Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 29.01.2013

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 января 2013 года


Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Задорневой Н.П.,
судей: Киселева Г.В., Турлаева В.Н.,
с участием секретаря судебного заседания Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Товарищества собственников жилья "Центр" на решение Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 31 октября 2012 года
по иску прокурора г. Лермонтова в интересах неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья "Центр" г. Лермонтова (далее - ТСЖ "Центр") об обязании устранить нарушения требований жилищного законодательства и законодательства о порядке раскрытия информации управляющими организациями,
заслушав доклад судьи Киселева Г.В.,
установила:

07 сентября 2012 г. прокурор г. Лермонтова в интересах неопределенного круга лиц обратился Лермонтовский городской суд с иском к ТСЖ "Центр" г. Лермонтова об обязании устранить нарушения требований жилищного законодательства и законодательства о порядке раскрытия информации управляющими организациями, указав, что прокуратурой г. Лермонтова проведена проверка соблюдений требований жилищного законодательства и законодательства о порядке раскрытия информации управляющими организациями на территории г. Лермонтова, и установлено, что требования жилищного законодательства и законодательства о порядке раскрытия информации управляющей организацией ТСЖ "Центр" ул. *** не соблюдаются. Приведя положения ч. 2.2 ст. 161, ч. 10 ст. 161 ЖК РФ, сославшись на Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731 "Об утверждении Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" и положения Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, указал, что официальным сайтом в сети Интернет органа местного самоуправления г. Лермонтова является сайт с электронным адресом (www.lermsk.ru) Вместе с тем, в нарушении п. 2 Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731, п. п. 3, 5 (1) Стандарта раскрытия информации, ТСЖ "Центр", информацию о своей деятельности в сфере управления многоквартирным домом, на официальном сайте в сети Интернет, определенным органом исполнительной власти - Администрацией г. Лермонтова, не размещал. В результате неисполнения ТСЖ "Центр" требований Стандарта раскрытия информации нарушены права граждан-потребителей жилищно-коммунальных услуг на получение достоверной информации об управлении многоквартирным домом, о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и условиях их представления, о стоимости данных работ и услуг, ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг. Таким образом, ТСЖ "Центр" нарушаются требования жилищного законодательства и законодательства о порядке раскрытия информации управляющими организациями. Указанные нарушения законодательства затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просил суд обязать ТСЖ "Центр" раскрыть информацию о деятельности ТСЖ "Центр" в сфере управления многоквартирным домом, по средствам размещения информации на официальном сайте Администрации г. Лермонтова (www.lermsk.ru) в сети Интернет и информационных стендах ТСЖ "Центр", в соответствии с п. п. 3, 5 (1) Стандарта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами"; в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий в 30 дней (л.д. 5 - 8).
03 октября 2012 года прокурор г. Лермонтова в интересах неопределенного круга лиц уточнил исковые требования, просил: обязать ТСЖ "Центр" раскрыть информацию о деятельности ТСЖ "Центр" в сфере управления многоквартирным домом, в соответствии с п. п. 3, 5 (1) Стандарта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731 "Об утверждении Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами"; в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий в 30 дней (л.д. 38 - 41).
10 октября 2012 года прокурор г. Лермонтова в интересах неопределенного круга лиц уточнил исковые требования, просил: обязать ТСЖ "Центр" раскрыть информацию о деятельности ТСЖ "Центр" в сфере управления многоквартирным домом, в соответствии с п. п. 3, 5 (1) Стандарта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", а именно: обязать раскрыть на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (www.minregion.ru), а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества: сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (www.stvgkh.ru); сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность (www.lermsk.ru), следующую информацию: 1) общую информацию об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; 2) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; 3) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 4) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 5) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 6) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы. Просил в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий в 30 дней (л.д. 53 - 57).
Обжалуемым решением Лермонтовского городского суда от 31 октября 2012 года исковые требования прокурора г. Лермонтова в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены. ТСЖ "Центр" г. Лермонтова обязано в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения требований законодательства о порядке раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, раскрыть информацию о деятельности ТСЖ "Центр" г. Лермонтова в сфере управления многоквартирным домом N *** по ул. ***, в соответствие с п. п. 3, 5 (1) Стандарта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731 "Об утверждении Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", а именно: обязано раскрыть на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (www.minregion.ru), а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества: сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (www.stvgkh.ru); сайте органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность (www.lermsk.ru), следующую информацию: общую информацию об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы. С ТСЖ "Центр" г. Лермонтова в бюджет муниципального образования г. Лермонтов взыскана государственная пошлина в размере *** рублей (л.д. 116 - 126).
В апелляционной жалобе ТСЖ "Центр" просит решение суда отменить, указав, что прокурор г. Лермонтова не имел полномочий на подписание или предъявление иска. Прокурор не доказал, что ТСЖ "Центр" нарушило права граждан-потребителей жилищно-коммунальных услуг. Формы, по которым ТСЖ "Центр" могло было бы разместить требуемую информацию в сети Интернет, по настоящее время не разработаны и не утверждены. ТСЖ "Центр" с момента вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2012 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" в законном порядке исполняет раскрытие информации путем размещения информации на стендах расположенных в многоквартирном доме N *** по ул. ***, соответственно не нарушает законные права и интересы граждан-потребителей жилищно-коммунальных услуг на получение достоверной информации о Товариществе. Решение на данный момент является неисполнимым (л.д. 130 - 133).
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей ТСЖ "Центр" З. и Д., действующих на основании доверенностей, поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Ледовской Н.В., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда нет.
Как следует из апелляционной жалобы ТСЖ "Центр", основанием к отмене решения суда является то, что прокурор г. Лермонтова не имел полномочий на подписание или предъявление иска.
Указанный довод судебная коллегия считает несостоятельным по следующим основаниям.
Как следует из положений п. 4 ст. 27. п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Из положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно положений ч. 3 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов.
Прокурором г. Лермонтова заявлены требования об исполнении ТСЖ "Центр" предусмотренной ч. 10 ст. 161 ЖК РФ обязанности и указано правовое обоснование указанных требований со ссылкой конкретное нарушение прав неопределенного круга лиц в связи с отсутствием доступа к информации.
Из положений ч. 10 ст. 161 ЖК РФ следует, что управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в ч. 2 ст. 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с положениями, изложенными в Стандарте раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительством Российской Федерации N 731 от 23 сентября 2010 года, управляющая организация обеспечивает доступ неограниченного круга лиц к информации, касающейся общей информации об управляющей организации, основных показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядка и условий оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Под раскрытием информации в данном документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что заявленные прокурором г. Лермонтова требования обеспечивают защиту прав и свобод неограниченного круга лиц, имеющих право на доступ к информации (независимо от цели ее получения), а не только жителей и собственников многоквартирного дома.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части являются несостоятельными.
Не могут служить основанием к отмене решения суда и доводы апелляционной жалобы о том, что формы, по которым ТСЖ "Центр" могло было бы разместить требуемую информацию в сети Интернет, по настоящее время не разработаны, и не утверждены; решение на данный момент является неисполнимым.
Согласно абз. 2 п. 2 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительством Российской Федерации N 731 от 23 сентября 2010 года (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 459, от 06 февраля 2012 года N 94, от 21 августа 2012 года N 845), под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Из положений п. 5 (1) Стандарта раскрытия информации следует, что товариществами и кооперативами информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива: сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность; б) размещения информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме; в) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности - также в электронном виде.
Суд первой инстанции, установив факт неисполнения ТСЖ "Центр" требований Стандарта раскрытия информации, выразившееся в раскрытии информации о своей деятельности не в полном объеме и не всеми возможными способами, что подтверждается материалами дела не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании, обоснованно возложил на ТСЖ "Центр" обязанность в полном объеме раскрыть информацию о своей деятельности путем опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (www.minregion.ru), а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества: сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (www.stvgkh.ru); сайте органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность (www.lermsk.ru).
По мнению судебной коллегии, раскрытие информации о деятельности ответчик должен был произвести всеми указанными в пунктах 1 - 3, 5 (1) Стандарта раскрытия информации способами, поскольку только таким образом максимально возможному количеству заинтересованных лиц гарантируется возможность нахождения и получения интересующей их информации о деятельности ТСЖ "Центр". Размещения ответчиком информации на стендах расположенных в многоквартирном доме N *** по ул. *** недостаточно, поскольку таким образом лица, по каким-либо причинам лишенные возможности личного обращения по указанному адресу, иным образом такую информацию получить не смогут.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Лермонтовского городского суда от 31 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСЖ "Центр" без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)