Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.06.2013 ПО ДЕЛУ N А42-5350/2012

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2013 г. по делу N А42-5350/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Кашиной Т.А., Шестаковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Бернат К.А.,
при участии:
- от истца: Татаурова А.Е., доверенность от 14.05.2013 N 21/05/13;
- от ответчика: не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11222/2013) закрытого акционерного общества "Севжилсервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.03.2013 по делу N А42-5350/2012 (судья Панфилова Т.В.), принятое
по иску товарищества собственников жилья "Гончарова"
к закрытому акционерному обществу "Севжилсервис"
об обязании передать документацию

установил:

Товарищество собственников жилья "Гончарова" (далее - ТСЖ "Гончарова") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском об обязании закрытого акционерного общества "Севжилсервис" (далее - ЗАО "Севжилсервис") передать техническую документацию на многоквартирный дом N 9 по улице Гончарова в городе Мурманске, а при ее отсутствии - восстановить за свой счет и передать:
- технический паспорт на многоквартирный дом сроком составления или внесения изменений не старше пяти лет; акты осмотров кровли, деревянных конструкций и столярных изделий, каменных конструкций (в т.ч. железобетонных), металлических конструкций, панелей полносборных зданий и межпанельных стыков, внутренней и наружной отделки дома, фасада, квартир, арендуемых помещений, кабельных и воздушных линий, сетей наружного освещения, внутридомовых сетей, этажных электрощитков, электросетей в подвалах, подпольях, чердаках, дворового освещения, вводных распределительных устройств, электрических светильников (с заменой перегоревших ламп и чисткой), электродвигателей, систем горячего и холодного водоснабжения, проложенных в подвальных помещениях, систем водоотведения в подвальных помещениях, канализационных выпусков, канализационных колодцев за период с 2008 по 2011 года;
- ежегодные отчеты перед собственниками о результатах проделанных работ за период с 2008 по 2011 года;
- план земельного участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
- акты технического состояния многоквартирного дома, составленные ответчиком в 2008 году при приемке многоквартирного дома у предыдущей управляющей (обслуживающей) организации;
- схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, электроснабжения многоквартирного дома;
- списки граждан, зарегистрированных в многоквартирном доме, карточки регистрации и поквартирные карточки;
- протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 27.03.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ЗАО "Севжилсервис" просит решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.03.2012 отменить в связи с тем, что восстановление технической документации за счет управляющей организации не допустимо, бремя по содержанию имущества подлежит возложению на собственника.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Мурманской области от 27.03.2012 проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии решением общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах (далее - МКД) N 7, 9, 11, 15 по улице Гончарова в городе Мурманске принято решение о создании ТСЖ "Гончарова" и изменении способа управления многоквартирным домом.
ТСЖ "Гончарова" обратилось к ЗАО "Севжилсервис" с заявлениями от 28.09.2010 N 02, от 27.04.2012 N 22 о расторжении договора управления МКД и о передаче технической документации на дом N 7 по улице Гончарова в городе Мурманске в связи с избранием новой управляющей организации. Отказ в передаче технической документации послужил основанием для обращения ТСЖ "Гончарова" с настоящим иском в арбитражный суд.
Возражая против удовлетворения иска, ЗАО "Севжилсервис" указывает на несение собственных затрат по восстановлению технической документации на дом и на невозможность безвозмездной передачи таких документов.
Удовлетворяя иск, арбитражный суд первой инстанции указал, что согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений, правила проведения которого установлены статьями 44 - 48 ЖК РФ. МКД может управляться только одной управляющей организацией.
Пунктом 1 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещений в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Пунктом 8 данной статьи предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Такой договор может быть прекращен в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, установленным пунктами 8.1, 8.2 статьи 162 ЖК РФ, а также в случаях, определенных соглашением сторон.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Пунктом 8 статьи 162 Жилищного кодекса предусмотрена возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом, иными законами или договором (статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пункт 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса (в редакции Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении по делу А65-11798/2010-СГЗ-14. Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.11.2011 N 7677/11 по делу А65-11798/2010-СГЗ-14, анализ совокупности норм законодательства с учетом характера и субъектного состав участников правоотношений, не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации. Правовая конструкция указанного договора не позволяет усмотреть в нем наличия таких особенностей, которые позволяли бы ущемить жилищные права домовладельцев как потребителей услуг управляющих организаций по сравнению с положением тех же лиц, выступающих потребителями аналогичных услуг при иной форме управления домом. При одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Собственниками помещений принято решение в том числе, о расторжении договора управления с действующей управляющей организацией, и в качестве управляющей организации выбрано ТСЖ "Гончарова".
С учетом изложенного, апелляционный суд полагает доказанным факт реализации собственниками помещений МКД своего права на изменение способа управления и наличие у ТСЖ "Гончарова" права требования об обязании ЗАО "Севжилсервис" передать техническую документацию и иные документы, связанные с управлением МКД.
В соответствии с частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Согласно письму Министерства Регионального развития РФ от 20.12.2006 N 14313-РМ/07 техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24 и 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила), согласно которым сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.
Согласно пункту 24 Правил, техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
- а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
- б) документы (акты) о приемке результатов работ;
- в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
- г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
Согласно пункту 26 Правил в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
- а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
- г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
- д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
- е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Конкретный и исчерпывающий перечень иных, связанных с управлением многоквартирным домом документов, указанным пунктом не определен.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрена не только передача технической документации, но и передача иных, связанных с управлением таким домом, документов. В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правил регистрации и учета граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, под иными документами, связанными с управлением многоквартирным домом, имеются в виду и учетно-регистрационная документация на граждан, проживающих в многоквартирных домах.
Вопрос о возмездности передачи сформированных предшествующей управляющей организацией документов является самостоятельным и зависит от того, за чей счет они были сформированы, разработаны и изготовлены. Решение не содержит выводов о безвозмездной передаче документов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены. Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.03.2013 по делу N А42-5350/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
С.И.НЕСМИЯН

Судьи
Т.А.КАШИНА
М.А.ШЕСТАКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)