Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 08.08.2013 N Ф09-6011/13 ПО ДЕЛУ N А50-20394/2012

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2013 г. N Ф09-6011/13

Дело N А50-20394/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Василенко С.Н., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее - заявитель, общество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 14.12.2012 по делу N А50-20394/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Лежнева И.А. (доверенность от 07.05.2013 N 35).

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, управление) от 10.07.2012 по делу N 214-12-а, вынесенных по результатам рассмотрения жалобы товарищества собственников жилья "Тбилисская, 19" (далее - товарищество, ТСЖ) на действия заявителя, выразившиеся в несоблюдении параметров горячего водоснабжения и отопления в 2011 г.
К участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14.12.2012 (судья Плахова Т.Ю.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2013 (судьи Грибиниченко О.Г., Варакса Н.В., Осипова С.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, полагая ошибочными выводы судов о доминирующем положении общества на рынке услуг по передаче тепловой энергии; считает недоказанным факт нарушения параметров, повлекший нарушение интересов конечных потребителей в виде ненадлежащей температуры воздуха внутри жилых помещений; ссылается на то, что нарушение требований параметров качества теплоснабжения ограничением, исходя из толкования норм действующего законодательства, признаваться не может; показания приборов учета, установленных на вводе в жилой дом, не свидетельствуют о несоблюдении со стороны заявителя температурного графика. По мнению общества, нарушение температурного режима в жилых помещениях допущено по вине товарищества, не соблюдающего принятые на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, тогда как, заявитель принял все возможные меры, направленные на улучшение качества теплоснабжения. Согласно позиции общества, поставка тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения, отопления жилого дома, не ограничивалась.

Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ТСЖ осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Пермь, ул. Тбилисская, 19.
Для целей оказания коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения 01.01.2008 товарищество заключило с обществом договор N 33-004В снабжения тепловой энергией в горячей воде.
Внутридомовые сети непосредственно присоединены к сетям, принадлежащим обществу. Стороны договора подписали акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, в соответствии с которым границы эксплуатационной ответственности общества за состояние и обслуживание тепловых сетей устанавливаются от наружной стены жилого дома по ул. Гусарова, 13 до наружной стены дома N 19 по ул. Тбилисской.
По условиям договора общество обязалось подавать товариществу тепловую энергию в горячей воде в расчетном количестве 2 246,041 Гкал в год с установленным максимумом тепловой нагрузки 0,794 Гкал/час, из них: отопление 0,416 Гкал/час, горячее водоснабжение 0,378 Гкал час; параметры качества тепловой энергии, подаваемой абоненту, определяются температурным графиком теплоисточника генерирующей организации (п. 2.1.1 договора).
Дополнительным соглашением к договору от 01.01.2011 стороны согласовали максимум тепловой нагрузки 0,5102 Гкал/час, из них: отопление 0,3464 Гкал/час (249,41 Гкал в месяц), горячее водоснабжение 0,1638 Гкал/час (117,94 Гкал в месяц).
В соответствии с данными общедомового прибора учета тепловой энергии количество ресурса, поданного общество в период январь - ноябрь 2011 г., не превышало 142,247 Гкал в месяц для отопления и 46,136 Гкал в месяц для нужд горячего водоснабжения. Прибор учета соответствует всем предъявляемым требованиям, принят в эксплуатацию в установленном порядке, что заявителем не отрицается.
Товарищество направило претензии контрагенту по договору с требованием принять меры по восстановлению договорной тепловой нагрузки, которые обществом не удовлетворены вследствие чего ТСЖ 07.12.2011 обратилось с жалобой в антимонопольный орган.
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом принято решение о признании в действиях (бездействии) общества нарушения ч. 1 ст. 10, в том числе п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившегося в ограничении в отопительный период 2011 - 2012 гг. теплоснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Тбилисская, 19 в г. Перми, находящегося в управлении ТСЖ, что привело к ущемлению интересов жителей данного дома.
Управление 10.07.2012 предписало обществу прекратить указанные нарушения с установлением срока для исполнения и представления документального подтверждения исполнения предписания - до 10.10.2012.
Полагая, что указанное решение и предписание не соответствуют действующему законодательству, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности в действиях общества нарушения антимонопольного законодательства и законности обжалуемого решения, правомерности и обоснованности вынесенного предписания о прекращении нарушения.
Указанные выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Законом N 135-ФЗ.
Согласно ст. 3 названного закона он распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В статье 10 упомянутого закона федеральным законодателем установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.
Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, действия (бездействие) по необоснованному (экономически или технологически) сокращению или прекращению производства товара, при условии, если на него имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение либо прекращение производства товара прямо не предусмотрено нормативными правовыми актами или судебными актами (п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ).
Согласно п. 5 ст. 5 указанного закона доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
К сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии (п. 1 ст. 4 Закона N 135-ФЗ).
Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии со ст. 3 N 147-ФЗ естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Под субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии.
Правоотношения в сфере производства и передачи тепловой энергии регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), который устанавливает, что тепловая энергия может передаваться потребителю с помощью теплоносителя (горячей воды, водяного пара).
Судами установлено, что общество является собственником тепловых сетей, у него отсутствует источник тепловой энергии, данный ресурс оно покупает у теплоснабжающей организации открытого акционерного общества "ТГК N 9", которую поставляет потребителям по своим сетям, имеющим непосредственное присоединение к внутридомовым сетям товарищества.
Статьей 2 Закона о теплоснабжении определено, что источник тепловой энергии - это устройство, предназначенное для производства тепловой энергии; а тепловая сеть - это совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (п. 11 ст. 2 названного Закона), а теплосетевая организация - это организация, оказывающая лишь услуги по передаче тепловой энергии (п. 16 ст. 2 Закона о теплоснабжении).
В силу п. 12 ст. 2 Закона о теплоснабжении передача тепловой энергии, теплоносителя есть совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих (помимо поддержания тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям) прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
Из вышеприведенных определений следует, что заявитель, владеющий тепловой сетью, по смыслу Закона о теплоснабжении является по отношению к третьему лицу теплоснабжающей организацией.
В ч. 2 ст. 13 Закона о теплоснабжении установлено, что потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных названным Законом, в порядке, установленном ст. 15 данного Закона.
Как следует из содержания ч. 4 ст. 15 Закона о теплоснабжении, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии.
Судами установлено, что тарифы на тепловую энергию, установленные для общества Постановлением РЭК Пермского края, рассчитаны исходя из затрат общества на покупку тепловой энергии у генерирующих компаний, расходов на оплату услуг по передаче тепловой энергии по сетям транспортирующих организаций, расходов на текущее содержание и ремонт тепловых сетей, ЦТП и другого принадлежащего ему имущества.
Согласно п.п. 2.1.2, 3.1.2 договора между обществом и товариществом расчеты за поданную тепловую энергию производятся по цене, которая определяется как сумма тарифов на производство тепловой энергии, ее передачу и сбытовой надбавки; абонент оплачивает принимаемую тепловую энергию и сопутствующие теплопотреблению услуги.
Поскольку товарищество фактически получает тепловую энергию от общества по присоединенным к нему тепловым сетям и не может приобрести услуги по теплоснабжению на иных условиях за границами той территории, на которой их оказывает общество, последнее является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение по отношению к товариществу на соответствующем рынке.
Наличие доминирующего положения общества в отношении товарищества обусловлено также отсутствием целесообразности для третьего лица производить другое (второе) присоединение, которое повлечет за собой прокладку новых труб, установку оборудования, то есть значительные материальные затраты.
Следовательно, общество имеет возможность влиять на общие условия обращения товара на рынке поставки тепловой энергии, в том числе, путем приостановления и прекращения реализации товара.
В соответствии с договором энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде от 01.01.2008 N 33-004В общество обязалось подавать ТСЖ тепловую энергию в горячей воде в расчетном количестве 2 246,041 Гкал в год с установленным максимумом тепловой нагрузки 0,794 Гкал/час, из них: отопление 0,416 Гкал/час, горячее водоснабжение 0,378 Гкал час; параметры качества тепловой энергии, подаваемой абоненту, определяются температурным графиком теплоисточника генерирующей организации (п. 2.1.1 договора).
Таким образом, по условиям указанного договора общество подает товариществу тепловую энергию для отопления, а также тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения с указанием необходимого количества Гкал как на нужды отопления, так и на нужды горячего водоснабжения для обеспечения поставки коммунального ресурса надлежащего качества.
Законом о теплоснабжении предусмотрена возможность ограничения и прекращения подачи тепловой энергии в случаях и порядке, прямо предусмотренных законом. Договором, заключенным между общество и товарищество, также согласованы основания и порядок прекращения подачи тепловой энергии абоненту полностью или частично (п. 2.2.1 договора).
В соответствии с п. 2 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение или ограничение подачи тепловой энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения абонентом обязательств по оплате энергии.
Порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям в случае ненадлежащего исполнения ими договора теплоснабжения, а также при выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии регламентирован ст. 22 Закона о теплоснабжении, устанавливающей последовательность действий теплоснабжающей организации в указанных случаях.
Заявителем не отрицается, что ТСЖ оплачивает полученную им тепловую энергию, исходя из количества, определенного по показаниям общедомового прибора учета.
Товариществом представлены антимонопольному органу документально подтвержденные сведения о количестве тепловой энергии, полученной в отопительный сезон 2011 - 2012 гг., и о показателях выполнения графика отпуска тепловой энергии в 2011 - 2012 гг. по договору.
Согласно показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии в период январь - ноябрь 2011 г. количество тепловой энергии не превышало 142,247 Гкал в месяц на отопление и 46,136 Гкал в месяц на нужды горячего водоснабжения. Количество фактически полученной тепловой энергии в значительной степени отличается в сторону уменьшения от расчетных величин по договору.
Заявителем не оспариваются данные о количестве полученной товариществом тепловой энергии, отраженные в названных документах. Однако отклонения от согласованного сторонами в договоре графика отпуска тепловой энергии как уменьшение количества поданной энергии не расценивает, указывая на ориентировочный характер графика, в котором отражены показатели с учетом максимальной тепловой нагрузки, то есть без учета реальной потребности исходя из температуры наружного воздуха. При этом возможное снижение температуры теплоносителя считает поставкой тепловой энергии ненадлежащего качества, а не ограничением ее подачи. По утверждению заявителя, основания для ограничения подачи тепловой энергии, предусмотренные договором, отсутствовали, ограничение в отопительный период 2011 - 2012 гг. не вводилось.
В силу специфики рассматриваемых отношений, учитывая конечных потребителей - граждан, для целей предоставления которым товариществом приобретаются тепловая энергия и услуги по ее поставке, в силу ч. 3 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации следует руководствоваться, помимо всего прочего, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Согласно п. 49 Правил N 307 исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг. Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам N 307 и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Законодательство не устанавливает параметров качества тепловой энергии в точке поставки и не обязывает согласовывать температурный график на границе ответственности. В то же время в силу требований Правил N 307 параметры поставляемых коммунальных ресурсов должны обеспечивать исполнителю возможность предоставить качественные коммунальные услуги.
Согласно п. 3 Правил N 307 под коммунальными услугами надлежащего качества понимаются коммунальные услуги, отвечающие требованиям этих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Услуги по горячему водоснабжению и отоплению относятся к коммунальным услугам. При этом горячая вода и тепловая энергия являются коммунальными ресурсами.
На основании п. 6 Правил N 307 под отоплением понимается поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в п. 15 Приложения N 1 к этим Правилам.
Пунктами 5 и 15 Приложения N 1 к Правилам N 307 предусмотрено, что в районах с температурой наиболее холодной пятидневки - 31 °C и ниже обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях должно быть не ниже +20 °C, а в угловых комнатах - не ниже +22 °C, обеспечение температуры горячей воды в точке разбора - не менее 50 °C (для закрытых систем централизованного теплоснабжения) и не более 75 °C - для любых систем теплоснабжения.
Аналогичные требования установлены в пункте 4.16.3 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия".
При этом п. 4.16.4 названного государственного стандарта и пунктом 5.2.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, предусмотрено допустимое отклонение температуры в жилых помещениях в ночное время суток (с 0.00 до 5.00 часов) не более чем на 2 - 3 °C, температуры горячей воды - более чем на 3 °C.
Пунктом 4.12 ГОСТ установлено, что потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать: - безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; - непрерывность потребления.
В соответствии с п. 9 названных Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю и бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
В силу п. 20 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), при установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами N 307.
Правила N 124 являются нормативным правовым актом, условия которого при заключении спорного договора носят императивный характер и обязательны для сторон такого договора.
В силу ч. 5 ст. 15 Закона о теплоснабжении местом исполнения обязательств теплоснабжающей организацией является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
Согласно подписанному заявителем и третьим лицом акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности границы эксплуатационной ответственности общество за состояние и обслуживание тепловых сетей устанавливаются от наружной стены жилого дома по ул. Гусарова, 13 до наружной стены дома N 19 по ул. Тбилисской. То есть точкой поставки тепловой энергии является наружная стена дома N 19 по ул. Тбилисской.
На основании изложенного, в силу действующего законодательства у общества существует обязанность поставить на ввод в дом теплоноситель определенной температуры, чтобы обеспечить температуру воздуха в жилых помещениях не ниже установленных нормативов с учетом нормативных потерь: - в жилых помещениях не ниже +20 °C (в угловых комнатах - не ниже +22 °C); температуры горячей воды в точке водоразбора не менее +60 °C - для открытых систем теплоснабжения, не менее +50 °C - для закрытых систем теплоснабжения.
Общедомовой прибор учета тепловой энергии установлен на вводе в дом N 19 по ул. Тбилисской, 19 в г. Перми.
Согласно актам, составленным обществом в присутствии представителя третьего лица, на вводе в дом температура теплоносителя в системе отопления составляла 32 - 41 °C, в системе горячего водоснабжения - 45 - 48 °C; давление теплоносителя в системе отопления составляло 5,25 - 5,7 кгс / кв. см (при нормативе, установленном в п. 5.2.2 Приказа Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003 - 6 кгс / кв. см).
Суды пришли к выводу, что данные температура и давление теплоносителя, температура горячей воды на вводе в дом не могут обеспечить указанную выше нормативную температуру воздуха в жилых помещениях и горячей воды в точках водоразбора потребителей.
В связи с этим суды правильно признали, что обществом осуществляется поставка товариществу тепловой энергии в количестве, недостаточном для обеспечения нормативного уровня температуры воздуха в помещениях и горячего водоснабжения.
При этом судами обоснованно учтено, что третье лицо объективно не может влиять на температурный режим горячего водоснабжения и температуру и давления теплоносителя на отопление при входе в дом, как и в самом доме не имеет соответствующего оборудования, посредством которого температуру горячей воды возможно поднять до нормативного уровня в точках ее разбора потребителями - собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме.
Поскольку общедомовой прибор учета тепловой энергии установлен на вводе в дом, на фиксируемые им показатели температуры и давления теплоносителя, температуры горячей воды состояние внутридомовых сетей отопления и горячего водоснабжения не влияет. Несоответствие поступающих ресурсов на вводе в дом нормативным параметрам свидетельствует о ненадлежащем обеспечении ими жителей дома, ущемлении их прав и законных интересов.
По смыслу п. 2 ст. 22 Закона о теплоснабжении ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя может выражаться в сокращении подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры.
Доказательства наличия у общества экономических либо технологических оснований для сокращения поставки тепловой энергии товариществу заявителем, отсутствия возможности надлежащего исполнения обязательств по поставке тепловой энергии, принятие всех необходимых для этого мер не представлены.
Исходя из системного толкования ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3, 10 Закона N 135-ФЗ, с учетом правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда, изложенной в Постановлении от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" для квалификации действия (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действия (бездействия), прямо поименованных в ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно признали, что действия общества по ограничению подачи тепловой энергии, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по подаче тепловой энергии жителям дома N 19 по ул. Тбилисская, 19, правильно квалифицированы антимонопольным органом как нарушающие запрет, установленный п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Всем конкретным обстоятельствам дела судами дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 14.12.2012 по делу N А50-20394/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Н.СУХАНОВА

Судьи
С.Н.ВАСИЛЕНКО
А.В.КАНГИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)