Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.04.2013 ПО ДЕЛУ N А56-49173/2012

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2013 г. по делу N А56-49173/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б.Семеновой
судей Л.В.Зотеевой, И.Б.Лопато
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (уведомлен)
от ответчика (должника): представителя Р.И.Коркина (доверенность от 07.03.2013)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3472/2013) Территориального отдела Управления ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Ломоносовском районе на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 декабря 2012 года по делу N А56-49173/2012 (судья М.В.Трохова), принятое
по иску (заявлению) ООО "Ломоносовский районный топливно-энергетический комплекс"
к Территориальному отделу Управления ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Ломоносовском районе
о признании незаконными и отмене постановлений, признании недействительными предписания и представления

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ломоносовский районный топливно-энергетический комплекс" (Ленинградская область, Ломоносовский район, д. Горбунки, д. 2/1, ОГРН 1074720000838) (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений от 29.06.2012 N 47-11-194-12, N 47-11-195-12, признании недействительным предписания N 74-А от 29.06.2012 и представлений от 29.06.2012 N 165-А и N 165-Б, вынесенных Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Ломоносовском районе (Ленинградская область, г. Ломоносов, ул. Александровская, д. 23) (далее - Территориальный отдел, Отдел).
Решением суда от 21.12.2012 заявление Общества удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе Территориальный отдел, ссылаясь на неполное исследование судом доказательств по делу, неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Территориального отдела доводы апелляционной жалобы поддержал.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что в период с 23.05.2012 по 19.06.2012 Отделом была проведена внеплановая документарная проверка на основании распоряжения от 22.05.2012 N 63, изданного в связи с обращением потребителей по причине нарушений требований законодательства о защите прав потребителей - жителей с. Русско-Высоцкое (л.д. 72-73).
По результатам проверки составлен Акт проверки от 21.06.2012 N 63/1, согласно которому из представленных собственниками жилых помещений дома N 26, с. Русско-Высоцкое, квитанций на оплату коммунальных услуг усматривается, что в марте 2012 года в сумму оплаты в связи с произведенным перерасчетом включены доначисленные платежи за отопление за период с января 2011 года по февраль 2012 года (л.д. 68-71). На обратной стороне квитанций собственникам жилых помещений представлена информация о том, что с марта 2012 года начисление платы за отопление производится по нормативу потребления тепловой энергии 0,0166 Гкал/кВ. м в соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 24.11.2010 N 313 (л.д. 40).
По признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, заинтересованным лицом составлен протокол об административном правонарушении от 21.06.2012 N 63/1-А (л.д. 48-53).
По признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, заинтересованным лицом составлен протокол об административном правонарушении от 21.06.2012 N 63/1-Б (л.д. 59-63).
Постановлением от 29.06.2012 N 47-11-194-12 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. (л.д. 5-8).
Постановлением от 29.06.2012 N 47-11-195-12 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. (л.д. 9-12).
29.06.2012 Обществу выдано предписание об устранении нарушений законодательства N 74-А (л.д. 13-14).
Кроме того, в отношении Общества внесены представления от 29.06.2012 N 165-А и N 165-Б, в которых ему предлагалось принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений и сообщить о принятых мерах в срок не позднее одного месяца со дня получения представлений (л.д. 15-17, 18-19).
Не согласившись с вынесенными Отделом постановлениями и предписанием, а также с представлениями, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявление Общества в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводам о недоказанности наличия составов вменяемых правонарушений в действиях Общества, а также о недействительности оспариваемых предписания и представлений.
Выслушав представителя Отдела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного решения в силу следующего.
Согласно статье 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей.
Обмеривание и обвешивание представляют собой умышленные действия продавца, искажающего товарные свойства вещи, передаваемой покупателю по договору купли-продажи.
При обвешивании покупатель получает товар, не соответствующий его количеству, предусмотренному договором купли-продажи.
При обмеривании продавец нарушает условия договора, предусматривающие передачу покупателю товаров в ассортименте, согласованном сторонами (пункт 1 статьи 467 Гражданского кодекса Российской Федерации - далее ГК РФ).
При обсчете товар оплачивается потребителем по цене, завышающей денежную сумму, объявленную продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи.
При введении в заблуждение относительно потребительских свойств, товар не соответствует виду, модели, цвету или иным заранее обусловленным участниками договора признакам, в нарушение статьи 469 ГК РФ, предусматривающей, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору розничной купли-продажи.
Указание в диспозиции названной статьи на иной обман потребителей также предусматривает умышленные действия по введению потребителя в заблуждение.
Обман - это преднамеренное введение другого лица в заблуждение путем ложного заявления, обещания, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки.
Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений состоит в прямом умысле.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) и регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 35 Правил в редакции, действовавшей в период проведения Обществом перерасчета, плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что перерасчет платы за отопление был произведен Обществом в связи с ошибочным применением с января 2011 года по февраль 2012 включительно норматива потребления в размере 0,0099 Гкал/кв. м, в то время как согласно постановлению Правительства Ленинградской области от 24.11.2010 N 313 для домов постройки 1971 - 1999 годов, к которым относится проверяемый дом (1995 года постройки), с 01.01.2011 следовало применять тариф 0,0166 Гкал/кв. м.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии признаков объективной стороны вменяемого правонарушения в действиях Общества, так как произведенный перерасчет платы за отопление произведен вследствие допущенной технической ошибки, расчет соответствует действующему законодательству, следовательно, Отделом действия Общества необоснованно отнесены к иному обману потребителей.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление Отдела от 29.06.2012 N 47-11-194-12 в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ в действиях Общества.
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных и юридических лиц за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Согласно части 13 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация обязана информировать в письменной форме собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.
Пунктом 42 Правил N 307 в редакции, действовавшей в период проведения перерасчета Обществом) установлена обязанность исполнителя по информированию потребителя (в письменной форме) об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг. Такая информация направляется не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором).
Пункт 38 Правил N 307 устанавливает, что платежный документ должен содержать, в том числе значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов, объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов. В соответствии с подпунктом "д" пункта 38 Правил в платежном документе указываются сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований.
Согласно положениям статей 65 и 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.
Из оспариваемого постановления Отдела следует, что Обществу вменяется нарушение срока предоставления потребителям информации об изменении размера платы за отопление, предусмотренного частью 13 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 42 Правил N 307, а именно: в счете-извещении к оплате за март 2012 указано, что с марта 2012 года начисление за отопление производится по нормативу потребления 0,0166 Гкал/кв. м на основании Постановления Правительства Ленинградской области от 24.11.2010 N 313.
Правилами N 307 установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 23 и 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем.
Подпункт "а" пункта 19 Правил N 307 предусматривал корректировку размера платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета один раз в год в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 (в редакции Постановления Правительства РФ от 29.07.2010 N 580, действовавшего в период проведения Обществом перерасчета).
Согласно пункту 42 Правил N 307 информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором).
Поскольку изменение тарифа было произведено с 01.01.2011, Общество должно было уведомить потребителей об этом не позднее 01.12.2010.
Между тем, поскольку данный тариф ошибочно не применялся заявителем до марта 2012 года, то уведомление об изменении тарифа только в марте 2012 года нельзя расценивать в качестве нарушения пункта 42 Правил N 307.
Поскольку оспариваемое предписание от 29.06.2012 N 74-А вынесено на основании постановлений, признанных незаконным, не отвечает принципам исполнимости, в нем отсутствует срок исполнения, а также требования по проведению мероприятий по устранению выявленных нарушений, суд первой инстанции правомерно признал предписание недействительным.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемые представления вынесены Отделом в порядке статьи 29.13 КоАП РФ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Представления от 29.06.2012 N 165-А и N 165-Б также правомерно признаны судом недействительными, поскольку в связи с незаконностью оспариваемых постановлений Отдела основания для их выставления Обществу отсутствовали.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 декабря 2012 года по делу N А56-49173/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Ломоносовском районе - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА

Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
И.Б.ЛОПАТО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)