38 корп. 1 по ул. Кораблестроителей, Территориальным отделом 19.10.2012 вынесено определение о возбуждении в отношении ЗАО "Сити-Сервис" дела N 78-04-05/1138 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 КоАП РФ, и проведении административного расследования (л.д. 33-34).
В ходе административного расследования должностным лицом Территориального отдела в присутствии понятых и представителя общества произведен осмотр подвального помещения и мусоропровода дома 38 корп. 1 по ул. Кораблестроителей (л.д. 35). Определением N 78-04-05/1184 от 26.10.2012 у общества были истребованы дополнительные документы и сведения: информация о проведении мероприятий по дезинфекции мусоропровода, о дезинфицирующих средствах, информация об обеспечении контроля за эффективностью и безопасностью производимых работ по дезинфекции мусоропровода и др. (л.д. 36).
По результатам административного расследования Территориальным отделом в отношении общества 07.11.2012 составлен протокол N Ф 78-04-05/1138 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 6.4 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 19.11.2012 N Ю78-04-05/2465 ЗАО "Сити Сервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 КоАП РФ; обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 руб. Указанным постановлением обществу вменено нарушение требований статей 23 и 24 Федерального закона от 30.09.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2.2.8 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", пункта 8.2.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", пунктов 2.20, 2.21 СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности".
Считая данное постановление незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 05.02.2013 и удовлетворения апелляционной жалобы общества в связи со следующим.
Статьей 6.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу статьи 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам (пункт 3 статьи 23 Закона N 52-ФЗ).
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 24 Закона N 52-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
Таким образом, обязанность по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при осуществлении управления многоквартирным домом возложена на управляющую организацию.
Согласно пункту 2.2.8 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" мусоропровод, мусороприемная камера должны быть исправными. Крышки загрузочных клапанов мусоропроводов на лестничных клетках должны иметь плотный привод, снабженный резиновыми прокладками в целях герметизации и шумоглушения. В жилых домах, имеющих мусоропроводы, должны быть обеспечены условия для еженедельной чистки, дезинфекции и дезинсекции ствола мусоропровода, для чего стволы оборудуются соответствующими устройствами.
Для дезинфекции каналов мусоропроводов следует применять растворы: лизола (8 - 5%), креолина (8 - 5%), нафтализола (15 - 10%), фенола (3 - 5%), метасиликата натрия (1 - 3%). Время контакта - не менее 0,5 часа. Металлические емкости, контейнеры и каналы мусоропроводов дезинфицировать хлорактивными веществами и их растворами категорически запрещается.
В соответствии с пунктом 8.2.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" мусоропровод должен содержаться в исправном состоянии, быть оборудован устройствами, обеспечивающими возможность его очистки, дезинфекции и дезинсекции.
Согласно пунктам 2.20, 2.21 СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" лица, занимающиеся дезинфекционной деятельностью, проходят профессиональную подготовку и аттестацию, включая вопросы безопасного осуществления работ, оказания первой доврачебной помощи при отравлении дезинфекционными средствами.
Лица, занимающиеся дезинфекционной деятельностью, в установленном порядке проходят предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.
Факт нарушения обществом требований пункта 2.2.8 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", пункта 8.2.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", пунктов 2.20, 2.21 СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" установлен административным органом и судом и подтверждается материалами дела (протоколом осмотра N 78-04-05/1138 от 24.10.2012, протоколом об административном правонарушении от 07.11.2012 N Ф78-04-05/1138, представленными обществом в ходе производства по административному делу документами). Как установлено в ходе административного расследования, мусоропровод в доме по адресу: ул. Кораблестроителей, д. 38, корп. 1, не оборудован устройствами, обеспечивающими возможность его очистки, дезинфекции и дезинсекции. Обществом нарушена кратность проведения мероприятий по дезинфекции и дезинсекции стволов мусоропроводов и порядок проведения таких мероприятий, а именно: согласно информации, представленной управдомом участка N 1 ЗАО "Сити-Сервис" от 25.10.2012, дезинфекция ствола мусоропровода дома N 38 корп. 1 по ул. Кораблестроителей проводится специалистами общества ручным способом 1 раз в месяц согласно графику, в то время как требуемая пунктом 2.2.8 СанПиН 42-128-4690-88 периодичность - еженедельно; для проведения дезинфекции применяется раствор хлорной извести (пунктом 2.2.8 СанПиН 42-128-4690-88 категорически запрещается дезинфицировать металлически каналы мусоропроводов хлорактивными веществами и их растворами), мероприятия по еженедельной дезинсекции мусоропровода не проводятся. У управляющей организации отсутствуют (не представлены административному органу) документы, подтверждающие возможность проведения дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий своими силами, не представлены данные о прохождении лицами, занимающимися дезинфекционной деятельностью в учреждении, профессиональной подготовки и аттестации, включая вопросы безопасного осуществления работ, оказания первой доврачебной помощи при отравлении дезинфекционными средствами; не представлены документы, свидетельствующие об организации проведения и прохождения медицинских осмотров лиц, занимающихся дезинфекционной деятельностью; не представлены данные о наличии специальных препаратов, допущенных к применению в установленном порядке, для проведения мероприятий по дезинфекции и дезинсекции; отсутствует договор со специализированной организацией (нарушение пунктов 2.20, 2.21 СП 3.5.1378-03).
Доказательств невозможности соблюдения обществом обязательных санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении управления многоквартирным домом в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Доводы общества о том, что СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.2.2645-10 и СП 3.5.1378-03, нарушение которых вменено обществу, введены в действие после постройки многоквартирного жилого дома по адресу: ул. Кораблестроителей, д. 38, корп. 1, что исключает их применение к данному зданию, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания. Таким образом, с введением в действие СанПиН 2.1.2.2645-10 его требования (в том числе установленное пунктом 8.2.2 требование об оборудовании мусоропровода устройствами, обеспечивающими возможность его очистки, дезинфекции и дезинсекции) распространяются на все здания, в том числе и построенные до введения в действие данных санитарных правил. Обществом не представлены в материалы дела доказательства того, что оборудование ствола мусоропроводов и мусороприемных камер устройствами, обеспечивающими возможность их очистки, дезинфекции и дезинсекции, невозможно без проведения капитального ремонта либо реконструкции дома. Кроме того, оспариваемым постановлением обществу вменено не только отсутствие устройств, обеспечивающих возможность очистки, дезинфекции и дезинсекции мусоропровода, но также и иные нарушения санитарных норм и правил, устранение которых не требует проведения капитального ремонта (реконструкции) дома.
Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению работ и услуг, включающих разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг. Соответственно соблюдение СП 3.5.1378-03 при осуществлении дезинфекционной деятельности, равно как и соблюдение требований СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", предусматривающих еженедельную чистку, дезинфекцию и дезинсекцию ствола мусоропровода и порядок проведения таких мероприятий, не ставится в зависимость от года постройки и введения в эксплуатацию многоквартирного дома.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 6.4 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции также не установлено нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности. Как следует из материалов дела, протокол осмотра N 78-04-05/1158 от 24.10.2012 составлен в соответствии с требованиями статьи 27.8 КоАП РФ с участием двух понятых и представителя общества (л.д. 35). Протокол об административном правонарушении N Ф 78-04-05/1138 от 07.11.2012 (л.д. 49-50) составлен в присутствии представителя общества Костюченко Л.В. (доверенность N 17 от 06.11.2012). Общество было надлежащим образом извещено о дате и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении (л.д. 52-53), при рассмотрении материалов дела 19.11.2012 присутствовал представитель общества Волков И.Г. (доверенность N 85 от 19.11.2012).
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, административным органом не допущено существенных процессуальных нарушений в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении общества, которые привели бы к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности.
Вместе с тем, суд первой инстанции, установив отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, в соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ посчитал необоснованным назначенное обществу наказание в виде штрафа в размере 15000 руб., в связи с чем снизил размер примененной к обществу санкции по постановлению от Ю78-04-05/2465 от 19.11.2012 до 10000 рублей (минимальный размер штрафа, установленный санкцией статьи 6.4 КоАП РФ).
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 февраля 2013 года по делу N А56-73119/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Сити Сервис" - без удовлетворения.
Судья
Л.В.ЗОТЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.04.2013 ПО ДЕЛУ N А56-73119/2012
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2013 г. по делу N А56-73119/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2013 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Зотеева Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от истца (заявителя): предст. Миролюбов П.А. - доверенность N 100 от 27.12.2012
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5469/2013) ЗАО "Сити Сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.02.2013 по делу N А56-73119/2012 (судья Синицына Е.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
закрытое акционерное общество "Сити Сервис" (ОГРН 1047855156700; место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей, д. 31, корп. 2) (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Адмиралтейском, Василеостровском и Центральном районах (далее - Территориальный отдел, административный орган) от 19.11.2012 N Ю78-04-05/2465 о привлечении к административной ответственности по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 05.02.2013 оспариваемое постановление от 19.11.2012 N Ю78-04-05/2465 изменено в части назначения наказания, обществу назначен штраф в размере 10000 рублей.
В апелляционной жалобе ЗАО "Сити Сервис", ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда от 05.02.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного обществом требования. Податель жалобы ссылается на то, что СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", нарушение которых вменено обществу, были разработаны после постройки дома 38 корп. 1 по ул. Кораблестроителей и, соответственно, требования данных нормативных документов не распространяются на построенные ранее здания. Оборудовать стволы мусоропроводов и мусороприемные камеры устройствами, обеспечивающими возможность их очистки, дезинфекции и дезинсекции, не представляется возможным без проведения капитального ремонта либо реконструкции дома. Также податель жалобы ссылается на то, что протокол осмотра составлен административным органом без участия понятых, а при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления административный орган руководствовался только объяснениями работника общества, не являющегося его законным представителем или уполномоченным лицом.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в Адмиралтейском, Василеостровском и Центральном районах, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направил. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей административного органа.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по заявлению депутата законодательного собрания Санкт-Петербурга Резника М.Л., обратившегося в Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в связи с коллективным обращением, поступившим в его адрес от жителей дома 38 корп. 1 по ул. Кораблестроителей, Территориальным отделом 19.10.2012 вынесено определение о возбуждении в отношении ЗАО "Сити-Сервис" дела N 78-04-05/1138 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 КоАП РФ, и проведении административного расследования (л.д. 33-34).
В ходе административного расследования должностным лицом Территориального отдела в присутствии понятых и представителя общества произведен осмотр подвального помещения и мусоропровода дома 38 корп. 1 по ул. Кораблестроителей (л.д. 35). Определением N 78-04-05/1184 от 26.10.2012 у общества были истребованы дополнительные документы и сведения: информация о проведении мероприятий по дезинфекции мусоропровода, о дезинфицирующих средствах, информация об обеспечении контроля за эффективностью и безопасностью производимых работ по дезинфекции мусоропровода и др. (л.д. 36).
По результатам административного расследования Территориальным отделом в отношении общества 07.11.2012 составлен протокол N Ф 78-04-05/1138 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 6.4 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 19.11.2012 N Ю78-04-05/2465 ЗАО "Сити Сервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 КоАП РФ; обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 руб. Указанным постановлением обществу вменено нарушение требований статей 23 и 24 Федерального закона от 30.09.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2.2.8 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", пункта 8.2.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", пунктов 2.20, 2.21 СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности".
Считая данное постановление незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 05.02.2013 и удовлетворения апелляционной жалобы общества в связи со следующим.
Статьей 6.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу статьи 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам (пункт 3 статьи 23 Закона N 52-ФЗ).
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 24 Закона N 52-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
Таким образом, обязанность по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при осуществлении управления многоквартирным домом возложена на управляющую организацию.
Согласно пункту 2.2.8 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" мусоропровод, мусороприемная камера должны быть исправными. Крышки загрузочных клапанов мусоропроводов на лестничных клетках должны иметь плотный привод, снабженный резиновыми прокладками в целях герметизации и шумоглушения. В жилых домах, имеющих мусоропроводы, должны быть обеспечены условия для еженедельной чистки, дезинфекции и дезинсекции ствола мусоропровода, для чего стволы оборудуются соответствующими устройствами.
Для дезинфекции каналов мусоропроводов следует применять растворы: лизола (8 - 5%), креолина (8 - 5%), нафтализола (15 - 10%), фенола (3 - 5%), метасиликата натрия (1 - 3%). Время контакта - не менее 0,5 часа. Металлические емкости, контейнеры и каналы мусоропроводов дезинфицировать хлорактивными веществами и их растворами категорически запрещается.
В соответствии с пунктом 8.2.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" мусоропровод должен содержаться в исправном состоянии, быть оборудован устройствами, обеспечивающими возможность его очистки, дезинфекции и дезинсекции.
Согласно пунктам 2.20, 2.21 СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" лица, занимающиеся дезинфекционной деятельностью, проходят профессиональную подготовку и аттестацию, включая вопросы безопасного осуществления работ, оказания первой доврачебной помощи при отравлении дезинфекционными средствами.
Лица, занимающиеся дезинфекционной деятельностью, в установленном порядке проходят предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.
Факт нарушения обществом требований пункта 2.2.8 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", пункта 8.2.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", пунктов 2.20, 2.21 СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" установлен административным органом и судом и подтверждается материалами дела (протоколом осмотра N 78-04-05/1138 от 24.10.2012, протоколом об административном правонарушении от 07.11.2012 N Ф78-04-05/1138, представленными обществом в ходе производства по административному делу документами). Как установлено в ходе административного расследования, мусоропровод в доме по адресу: ул. Кораблестроителей, д. 38, корп. 1, не оборудован устройствами, обеспечивающими возможность его очистки, дезинфекции и дезинсекции. Обществом нарушена кратность проведения мероприятий по дезинфекции и дезинсекции стволов мусоропроводов и порядок проведения таких мероприятий, а именно: согласно информации, представленной управдомом участка N 1 ЗАО "Сити-Сервис" от 25.10.2012, дезинфекция ствола мусоропровода дома N 38 корп. 1 по ул. Кораблестроителей проводится специалистами общества ручным способом 1 раз в месяц согласно графику, в то время как требуемая пунктом 2.2.8 СанПиН 42-128-4690-88 периодичность - еженедельно; для проведения дезинфекции применяется раствор хлорной извести (пунктом 2.2.8 СанПиН 42-128-4690-88 категорически запрещается дезинфицировать металлически каналы мусоропроводов хлорактивными веществами и их растворами), мероприятия по еженедельной дезинсекции мусоропровода не проводятся. У управляющей организации отсутствуют (не представлены административному органу) документы, подтверждающие возможность проведения дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий своими силами, не представлены данные о прохождении лицами, занимающимися дезинфекционной деятельностью в учреждении, профессиональной подготовки и аттестации, включая вопросы безопасного осуществления работ, оказания первой доврачебной помощи при отравлении дезинфекционными средствами; не представлены документы, свидетельствующие об организации проведения и прохождения медицинских осмотров лиц, занимающихся дезинфекционной деятельностью; не представлены данные о наличии специальных препаратов, допущенных к применению в установленном порядке, для проведения мероприятий по дезинфекции и дезинсекции; отсутствует договор со специализированной организацией (нарушение пунктов 2.20, 2.21 СП 3.5.1378-03).
Доказательств невозможности соблюдения обществом обязательных санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении управления многоквартирным домом в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Доводы общества о том, что СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.2.2645-10 и СП 3.5.1378-03, нарушение которых вменено обществу, введены в действие после постройки многоквартирного жилого дома по адресу: ул. Кораблестроителей, д. 38, корп. 1, что исключает их применение к данному зданию, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания. Таким образом, с введением в действие СанПиН 2.1.2.2645-10 его требования (в том числе установленное пунктом 8.2.2 требование об оборудовании мусоропровода устройствами, обеспечивающими возможность его очистки, дезинфекции и дезинсекции) распространяются на все здания, в том числе и построенные до введения в действие данных санитарных правил. Обществом не представлены в материалы дела доказательства того, что оборудование ствола мусоропроводов и мусороприемных камер устройствами, обеспечивающими возможность их очистки, дезинфекции и дезинсекции, невозможно без проведения капитального ремонта либо реконструкции дома. Кроме того, оспариваемым постановлением обществу вменено не только отсутствие устройств, обеспечивающих возможность очистки, дезинфекции и дезинсекции мусоропровода, но также и иные нарушения санитарных норм и правил, устранение которых не требует проведения капитального ремонта (реконструкции) дома.
Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению работ и услуг, включающих разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг. Соответственно соблюдение СП 3.5.1378-03 при осуществлении дезинфекционной деятельности, равно как и соблюдение требований СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", предусматривающих еженедельную чистку, дезинфекцию и дезинсекцию ствола мусоропровода и порядок проведения таких мероприятий, не ставится в зависимость от года постройки и введения в эксплуатацию многоквартирного дома.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 6.4 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции также не установлено нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности. Как следует из материалов дела, протокол осмотра N 78-04-05/1158 от 24.10.2012 составлен в соответствии с требованиями статьи 27.8 КоАП РФ с участием двух понятых и представителя общества (л.д. 35). Протокол об административном правонарушении N Ф 78-04-05/1138 от 07.11.2012 (л.д. 49-50) составлен в присутствии представителя общества Костюченко Л.В. (доверенность N 17 от 06.11.2012). Общество было надлежащим образом извещено о дате и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении (л.д. 52-53), при рассмотрении материалов дела 19.11.2012 присутствовал представитель общества Волков И.Г. (доверенность N 85 от 19.11.2012).
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, административным органом не допущено существенных процессуальных нарушений в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении общества, которые привели бы к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности.
Вместе с тем, суд первой инстанции, установив отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, в соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ посчитал необоснованным назначенное обществу наказание в виде штрафа в размере 15000 руб., в связи с чем снизил размер примененной к обществу санкции по постановлению от Ю78-04-05/2465 от 19.11.2012 до 10000 рублей (минимальный размер штрафа, установленный санкцией статьи 6.4 КоАП РФ).
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 февраля 2013 года по делу N А56-73119/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Сити Сервис" - без удовлетворения.
Судья
Л.В.ЗОТЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)