Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотухиной С.И.,
судей Смотровой Н.Н., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лыковой В.А.
при участии:
от Государственной жилищной инспекции Краснодарского края - представитель Андрейчикова Анастасия Олеговна - ведущий консультант отдела правового и информационного обеспечения по доверенности 27.10.2008 г N 75-3704/08-01-19,
от Товарищества собственников жилья "Забота"-председатель ТСЖ Красильникова Надежда Валерьевна,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 02.06.2008 г. по делу N А32-6963/2008-29/159
по заявлению Товарищества собственников жилья "Забота"
к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании недействительным предписания,
принятое в составе судьи Мицкевича С.Р.
установил:
Товарищество собственников жилья "Забота" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании недействительным акта проведения планового (внепланового) мероприятия по государственному контролю от 27 марта 2008 года, составленного старшим инспектором Государственной жилищной инспекции Краснодарского края Рыбальченко Ю.В., а также признании недействительным предписания N 000471 от 27.03.2008 г., составленного старшим инспектором Государственной жилищной инспекции Краснодарского края Рыбальченко Ю.В.
В порядке ст. 49 АПК РФ ТСЖ "Забота" отказалось от требования о признании недействительным акта Государственной жилищной инспекции Краснодарского края проведения планового (внепланового) мероприятия по государственному контролю от 27 марта 2008 года.
Решением суда от 02.06.2008 г. производство по делу в части требований о признании недействительным акта проверки прекращено. Предписание Государственной жилищной инспекции Краснодарского края N 000471 от 27.03.2008 г. признано недействительным.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое предписание противоречит ст. 421 ГК РФ и нарушает права заявителя на свободу договора.
Не согласившись с принятым решением, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что обязанность по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме возложена Жилищным кодексом РФ на товарищество собственников жилья, а также Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, поэтому ТСЖ "Забота" в целях осуществления своих функций по обеспечению надлежащего технического состояния общего имущества в многоквартирном доме должно было заключить со специализированными организациями договоры на техническое обслуживание и ремонт. Государственная жилищная инспекции является органом, управомоченным на выдачу предписания, а выводы суда о нарушении инспекцией ст. 421 ГК РФ являются ошибочными.
В части прекращения производства по требованию о признании недействительным акта проверки решение суда не обжаловано.
В отзыве на апелляционную жалобу ТСЖ "Забота" просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что решением общего собрания ТСЖ "Забота" общее имущество многоквартирного дома в виде внутридомовых газовых сетей, электрических сетей и вентиляционных каналов, в управление товариществу не передано. Собственниками жилья заключены прямые договоры с газоснабжающей и энергоснабжающей организациями, в соответствии с которыми ОАО "Славянскгоргаз" обслуживает и проводит ремонт всех систем газоснабжения.
В судебном заседании представители сторон поддержали изложенные выше доводы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит изменению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ТСЖ "Забота" создано собственниками квартир в многоквартирном жилом доме, расположенном по ул. Ковтюха 89 в г. Славянске-на-Кубани, в целях управления общим имуществом многоквартирного дома.
Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края проведена проверка деятельности ТСЖ "Забота", в ходе которой было установлено, что товарищество не заключило договор на обслуживание внутридомового газового оборудования, входящего в состав имущества многоквартирного дома, а также не провело проверку электрооборудования, вентиляционных каналов, чем нарушило требования пп. 5.5.6, 5.7.2, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170.
По результатам проверки, зафиксированным актом от 27.03.2008 г., в адрес ТСЖ "Забота" вынесено предписание от 27.03.2008 г. N 000474 о заключении в срок до 12.04.2008 г. договоров на обслуживание внутридомового газового оборудования, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, заключении договора на обследование дымоходов, вентиляционных каналов, заключении договора на проверку внутридомового электрооборудования.
Указанное предписание оспорено ТСЖ "Забота" в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о недействительности оспариваемого товариществом предписания ввиду его противоречия требованиям ст. 421 Гражданского кодекса РФ, закрепляющей принцип свободы договора.
Данный вывод признается судом апелляционной инстанции ошибочным ввиду следующего.
Согласно п. 5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 г. N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами. Органы государственной жилищной инспекции имеют право проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
Пунктом 2 данного Положения предусмотрено, что система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Краснодарского края, утвержденного постановлением Главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 г. N 861 инспекция является исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, осуществляющим функции по государственному контролю и надзору за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям.
Согласно п. 4.1, 4.2, 4.5 Положения о государственной жилищной инспекции Краснодарского края, инспекция имеет право в пределах своей компетенции в случаях, установленных законодательством, и в предусмотренном им порядке проводить контрольные проверки состояния жилищного фонда в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов собственникам, нанимателям, арендаторам, управляющим и жилищно-эксплуатационным организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам либо иным потребительским кооперативам.
В силу п. 1 ст. 7, ст. 9, 11 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.
Приведенные нормы закона и подзаконных актов свидетельствуют о наличии у Государственной жилищной инспекции Краснодарского края права на выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений.
В ходе проверки деятельности ТСЖ "Забота" 27.03.2008 г. жилищная инспекция установила нарушение товариществом требований нормативного правового акта - Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170, предписание Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 27.03.2008 г. N 000474 вынесено инспекцией как органом, обладающим властными полномочиями, и направлено на устранение выявленных нарушений. Поэтому положения статьи 421 ГК РФ, регулирующей гражданско-правовые отношения (основанные на равенстве и автономии их субъектов), к правоотношениям по настоящему делу (носящим публично-правовой характер) не применимы.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции установлено, что оспариваемое товариществом собственников жилья "Забота" предписание не соответствует требованиям действующего законодательства в части пунктов 2 и 3.
Так, названными выше пунктами предписания от 27.03.2008 г. на ТСЖ "Забота" возложена обязанность по заключению договоров на обследование дымоходов, вентиляционных каналов, проверку внутридомового электрооборудования. Пункт 1 предписания указывает товариществу на необходимость заключения договора на обслуживание внутридомового газового оборудования, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома. При этом инспекция указала на то, что товариществом нарушены положения пп. 5.5.6, 5.7.2, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 12 данных Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, товариществом собственников жилья.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно статье 138 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья обязано, в частности, обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений, не являющихся членами товарищества, обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества многоквартирном доме, обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, приведенные нормы свидетельствуют о том, что законом на товарищество собственников жилья как орган управления общим имуществом многоквартирного дома возлагаются определенные обязанности по содержанию соответствующего имущества и поддержанию его в надлежащем, безопасном для эксплуатации собственниками жилых помещений состоянии. Однако данные обязанности товарищество осуществляет как на основе договоров со специализированными организациями, так и самостоятельно.
В силу п. 5.5.6, 5.6.2 названных Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения, а также содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы и обеспечивать эксплуатацию внутридомового оборудования и внутридомовых электрических сетей питания.
Анализ указанных норм свидетельствует о том, что обязанность по заключению договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт внутренних устройств газоснабжения у товарищества собственников жилья имеется (поскольку она прямо закреплена п. 5.5.6 Правил). Вместе с тем, пункты 5.5.6, 5.6.2, 5.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда не содержат императивного требования о заключении договора на обследование дымоходов, вентиляционных каналов и заключении договора на проверку внутридомового электрооборудования, предусматривая обязанность ТСЖ лишь обеспечивать содержание и эксплуатацию указанного имущества в технически исправном состоянии. С учетом приведенных выше положений Жилищного кодекса РФ это означает, что товарищество собственников жилья может осуществлять данные действия самостоятельно (в частности, приняв соответствующего работника в штат товарищества), без заключения договора со специализированной организацией.
В силу п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, требования пунктов 2 и 3 предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 27.03.2008 г. N 000474 о заключении договоров на обследование дымоходов, вентиляционных каналов и проверку внутридомового электрооборудования противоречат положениям Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, в связи с чем подлежат признанию недействительными.
Требование же инспекции, изложенное в пункте 1 названного предписания и обязывающее ТСЖ "Забота" заключить со специализированными организациями договор на техническое обслуживание и ремонт внутренних устройств газоснабжения, соответствует пункту 5.5.6 названных Правил и направлено на устранение нарушений закона (правового акта) путем обязания выполнения его требований, в связи с чем в данной части требования товарищества подлежат оставлению без удовлетворения.
Ссылки ТСЖ "Забота" на то, что общим собранием жильцов многоквартирного дома товариществу не поручалось управление общим имуществом дома, состоящим из газовых, электрических сетей и вентиляционных каналов, а также на договоры, заключаемые собственниками жилых помещений с ОАО "Славянскгоргаз" (согласно которым последнее обязано, в том числе, проверять техническое состояние дымовых и вентиляционных каналов от газовых приборов), являются несостоятельными. Обслуживание только части имущества многоквартирного дома без решения вопроса об остальном общем имуществе противоречит п. 5 ст. 138 Жилищного кодекса Российской Федерации. Заключение же собственниками квартир договоров на поставку природного газа и отпуск электроэнергии не соответствует природе правоотношений в товариществе собственников жилья.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Краснодарского края от 02.06.2008 г. изменить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 27.03.2008 г. N 000471 в части пунктов 2 и 3 как не соответствующее Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170. В части требования о признании недействительным пункта 1 данного предписания отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Т.И.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.11.2008 N 15АП-4332/2008 ПО ДЕЛУ N А32-6963/2008-29/159
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2008 г. N 15АП-4332/2008
Дело N А32-6963/2008-29/159
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотухиной С.И.,
судей Смотровой Н.Н., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лыковой В.А.
при участии:
от Государственной жилищной инспекции Краснодарского края - представитель Андрейчикова Анастасия Олеговна - ведущий консультант отдела правового и информационного обеспечения по доверенности 27.10.2008 г N 75-3704/08-01-19,
от Товарищества собственников жилья "Забота"-председатель ТСЖ Красильникова Надежда Валерьевна,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 02.06.2008 г. по делу N А32-6963/2008-29/159
по заявлению Товарищества собственников жилья "Забота"
к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании недействительным предписания,
принятое в составе судьи Мицкевича С.Р.
установил:
Товарищество собственников жилья "Забота" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании недействительным акта проведения планового (внепланового) мероприятия по государственному контролю от 27 марта 2008 года, составленного старшим инспектором Государственной жилищной инспекции Краснодарского края Рыбальченко Ю.В., а также признании недействительным предписания N 000471 от 27.03.2008 г., составленного старшим инспектором Государственной жилищной инспекции Краснодарского края Рыбальченко Ю.В.
В порядке ст. 49 АПК РФ ТСЖ "Забота" отказалось от требования о признании недействительным акта Государственной жилищной инспекции Краснодарского края проведения планового (внепланового) мероприятия по государственному контролю от 27 марта 2008 года.
Решением суда от 02.06.2008 г. производство по делу в части требований о признании недействительным акта проверки прекращено. Предписание Государственной жилищной инспекции Краснодарского края N 000471 от 27.03.2008 г. признано недействительным.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое предписание противоречит ст. 421 ГК РФ и нарушает права заявителя на свободу договора.
Не согласившись с принятым решением, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что обязанность по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме возложена Жилищным кодексом РФ на товарищество собственников жилья, а также Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, поэтому ТСЖ "Забота" в целях осуществления своих функций по обеспечению надлежащего технического состояния общего имущества в многоквартирном доме должно было заключить со специализированными организациями договоры на техническое обслуживание и ремонт. Государственная жилищная инспекции является органом, управомоченным на выдачу предписания, а выводы суда о нарушении инспекцией ст. 421 ГК РФ являются ошибочными.
В части прекращения производства по требованию о признании недействительным акта проверки решение суда не обжаловано.
В отзыве на апелляционную жалобу ТСЖ "Забота" просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что решением общего собрания ТСЖ "Забота" общее имущество многоквартирного дома в виде внутридомовых газовых сетей, электрических сетей и вентиляционных каналов, в управление товариществу не передано. Собственниками жилья заключены прямые договоры с газоснабжающей и энергоснабжающей организациями, в соответствии с которыми ОАО "Славянскгоргаз" обслуживает и проводит ремонт всех систем газоснабжения.
В судебном заседании представители сторон поддержали изложенные выше доводы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит изменению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ТСЖ "Забота" создано собственниками квартир в многоквартирном жилом доме, расположенном по ул. Ковтюха 89 в г. Славянске-на-Кубани, в целях управления общим имуществом многоквартирного дома.
Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края проведена проверка деятельности ТСЖ "Забота", в ходе которой было установлено, что товарищество не заключило договор на обслуживание внутридомового газового оборудования, входящего в состав имущества многоквартирного дома, а также не провело проверку электрооборудования, вентиляционных каналов, чем нарушило требования пп. 5.5.6, 5.7.2, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170.
По результатам проверки, зафиксированным актом от 27.03.2008 г., в адрес ТСЖ "Забота" вынесено предписание от 27.03.2008 г. N 000474 о заключении в срок до 12.04.2008 г. договоров на обслуживание внутридомового газового оборудования, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, заключении договора на обследование дымоходов, вентиляционных каналов, заключении договора на проверку внутридомового электрооборудования.
Указанное предписание оспорено ТСЖ "Забота" в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о недействительности оспариваемого товариществом предписания ввиду его противоречия требованиям ст. 421 Гражданского кодекса РФ, закрепляющей принцип свободы договора.
Данный вывод признается судом апелляционной инстанции ошибочным ввиду следующего.
Согласно п. 5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 г. N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами. Органы государственной жилищной инспекции имеют право проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
Пунктом 2 данного Положения предусмотрено, что система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Краснодарского края, утвержденного постановлением Главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 г. N 861 инспекция является исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, осуществляющим функции по государственному контролю и надзору за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям.
Согласно п. 4.1, 4.2, 4.5 Положения о государственной жилищной инспекции Краснодарского края, инспекция имеет право в пределах своей компетенции в случаях, установленных законодательством, и в предусмотренном им порядке проводить контрольные проверки состояния жилищного фонда в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов собственникам, нанимателям, арендаторам, управляющим и жилищно-эксплуатационным организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам либо иным потребительским кооперативам.
В силу п. 1 ст. 7, ст. 9, 11 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.
Приведенные нормы закона и подзаконных актов свидетельствуют о наличии у Государственной жилищной инспекции Краснодарского края права на выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений.
В ходе проверки деятельности ТСЖ "Забота" 27.03.2008 г. жилищная инспекция установила нарушение товариществом требований нормативного правового акта - Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170, предписание Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 27.03.2008 г. N 000474 вынесено инспекцией как органом, обладающим властными полномочиями, и направлено на устранение выявленных нарушений. Поэтому положения статьи 421 ГК РФ, регулирующей гражданско-правовые отношения (основанные на равенстве и автономии их субъектов), к правоотношениям по настоящему делу (носящим публично-правовой характер) не применимы.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции установлено, что оспариваемое товариществом собственников жилья "Забота" предписание не соответствует требованиям действующего законодательства в части пунктов 2 и 3.
Так, названными выше пунктами предписания от 27.03.2008 г. на ТСЖ "Забота" возложена обязанность по заключению договоров на обследование дымоходов, вентиляционных каналов, проверку внутридомового электрооборудования. Пункт 1 предписания указывает товариществу на необходимость заключения договора на обслуживание внутридомового газового оборудования, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома. При этом инспекция указала на то, что товариществом нарушены положения пп. 5.5.6, 5.7.2, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 12 данных Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, товариществом собственников жилья.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно статье 138 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья обязано, в частности, обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений, не являющихся членами товарищества, обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества многоквартирном доме, обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, приведенные нормы свидетельствуют о том, что законом на товарищество собственников жилья как орган управления общим имуществом многоквартирного дома возлагаются определенные обязанности по содержанию соответствующего имущества и поддержанию его в надлежащем, безопасном для эксплуатации собственниками жилых помещений состоянии. Однако данные обязанности товарищество осуществляет как на основе договоров со специализированными организациями, так и самостоятельно.
В силу п. 5.5.6, 5.6.2 названных Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения, а также содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы и обеспечивать эксплуатацию внутридомового оборудования и внутридомовых электрических сетей питания.
Анализ указанных норм свидетельствует о том, что обязанность по заключению договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт внутренних устройств газоснабжения у товарищества собственников жилья имеется (поскольку она прямо закреплена п. 5.5.6 Правил). Вместе с тем, пункты 5.5.6, 5.6.2, 5.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда не содержат императивного требования о заключении договора на обследование дымоходов, вентиляционных каналов и заключении договора на проверку внутридомового электрооборудования, предусматривая обязанность ТСЖ лишь обеспечивать содержание и эксплуатацию указанного имущества в технически исправном состоянии. С учетом приведенных выше положений Жилищного кодекса РФ это означает, что товарищество собственников жилья может осуществлять данные действия самостоятельно (в частности, приняв соответствующего работника в штат товарищества), без заключения договора со специализированной организацией.
В силу п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, требования пунктов 2 и 3 предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 27.03.2008 г. N 000474 о заключении договоров на обследование дымоходов, вентиляционных каналов и проверку внутридомового электрооборудования противоречат положениям Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, в связи с чем подлежат признанию недействительными.
Требование же инспекции, изложенное в пункте 1 названного предписания и обязывающее ТСЖ "Забота" заключить со специализированными организациями договор на техническое обслуживание и ремонт внутренних устройств газоснабжения, соответствует пункту 5.5.6 названных Правил и направлено на устранение нарушений закона (правового акта) путем обязания выполнения его требований, в связи с чем в данной части требования товарищества подлежат оставлению без удовлетворения.
Ссылки ТСЖ "Забота" на то, что общим собранием жильцов многоквартирного дома товариществу не поручалось управление общим имуществом дома, состоящим из газовых, электрических сетей и вентиляционных каналов, а также на договоры, заключаемые собственниками жилых помещений с ОАО "Славянскгоргаз" (согласно которым последнее обязано, в том числе, проверять техническое состояние дымовых и вентиляционных каналов от газовых приборов), являются несостоятельными. Обслуживание только части имущества многоквартирного дома без решения вопроса об остальном общем имуществе противоречит п. 5 ст. 138 Жилищного кодекса Российской Федерации. Заключение же собственниками квартир договоров на поставку природного газа и отпуск электроэнергии не соответствует природе правоотношений в товариществе собственников жилья.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Краснодарского края от 02.06.2008 г. изменить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 27.03.2008 г. N 000471 в части пунктов 2 и 3 как не соответствующее Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170. В части требования о признании недействительным пункта 1 данного предписания отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Т.И.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)