Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щелокаевой Т.А.,
судей Кобелевой О.П., Поляковой С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Комлевой Н.В.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Водоканал" городского поселения поселок Чистые Боры Буйского муниципального района
на решение Арбитражного суда Костромской области от 05.04.2013 по делу N А31-11134/2012, принятое судом в составе судьи Семенова А.И.,
по иску муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Водоканал" городского поселения поселок Чистые Боры Буйского муниципального района (ИНН: 4409004788, ОГРН: 1114432000726; Костромская область, п. Чистые Боры, бульвар Строителей, 2)
к обществу с ограниченной ответственностью ЖКХ г. п. Чистые Боры (ИНН: 4409004347, ОГРН: 1074432000521; Костромская область, п. Чистые Боры, бульвар Строителей, 2)
о взыскании 5 149 555, 04 руб.,
установил:
муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Водоканал" городского поселения поселок Чистые Боры Буйского муниципального района (далее - предприятие, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью ЖКХ г.п. Чистые Боры (далее - общество, ответчик) о взыскании 1 861 405,97 руб. долга за тепловую энергию в горячей воде, поставленную для целей отопления и горячего водоснабжения в период с мая по август 2012 года на основании договора теплоснабжения от 27.10.2011 N 120/1-у.
В ходе судебного заседания истец неоднократно уточнял исковые требования, окончательно уточнив, просил взыскать 5 149 555,04 руб. долга за тепловую энергию в горячей воде, поставленную для целей отопления в период с января по август 2012 года (далее - спорный период).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 05.04.2013 с учетом определения от 11.04.2012 по делу А31-11134/2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью, отнести судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на ответчика.
По мнению истца, решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, основаниями для его отмены являются недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, неправильное применение норм материального права вследствие неприменения закона, подлежащего применению, и неправильного истолкования закона, нарушение норм процессуального права. По мнению истца, заявление ответчика о ежемесячном изменении отапливаемой площади неправомерно, так как материалы дела опровергают данный факт. Согласно доводам ответчика, большая часть населения производит оплату за отопление исходя из норматива 0,02 Гкал/месяц на 1 кв. м отапливаемой площади при оплате услуги в течение календарного года, а остальная часть производит оплату за отопление исходя из норматива 0,032 Гкал/месяц на 1 кв. м отапливаемой площади при оплате услуги в течение отопительного периода. Ответчиком в адрес истца не направлялось сведений, согласно которым можно было бы определить отапливаемую площадь, за которую население оплачивает в течение отопительного периода. Ответчиком в расчете платы за отопление по многоквартирным домам от 18.03.2013 указана отапливаемая площадь, противоречащая отапливаемой площади, указанной в сводной таблице от 07.02.2013, составлении расчета платы за отопление по многоквартирным домам ответчиком указаны отапливаемые площади многоквартирных домов без подтверждающих документов.
24.06.2013 и 25.06.2013 в адрес Второго арбитражного апелляционного суда поступили ходатайства от ответчика и истца соответственно об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи. Определениями Второго арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 и 26.06.2013 в удовлетворении указанных ходатайств отказано.
Также от заявителя апелляционной жалобы поступило ходатайство об отложении судебного заседания до 27.07.2013. Данное ходатайство, мотивированное затянувшимся исполнением запроса об общей жилой площади многоквартирных домов, апелляционный суд оставил без удовлетворения, поскольку собирать и представлять доказательства стороны вправе при рассмотрении дела в первой инстанции; полномочия второй инстанции ограничены статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в спорный период отношения сторон по поставке тепловой энергии регулировались договором теплоснабжения от 27.10.2011 N 120/1-у (далее - договор). По условиям договора энергоснабжающая организация (истец) приняла на себя обязательство поставлять (приобретать и передавать) управляющей организации (исполнителю, ответчику) тепловую энергию в горячей воде (коммунальные ресурсы в виде горячей воды и тепловой энергии) через присоединенную сеть на объекты исполнителя (объекты теплопотребления) до согласованных сторонами границ эксплуатационной ответственности, соблюдая предусмотренный договором режим теплоснабжения, а исполнитель обязался обеспечивать прием указанных коммунальных ресурсов на объектах теплопотребления для их дальнейшего использования в целях предоставления потребителям коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению, организовать начисление, учет и прием (сбор) от потребителей платы за предоставленные коммунальные услуги, обеспечивать соблюдение предусмотренного договором режима теплопотребления, обеспечивать исправность и безопасность эксплуатации внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения и отопления (систем теплопотребления), а также оплачивать поставленные энергоснабжающей организацией коммунальные ресурсы в порядке и на условиях, предусмотренных договором (пункт 1.6).
Энергоснабжение тепловой энергией в горячей воде осуществляется по адресам исполнителя, указанным в приложении N 1 к договору (пункт 1.7 договора), объектами теплопотребления являются 39 многоквартирных жилых домов.
Пунктом 6.1 договора определено, что количество коммунальных ресурсов при отсутствии коллективного (общедомового учета) прибора учета определяется исходя из теплового баланса системы теплоснабжения. Объем потребления коммунального ресурса исполнителя за расчетный период определяется пропорционально заявленных договорных объемов всех потребителей (абонентов) энергоснабжающей организации, включая расчетные потери тепловой энергии через тепловую изоляцию тепловой сети, принадлежащей энергоснабжающей организации, с утечками и сливами (нормативными).
Договорной ежемесячный объем коммунальных услуг исполнителя определяется (пункт 6.3 договора):
- - по горячему водоснабжению - исходя из потребления исполнителем коммунального ресурса при наличии на объекте исполнителя коллективного (общедомового) прибора учета, а также индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета во всех или в отдельных помещениях многоквартирного дома, либо при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета и при наличии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учет во всех или в отдельных помещениях многоквартирного дома, учет количества (объема) потребленных коммунальных ресурсов осуществляется на основании данных индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а при их отсутствии исходя из утвержденных уполномоченным органом нормативов потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению;
- - по отоплению - исходя из утвержденных уполномоченным органом нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, рассчитанного на единицу отапливаемой площади согласно плановому потреблению тепловой энергии жилого фонда г.п. Чистые Боры (Приложение N 3 договора).
Размер платы за поставленные коммунальные ресурсы за один расчетный период, согласно пункту 7.1.2 договора, рассчитывается исходя из размера платы потребителей за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению (коммунальные услуги), определяемого с учетом объемов (количества) поставленных (полученных) коммунальных ресурсов за соответствующий расчетный период, а также тарифов на тепловую энергию и горячую воду, установленных уполномоченными регулирующими органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. При этом плата за поставленные коммунальные ресурсы, подлежащая перечислению энергоснабжающей организации исполнителем за расчетный период, формируется исполнителем с учетом поступающей ему от потребителей платы за коммунальные ресурсы по отоплению, исходя из расчета не более 1/12 планового годового объема теплопотребления исполнителя и горячему водоснабжению исходя из объема полученного исполнителем, рассчитанного в соответствии с пунктом 6.3 договора.
Договор вступает в силу с 01.11.2011 и действует до 31.12.2012 с возможностью пролонгации (пункт 7.7 договора).
Постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 30.12.2011 N 11/509 установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую истцом для населения, составляющий 1664,98 руб. /Гкал (с учетом НДС).
Решением Совета депутатов городского поселения поселок Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области от 29.12.2008 N 209 с 01.03.2009 установлен норматив теплопотребления на отопление в жилых зданиях, оборудованных централизованными системами теплоснабжения: 0,24 Гкал/год на 1 кв. м отапливаемой площади, в том числе - 0,02 Гкал/месяц на 1 кв. м при оплате услуги в течение календарного года; 0,032 Гкал/месяц на 1 кв. м при оплате услуги в течение отопительного периода.
В спорный период истец поставлял ответчику коммунальный ресурс (тепловую энергию), что не оспаривается сторонами, подтверждается выставленными истцом счетами-фактурами за период с января по август 2012 года включительно. По расчетам истца задолженность ответчика в спорный период за отопление и горячее водоснабжение составила 2 730 015,84 руб.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 17.10.2012 N 394, содержащая требование произвести полный расчет за тепловую энергию.
Не получив ответ на претензию и платежи в счет оплаты стоимости тепловой энергии за исковой период, предприятие обратилось в Арбитражный суд Костромской области с исковым заявлением о взыскании с общества задолженности в размере 1 861 405,97 руб. за тепловую энергию в горячей воде.
До принятия судебного акта по делу истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, в окончательном варианте просил взыскать с ответчика 5 149 555,05 руб. долга за тепловую энергию в горячей воде, поставленную для целей отопления в период с января по август 2012 года, рассчитанного исходя из норматива потребления коммунальной услуги "отопление". Уточнение принято судом.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из нижеследующего.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской обязательств должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления; по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, то есть на основе нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса.
Поэтому, при отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества коммунального ресурса (тепловой энергии и теплоносителя), приобретенного управляющей компанией в целях его потребления жителями управляемых такой компанией жилых домов, должен решаться исходя из установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг населением, которые согласно приложению N 2 к Правилам N 307 учитываются при расчете размера платы за соответствующие коммунальные услуги.
Как следует из материалов дела, истцом заявлена к взысканию задолженность с января по август 2012 года, в связи с чем в правоотношениях сторон подлежит применению подпункт "е" пункта 3 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124" (далее - Правила N 124), в соответствии с которым объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению.
В приложении к Постановлению приведена формула, в соответствии с которой определяется объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета. Данная формула представляет собой сумму слагаемых объемов коммунального ресурса, каждый из которых определяется за расчетный период в зависимости от вариантов установки в многоквартирном доме приборов учета, а именно - по показаниям индивидуальных приборов учета или по нормативу потребления при их отсутствии.
В спорный период правоотношения сторон регулировались вышеназванным договором теплоснабжения от 27.10.2011 N 120/1-у, учитывая фактическое его исполнение, отсутствие возражений по данному факту и отсутствие доказательств заключения на 2012 год нового договора.
В целях оказания населению коммунальной услуги по теплоснабжению общество (исполнитель коммунальных услуг) обязано приобретать у ресурсоснабжающей организации, к которой относится предприятие, тепловую энергию.
Предприятие в период с января по август 2012 года осуществляло подачу тепловой энергии в горячей воде на объекты ответчика, указанные в приложении N 1 к договору (пункт 1.7 договора). Факт отпуска тепловой энергии в спорный период на объекты ответчика им не оспаривается.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что общедомовыми приборами учета оборудовано два дома, находящихся в управлении ответчика (микрорайон Лесной, д. 5; ул. Строителей, д. 19) из 39 домов, указанных в приложении N 1 к договору.
По расчетам истца, произведенным в соответствии с пунктом 6.1 договора исходя из теплового баланса системы теплоснабжения, количество поставленной ответчику тепловой энергии для целей отопления в 2012 году составило 25 282,45 Гкал на сумму 42 094 795,25 руб., в том числе за спорный период 15 028,91 Гкал на сумму 25 022 834,56 руб. (Т.1, л.д. 119-131).
По уточненным расчетам истца, произведенным исходя из показаний общедомовых приборов учета (по домам, оборудованным общедомовыми приборами учета) и из площади жилого фонда ответчика с учетом 1/12 годового норматива потребления коммунальной услуги "отопление" в размере 0,02 Гкал/кв. м (по домам, не оборудованным приборами учета), количество поставленной ответчику в спорный период тепловой энергии для целей отопления составило 17 189,60 Гкал на сумму 28 620 345,20 руб. (Т.2, л.д. 86)
Ответчик представил контррасчет, который произвел на основании Правил N 307 и Правил N 124 исходя из норматива потребления коммунальной услуги "отопление" в размере 0,02 Гкал/месяц на 1 кв. м (при оплате услуги в течение календарного года) и 0,032 Гкал/месяц на 1 кв. м (при оплате услуги в течение отопительного периода), отапливаемой площади домов, показаний общедомовых приборов учета, тарифа на тепловую энергию (1664,98 руб. /Гкал. с учетом НДС). Объем тепловой энергии для целей отопления, подлежащий оплате ответчиком за 2012 год, составил 23 061,34 Гкал на сумму 38 396 669,26 руб., в том числе за спорный период - 15 369,26 Гкал на сумму 25 589 510,52 руб. (Т.2, л.д. 117).
Суд первой инстанции обоснованно не принял расчет истца, поскольку расчет объема поставленной тепловой энергии (по домам, не оборудованным приборами учета) произведен истцом исходя из площади жилого фонда ответчика на основании данных государственного предприятия Костромской области по техническому учету и инвентаризации объектов недвижимости "Костромаоблтехинвентаризация" по состоянию на 31.12.2012, которая составила 111,1 тыс. кв. м (Т.2, л.д. 85, 86). В площадь жилого фонда истцом включены места общего пользования, что противоречит требованиям Правил N 307 и Правил N 124. Довод истца о том, что в расчетах ответчика фигурируют ежемесячные изменения отапливаемой площади в связи с проведением гражданами приватизации, в то время как, по мнению истца, надо применять для вычислений общую площадь жилого фонда городского поселения поселка Чистые Боры, составляющую 111,1 тыс. кв. м, судом апелляционной инстанции отклоняется с учетом следующего.
Согласно пункту 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), норматив потребления коммунальных услуг - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Из пунктов 26 и 29 Правил N 306 следует, что коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей. В норматив отопления включается расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 кв. м площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги.
Норматив потребления коммунальной услуги теплоснабжения включает в себя, в том числе, и объем тепловой энергии, необходимый для обеспечения температурного режима в помещениях общего пользования многоквартирного дома, в связи с чем при расчете объема поставленной в жилой дом тепловой энергии норматив потребления умножается на общую площадь жилых помещений.
Учитывая представленные в материалы дела доказательства оплаты ответчиком потребленной тепловой энергии для целей отопления, поставленной в 2012 году, в сумме 38 396 669,26 руб., суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о недоказанности истцом факта наличия долга. Оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанций установил, что оснований для признания указанного вывода неправильным у суда апелляционной инстанции не имеется.
Довод истца о непредставлении сведений ответчиком о том, какая часть населения производит оплату за отопление исходя их норматива 0,02 Гкал/месяц на 1 кв. м отапливаемой площади при оплате услуги в течение календарного года, а какая - за отопление исходя из норматива 0,032 Гкал/месяц на 1 кв. м отапливаемой площади при оплате услуги в течение отопительного периода, отклоняется, поскольку ответчик представил данные сведения, которые содержатся в расчете платы за отопление по многоквартирным домам г.п.п. Чистые Боры 2012 год (Т.2, л.д. 117).
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины по апелляционной жалобе относится на заявителя жалобы. В связи с предоставленной заявителю отсрочкой уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой и отсутствием в деле доказательств ее уплаты на момент рассмотрения жалобы государственная пошлина подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 05.04.2013 по делу N А31-11134/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Водоканал" городского поселения поселок Чистые Боры Буйского муниципального района - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Водоканал" городского поселения поселок Чистые Боры Буйского муниципального района в доход федерального бюджета 2 000,00 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Костромской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Т.А.ЩЕЛОКАЕВА
Судьи
О.П.КОБЕЛЕВА
С.Г.ПОЛЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.06.2013 ПО ДЕЛУ N А31-11134/2012
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2013 г. по делу N А31-11134/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щелокаевой Т.А.,
судей Кобелевой О.П., Поляковой С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Комлевой Н.В.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Водоканал" городского поселения поселок Чистые Боры Буйского муниципального района
на решение Арбитражного суда Костромской области от 05.04.2013 по делу N А31-11134/2012, принятое судом в составе судьи Семенова А.И.,
по иску муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Водоканал" городского поселения поселок Чистые Боры Буйского муниципального района (ИНН: 4409004788, ОГРН: 1114432000726; Костромская область, п. Чистые Боры, бульвар Строителей, 2)
к обществу с ограниченной ответственностью ЖКХ г. п. Чистые Боры (ИНН: 4409004347, ОГРН: 1074432000521; Костромская область, п. Чистые Боры, бульвар Строителей, 2)
о взыскании 5 149 555, 04 руб.,
установил:
муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Водоканал" городского поселения поселок Чистые Боры Буйского муниципального района (далее - предприятие, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью ЖКХ г.п. Чистые Боры (далее - общество, ответчик) о взыскании 1 861 405,97 руб. долга за тепловую энергию в горячей воде, поставленную для целей отопления и горячего водоснабжения в период с мая по август 2012 года на основании договора теплоснабжения от 27.10.2011 N 120/1-у.
В ходе судебного заседания истец неоднократно уточнял исковые требования, окончательно уточнив, просил взыскать 5 149 555,04 руб. долга за тепловую энергию в горячей воде, поставленную для целей отопления в период с января по август 2012 года (далее - спорный период).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 05.04.2013 с учетом определения от 11.04.2012 по делу А31-11134/2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью, отнести судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на ответчика.
По мнению истца, решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, основаниями для его отмены являются недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, неправильное применение норм материального права вследствие неприменения закона, подлежащего применению, и неправильного истолкования закона, нарушение норм процессуального права. По мнению истца, заявление ответчика о ежемесячном изменении отапливаемой площади неправомерно, так как материалы дела опровергают данный факт. Согласно доводам ответчика, большая часть населения производит оплату за отопление исходя из норматива 0,02 Гкал/месяц на 1 кв. м отапливаемой площади при оплате услуги в течение календарного года, а остальная часть производит оплату за отопление исходя из норматива 0,032 Гкал/месяц на 1 кв. м отапливаемой площади при оплате услуги в течение отопительного периода. Ответчиком в адрес истца не направлялось сведений, согласно которым можно было бы определить отапливаемую площадь, за которую население оплачивает в течение отопительного периода. Ответчиком в расчете платы за отопление по многоквартирным домам от 18.03.2013 указана отапливаемая площадь, противоречащая отапливаемой площади, указанной в сводной таблице от 07.02.2013, составлении расчета платы за отопление по многоквартирным домам ответчиком указаны отапливаемые площади многоквартирных домов без подтверждающих документов.
24.06.2013 и 25.06.2013 в адрес Второго арбитражного апелляционного суда поступили ходатайства от ответчика и истца соответственно об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи. Определениями Второго арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 и 26.06.2013 в удовлетворении указанных ходатайств отказано.
Также от заявителя апелляционной жалобы поступило ходатайство об отложении судебного заседания до 27.07.2013. Данное ходатайство, мотивированное затянувшимся исполнением запроса об общей жилой площади многоквартирных домов, апелляционный суд оставил без удовлетворения, поскольку собирать и представлять доказательства стороны вправе при рассмотрении дела в первой инстанции; полномочия второй инстанции ограничены статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в спорный период отношения сторон по поставке тепловой энергии регулировались договором теплоснабжения от 27.10.2011 N 120/1-у (далее - договор). По условиям договора энергоснабжающая организация (истец) приняла на себя обязательство поставлять (приобретать и передавать) управляющей организации (исполнителю, ответчику) тепловую энергию в горячей воде (коммунальные ресурсы в виде горячей воды и тепловой энергии) через присоединенную сеть на объекты исполнителя (объекты теплопотребления) до согласованных сторонами границ эксплуатационной ответственности, соблюдая предусмотренный договором режим теплоснабжения, а исполнитель обязался обеспечивать прием указанных коммунальных ресурсов на объектах теплопотребления для их дальнейшего использования в целях предоставления потребителям коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению, организовать начисление, учет и прием (сбор) от потребителей платы за предоставленные коммунальные услуги, обеспечивать соблюдение предусмотренного договором режима теплопотребления, обеспечивать исправность и безопасность эксплуатации внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения и отопления (систем теплопотребления), а также оплачивать поставленные энергоснабжающей организацией коммунальные ресурсы в порядке и на условиях, предусмотренных договором (пункт 1.6).
Энергоснабжение тепловой энергией в горячей воде осуществляется по адресам исполнителя, указанным в приложении N 1 к договору (пункт 1.7 договора), объектами теплопотребления являются 39 многоквартирных жилых домов.
Пунктом 6.1 договора определено, что количество коммунальных ресурсов при отсутствии коллективного (общедомового учета) прибора учета определяется исходя из теплового баланса системы теплоснабжения. Объем потребления коммунального ресурса исполнителя за расчетный период определяется пропорционально заявленных договорных объемов всех потребителей (абонентов) энергоснабжающей организации, включая расчетные потери тепловой энергии через тепловую изоляцию тепловой сети, принадлежащей энергоснабжающей организации, с утечками и сливами (нормативными).
Договорной ежемесячный объем коммунальных услуг исполнителя определяется (пункт 6.3 договора):
- - по горячему водоснабжению - исходя из потребления исполнителем коммунального ресурса при наличии на объекте исполнителя коллективного (общедомового) прибора учета, а также индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета во всех или в отдельных помещениях многоквартирного дома, либо при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета и при наличии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учет во всех или в отдельных помещениях многоквартирного дома, учет количества (объема) потребленных коммунальных ресурсов осуществляется на основании данных индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а при их отсутствии исходя из утвержденных уполномоченным органом нормативов потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению;
- - по отоплению - исходя из утвержденных уполномоченным органом нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, рассчитанного на единицу отапливаемой площади согласно плановому потреблению тепловой энергии жилого фонда г.п. Чистые Боры (Приложение N 3 договора).
Размер платы за поставленные коммунальные ресурсы за один расчетный период, согласно пункту 7.1.2 договора, рассчитывается исходя из размера платы потребителей за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению (коммунальные услуги), определяемого с учетом объемов (количества) поставленных (полученных) коммунальных ресурсов за соответствующий расчетный период, а также тарифов на тепловую энергию и горячую воду, установленных уполномоченными регулирующими органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. При этом плата за поставленные коммунальные ресурсы, подлежащая перечислению энергоснабжающей организации исполнителем за расчетный период, формируется исполнителем с учетом поступающей ему от потребителей платы за коммунальные ресурсы по отоплению, исходя из расчета не более 1/12 планового годового объема теплопотребления исполнителя и горячему водоснабжению исходя из объема полученного исполнителем, рассчитанного в соответствии с пунктом 6.3 договора.
Договор вступает в силу с 01.11.2011 и действует до 31.12.2012 с возможностью пролонгации (пункт 7.7 договора).
Постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 30.12.2011 N 11/509 установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую истцом для населения, составляющий 1664,98 руб. /Гкал (с учетом НДС).
Решением Совета депутатов городского поселения поселок Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области от 29.12.2008 N 209 с 01.03.2009 установлен норматив теплопотребления на отопление в жилых зданиях, оборудованных централизованными системами теплоснабжения: 0,24 Гкал/год на 1 кв. м отапливаемой площади, в том числе - 0,02 Гкал/месяц на 1 кв. м при оплате услуги в течение календарного года; 0,032 Гкал/месяц на 1 кв. м при оплате услуги в течение отопительного периода.
В спорный период истец поставлял ответчику коммунальный ресурс (тепловую энергию), что не оспаривается сторонами, подтверждается выставленными истцом счетами-фактурами за период с января по август 2012 года включительно. По расчетам истца задолженность ответчика в спорный период за отопление и горячее водоснабжение составила 2 730 015,84 руб.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 17.10.2012 N 394, содержащая требование произвести полный расчет за тепловую энергию.
Не получив ответ на претензию и платежи в счет оплаты стоимости тепловой энергии за исковой период, предприятие обратилось в Арбитражный суд Костромской области с исковым заявлением о взыскании с общества задолженности в размере 1 861 405,97 руб. за тепловую энергию в горячей воде.
До принятия судебного акта по делу истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, в окончательном варианте просил взыскать с ответчика 5 149 555,05 руб. долга за тепловую энергию в горячей воде, поставленную для целей отопления в период с января по август 2012 года, рассчитанного исходя из норматива потребления коммунальной услуги "отопление". Уточнение принято судом.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из нижеследующего.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской обязательств должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления; по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, то есть на основе нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса.
Поэтому, при отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества коммунального ресурса (тепловой энергии и теплоносителя), приобретенного управляющей компанией в целях его потребления жителями управляемых такой компанией жилых домов, должен решаться исходя из установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг населением, которые согласно приложению N 2 к Правилам N 307 учитываются при расчете размера платы за соответствующие коммунальные услуги.
Как следует из материалов дела, истцом заявлена к взысканию задолженность с января по август 2012 года, в связи с чем в правоотношениях сторон подлежит применению подпункт "е" пункта 3 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124" (далее - Правила N 124), в соответствии с которым объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению.
В приложении к Постановлению приведена формула, в соответствии с которой определяется объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета. Данная формула представляет собой сумму слагаемых объемов коммунального ресурса, каждый из которых определяется за расчетный период в зависимости от вариантов установки в многоквартирном доме приборов учета, а именно - по показаниям индивидуальных приборов учета или по нормативу потребления при их отсутствии.
В спорный период правоотношения сторон регулировались вышеназванным договором теплоснабжения от 27.10.2011 N 120/1-у, учитывая фактическое его исполнение, отсутствие возражений по данному факту и отсутствие доказательств заключения на 2012 год нового договора.
В целях оказания населению коммунальной услуги по теплоснабжению общество (исполнитель коммунальных услуг) обязано приобретать у ресурсоснабжающей организации, к которой относится предприятие, тепловую энергию.
Предприятие в период с января по август 2012 года осуществляло подачу тепловой энергии в горячей воде на объекты ответчика, указанные в приложении N 1 к договору (пункт 1.7 договора). Факт отпуска тепловой энергии в спорный период на объекты ответчика им не оспаривается.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что общедомовыми приборами учета оборудовано два дома, находящихся в управлении ответчика (микрорайон Лесной, д. 5; ул. Строителей, д. 19) из 39 домов, указанных в приложении N 1 к договору.
По расчетам истца, произведенным в соответствии с пунктом 6.1 договора исходя из теплового баланса системы теплоснабжения, количество поставленной ответчику тепловой энергии для целей отопления в 2012 году составило 25 282,45 Гкал на сумму 42 094 795,25 руб., в том числе за спорный период 15 028,91 Гкал на сумму 25 022 834,56 руб. (Т.1, л.д. 119-131).
По уточненным расчетам истца, произведенным исходя из показаний общедомовых приборов учета (по домам, оборудованным общедомовыми приборами учета) и из площади жилого фонда ответчика с учетом 1/12 годового норматива потребления коммунальной услуги "отопление" в размере 0,02 Гкал/кв. м (по домам, не оборудованным приборами учета), количество поставленной ответчику в спорный период тепловой энергии для целей отопления составило 17 189,60 Гкал на сумму 28 620 345,20 руб. (Т.2, л.д. 86)
Ответчик представил контррасчет, который произвел на основании Правил N 307 и Правил N 124 исходя из норматива потребления коммунальной услуги "отопление" в размере 0,02 Гкал/месяц на 1 кв. м (при оплате услуги в течение календарного года) и 0,032 Гкал/месяц на 1 кв. м (при оплате услуги в течение отопительного периода), отапливаемой площади домов, показаний общедомовых приборов учета, тарифа на тепловую энергию (1664,98 руб. /Гкал. с учетом НДС). Объем тепловой энергии для целей отопления, подлежащий оплате ответчиком за 2012 год, составил 23 061,34 Гкал на сумму 38 396 669,26 руб., в том числе за спорный период - 15 369,26 Гкал на сумму 25 589 510,52 руб. (Т.2, л.д. 117).
Суд первой инстанции обоснованно не принял расчет истца, поскольку расчет объема поставленной тепловой энергии (по домам, не оборудованным приборами учета) произведен истцом исходя из площади жилого фонда ответчика на основании данных государственного предприятия Костромской области по техническому учету и инвентаризации объектов недвижимости "Костромаоблтехинвентаризация" по состоянию на 31.12.2012, которая составила 111,1 тыс. кв. м (Т.2, л.д. 85, 86). В площадь жилого фонда истцом включены места общего пользования, что противоречит требованиям Правил N 307 и Правил N 124. Довод истца о том, что в расчетах ответчика фигурируют ежемесячные изменения отапливаемой площади в связи с проведением гражданами приватизации, в то время как, по мнению истца, надо применять для вычислений общую площадь жилого фонда городского поселения поселка Чистые Боры, составляющую 111,1 тыс. кв. м, судом апелляционной инстанции отклоняется с учетом следующего.
Согласно пункту 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), норматив потребления коммунальных услуг - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Из пунктов 26 и 29 Правил N 306 следует, что коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей. В норматив отопления включается расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 кв. м площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги.
Норматив потребления коммунальной услуги теплоснабжения включает в себя, в том числе, и объем тепловой энергии, необходимый для обеспечения температурного режима в помещениях общего пользования многоквартирного дома, в связи с чем при расчете объема поставленной в жилой дом тепловой энергии норматив потребления умножается на общую площадь жилых помещений.
Учитывая представленные в материалы дела доказательства оплаты ответчиком потребленной тепловой энергии для целей отопления, поставленной в 2012 году, в сумме 38 396 669,26 руб., суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о недоказанности истцом факта наличия долга. Оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанций установил, что оснований для признания указанного вывода неправильным у суда апелляционной инстанции не имеется.
Довод истца о непредставлении сведений ответчиком о том, какая часть населения производит оплату за отопление исходя их норматива 0,02 Гкал/месяц на 1 кв. м отапливаемой площади при оплате услуги в течение календарного года, а какая - за отопление исходя из норматива 0,032 Гкал/месяц на 1 кв. м отапливаемой площади при оплате услуги в течение отопительного периода, отклоняется, поскольку ответчик представил данные сведения, которые содержатся в расчете платы за отопление по многоквартирным домам г.п.п. Чистые Боры 2012 год (Т.2, л.д. 117).
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины по апелляционной жалобе относится на заявителя жалобы. В связи с предоставленной заявителю отсрочкой уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой и отсутствием в деле доказательств ее уплаты на момент рассмотрения жалобы государственная пошлина подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 05.04.2013 по делу N А31-11134/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Водоканал" городского поселения поселок Чистые Боры Буйского муниципального района - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Водоканал" городского поселения поселок Чистые Боры Буйского муниципального района в доход федерального бюджета 2 000,00 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Костромской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Т.А.ЩЕЛОКАЕВА
Судьи
О.П.КОБЕЛЕВА
С.Г.ПОЛЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)