Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.09.2013 N 09АП-22810/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А40-131514/13

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2013 г. N 09АП-22810/2013-ГК

Дело N А40-131514/13

Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи: Алексеевой Е.Б.
судей: Семикиной О.Н., Седова С.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Очтовой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Каширка-16"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.05.2013 по делу N А40-131514/12, принятое судьей Беловой А.Р. (шифр судьи 85-680)
по иску Товарищества собственников жилья "Каширка-16" (ОГРН 1057748247952, 115201, г. Москва, Каширское шоссе, д. 16)
к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Москвы детский сад N 1967 (ОГРН 1027739859091, 115201, г. Москва, Каширское шоссе, д. 16)
третье лицо: Департамент имущества города Москвы (ОГРН 1027700149410, 127006, г. Москва, ул. Каретный ряд, д. 2/1)
о взыскании неосновательного обогащения в размере 529 472 руб. 72 коп. за период с 01.04.2010 по 31.08.2012,
при участии в судебном заседании представителей
- истца: Широков А.Н. по доверенности от 31.01.2013;
- ответчика: Глашкина Т.С. по доверенности от 12.08.2013;
- третьего лица: Туренкова М.А. по доверенности от 27.02.2013,

установил:

ТСЖ "Каширка-16" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ, к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Москвы Детский сад N 1967 о взыскании неосновательного обогащения за период с 01.04.2010 по 31.08.2012 в размере 529 472 руб. 72 коп.
Решением суда от 16.05.2013 заявленные требования удовлетворены частично. Суд взыскал с Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Детский сад N 1967 в пользу ТСЖ "Каширка-16" неосновательное обогащение за период с 01.04.2010 по 31.08.2012 в размере 390 376 руб. 40 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 10 019 руб. 40 коп.
Истец не согласился с решением суда первой инстанции и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит изменению в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, ТСЖ "Каширка-16" является некоммерческой организацией, объединением собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, д. 16. При этом истец оказывает работы по содержанию и ремонту жилых помещений, включающие в себя услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и предоставляет коммунальные услуги всем собственникам, нанимателям и арендаторам жилых и нежилых помещений находящихся в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу.
На основании распоряжения Мэра г. Москвы от 03.06.1998 N 417 и Контракта на право оперативного управления нежилым фондом находящимся в собственности Москвы от 14.02.2000 N 06-000355/00, Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Детский сад N 1967 владеет, пользуется и распоряжается нежилым помещением общей площадью 744,3 кв. м в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, д. 16.
Из материалов дела следует, что во исполнение своих обязательств ТСЖ "Каширка 16" заключило со сторонними организациями договоры на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту спорного многоквартирного дома.
Между истцом - ТСЖ "Каширка 16" и ответчиком - ГБОУ г. Москвы детский сад N 1967 заключены государственные контракты на предоставление и оплату коммунальных услуг, предоставляемых в нежилое помещение, занимаемое ответчиком.
При этом, как установлено судом первой инстанции, договор услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме между истцом и ответчиком не заключался.
Из материалов дела усматривается, что 31.07.2012 истец обратился к ответчику с просьбой оплатить счета на оплату эксплуатационных услуг за период с апреля 2010 по июнь 2012, приложив к требованию акты сдачи-приемки услуг, которые получены ответчиком 05.09.2012 и оставлены без ответа и исполнения.
В соответствии с п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, не являющихся членами товарищества собственников жилья, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
ТСЖ "Каширка 16" на общем собрании членов товарищества собственников жилья утвердила отчет ТСЖ "Каширка 16" по доходам и расходам за 2011 г. и приняло смету доходов и расходов на 2012 г. Собственники многоквартирного дома не принимали решения от утверждении размера обязательных платежей за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома на соответствующий год.
В соответствии с Временным порядком предоставления субсидий из бюджета г. Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП, ставка планово-нормативного расхода применяется для расчета субсидий на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирного дома для возмещения выпадающих доходов управляющей организации при применении тарифов утвержденных Правительством Москвы на текущий год и отражает средний расход на содержание 1 кв. м общего имущества в г. Москва.
Отказ ТСЖ "Каширка 16" от применения ставки планово-нормативного расхода принимаемых Правительством Москвы приведет к прекращению предоставлению субсидий из бюджета г. Москвы в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП и подтверждается письмами ГКУ г. Москвы "ИС ЮАО" и Префектуры г. Москвы ЮАО по данному вопросу.
Материалами дела подтверждается факт применения ТСЖ "Каширка 16" в 2011 г. и 2012 г. ставки планово-нормативных расходов, а именно: 1) договор N 160/10 от 29.03.2010 на предоставление субсидий из бюджета г. Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме с дополнительным соглашением N 1 от 11.05.2011 и актом сверки расчетов за период 01.01.2011 - 01.01.2012; 2) договор N 320/12 от 29.03.2012 на предоставление субсидий из бюджета г. Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме с сопутствующим актом сверки расчетов за период 01.01.2012 - 31.12.2012.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 39 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Материалами дела также подтверждается, что истец применял размер ставки планово-нормативного расхода и в расчетах за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома с иными собственниками помещений в спорном многоквартирном доме, а именно: договор N 24/04/10 от 01.04.2010 с ИП Алексеевым А.В., договор N 15/04/10 от 01.04.2010 с ОАО "Аптека 141 Каширка", договор N 62/01/12 от 01.01.2012 с ГКУ г. Москвы "Инженерная служба района Нагатино-Садовники".
Из Постановления Правительства Москвы от 29.11.2011 N 571-АА "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2012 г." ставка планово-нормативного расхода на 2012 г. составляет 24 руб. 53 коп. за 1 кв. м.
При таких истец надлежащим образом соблюдал право на равную стоимость за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома между собственниками помещений юридическими и физическими лицами и, следовательно, ответчик обязан на основании норм Гражданского кодекса РФ и Жилищного кодекса РФ возместить ТСЖ "Каширка 16" свою долю обязательных расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме за спорный период в указанном истцом размере, что ответчиком до настоящего времени не осуществлено.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 1105 Гражданского кодекса РФ, лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В силу положений ст. ст. 309, 310, 330 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно взыскал с Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детский сад N 1967 в пользу ТСЖ "Каширка-16" сумму неосновательного обогащения в размере 390 376 руб. 49 коп.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований о взыскании с ответчика в пользу истца неосновательного обогащения в размере 139 096 руб. 32 коп., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что расходы на приобретение основных средств на осуществление деятельности ТСЖ, оплату услуг по бухгалтерскому и юридическому сопровождению, оплату обучения и повышения квалификации сотрудников, оплату труда сотрудников, оплату налогов, сборов и иных платежей в размере, согласно представленному расчету, не направлены на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с указанными выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Как следует из материалов дела, факт создания ТСЖ ответчиком не оспаривался в установленном порядке.
Отсутствие договора с ТСЖ не освобождает ответчика от оплаты за жилые помещения и коммунальные услуги.
В пределах своих полномочий Товарищество собственников жилья согласно ст. 137 Жилищного кодекса РФ вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В силу п. 3 ст. 137 Жилищного кодекса РФ в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество собственников жилья в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов.
В соответствии с п. 6 ст. 155 Жилищного кодекса РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья.
Пунктом 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме в спорный период включала в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги, как это и предусмотрено статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно ст. 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (пункт 1). Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива (п. 8).
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ, Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 управление многоквартирным домом включает в себя:
- ведение технической документации на общее имущество многоквартирного дома, переданное в управление;
- подготовку предложений по капитальному ремонту многоквартирного дома;
- подготовку предложений по установлению размера обязательных платежей собственников помещений за управление многоквартирным домом, содержание и ремонт общего имущества;
- техническое обслуживание инженерного оборудования в части общего имущества многоквартирного дома;
- обеспечение санитарного содержания многоквартирного дома и входной группы (подъездов) многоквартирного дома, в том числе вывоз ТБО и ГКМ;
- заключение и ведение договоров на поставку коммунальных ресурсов (ХВС, ГВС, канализация, центральное отопление, внутридомовое электрооборудование). Контроль соблюдения условий заключенных договоров;
- заключение договоров со специализированными организациями на выполнение работ и предоставление услуг по: эксплуатации лифтов; техническому обслуживанию систем ДУ и ППА; дезинсекции; дератизации; дезинфекции;
- обеспечение круглосуточного диспетчерского обслуживания;
- обеспечение аварийного обслуживания;
- контроль количества и качества предоставляемых услуг;
- ведение расчетов с собственниками за оказываемые услуги и выполняемые работы;
- сбор средств на содержание и ремонт дома;
- принятие мер по взысканию задолженностей по оплате жилищно-коммунальных услуг;
- выработка предложений и реализация решений, принятых на общих собраниях собственников, направленных на более полное и эффективное использование, развитие и обслуживание общего имущества многоквартирного дома в целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов;
- контроль за соблюдением правил перепланировки квартир, недопущение самовольной застройки общедомовых территорий;
- наем и увольнение работников административного и исполнительного персонала;
- ведение бухгалтерской документации и сдача налоговой отчетности;
- Таким образом, непосредственное выполнение работ и оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме является лишь частью управлении многоквартирным домом.
Приобретение основных средств на осуществление деятельности ТСЖ "Каширка-16", оплату услуг по бухгалтерскому и юридическому сопровождению, оплату обучения и повышения квалификации сотрудников, оплату труда сотрудников, оплату налогов, сборов и иных платежей прямо не направлено на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Вместе с тем, вышеуказанные затраты ТСЖ "Каширка-16" направлены на организацию управления многоквартирным домом, частью которого является содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, суд первой инстанции не обоснованно выделил, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в отдельную и самостоятельную функцию ТСЖ "Каширка-16" не входящую в функцию управления многоквартирным домом.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что требования истца о взыскании неосновательного обогащения в размере 529 472 руб. 72 коп. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.05.2013 по делу N А40-131514/12 изменить.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции: взыскать с Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детский сад N 1967 в пользу Товарищества собственников жилья "Каширка-16" неосновательное обогащение за период с 01.04.2010 по 31.08.2012 в размере 529 472 (пятьсот двадцать девять тысяч четыреста семьдесят два) руб. 72 коп., а также госпошлину по иску в размере 13 589 (тринадцать тысяч пятьсот восемьдесят) руб. 46 коп.
Взыскать с Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детский сад N 1967 в пользу Товарищества собственников жилья "Каширка-16" расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 2 000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Е.Б.АЛЕКСЕЕВА

Судьи
С.П.СЕДОВ
О.Н.СЕМИКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)