Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4336-2013Г.

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 июня 2013 г. по делу N 33-4336-2013г.


Судья: Боровик С.Г.
Докладчик: Никитина Г.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе: председательствующего Артеменко А.В.
судей Никитиной Г.Н., Мулярчика А.И.
при секретаре В.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 6 июня 2013 года дело по апелляционной жалобе отдела пособий и социальных выплат Коченевского района Новосибирской области на решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 26 февраля 2013 года, которым удовлетворены исковые требования В.Ю.М.
Признаны незаконными с 01 мая 2011 года действия отдела пособий и социальных выплат Коченевского района Новосибирской области по непредоставлению В.Ю.М. государственной услуги - денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающих типа).
На отдел пособий и социальных выплат Коченевского района Новосибирской области возложена обязанность предоставить В.Ю.М. указанную государственную услуги и включить ее с 1 мая 2011 года в территориальный регистр отдельных категорий граждан, проживающих на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
На отдел пособий и социальных выплат Коченевского района Новосибирской области возложена обязанность производить В.Ю.М. выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 мая 2011 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Никитиной Г.Н., судебная коллегия

установила:

В.Ю.М. обратилась в суд с иском отделу пособий и социальных выплат Коченевского района Новосибирской области и просила:
- - признать незаконными с 01 мая 2011 года действия отдела пособий и социальных выплат Коченевского района Новосибирской области по непредоставлению ей государственной услуги - денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа);
- - обязать отдел пособий и социальных выплат Коченевского района Новосибирской области предоставить В.А. указанную государственную услуги и включить ее с 1 мая 2011 года в территориальный регистр отдельных категорий граждан, проживающих на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг;
- - обязать отдел пособий и социальных выплат Коченевского района Новосибирской области производить В.Ю.М. выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 мая 2011 года.
В обоснование заявленных требований указала, что с 01 сентября 2010 года работает в МКДОУ детский сад "Малышок", в должности музыкального руководителя. До мая 2011 года истец пользовалась льготами по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, но с мая 2011 года в предоставлении таких льгот ей было отказано по причине отсутствия должности "музыкальный руководитель" в Перечне должностей, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 06 декабря 2010 года N 235-п.
Данный отказ В.Ю.М. считает незаконным, противоречащим пункту 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", поскольку субъекту дано полномочие только в определении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки. Истец утверждает, что отдел пособий и социальных выплат Коченевского района нарушает ее права педагогического работника на получение государственной услуги - денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен отдел пособий и социальных выплат Коченевского района новосибирской области.
В апелляционной жалобе представитель просит решение суда отменить и вынести новое об отказе в удовлетворении требований истца.
В обоснование доводов жалобы представитель указала, что с мая 2010 года меры социальной поддержки сельским педагогам предоставляются в соответствии с Законом Новосибирской области N 493-ОЗ от 27 апреля 2010 года "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области". Статьей 2 Закона установлено, что Перечень должностей педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом, устанавливается Правительством Новосибирской области. В перечне должностей, утвержденном постановлением Правительства Новосибирской области N 235-п от 6 декабря 2010 года, должность "музыкальный руководитель" отсутствует.
В соответствии с пунктом 30 статьи 16 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1 дополнен предложением следующего содержания: размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ. Поэтому с 1 января 2005 года меры социальной поддержки сельским педагогам предоставлялись на основании Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 года N 285-ОЗ, а с 1 мая 2010 года на основании Закона Новосибирской области N 493-ОЗ от 27 апреля 2010 года и перечни должностей педагогов, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утверждались в соответствии с этими Законами.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно абзацу 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Закон Новосибирской области от 27.04.2010 г. N 493-ОЗ "О мерах социальной поддержки" по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", устанавливает меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающих и работающих в сельской местности поселках городского типа на территории НСО, а также условия и порядок их предоставления (ст. 1).
В соответствии со ст. 2 данный Закон распространяется на педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа, а также на проживающих совместно с ними членов их семей (ч. 1). Перечень должностей педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с данным законом, устанавливается Правительством Новосибирской области (ч. 2).
В силу ч. 1 ст. 3 Закона РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Наделение субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования.
Поскольку Закон РФ "Об образовании" не содержит ограничений в отношении педагогических работников образовательных учреждений и не наделяет в данном случае органы власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению категории учреждений и должностей, в отношении которых могут быть применены меры социальной поддержки, то законодательство Новосибирской области не применимо в данной части.
Как установлено судом, В.Ю.М. с 01.09.2010 года работает музыкальным руководителем детского сада "Малышок" и до мая 2011 года ей предоставлялись льготы по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг.
Решением отдела пособий и социальных выплат Коченевского района Новосибирской области от 12 апреля 2011 года в предоставление денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг ей было отказано.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о законности требований В.Ю.М., поскольку несоответствие норм законодательства субъекта Российской Федерации о мерах социальной поддержки педагогических работников федеральному законодательству не может ограничивать права и законные интересы гражданина в сфере социальной поддержки, поскольку иное противоречило бы Конституции Российской Федерации.
При этом суд исходил из того, что право на получение льгот по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, предусмотрено федеральным законодательством в отношении лиц, занимающихся педагогической деятельностью в образовательных учреждениях, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, нормы федерального законодательства не содержат исчерпывающий перечень должностей работников образования.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым, как полагает судебная коллегия, судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что установленные Законом Новосибирской области от 27 апреля 2010 года N 493-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" меры социальной поддержки на В.Ю.М. не распространяются, поскольку в Перечне должностей отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 06 декабря 2010 года N 235-п, должность "музыкальный руководитель" отсутствует, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Согласно пунктам "е", "ж", "к" статьи 72 и пунктов 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в связи с чем, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Законом Новосибирской области от 27 апреля 2010 года N 493-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" установлены меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, а также условия и порядок их предоставления.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 06 декабря 2010 года N 235-п утвержден Перечень должностей отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, в котором отсутствует такая должность, как "музыкальный руководитель".
Таким образом, не отрицая прав субъектов Российской Федерации на установление размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" судебная коллегия считает недопустимым установление условий или порядка, препятствующих или делающих невозможным реализацию лицами указанной категории льгот, установленных нормами федерального законодательства.
Закон Российской Федерации "Об образовании" не содержит и не наделяет органы власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать категории учреждений и должностей, работа в которых дает право на меры социальной поддержки.
В силу части 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Исходя из того, что Постановление администрации Новосибирской области от 06 декабря 2010 года N 235-п противоречит Закону Российской Федерации "Об образовании", то при рассмотрении данного дела оно не подлежит применению.
Таким образом, В.Ю.М., работающая педагогическим работником - музыкальным руководителем детского сада в поселке городского типа, имеет право на получение выше указанных льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, в связи с чем, суд обосновано обязал ответчика включить ее в территориальный регистр отдельных категорий граждан, проживающих на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, применен закон, подлежащий применению, решение суда по существу является правильным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 26 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу отдела пособий и социальных выплат Коченевского района Новосибирской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)