Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.04.2013 ПО ДЕЛУ N А21-3921/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2013 г. по делу N А21-3921/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Горшелева В.В., Жуковой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Пампу Н.Б.
при участии:
- от истца: не явился, извещен;
- от ответчика: представитель Козлов В.А. по доверенности от 12.09.2012 г.;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6939/2013) ООО "УК РСУ 6" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.01.2013 г. по делу N А21-3921/2011 (судья Мельник И.А., арбитражные заседатели: Гришковец В.Б., Перевалов Ю.В.), принятое
по иску ОАО "Янтарьэнерго"
к ООО "УК РСУ 6"
о взыскании 3 245 803, 51 руб.

установил:

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Янтарьэнерго", место нахождения: 236040, Калининград, Театральная ул., д. 34, ОГРН 1023900764832 (далее - истец, Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по ремонту, содержанию, управлению общим имуществом
многоквартирного жилого дома 6", место нахождения: 236004, Калининград, ул. Дзержинского, д. 44, ОГРН 1083925037448 (далее - ответчик, Компания), о взыскании 3 235 927 руб. 38 коп. задолженности по оплате потребленной электрической энергии за период с ноября 2010 года по апрель 2011 года включительно (с учетом уточнения требований).
В порядке статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Компания обратилась в суд с встречным иском к Обществу о признании недействительным абзаца второго пункта 5.1 договора энергоснабжения от 26.04.2010 N 9530 (далее - Договор) и пункта 2.2 приложения N 7 к нему, как не соответствующих положениям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также требованиям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Решением суда от 16.09.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.01.2012, требования Общества удовлетворены: с Компании в пользу истца взыскано 3 235 927 руб. 38 коп. долга и 39 179 руб. 64 коп. судебных расходов. В удовлетворении встречного иска судом отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.06.2012 г. решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.09.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2012 по делу N А21-3921/2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Ответчик в ходе повторного рассмотрения дела, заявил ходатайство об уточнении встречных исковых требований и просил: признать недействительными (ничтожными) как не соответствующие требованиям законов и иных правовых актов абзац 2 пункта 5.1. и пункт 2.2. Приложения N 7 "Методика расчетов за поданную Управляющей компании электроэнергию по договору" к договору энергоснабжения от 26.04.2010 г. N 9530 между ОАО "Янтарьэнерго" и ООО "Управляющая компания по ремонту, содержанию, управлению общим имуществом многоквартирного дома 6"; обязать ОАО "Янтарьэнерго" при определении количества электроэнергии, поданной в многоквартирные дома в соответствии с договором энергоснабжения от 26.04.2010 г. N 9530 соблюдать требования действующего жилищного законодательства, а именно: при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета объем коммунального ресурса определяется по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета и только при их отсутствии исходя из нормативов потребления.
Истец, также уточнил заявленные исковые требования и просил взыскать с ответчика долг за потребленную в период с ноября 2010 г. по апрель 2011 г. электроэнергию в сумме 1 774 362 руб. 38 коп.
Уточнения, в порядке статьи 49 АПК РФ приняты судом.
Решением от 30.01.2013 г. с ООО "Управляющая компания по ремонту, содержанию, управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома 6 " в пользу ОАО "Янтарьэнерго" взыскано 1 774 362, 38 руб. задолженности, 30 743, 62 руб. расходов по госпошлине; признаны недействительными (ничтожными) как не соответствующие требованиям законов и иных правовых актов абзац второй пункта 5.1. и пункт 2.2. Приложения N 7 "Методика расчетов за поданную Управляющей компании электроэнергии по договору" к договору энергоснабжения от 26.04.2010 года N 9530 между ОАО "Янтарьэнерго" и ООО "Управляющая компания по ремонту, содержанию, управлению общим имуществом многоквартирного дома"; в остальной части в удовлетворении встречного иска - отказано; с ОАО "Янтарьэнерго" в пользу ООО "УК по ремонту, содержанию, управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома 6" взыскано в возмещение расходов по уплате госпошлины 4 000 руб.; ОАО "Янтарьэнерго возвращено из федерального бюджета 8 931 руб. государственной пошлины.
Ответчик, не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить в части взыскания задолженности в размере 1 774 362, 38 руб. По мнению подателя жалобы, при повторном рассмотрении дела истцом был произведен перерасчет задолженности по оплате электроэнергии, согласно которому сумма иска уменьшилась на 1 461 565 руб.; Управляющая организация осуществляет деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей; размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с правилами их представления; при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета объем коммунального ресурса определяется по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета и только при их отсутствии исходя из нормативов потребления; для указанных домов необходимо применять расчет в соответствии с пунктом 16 Правил.
22.04.2013 г. в апелляционный суд от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, что согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению жалобы в его отсутствие.
В отсутствие возражений сторон апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения в обжалуемой части.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между Обществом (гарантирующий поставщик) и Компанией (управляющая компания) заключен Договор, согласно которому гарантирующий поставщик через присоединенную электросеть обязался подавать управляющей компании электрическую энергию, а последняя - принимать ее и оплачивать в порядке, предусмотренном договором. В соответствии с пунктом 9.1 Договора срок его действия определен сторонами до 31.12.2010 с условием о пролонгации. Кроме того, стороны распространили действие Договора на отношения сторон, возникшие с 01.04.2010.
В соответствии с условиями Договора управляющая компания приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика в объеме, необходимом для использования собственниками жилых помещений на общедомовые нужды, а также для компенсации электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. В многоквартирных домах, в которых собственники не имеют договорных отношений с гарантирующим поставщиком, управляющая компания приобретает электрическую энергию в объеме, необходимом для оказания собственникам жилых помещений коммунальной услуги электроснабжения, использования электроэнергии на общедомовые нужды и для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
Количество приобретаемой управляющей компанией электрической энергии у гарантирующего поставщика определяется на границе балансовой принадлежности электросетей гарантирующего поставщика и внутридомовых электрических сетей, указанной в приложении N 1 к Договору (пункт 1.2).
Пункте 2.1 Договора предусмотрено, что Общество ежемесячно обязано производить расчет количества электрической энергии, поданной в каждый многоквартирный дом; осуществлять сбор показаний расчетных приборов учета (установленных вне жилых помещений) для определения количества электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды домов, а также для снятия показаний поквартирных приборов учета; выписывать собственникам жилых помещений платежные документы на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды и для компенсации потерь; принимать поступившую от собственников оплату за электроэнергию и направлять управляющей компании списки собственников, которые не произвели оплату выставленного платежного документа.
В период с ноября 2010 года по апрель 2011 года гарантирующий поставщик направлял Компании счета и счета-фактуры на оплату поставленной электроэнергии.
Поскольку Компания счета-фактуры оплатила частично, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
При новом рассмотрении дела в суде первой инстанции истец произвел расчет задолженности с учетом норм действующего законодательства, долг составил 1 774 362 руб. 38 коп. за период с ноября 2010 по апрель 2011 (т. 4 л.д. 65-66).
По мнению подателя апелляционной жалобы - ООО "УК РСУ 6" при отсутствии общедомовых приборов учета расчет задолженности должен быть произведен по пункту 16 Правил N 307 и учитываться показания индивидуальных приборов учета, находящихся в квартирах жилых домов, и только при их отсутствии - исходя из нормативов потребления.
С доводами ответчика нельзя согласиться в силу следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" энергоснабжающая организация - хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
- 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
- 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- 3) управление управляющей организацией.
Таким образом, если спорные дома находятся в управление ответчика, то именно на нем согласно частям 1, 3 статьи 161 ЖК РФ лежит обязанность по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Довод ответчика о том, что он, являясь управляющей организацией, не отвечает по обязательствам собственников жилых помещений по оплате потребленной им электрической энергии, поскольку жильцы многоквартирных домов несут самостоятельную ответственность перед поставщиком электроэнергии, правомерно отклонен арбитражным судом.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) установлено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах.
Согласно пункту 3 Правил N 307 "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно подпункту "в" пункта 49 Правил N 307 в обязанности исполнителя входит заключение с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг.
Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2 и 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ и пунктов 3, 6 и 49 Правил N 307 должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
При этом законодательство также предусматривает возможность оплаты жильцами потребленной электрической энергии непосредственно энергосбытовой организации (пункт 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530). Однако это не освобождает исполнителя коммунальных ресурсов от обязанности оплатить стоимость всего объема коммунального ресурса, потребленного в жилом доме. Обязанность управляющей компании представить весь комплекс услуг следует из императивных норм закона (статья 162 ЖК РФ).
Таким образом, ООО "УК РСУ 6" несет ответственность за предоставление коммунальных услуг гражданам обслуживаемых многоквартирных домов.
ООО "УК РСУ 6", являясь управляющей организацией, обязано заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение коммунальных ресурсов, в том числе на приобретение электрической энергии (мощности).
С доводами ответчика нельзя согласиться. В силу пункта 7 Правил N 307 в случае отсутствия прибора учета расчет размера платы производится в порядке, предусмотренном пунктом 19 Правил.
Пункт 16 Правил N 307 предусматривающий исчисление платы за коммунальные услуги при неисправности (отсутствии) общедомовых приборов учета исходя из показаний индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах граждан, не может быть применен, так как при отсутствии общедомовых приборов учета размещенных на сетях товарищества на границе эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и абонентом (Управляющая компания); объем отпущенного ресурса рассчитывается ресурсоснабжающей организацией по нормативам, которые установлены для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета.
Применение к отношениям между предприятием и товариществом пункта 16 Правил N 307 означало бы, по существу, перемещение границ эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на предприятие ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении товарищества. Кроме того, данный подход лишает смысла установку общедомовых приборов учета, по показаниям которых должны осуществляться расчеты между предприятием и товариществом.
Также следует отметить, что ответчик, являясь управляющей организацией, имеет возможность выявить как должников, так и лиц, которые осуществляли плату за электрическую энергию в спорный период непосредственно истцу, что в дальнейшем при исполнении судебного акта не лишает его возможности заявить о зачете денежных сумм.
Апелляционный суд не находит оснований для изменения судебного акта.
Решение в обжалуемой части следует оставить без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.01.2013 г. по делу N А21-3921/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий
Н.М.ПОПОВА

Судьи
В.В.ГОРШЕЛЕВ
Т.В.ЖУКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)