Судебные решения, арбитраж
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: ФИО1
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Елкановой И.А.
судей ФИО3, ФИО4
при секретаре ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Елкановой И.А. дело по иску прокурора в интересах ФИО7 к администрации муниципального образования " о признании бездействия незаконным, понуждении к предоставлению жилых помещений, по кассационной жалобе администрации муниципального образования " на решение Волжского районного суда от, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения прокурора ФИО6, возражавшей против доводов жалобы и полагавшей решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
, действуя в интересах ФИО7, обратился в суд с исковым заявлением, указав, что ФИО7 и его жена - К.Л.А. проживают в квартире по адресу: " ".
Распоряжением главы администрации от N-р было утверждено решение междуведомственной комиссии от, которым данный жилой дом был признан непригодным для постоянного проживания, однако до настоящего времени жилое помещение ФИО7 не предоставлено, в связи с чем, ссылаясь на положения ст. ст. 57, 86 - 89 ЖК РФ, прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования " по непринятию своевременных мер по отселению ФИО7 и его семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания; обязать администрацию муниципального образования " предоставить ФИО7 на семью из двух человек благоустроенное жилое помещение в черте общей площадью не менее ранее занимаемого (40,7 кв. м), отвечающее установленным требованиям.
Решением Волжского районного суда от признано незаконным бездействие администрации муниципального образования " по непринятию своевременных мер по отселению ФИО7 и его семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания; на администрацию муниципального образования " возложена обязанность предоставить ФИО7 на семью из двух человек в пользование по договору социального найма благоустроенное отдельное жилое помещение, отвечающее санитарно - техническим требованиям, в пределах общей площадью не менее 40,7 кв. м, вне очереди в порядке ст. ст. 87, 89 ЖК РФ.
Администрацией муниципального образования " в лице представителя ФИО8 подана кассационная жалоба на предмет отмены решения суда, как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права, и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора. Автор жалобы указывает, что истцом не был доказан факт отнесения его к категории малоимущих граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, а в соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются только малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, следовательно, со стороны администрации муниципального образования " не было допущено какого-либо нарушения прав и охраняемых законом интересов истца.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Судом установлено и сторонами не оспорено, что ФИО7 является нанимателем изолированного жилого помещения, находящегося в собственности муниципального образования ", состоящего из трех комнат в отдельной квартире, общей площадью 40, 7 кв. м, в том числе жилой - 29, 4 кв. м, по адресу: " ".
В данном жилом помещении помимо ФИО7 зарегистрирована и проживает в качестве члена его семьи жена - ФИО9
Распоряжением главы администрации от N-р было утверждено решение междуведомственной комиссии от N, которым данный жилой дом был признан непригодным для постоянного проживания.
Таким образом, суд установлено и обратного автором жалобы не представлено, что занимаемое ФИО7 и членами его семьи жилое помещение с 2003 г. является непригодным для проживания. Между тем, до настоящего времени отселение граждан, в том числе и истца, из указанного жилого дома не произведено, жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 89 ЖК предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от N "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Из приведенных законоположений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.
Положения п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Как нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. При этом отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от N 376-О-П).
Однако, доводы жалобы свидетельствуют об ином толковании приведенных выше положений статьи 57 ЖК РФ, что противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Таким образом, исходя из изложенных обстоятельств и положений норм материального права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для признания бездействий администрации муниципального образования " неправомерными (ст. ст. 254, 255 ГПК РФ), и возложении на ответчика обязанности по предоставления истцам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего требованиям статьи 89 ЖК РФ, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные исковые требования.
В кассационной жалобе не приведено доказательств, которые указывали бы на наличие предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований к отмене решения суда в кассационном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и те, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе) судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда от по делу по иску прокурора в интересах ФИО7 к администрации муниципального образования " о признании бездействия незаконным, понуждении к предоставлению жилых помещений, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
Разделы:Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья: ФИО1
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Елкановой И.А.
судей ФИО3, ФИО4
при секретаре ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Елкановой И.А. дело по иску прокурора в интересах ФИО7 к администрации муниципального образования " о признании бездействия незаконным, понуждении к предоставлению жилых помещений, по кассационной жалобе администрации муниципального образования " на решение Волжского районного суда от, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения прокурора ФИО6, возражавшей против доводов жалобы и полагавшей решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
, действуя в интересах ФИО7, обратился в суд с исковым заявлением, указав, что ФИО7 и его жена - К.Л.А. проживают в квартире по адресу: " ".
Распоряжением главы администрации от N-р было утверждено решение междуведомственной комиссии от, которым данный жилой дом был признан непригодным для постоянного проживания, однако до настоящего времени жилое помещение ФИО7 не предоставлено, в связи с чем, ссылаясь на положения ст. ст. 57, 86 - 89 ЖК РФ, прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования " по непринятию своевременных мер по отселению ФИО7 и его семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания; обязать администрацию муниципального образования " предоставить ФИО7 на семью из двух человек благоустроенное жилое помещение в черте общей площадью не менее ранее занимаемого (40,7 кв. м), отвечающее установленным требованиям.
Решением Волжского районного суда от признано незаконным бездействие администрации муниципального образования " по непринятию своевременных мер по отселению ФИО7 и его семьи из жилого дома, признанного непригодным для проживания; на администрацию муниципального образования " возложена обязанность предоставить ФИО7 на семью из двух человек в пользование по договору социального найма благоустроенное отдельное жилое помещение, отвечающее санитарно - техническим требованиям, в пределах общей площадью не менее 40,7 кв. м, вне очереди в порядке ст. ст. 87, 89 ЖК РФ.
Администрацией муниципального образования " в лице представителя ФИО8 подана кассационная жалоба на предмет отмены решения суда, как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права, и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора. Автор жалобы указывает, что истцом не был доказан факт отнесения его к категории малоимущих граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, а в соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются только малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, следовательно, со стороны администрации муниципального образования " не было допущено какого-либо нарушения прав и охраняемых законом интересов истца.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Судом установлено и сторонами не оспорено, что ФИО7 является нанимателем изолированного жилого помещения, находящегося в собственности муниципального образования ", состоящего из трех комнат в отдельной квартире, общей площадью 40, 7 кв. м, в том числе жилой - 29, 4 кв. м, по адресу: " ".
В данном жилом помещении помимо ФИО7 зарегистрирована и проживает в качестве члена его семьи жена - ФИО9
Распоряжением главы администрации от N-р было утверждено решение междуведомственной комиссии от N, которым данный жилой дом был признан непригодным для постоянного проживания.
Таким образом, суд установлено и обратного автором жалобы не представлено, что занимаемое ФИО7 и членами его семьи жилое помещение с 2003 г. является непригодным для проживания. Между тем, до настоящего времени отселение граждан, в том числе и истца, из указанного жилого дома не произведено, жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 89 ЖК предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от N "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Из приведенных законоположений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.
Положения п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Как нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. При этом отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от N 376-О-П).
Однако, доводы жалобы свидетельствуют об ином толковании приведенных выше положений статьи 57 ЖК РФ, что противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Таким образом, исходя из изложенных обстоятельств и положений норм материального права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для признания бездействий администрации муниципального образования " неправомерными (ст. ст. 254, 255 ГПК РФ), и возложении на ответчика обязанности по предоставления истцам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего требованиям статьи 89 ЖК РФ, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные исковые требования.
В кассационной жалобе не приведено доказательств, которые указывали бы на наличие предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований к отмене решения суда в кассационном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и те, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе) судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда от по делу по иску прокурора в интересах ФИО7 к администрации муниципального образования " о признании бездействия незаконным, понуждении к предоставлению жилых помещений, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)