Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.02.2013 ПО ДЕЛУ N 33-767/13

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 февраля 2013 г. по делу N 33-767/13


Судья Мишина К.Н.
Судья - докладчик Воеводина О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Воеводиной О.В.,
судей Каракич Л.Л. и Симаковой Н.К.,
при секретаре И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Д.О. к Управлению социальной защиты населения администрации Ангарского муниципального образования о признании решений об отказе в предоставлении субсидий незаконными, возложении обязанности предоставить субсидию на оплату жилого помещения, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе истицы Д.О. на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 19 сентября 2012 года,

установила:

Д.О., обращаясь в суд с иском, указала, что они с мужем являются собственниками квартиры по адресу:..... <дата обезличена> она обратилась в МАУ АМО "Многофункциональный центр" за помощью в сборе пакета документов для предоставления субсидии ее семье по указанной квартире. Специалист по работе с населением, собрав все необходимые документы для предоставления субсидии, принесла их ответчику. Проверив документы, ответчик потребовал дополнительную справку о доходах мужа, хотя она решила его исключить, справку из ЖЭКа о долях сына и мужа, справку от Иркутской энергосбытовой компании о расчете доли мужа и сына. Специалист центра позвонила ей, она принесла справку о доходах мужа и решила включить его в предоставление субсидии, и справку ЖЭКа о расчете доли в квартире мужа и сына, справку из ИЭСК о расчете доли сына и мужа. <дата обезличена> ответчик вынес решение об отказе в предоставлении субсидии. После этого она предоставила все перечисленные в решении об отказе документы. <дата обезличена> ответчик вновь вынес решение об отказе в предоставлении ей субсидии. Считает действия ответчика незаконными и неправомерными, противоречащими закону и Правилам предоставления субсидии, согласно которым ответчик не вправе требовать от граждан документы, не предусмотренные Правилами. Ответчик незаконно требовал от нее дополнительные документы. В решении от <дата обезличена> об отказе в предоставлении субсидии ответчик указал, что она не предоставила сведения о доходах с места работы с <дата обезличена>. Она дважды предоставляла справки с места работы. Считает, что в случае, если гражданин приносит справку с места работы с нулевым доходом, если справка подписана руководителем предприятия, то субсидия должна быть назначена. Справку с места работы ответчик требовал незаконно. Ответчик незаконно отказал ей в предоставлении субсидии, своими незаконными и несправедливыми действиями нанес ей моральный вред, физические и нравственные страдания.
Истица с учетом уточнений просила суд признать незаконными решения Управления социальной защиты населения администрации Ангарского муниципального образования от <дата обезличена>, от <дата обезличена> об отказе в предоставлении субсидии; возложить на ответчика обязанность предоставить ей субсидию на оплату жилого помещения - квартиры по адресу:....; взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании истица Д.О. свои исковые требования поддержала.
Представители ответчика Управления социальной защиты населения администрации Ангарского муниципального образования К., В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования Д.О. не признали.
Третье лицо Д.В. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители третьих лиц Департамента по экономике и финансам администрации города Ангарска, Управления по экономике и финансам администрации Ангарского муниципального образования, МАУ АМО "Многофункциональный центр" в судебное заседание не явились.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 19 сентября 2012 года в удовлетворении исковых требований Д.О. отказано.
В апелляционной жалобе истица Д.О. просит решение суда отменить, вынести новое решение. В обоснование доводов к отмене решения указала, что оно незаконное и необоснованное, вынесено с нарушением законодательства, судом не исследованы все обстоятельства. Ее семья имеет доходы намного ниже прожиточного минимума, поэтому является малоимущей и имеет право на предоставление субсидии на оплату квартиры. В справке о заработной плате от <дата обезличена> указано, что заработная плата за период с <дата обезличена> ей не начислялась и выплаты ей не производились. Поскольку ответчик не согласился с данной справкой, она представила другую справку, однако ответчик все равно отказал ей в предоставлении субсидии. Она с этим не согласна. Собственниками квартиры являются она и ее муж Д.В. В квартире зарегистрировано 7 человек. Считает незаконным при расчете субсидии на квартиру включать доходы ее мужа, так как она не включает его в заявление о предоставлении субсидии, поэтому ответчик незаконно требует представить справку о доходах ее мужа Д.В. Ее сын С. проходит службу в Чеченской республике, она его также исключила из заявления на предоставление субсидии, так как заработную плату он не получает, а сведения о его денежном довольствии являются секретной информацией, и ответчик незаконно требует справку о его заработной плате. Ее дочь И. находится в отпуске по уходу за ребенком, сын А. - студент дневного бюджетного отделения АГТА, стипендию не получает и дохода не имеет. Ее дочь В. также является студенткой ИГУ и не имеет дохода. Ответчик неправильно трактует Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от <дата обезличена> N, ущемляя интересы ее семьи. Даже если исключить ее и ее мужа, то их дети И. и ее дочь М., В., А. имеют право на предоставление субсидии. Она представила все необходимые документы для предоставления субсидии, а ответчик незаконно отказал ее семье в предоставлении субсидии. Незаконными действиями ответчик причинил ей моральный вред, который подлежит компенсации в соответствии со ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей". Считает, что она не должна документально подтверждать доходы своего мужа, который живет на Украине, и представлять справки из жилищных организаций, Горгаза, Водоканала о начислении квартплаты и коммунальных услуг на сына С., которого она не включала в заявление, так как он служит в Чечне и в квартире не проживает. Ответчик необоснованно требовал расписки о том, что И. не получает алименты, что Д.В. не имеет трудовой книжки. Не согласна с выводами суда о том, что если гражданин состоит в трудовых отношениях, но по каким-то причинам не получает от трудовой деятельности дохода, то таким категориям граждан субсидия не начисляется, они в смысле действующего законодательства не могут относиться к категории социально незащищенных граждан, имеющих право на получение субсидии согласно Методическим рекомендациям. Субсидия рассчитывается на семью из шести человек. Для предоставления субсидии на семью из шести человек для расчета субсидии берется доход всех членов семьи путем сложения всех предоставленных доходов. Судом достоверно установлено, что у нее нет никаких доходов для проживания, поэтому она имеет право на предоставление субсидии. Кроме того, считает, что суд необоснованно отказал ей в удовлетворении требований о компенсации морального вреда.
Заслушав доклад по делу, объяснения истицы Д.О., поддержавшей доводы искового заявления и апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам ч. 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Установлено, что собственниками жилого помещения по адресу:...., являются Д.О. и Д.В. <дата обезличена> Д.О. дважды обращалась в МАУ АМО "Многофункциональный центр" с заявлениями на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Из заявлений Д.О. и ее пояснений в судебном заседании следует, что первоначально заявление подано ею с указанием состава ее семьи 5 человек (в том числе заявителя Д.О.), в повторно поданном заявлении была указана семья из 6 человек, в том числе, включен ее супруг Д.В. Ответчик, рассмотрев первое заявление Д.О. и приложенные к нему документы, принял решение от <дата обезличена> об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с предоставлением неполных сведений с указанием перечня документов, которые не были предоставлены заявителем. Аналогичное решение от <дата обезличена> принято УСЗН администрации АМО по результатам рассмотрения второго заявления Д.О., в котором указано аналогичное основание отказа в предоставлении субсидии, также с указанием перечня необходимых документов и сведений, которые не были предоставлены заявителем.
Как следует из решения УСЗН администрации АМО от <дата обезличена> об отказе Д.О. в предоставлении субсидии, заявителем не предоставлены необходимые документы: справка о доходах мужа Д.В. с <дата обезличена>, справка о начислении на не включенного на субсидию С. (горгаз, УВКстоки, Водоканал), справка об алиментах на М. с <дата обезличена>, договор на обучение и квитанции об оплате за обучение с <дата обезличена> В., справка с места учебы А. (если форма обучения коммерческая - предоставить договор на обучение и квитанции об оплате за обучение за указанный выше период), копия договора на оказание услуг Д.О. (указать причину неначисления и неоплаты доходов за период с <дата обезличена>), в квитанциях об оплате за ЖКУ не указано, за какие периоды произведена оплата, в т.ч. за <дата обезличена>, не представлены трудовые книжки Д.О. и Д.В. (л.д. 21).
Согласно п. 4 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата обезличена> год N 761 (далее - Правил), субсидии предоставляются гражданам, указанным в п. 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
В силу п. 6 Правил субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В соответствии с пп. "г", "д" п. 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в п. 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в п. 5 настоящих Правил, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов: документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемых ими доходов представляют документы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации для избранной ими системы налогообложения, что удостоверяется документом налогового органа; документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.
В силу пп. "е" п. 34 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором ст. 5 и ст. ст. 6 - 12 ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", с учетом денежных средств, направленных на оплату обучения в образовательных учреждениях всех типов, в случаях, когда такая оплата производится не из собственных доходов обучающихся либо проживающих совместно с ним членов его семьи, а за счет средств иных лиц, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе.
В соответствии с п. 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Проверяя доводы истицы о незаконности решения УСЗН администрации АМО от <дата обезличена> об отказе в предоставлении субсидии, суд, проанализировав положения Правил, пришел к выводу о том, что представление справки о доходах мужа Д.В. с <дата обезличена> необходимо в силу пп. "г" п. 8, п. п. 32, 33, 39 Правил. Несмотря на то, что заявитель Д.О. первоначально не включала в состав семьи своего супруга Д.В., размер его дохода должен быть документально подтвержден, поскольку от этого зависит размер предоставляемой субсидии. В силу пп. "д" п. 8, п. 34, пп. "ж" п. 1 Правил ответчиком обоснованно включены в перечень не представленных Д.О. документов справка о начислении на не включенного на субсидию С. (горгаз, УВКстоки, Водоканал), а также справка об алиментах на М. с <дата обезличена>. Исходя из положений пп. "е" п. 34 Правил является законным включение ответчиком в перечень не представленных заявителем документов договора на обучение и квитанций об оплате за обучение с <дата обезличена> В. и справки с места учебы А. В силу п. 8 Правил заявитель должен подтвердить отсутствие задолженности по начисленным платежам за последний перед подачей заявления период, однако в представленных заявителем Д.О. квитанциях по оплате за жилищно-коммунальные услуги не указан период платежа. Кроме того, в силу требований пп. "г" п. 8, п. 34 Правил член семьи должен подтвердить свои доходы, а факт отсутствия трудовой деятельности и неполучение в связи с этим дохода могут быть подтверждены заявителем и Д.В. трудовыми книжками, которые не были представлены заявителем.
Проверяя доводы истицы о незаконности решения УСЗН администрации АМО от <дата обезличена> об отказе в предоставлении субсидии, суд установил, что основанием отказа явилось неполное предоставление Д.О. сведений, предусмотренных п. п. 8, 14 Правил, а также указано на не представление заявителем сведений о доходах Д.О. с места работы с <дата обезличена> (л.д. 20).
Согласно справкам, выданным Президентом Центральной коллегии адвокатов...., Д.О. работает <данные изъяты>, с <дата обезличена> она находится в отпуске без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам, в связи с чем заработная плата ей за указанный период не начислялась (л.д. 109, 110, 114).
Вместе с тем, указанными справками, представленными Д.О., подтвержден не доход, а отсутствие дохода у заявителя, в то время как право предоставлять документы об отсутствии дохода у истицы отсутствует, поскольку она не относится к категориям граждан, предусмотренных пунктом 50 Методических рекомендаций по применению Правил, утвержденных совместным приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 мая 2006 года N 58/403. Таким образом, Д.О. не представила документы с места работы, подтверждающие ее доход за период с <дата обезличена>.
Оценив в совокупности представленные доказательства, проанализировав положения Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о законности решений УСЗН администрации АМО от <дата обезличена>, от <дата обезличена> об отказе Д.О. в предоставлении субсидии и отказал Д.О. в иске в полном объеме.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы истицы Д.О. о том, что ответчик незаконно отказал ее семье в предоставлении субсидии, необоснованно требуя предоставления дополнительных документов, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам и основаны на неверном толковании материального закона.
Суд в полном объеме проверил доводы сторон, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и, установив, что ответчик, отказывая Д.О. в предоставлении субсидии, правомерно указал в решениях от <дата обезличена> на необходимость представления дополнительных документов в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 год N 761.
Не усмотрев оснований для признания незаконными решений УСЗН администрации АМО об отказе в предоставлении субсидии, суд правильно отказал Д.О. в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности предоставить субсидию на оплату жилого помещения и компенсации морального вреда.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не основаны на законе и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, который всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, дал правильную оценку всем представленным в дело доказательствам и постановил законное и обоснованное решение.
Все доводы истицы, в том числе приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом судебного разбирательства, суд первой инстанции дал им правильную оценку и обоснованно признал эти доводы несостоятельными по мотивам, изложенным в решении суда.
Таким образом, решение Ангарского городского суда Иркутской области от 19 сентября 2012 года, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным, в связи с чем отмене не подлежит, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам

определила:

Решение Ангарского городского суда Иркутской области от 19 сентября 2012 года по гражданскому делу по иску Д.О. к Управлению социальной защиты населения администрации Ангарского муниципального образования о признании решений об отказе в предоставлении субсидий незаконными, возложении обязанности предоставить субсидию на оплату жилого помещения, компенсации морального вреда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
О.В.ВОЕВОДИНА

Судьи
Л.Л.КАРАКИЧ
Н.К.СИМАКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)