Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Фокиной Е.А., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Черняк Е.В.
при участии:
- от заявителя: не явились - извещены(уведомление N 27104);
- от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 27105);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21715/2012) ООО "Управляющая компания "Иван" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.09.2012 по делу N А21-6702/2012 (судья Мялкина А.В.), принятое
по заявлению ООО "Управляющая компания "Иван"
к Государственной жилищной инспекции Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ООО "Управляющая компания "Иван" (238750, Калининградская обл., ул. Жуковского, д. 1, ОГРН 1083911000690, далее - ООО "УК "Иван", общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Калининградской области (236040, г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 4, далее - ГЖИ, административный орган) от 27.06.2012 N 141 о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований ООО "Управляющая компания "Иван" отказано, в связи с правомерным привлечением общества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судом не дана объективная оценка тем обстоятельствам, что устранение выявленных недостатков невозможно без осуществления капитального ремонта многоквартирного дома, находящегося в аварийном состоянии. Поскольку принятие решения о выполнении работ по капитальному ремонту относится к компетенции общего собрания собственников жилых помещений, то именно бездействие собственников явилось причиной невозможности своевременного устранения выявленных проверкой недостатков.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, старшим государственным инспектором ГЖИ Калининградской области на основании приказа N 1017 от 30.05.2012 в ходе осуществления внеплановой выездной проверки проведено техническое обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Советск, улица Талаха, дом 17. Основанием для такой проверки послужило обращение жильца данного дома о ненадлежащем его содержании и ремонте.
По результатам обследования 13.06.2012 составлен акт N 140 БТМ, в котором зафиксировано, что по адресу: город Советск, улица Талаха, дом 17:
- - на главном фасаде выполнен капитальный ремонт, но боковые и дворовый фасады длительное время не ремонтировались (на дворовом фасаде наблюдается отслоение штукатурного слоя от стен и цоколя);
- - отмостка со стороны дворовой части отсутствует;
- - в оконных блоках на лестничной клетке отсутствует остекление;
- - на стенах лестничной клетки практически отсутствует побелка и покраска;
- - деревянные ступени на лестничной клетке сильно истерты, имеют повреждения;
- - частично отсутствует ограждение лестниц, а поручни деревянные имеют трещины, неровную поверхность; деревянная лестница в подвальное помещение в аварийном состоянии;
- - подвальное помещение захламлено бытовым мусором;
- - канализационная труба в месте протечки заделана хомутом из рубероида;
- - дымовые трубы, выполненные из красного кирпича в полуразрушенном состоянии, штукатурка отсутствует.
Усмотрев в бездействии общества, нарушение пунктов 3.2.2, 3.2.9, 3.4.1, 4.2.3.1, 4.7.1, 4.8.1, 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), и пунктов 10 - 14 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания), руководителем ГЖИ Калининградской области в отношении ООО "УК "Иван" составлен протокол от 14.06.2012 N 119 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
По материалам административного дела вынесено постановление от 27.06.2012 N 141 о привлечении ООО "УК "Иван" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
ООО "УК "Иван" с указанным постановлением административного органа не согласилось по тем основаниям, что общество привлечено к административной ответственности без учета его вины в совершении правонарушения, поскольку все вопросы по содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе и связанные с затратами не ремонт общего имущества или обеспечения его надлежащей эксплуатации, вправе решать только собственники помещений в многоквартирном доме; на настоящий момент обязанность по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома собственниками не исполнена. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, дал объективную оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Правила содержания общедомового имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила).
Пункт 10 Правил, гласит о том, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии обеспечивающей: безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктом 11 Правил определено содержание общего имущества в зависимости от состава конструктивных особенностей, степени физического износа и текущего состояния общего имущества включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающей своевременное выявление несоответствие общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержанию общего имущества.
Согласно пункту 13 Правил, осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
В соответствии с требованиями пункта 14 Правил, результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах, необходимых для устранения выявленных дефектов.
В обоснование необходимости производства капитального ремонта, в том числе неотложных мер по устранению выявленных недостатков, многоквартирного дома общество соответствующий акт осмотра не представило.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила эксплуатации), которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.
Пунктом 1.8 указанных Правил установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, их осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонты.
Согласно абзацу 1 раздела II Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Согласно пункту 3.2.2 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках.
Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа (пунктом 3.2.9 указанных Правил).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья; защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак (пункт 3.4.1)
Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (пункт 4.2.3.1).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; периодическую очистку светопрозрачных заполнений (пункт 4.7.1).
Неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения (пункт 4.8.1)
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна: содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; обеспечить герметичность и плотность дымоходов, исправное состояние и расположение оголовка относительно крыши и близко расположенных сооружений и деревьев без зоны ветрового подпора; обеспечить исправное состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов и отсутствие деревьев, создающих зону ветрового подпора (пункт 5.5.6).
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как видно из материалов дела и установлено судом, при обследовании многоквартирного жилого здания административным органом выявлено нарушение пункта 3.2.9 Правил N 170 - на лестничной клетке длительное время не проводился текущий ремонт (на стенах отсутствует побелка и покраска); пункта 4.3.1 - подвальное помещение захламлено бытовым мусором; 4.2.3.1 - наблюдается разрушение штукатурного слоя на дворовом фасаде и цоколе, 4.7.1 - в оконных блоках на лестничной клетке отсутствует остекление, фурнитура; 4.8.1 - деревянные ступени на лестничной клетке сильно истерты, имеют повреждения, (частично отсутствует ограждение лестниц, поручни деревянные имеют трещины, неровную поверхность), деревянная лестница в подвальное помещение в аварийном состоянии; пункта 5.6.6 дымовые трубы, выполненные из красного кирпича в полуразрушенном состоянии, штукатурка отсутствует.
Вышеуказанные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В данном случае судом первой инстанции установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрали управление управляющей организацией. Такой организацией в силу договора управления многоквартирным домом от 25.12.2008 является ООО "УК "Иван". Свою обязанность содержать жилой фонд в надлежащем состоянии общество не оспаривает.
Таким образом, правомерным является вывод суда о том, что именно на общество возложена обязанность по надлежащему содержанию фасада, кровли и канализационных колодцев обследуемого многоквартирного дома.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом Правил и норм технической эксплуатации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Апелляционный суд не принимает доводы общества о том, что осуществление текущего ремонта невозможно без соответствующего решения собственников жилых помещений, разработки плана текущего ремонта и внесения изменений в договор управления.
В соответствии со статьей 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, дается разъяснение, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Таким образом, проведение общего собрания собственников многоквартирного дома для выполнения ремонтных работ не требуется, поскольку их выполнение предполагается договором управления многоквартирным домом. Доказательств, свидетельствующих о необходимости проведения в данном случае ремонтных работ капитального характера, требующих дополнительного финансирования собственниками помещений, в материалы дела не представлено.
С учетом вышеизложенного, административным органом доказан факт правонарушения и вина общества в его совершении. Процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях апелляционным судом не установлено.
Проверка в отношении ООО "УК "ИВАН" была проведена в соответствии с приказом руководителя ГЖИ Калининградской области о проведении внеплановой выездной проверки от 30.05.2012 года N 1017. Штампом ООО "УК "ИВАН" на вышеуказанном приказе (за входящим N 823 от 01.06.2012) подтверждается надлежащее извещение общество о ее начале.
О дате, времени и месте составления административного протокола ООО "УК "ИВАН" было извещено путем вручения уведомления о времени и месте его составления от 13.06.2012 представителю общества Голубеву А.В., действующему по доверенности от 31.01.212 (в уведомлении имеется его запись о получении уведомления).
О дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении ООО "УК "ИВАН" о извещалось посредством вручения определения о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Данное определение было вручено 14.06.2012 года лично представителю общества Назарову А.А., действующему по доверенности от 30.01.2012.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им объективную оценку, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 12 сентября 2012 года по делу N А21-6702/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "Иван" без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
Е.А.ФОКИНА
Л.А.ШУЛЬГА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.01.2013 ПО ДЕЛУ N А21-6702/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2013 г. по делу N А21-6702/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Фокиной Е.А., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Черняк Е.В.
при участии:
- от заявителя: не явились - извещены(уведомление N 27104);
- от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 27105);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21715/2012) ООО "Управляющая компания "Иван" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.09.2012 по делу N А21-6702/2012 (судья Мялкина А.В.), принятое
по заявлению ООО "Управляющая компания "Иван"
к Государственной жилищной инспекции Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ООО "Управляющая компания "Иван" (238750, Калининградская обл., ул. Жуковского, д. 1, ОГРН 1083911000690, далее - ООО "УК "Иван", общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Калининградской области (236040, г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 4, далее - ГЖИ, административный орган) от 27.06.2012 N 141 о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований ООО "Управляющая компания "Иван" отказано, в связи с правомерным привлечением общества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судом не дана объективная оценка тем обстоятельствам, что устранение выявленных недостатков невозможно без осуществления капитального ремонта многоквартирного дома, находящегося в аварийном состоянии. Поскольку принятие решения о выполнении работ по капитальному ремонту относится к компетенции общего собрания собственников жилых помещений, то именно бездействие собственников явилось причиной невозможности своевременного устранения выявленных проверкой недостатков.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, старшим государственным инспектором ГЖИ Калининградской области на основании приказа N 1017 от 30.05.2012 в ходе осуществления внеплановой выездной проверки проведено техническое обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Советск, улица Талаха, дом 17. Основанием для такой проверки послужило обращение жильца данного дома о ненадлежащем его содержании и ремонте.
По результатам обследования 13.06.2012 составлен акт N 140 БТМ, в котором зафиксировано, что по адресу: город Советск, улица Талаха, дом 17:
- - на главном фасаде выполнен капитальный ремонт, но боковые и дворовый фасады длительное время не ремонтировались (на дворовом фасаде наблюдается отслоение штукатурного слоя от стен и цоколя);
- - отмостка со стороны дворовой части отсутствует;
- - в оконных блоках на лестничной клетке отсутствует остекление;
- - на стенах лестничной клетки практически отсутствует побелка и покраска;
- - деревянные ступени на лестничной клетке сильно истерты, имеют повреждения;
- - частично отсутствует ограждение лестниц, а поручни деревянные имеют трещины, неровную поверхность; деревянная лестница в подвальное помещение в аварийном состоянии;
- - подвальное помещение захламлено бытовым мусором;
- - канализационная труба в месте протечки заделана хомутом из рубероида;
- - дымовые трубы, выполненные из красного кирпича в полуразрушенном состоянии, штукатурка отсутствует.
Усмотрев в бездействии общества, нарушение пунктов 3.2.2, 3.2.9, 3.4.1, 4.2.3.1, 4.7.1, 4.8.1, 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), и пунктов 10 - 14 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания), руководителем ГЖИ Калининградской области в отношении ООО "УК "Иван" составлен протокол от 14.06.2012 N 119 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
По материалам административного дела вынесено постановление от 27.06.2012 N 141 о привлечении ООО "УК "Иван" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
ООО "УК "Иван" с указанным постановлением административного органа не согласилось по тем основаниям, что общество привлечено к административной ответственности без учета его вины в совершении правонарушения, поскольку все вопросы по содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе и связанные с затратами не ремонт общего имущества или обеспечения его надлежащей эксплуатации, вправе решать только собственники помещений в многоквартирном доме; на настоящий момент обязанность по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома собственниками не исполнена. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, дал объективную оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Правила содержания общедомового имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила).
Пункт 10 Правил, гласит о том, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии обеспечивающей: безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктом 11 Правил определено содержание общего имущества в зависимости от состава конструктивных особенностей, степени физического износа и текущего состояния общего имущества включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающей своевременное выявление несоответствие общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержанию общего имущества.
Согласно пункту 13 Правил, осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
В соответствии с требованиями пункта 14 Правил, результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах, необходимых для устранения выявленных дефектов.
В обоснование необходимости производства капитального ремонта, в том числе неотложных мер по устранению выявленных недостатков, многоквартирного дома общество соответствующий акт осмотра не представило.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила эксплуатации), которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.
Пунктом 1.8 указанных Правил установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, их осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонты.
Согласно абзацу 1 раздела II Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Согласно пункту 3.2.2 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках.
Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа (пунктом 3.2.9 указанных Правил).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья; защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак (пункт 3.4.1)
Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (пункт 4.2.3.1).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; периодическую очистку светопрозрачных заполнений (пункт 4.7.1).
Неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения (пункт 4.8.1)
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна: содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; обеспечить герметичность и плотность дымоходов, исправное состояние и расположение оголовка относительно крыши и близко расположенных сооружений и деревьев без зоны ветрового подпора; обеспечить исправное состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов и отсутствие деревьев, создающих зону ветрового подпора (пункт 5.5.6).
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как видно из материалов дела и установлено судом, при обследовании многоквартирного жилого здания административным органом выявлено нарушение пункта 3.2.9 Правил N 170 - на лестничной клетке длительное время не проводился текущий ремонт (на стенах отсутствует побелка и покраска); пункта 4.3.1 - подвальное помещение захламлено бытовым мусором; 4.2.3.1 - наблюдается разрушение штукатурного слоя на дворовом фасаде и цоколе, 4.7.1 - в оконных блоках на лестничной клетке отсутствует остекление, фурнитура; 4.8.1 - деревянные ступени на лестничной клетке сильно истерты, имеют повреждения, (частично отсутствует ограждение лестниц, поручни деревянные имеют трещины, неровную поверхность), деревянная лестница в подвальное помещение в аварийном состоянии; пункта 5.6.6 дымовые трубы, выполненные из красного кирпича в полуразрушенном состоянии, штукатурка отсутствует.
Вышеуказанные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В данном случае судом первой инстанции установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрали управление управляющей организацией. Такой организацией в силу договора управления многоквартирным домом от 25.12.2008 является ООО "УК "Иван". Свою обязанность содержать жилой фонд в надлежащем состоянии общество не оспаривает.
Таким образом, правомерным является вывод суда о том, что именно на общество возложена обязанность по надлежащему содержанию фасада, кровли и канализационных колодцев обследуемого многоквартирного дома.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом Правил и норм технической эксплуатации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Апелляционный суд не принимает доводы общества о том, что осуществление текущего ремонта невозможно без соответствующего решения собственников жилых помещений, разработки плана текущего ремонта и внесения изменений в договор управления.
В соответствии со статьей 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, дается разъяснение, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Таким образом, проведение общего собрания собственников многоквартирного дома для выполнения ремонтных работ не требуется, поскольку их выполнение предполагается договором управления многоквартирным домом. Доказательств, свидетельствующих о необходимости проведения в данном случае ремонтных работ капитального характера, требующих дополнительного финансирования собственниками помещений, в материалы дела не представлено.
С учетом вышеизложенного, административным органом доказан факт правонарушения и вина общества в его совершении. Процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях апелляционным судом не установлено.
Проверка в отношении ООО "УК "ИВАН" была проведена в соответствии с приказом руководителя ГЖИ Калининградской области о проведении внеплановой выездной проверки от 30.05.2012 года N 1017. Штампом ООО "УК "ИВАН" на вышеуказанном приказе (за входящим N 823 от 01.06.2012) подтверждается надлежащее извещение общество о ее начале.
О дате, времени и месте составления административного протокола ООО "УК "ИВАН" было извещено путем вручения уведомления о времени и месте его составления от 13.06.2012 представителю общества Голубеву А.В., действующему по доверенности от 31.01.212 (в уведомлении имеется его запись о получении уведомления).
О дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении ООО "УК "ИВАН" о извещалось посредством вручения определения о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Данное определение было вручено 14.06.2012 года лично представителю общества Назарову А.А., действующему по доверенности от 30.01.2012.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им объективную оценку, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 12 сентября 2012 года по делу N А21-6702/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "Иван" без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
Е.А.ФОКИНА
Л.А.ШУЛЬГА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)