Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 20.06.2013 ПО ДЕЛУ N А06-4783/2012

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2013 г. по делу N А06-4783/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Мельниковой Н.Ю., Филимонова С.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Нариманов"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 14.11.2012 (судья Серикова Г.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2013 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Клочкова Н.А., Телегина Т.Н.)
по делу N А06-4783/2012
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Микрорайон" (ИНН 3024000534, ОГРН 1103024000639) к администрации муниципального образования "Город Нариманов" (ОГРН 1023000839135) о взыскании задолженности в размере 186 545 руб. 18 коп.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Микрорайон" (далее - ООО "УК "Микрорайон", истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском, с учетом уточнения, к администрации муниципального образования "Город Нариманов" (далее - администрация) о взыскании задолженности в размере 185 545 руб. 18 коп.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 14.11.2012 по делу N А06-4783/2012 с муниципального образования "Город Нариманов" в лице администрации за счет средств казны муниципального образования "Город Нариманов" в пользу ООО "УК "Микрорайон" взыскана задолженность в размере 186 545 руб. 18 коп., а также судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины в размере 6596 руб. 35 коп.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2013 данное судебное решение оставлено без изменения.
Администрация, не согласившись с решением арбитражного суда и постановлением арбитражного апелляционного суда, обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствие выводов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам дела.
Все лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
От администрации поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без ее представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит, по следующим обстоятельствам.
Как следует из материалов дела 18.07.2011 между ООО "УК "Микрорайон" и администрацией, уполномоченной представлять интересы жильцов в многоквартирном жилом доме, находящемся по адресу: Астраханская область, Наримановский район, г. Нариманов, ул. Астраханская, 12, заключен договор N 53/07 управления многоквартирным домом.
Плата за содержание и текущий ремонт общего имущества нанимателями муниципального жилого фонда вносится в размере 6,28 руб. за 1 кв. м общей площадью в месяц.
Стоимость содержания и текущий ремонт муниципального жилого фонда расположенного по адресу: г. Нариманов, ул. Астраханская, 12 составляет 13,77 руб.
Субсидии в размере 7,49 руб. за 1 кв. м общей площадью на возмещение убытков от установления размера платы для нанимателя на уровне, не покрывающем затраты на содержание и текущий ремонт общего имущества перечисляется за счет средств бюджета муниципального образования "Город Нариманов" согласно решению Совета муниципального образования "Город Нариманов" от 04.05.2011 N 161 "Порядка предоставления субсидии из бюджета муниципального образования "Город Нариманов" на возмещение части затрат или недополученных доходов организациям, оказывающим жилищные услуги нанимателя муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Астраханская, 12".
Договор управления многоквартирным домом от 18.07.2011 N 53/07, расторгнут сторонами с 12.06.2012, на основании письма от 09.06.2012 за N 2461, в одностороннем порядке в соответствии со статьями 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно пункту 4 Порядка предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "Город Нариманов" на помещение части затрат или недополученных доходов организациям, оказывающим жилищные услуги нанимателя муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: г. Нариманов, ул. Астраханская, 12, утвержденного решением совета муниципального образования "Город Нариманов" от 04.05.2011 N 161 для получения субсидии представляются следующие документы: заявление с обоснованием необходимости получения субсидии; копия свидетельства о государственной регистрации; копия учредительных документов; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально заверенная копия; документы, подтверждающие обоснованные затраты либо недополученные доходы от оказания жилищных услуг населению г. Нариманова; документы, подтверждающие обоснованные затраты либо недополученные доходы от оказания жилищных услуг населению г. Нариманова.
Согласно Соглашению о предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования "Город Нариманов" на возмещение части затрат, недополученных доходов, организациям, оказывающим жилищные услуги, нанимателям муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: г. Нариманов, ул. Астраханская, 12, заключенному 28.10.2011 между администрацией (уполномоченный орган по соглашению) и ООО "УК "Микрорайон" (получатель субсидий по соглашению) уполномоченный орган обеспечивает безвозмездное и безвозвратное перечисление финансовых средств (субсидий) из бюджета муниципального образования "Город Нариманов" в целях возмещения получателю субсидий затрат, связанных с оказанием жилищных услуг нанимателям муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: г. Нариманов, ул. Астраханская, 12.
Пунктом 4.1 Соглашения установлено, что объем бюджетных субсидий составляет 39 126 руб. 64 коп. в месяц.
Ненадлежащее исполнение ответчиком договорных обязательств по своевременному внесению платы за оказанные услуги по содержанию и ремонту имущества 10 бараков, расположенных по ул. Астраханская, 12 (именуемый в дальнейшем "многоквартирный дом" в период с января по июнь 2012 года, послужило основанием для обращения ООО "УК "Микрорайон" в суд для защиты своего нарушенного права.
Арбитражные суды, удовлетворяя исковые требования, исходили из следующего.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом конкурс проводится, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в случае если собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
На основании заявки на участие в открытом конкурсе по отбору управляющей организации ООО "УК "Микрорайон" является победителем, с которым впоследствии заключен договор управления многоквартирным домом.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 с момента приема жилых домов в управление управляющая компания, осуществляет свои функции по управлению общим имуществом многоквартирного дома.
Частью 5 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что договор управления многоквартирным домом, за исключением договора, заключаемого застройщиком в соответствии с частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае, указанном в части 5 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год и не более чем три года.
Как следует из пункта 10.2 договора управления многоквартирным домом от 18.07.2011 N 53/07, договор заключен на срок 1 год.
Администрация в соответствии с требованиями законодательства заключила договор обслуживания многоквартирных домов с управляющей организацией ООО "УК "Микрорайон".
Статьей 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Более того, часть 1 статьи 1 ЖК РФ закрепляет равенство участников жилищных отношений, в том числе по обеспечению сохранности жилищного фонда, а часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления соблюдать законы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе, и ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам.
Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет порядок предоставления таких субсидий: субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе, из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Материалами дела установлено, что в период с января 2012 по 12.06.2012 ответчик свои обязательства по перечислению финансовых средств (субсидий) не исполнил, в результате чего, образовалась задолженность в размере 186 545 руб. 18 коп.
Согласно расчету истца за ответчиком числится задолженность в размере 186 545 руб. 18 коп. за содержание и ремонт имущества 10 бараков, расположенных по ул. Астраханская, 12, г. Нариманов, являющиеся муниципальной собственностью муниципального образования "Город Нариманов".
Указанная сумма рассчитана в соответствии с пунктом 6.4. договора N 53/07.
Не исполнение истцом пункта 3.2.2. соглашения о предоставлении субсидий из бюджета от 28.10.2011 и не оформление субсидий не является безусловным основанием для освобождения муниципального образования от оплаты расходов на содержание своего имущества. Ответчик должен был принять все меры по оплате возникшей задолженности.
Ответчиком не представлено доказательств, что в спорный период истец уклонялся от исполнения своих обязательств по управлению жилищным фондом, либо ненадлежащим образом исполнял свои функции как управляющая организация.
Ответчик обязательства по исполнению перечисления субсидий в спорный период не исполнил в связи с чем, задолженность по внесению платы за содержание и обслуживание общего имущества многоквартирного дома, за предоставление коммунальных услуг по отоплению (возмещение части затрат) правомерно взыскана арбитражными судами в размере, заявленном истцом.
Доводы ответчика о не предоставлении истцом информации предусмотренной Соглашением, в связи, с чем им было прекращено перечисление субсидий, не освобождает его как уполномоченного органа по возмещению затрат или недополученных доходов от оказания жилищных услуг нанимателям муниципального жилищного фонда, по предоставлению субсидий.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлено доказательств неполучения денежных средств из бюджета муниципального образования "Город Нариманов" для предоставления субсидий истцу в спорный период, либо по возврату данных денежных средств в бюджет.
Также с ответчика обоснованно взысканы фактически понесенные расходы истца по оплате госпошлины при обращении в суд.
Иные доводы кассационной жалобы всесторонне изучены судебной коллегией и не нашли своего подтверждения в материалах дела.
Таким образом, выводы арбитражных судов соответствуют требованиям действующего законодательства и материалам дела.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не влияют на правильность принятия решения арбитражного суда и постановления арбитражного апелляционного суда по настоящему делу.
Фактически кассационная жалоба направлена на переоценку представленных в дело доказательств, его обстоятельств и сделанных арбитражными судами выводов, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах при правильном применении арбитражными судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 14.11.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2013 по делу N А06-4783/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА

Судьи
Н.Ю.МЕЛЬНИКОВА
С.А.ФИЛИМОНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)