Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Лавриненкова И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Мелешко Н.В.,
судей Вашкиной Л.И., Кутыева О.О.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании 1 июля 2013 г. дело N 2-337/13 по апелляционной жалобе Г. на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 марта 2013 г. по иску Г. к ООО о признании действий по увеличению платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме незаконными, обязании провести собрание собственников помещений для принятия решения об установлении размера платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Заслушав доклад судьи Мелешко Н.В., объяснения представителя Г. - З., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Г. обратился в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ООО, указав, что является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение N <...> в доме <адрес>. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО Санкт-Петербурга. В сентябре 2011 г. истцом были получены дополнительные соглашения к договорам, согласно которым стоимость содержания общего имущества многоквартирного дома с <дата> увеличилась на 15,4%, стоимость текущего ремонта общего имущества увеличилась на 2,4%, стоимость содержания и текущего ремонта систем газоснабжения увеличилась на 20%, стоимость технического обслуживания и ремонта лифтов увеличилась на 5,5%. Кроме того, появились дополнительные платежи, которые ранее отсутствовали. Истец полагал, что действия ответчика по повышению размера платы за содержание общего имущества помещений многоквартирного дома являются необоснованными в силу закона, поскольку ответчик, как управляющая организация, для решения подобных вопросов, связанных с формированием платы за содержание и ремонт помещений и ее размеров, должен исходить из решений, принятых собственниками в соответствии с действующим законодательством. Между тем, общее собрание собственников помещений дома <адрес> ответчиком не созывалось, в связи с чем, ответчик не вправе требовать увеличения размера платы за содержание и ремонт помещений.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 марта 2013 г. в удовлетворении исковых требований Г. отказано.
Г. в апелляционной жалобе просит отменить решение суда от 12 марта 2013 г., вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Представитель ООО на рассмотрение дела не явился, о его слушании извещен надлежащим образом, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав мнения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Г. является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение N <...> в доме <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права серии N <...> от <дата> (л.д. 9)
В силу ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Управление многоквартирным домом <адрес> осуществляет ООО, являющееся правопреемником прав и обязанностей ОАО. <дата> ОАО Санкт-Петербурга заключило с Г. договор о долевом участии в содержании и ремонте мест общего пользования жилого (нежилого) фонда в многоквартирном доме N <...>.
В соответствии с указанным договором управляющая организация взяла на себя обязанность обеспечить предоставление услуг по содержанию мест общего пользования жилого дома, в котором расположено нежилое помещение, занимаемое владельцем (истцом), оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В приложении к указанному договору приводится перечень услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома <адрес> и размер платы (л.д. 12).
Согласно п. 5.3 договора в случае изменения нормативных правовых актов Российской Федерации или Санкт-Петербурга, регулирующих исчисление размера участия владельца нежилого помещения в содержании и ремонте мест общего пользования жилищного фонда, управляющая организация вправе изменить платеж по договору в бесспорном и одностороннем порядке. Новая плата по договору устанавливается с момента получения владельцем уведомления о внесении соответствующих изменений в договор (л.д. 11).
Истцом получены дополнительные соглашения от <дата> и <дата> об увеличении платы с даты их составления (л.д. 13 - 16).
Учитывая, что истец оспаривает увеличение размера платы с <дата>, в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ оснований для проверки обоснованности увеличения платы на основании соглашения от <дата> у суда первой инстанции не было.
Согласно приложению к дополнительному соглашению от <дата> об увеличении платы с <дата> увеличивается плата на управление многоквартирным домом (ставка 1,18 руб./кв. м), на содержание общего имущества многоквартирного дома (ставка 4,12 руб./кв. м), на текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома (ставка 5,08 руб./кв. м), содержание придомовой территории (ставка 1,29 руб./кв. м), содержание и текущий ремонт систем газоснабжения (ставка 0,48 руб./кв. м), техническое обслуживание и ремонт лифтов (ставка 1,93 руб./кв. м), капитальный ремонт (с <дата> по <дата>; ставка 1,46 руб./кв. м), эксплуатацию общедомового водосчетчика (ставка 0,09 руб./кв. м), эксплуатацию общедомового эл/счетчика (ставка 0,11 руб./кв. м) (л.д. 14).
На основании информационного письма Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 29 июля 2011 г. N 01-22-2151/11-0-0 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 1 августа 2011 г." плата за управление многоквартирным домом составляет 1,18 руб./кв. м общей площади жилого помещения в месяц, которая выделена в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения на основании статьи 154 ЖК РФ; содержание общего имущества в многоквартирных домах - 8,46 руб./кв. м общей площади жилого помещения в месяц; текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах - 5,08 руб./м общей площади жилого помещения в месяц; содержание и текущий ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения - 0,48 руб./кв. м общей площади жилого помещения в месяц (в домах, оборудованных системами газоснабжения); эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов, в т.ч. по видам ресурсов: электрическая энергия - 0,11 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц, тепловая энергия и горячее водоснабжение - 0,61 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц, холодное водоснабжение - 0,09 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц, природный газ - 0,12 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц; содержание и ремонт лифтов (в соответствии с пунктом 7 Правил) - размер платы для населения определяется исходя из фактической стоимости технического обслуживания лифтов в каждом доме. Базовая стоимость комплексного технического обслуживания 1 лифта на 9 этажей составляет 3322,49 руб. в месяц.
В силу ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Учитывая, что стороны в договоре о долевом участии в содержании и ремонте мест общего пользования жилого (нежилого) фонда в многоквартирном доме от <дата> определили порядок изменения платы и поставили его в зависимость от изменения тарифов, устанавливаемых законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга в отношении жилых помещений, то для определения платы за содержание жилого дома решение общего собрания собственников не требуется. Поскольку увеличение платы за содержание общего имущества дома произведено в соответствии с тарифами, установленными Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга с <дата>, и их не превышает, в связи с чем, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части за исключением платы за капитальный ремонт является обоснованным.
На основании ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В силу п. 21 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Согласно п. 37 вышеуказанного Постановления Правительства РФ при принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ принятие решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 1 этого Закона ежегодно из бюджета Санкт-Петербурга выделяются средства в форме, в том числе субсидий на проведение всех видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии со ст. 165 Жилищного кодекса РФ Российской Федерации.
В целях реализации данного Закона разработано Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при формировании и утверждении адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а также включении многоквартирных домов в адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденное Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2009 г. N 13.
Согласно п. 6.1.3 указанного Положения администрации районов Санкт-Петербурга инициируют проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, в которых расположены помещения, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, включенных в проекты адресных программ, финансируемых с использованием субсидий, в целях принятия следующих решений, связанных с проведением капитального ремонта указанных многоквартирных домов:
- - о проведении капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе утверждении видов, объемов и сроков проведения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома;
- - об утверждении сметы расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе по видам работ (для многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющих организаций);
- - об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе об определении размера платы для каждого собственника помещения соразмерно его доле в праве общей собственности на общее имущество в таком многоквартирном доме с учетом объемов работ, стоимости материалов, порядка финансирования, сроков проведения работ по капитальному ремонту (для многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющих организаций).
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что право самостоятельно принимать решение о необходимости проведения ремонта общего имущества в доме, определять необходимые виды работ, их объем и стоимость, а также степень финансового участия конкретных собственников в проведении таких работ предоставлено собственникам помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, поскольку решение собственников многоквартирного дома о проведении капитального ремонта и его стоимости не принималось, судебная коллегия считает включение платы за капитальный ремонт с <дата> по <дата> незаконным.
В силу ст. 45 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
Таким образом, обязанность по проведению общего собрания собственников законом возложена на собственников помещений многоквартирного дома, а не на управляющую организацию, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований об обязании ООО провести общее собрание собственников для принятия решения об установлении размера платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 марта 2013 г. в части отказа в признании действий по увеличению платы за капитальный ремонт с 1 августа 2011 г. незаконным отменить. Принять по делу новое решение.
Признать действия ООО по увеличению платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме <адрес> в виде установления Г. платежа за капитальный ремонт незаконными.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 01.07.2013 N 33-8694/2013
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июля 2013 г. N 33-8694/2013
Судья: Лавриненкова И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Мелешко Н.В.,
судей Вашкиной Л.И., Кутыева О.О.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании 1 июля 2013 г. дело N 2-337/13 по апелляционной жалобе Г. на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 марта 2013 г. по иску Г. к ООО о признании действий по увеличению платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме незаконными, обязании провести собрание собственников помещений для принятия решения об установлении размера платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Заслушав доклад судьи Мелешко Н.В., объяснения представителя Г. - З., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Г. обратился в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ООО, указав, что является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение N <...> в доме <адрес>. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО Санкт-Петербурга. В сентябре 2011 г. истцом были получены дополнительные соглашения к договорам, согласно которым стоимость содержания общего имущества многоквартирного дома с <дата> увеличилась на 15,4%, стоимость текущего ремонта общего имущества увеличилась на 2,4%, стоимость содержания и текущего ремонта систем газоснабжения увеличилась на 20%, стоимость технического обслуживания и ремонта лифтов увеличилась на 5,5%. Кроме того, появились дополнительные платежи, которые ранее отсутствовали. Истец полагал, что действия ответчика по повышению размера платы за содержание общего имущества помещений многоквартирного дома являются необоснованными в силу закона, поскольку ответчик, как управляющая организация, для решения подобных вопросов, связанных с формированием платы за содержание и ремонт помещений и ее размеров, должен исходить из решений, принятых собственниками в соответствии с действующим законодательством. Между тем, общее собрание собственников помещений дома <адрес> ответчиком не созывалось, в связи с чем, ответчик не вправе требовать увеличения размера платы за содержание и ремонт помещений.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 марта 2013 г. в удовлетворении исковых требований Г. отказано.
Г. в апелляционной жалобе просит отменить решение суда от 12 марта 2013 г., вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Представитель ООО на рассмотрение дела не явился, о его слушании извещен надлежащим образом, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав мнения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Г. является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение N <...> в доме <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права серии N <...> от <дата> (л.д. 9)
В силу ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Управление многоквартирным домом <адрес> осуществляет ООО, являющееся правопреемником прав и обязанностей ОАО. <дата> ОАО Санкт-Петербурга заключило с Г. договор о долевом участии в содержании и ремонте мест общего пользования жилого (нежилого) фонда в многоквартирном доме N <...>.
В соответствии с указанным договором управляющая организация взяла на себя обязанность обеспечить предоставление услуг по содержанию мест общего пользования жилого дома, в котором расположено нежилое помещение, занимаемое владельцем (истцом), оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В приложении к указанному договору приводится перечень услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома <адрес> и размер платы (л.д. 12).
Согласно п. 5.3 договора в случае изменения нормативных правовых актов Российской Федерации или Санкт-Петербурга, регулирующих исчисление размера участия владельца нежилого помещения в содержании и ремонте мест общего пользования жилищного фонда, управляющая организация вправе изменить платеж по договору в бесспорном и одностороннем порядке. Новая плата по договору устанавливается с момента получения владельцем уведомления о внесении соответствующих изменений в договор (л.д. 11).
Истцом получены дополнительные соглашения от <дата> и <дата> об увеличении платы с даты их составления (л.д. 13 - 16).
Учитывая, что истец оспаривает увеличение размера платы с <дата>, в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ оснований для проверки обоснованности увеличения платы на основании соглашения от <дата> у суда первой инстанции не было.
Согласно приложению к дополнительному соглашению от <дата> об увеличении платы с <дата> увеличивается плата на управление многоквартирным домом (ставка 1,18 руб./кв. м), на содержание общего имущества многоквартирного дома (ставка 4,12 руб./кв. м), на текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома (ставка 5,08 руб./кв. м), содержание придомовой территории (ставка 1,29 руб./кв. м), содержание и текущий ремонт систем газоснабжения (ставка 0,48 руб./кв. м), техническое обслуживание и ремонт лифтов (ставка 1,93 руб./кв. м), капитальный ремонт (с <дата> по <дата>; ставка 1,46 руб./кв. м), эксплуатацию общедомового водосчетчика (ставка 0,09 руб./кв. м), эксплуатацию общедомового эл/счетчика (ставка 0,11 руб./кв. м) (л.д. 14).
На основании информационного письма Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 29 июля 2011 г. N 01-22-2151/11-0-0 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 1 августа 2011 г." плата за управление многоквартирным домом составляет 1,18 руб./кв. м общей площади жилого помещения в месяц, которая выделена в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения на основании статьи 154 ЖК РФ; содержание общего имущества в многоквартирных домах - 8,46 руб./кв. м общей площади жилого помещения в месяц; текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах - 5,08 руб./м общей площади жилого помещения в месяц; содержание и текущий ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения - 0,48 руб./кв. м общей площади жилого помещения в месяц (в домах, оборудованных системами газоснабжения); эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов, в т.ч. по видам ресурсов: электрическая энергия - 0,11 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц, тепловая энергия и горячее водоснабжение - 0,61 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц, холодное водоснабжение - 0,09 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц, природный газ - 0,12 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц; содержание и ремонт лифтов (в соответствии с пунктом 7 Правил) - размер платы для населения определяется исходя из фактической стоимости технического обслуживания лифтов в каждом доме. Базовая стоимость комплексного технического обслуживания 1 лифта на 9 этажей составляет 3322,49 руб. в месяц.
В силу ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Учитывая, что стороны в договоре о долевом участии в содержании и ремонте мест общего пользования жилого (нежилого) фонда в многоквартирном доме от <дата> определили порядок изменения платы и поставили его в зависимость от изменения тарифов, устанавливаемых законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга в отношении жилых помещений, то для определения платы за содержание жилого дома решение общего собрания собственников не требуется. Поскольку увеличение платы за содержание общего имущества дома произведено в соответствии с тарифами, установленными Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга с <дата>, и их не превышает, в связи с чем, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части за исключением платы за капитальный ремонт является обоснованным.
На основании ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В силу п. 21 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Согласно п. 37 вышеуказанного Постановления Правительства РФ при принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ принятие решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 1 этого Закона ежегодно из бюджета Санкт-Петербурга выделяются средства в форме, в том числе субсидий на проведение всех видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии со ст. 165 Жилищного кодекса РФ Российской Федерации.
В целях реализации данного Закона разработано Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при формировании и утверждении адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а также включении многоквартирных домов в адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденное Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2009 г. N 13.
Согласно п. 6.1.3 указанного Положения администрации районов Санкт-Петербурга инициируют проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, в которых расположены помещения, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, включенных в проекты адресных программ, финансируемых с использованием субсидий, в целях принятия следующих решений, связанных с проведением капитального ремонта указанных многоквартирных домов:
- - о проведении капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе утверждении видов, объемов и сроков проведения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома;
- - об утверждении сметы расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе по видам работ (для многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющих организаций);
- - об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе об определении размера платы для каждого собственника помещения соразмерно его доле в праве общей собственности на общее имущество в таком многоквартирном доме с учетом объемов работ, стоимости материалов, порядка финансирования, сроков проведения работ по капитальному ремонту (для многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющих организаций).
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что право самостоятельно принимать решение о необходимости проведения ремонта общего имущества в доме, определять необходимые виды работ, их объем и стоимость, а также степень финансового участия конкретных собственников в проведении таких работ предоставлено собственникам помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, поскольку решение собственников многоквартирного дома о проведении капитального ремонта и его стоимости не принималось, судебная коллегия считает включение платы за капитальный ремонт с <дата> по <дата> незаконным.
В силу ст. 45 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
Таким образом, обязанность по проведению общего собрания собственников законом возложена на собственников помещений многоквартирного дома, а не на управляющую организацию, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований об обязании ООО провести общее собрание собственников для принятия решения об установлении размера платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 марта 2013 г. в части отказа в признании действий по увеличению платы за капитальный ремонт с 1 августа 2011 г. незаконным отменить. Принять по делу новое решение.
Признать действия ООО по увеличению платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме <адрес> в виде установления Г. платежа за капитальный ремонт незаконными.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)