Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Беловой Л.В.
Маняшиной В.П.,
при ведении протокола помощником судьи Мухаровой С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Калачинского городского поселения на решение от 31.10.2012 Арбитражного суда Омской области (судья Крещановская Л.А.) и постановление от 07.02.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А46-27044/2012 по заявлению администрации Калачинского городского поселения (646900, Омская область, Калачинский район, город Калачинск, улица Советская, 18, ИНН 5515103535, ОГРН 1055527014102) к Контрольно-счетной палате Омской области (644002, город Омск, улица Красный Путь, 1, ИНН 5503040295, ОГРН 1025500758030) об оспаривании ненормативного правового акта.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.И.) в судебном заседании участвовали: представители Контрольно-счетной палаты Омской области - Андреева Г.Д. и Латышева Е.Н. (доверенность от 10.09.2012); представитель администрации Калачинского городского поселения - Локоткова Н.М. (доверенность от 01.11.2012)
Суд
установил:
Администрация Калачинского городского поселения (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Контрольно-счетной палате Омской области (далее - Контрольно-счетная палата, контролирующий орган) о признании недействительным акта проверки от 25.05.2012 и представления от 09.06.2012 в части возмещения в областной бюджет средств в сумме 149 800 руб.
Решением от 31.10.2012 Арбитражного суда Омской области требование заявителя о признании недействительным оспариваемой части представления оставлено без удовлетворения, в части требования о признании недействительным акта проверки от 25.05.2012 производство по делу прекращено.
Постановлением от 07.02.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение, которым признать недействительным оспариваемое представление контролирующего органа в части возмещения в областной бюджет денежных средств в сумме 149 800 руб.
В отзыве на кассационную жалобу Контрольно-счетная палата, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые администрацией судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Участвовавшие в судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Контрольно-счетной палатой Омской области проведена проверка законности и эффективности использования администрацией средств, выделенных в 2011 году из областного бюджета на софинансирование расходов местного бюджета по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
По результатам проверки составлен акт проверки от 25.05.2012, в котором зафиксировано нарушение администрацией части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", и выдано представление с предложением о возмещении в областной бюджет денежных средства в сумме 149 800 руб., направленных на оплату расходов по капитальному ремонту многоквартирных домов, подлежащих оплате собственниками нежилых помещений.
Не согласившись с выводами контролирующего органа, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая судебные акты об отказе в удовлетворении заявления администрации о признании недействительным представления от 09.06.2012 в части возмещения в областной бюджет средств в сумме 149 800 руб., суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно пункту 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетом из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые муниципальным образованиям в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Пунктом 5 статьи 9 Закона Омской области от 22.11.2011 N 14003-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" установлено, что целями предоставления в 2011 году субсидий из Областного фонда софинансирования расходов является софинансирование отдельных расходных обязательств местных бюджетов, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления Омской области по вопросам местного значения.
На основании пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Омской области от 24.03.2011 N 43-п утверждена долгосрочная целевая программа "Развитие жилищного строительства на территории Омской области (2011-2015 годы)" (далее - программа развития жилищного строительства).
Разделом 9 программы развития жилищного строительства установлено, что одним из условий предоставления субсидий является наличие муниципальных долгосрочных целевых программ, предусматривающих реализацию мероприятий, аналогичных мероприятиям областной целевой программы.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что на территории Калачинского городского поселения реализация мероприятий по проведению капитального ремонта многоквартирных домов осуществлялась в рамках подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проведение капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилых домов" (далее - подпрограмма).
В соответствии с разделом 2 целью этой подпрограммы является создание условий для сокращения объема жилищного фонда, непригодного для проживания, и приведения его в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания граждан. Для достижения поставленной цели предусмотрено решение нескольких задач, в том числе проведение капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилищного фонда.
На территории Калачинского городского поселения также действует долгосрочная программа "Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов Калачинского городского поселения (2010-2012 гг.)", утвержденная постановлением главы Калачинского городского поселения от 14.07.2010 N 69-п (далее - муниципальная программа).
Целью данной муниципальной программы является улучшение качества жизни населения за счет проведения капитального ремонта жилищного фонда (абзац 1 раздела 5).
Согласно части 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Следовательно, выделенные из областного бюджета денежные средства на софинансирование расходов администрации по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и средства местного бюджета должны быть направлены на проведение капитального ремонта жилых помещений и улучшению жилищных условий граждан с разным уровнем дохода.
Показатели бюджетной росписи на финансирование мероприятий по проведению капитального ремонта многоквартирных домов были доведены до администрации по разделу 0500 "Жилищно-коммунальное хозяйство, подразделу 0501 "Жилищное хозяйство", где подлежат отражению расходы на управление услугами в области жилищного хозяйства, строительство и реконструкцию жилищного фонда, предоставление субсидий жилищным организациям для улучшения состояния и содержания жилищного фонда.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 37, частями 1, 2 статьи 39, частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов возложена на собственников помещений. Доля участия собственника в общих расходах на проведение капитального ремонта определяется долей в праве общей собственности на общее имущество собственника помещения в этом доме, которая пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Поскольку собственники нежилых помещений не относятся к категории собственников, которым предусмотрена поддержка на указанные цели, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно согласились с доводами Контрольно-счетной палаты, что такие собственники должны были в полном размере оплатить свои расходы по участию в общих расходах на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 31.10.2012 Арбитражного суда Омской области и постановление от 07.02.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-27044/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.ИЛЬИН
Судьи
Л.В.БЕЛОВА
В.П.МАНЯШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 04.06.2013 ПО ДЕЛУ N А46-27044/2012
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2013 г. по делу N А46-27044/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Беловой Л.В.
Маняшиной В.П.,
при ведении протокола помощником судьи Мухаровой С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Калачинского городского поселения на решение от 31.10.2012 Арбитражного суда Омской области (судья Крещановская Л.А.) и постановление от 07.02.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А46-27044/2012 по заявлению администрации Калачинского городского поселения (646900, Омская область, Калачинский район, город Калачинск, улица Советская, 18, ИНН 5515103535, ОГРН 1055527014102) к Контрольно-счетной палате Омской области (644002, город Омск, улица Красный Путь, 1, ИНН 5503040295, ОГРН 1025500758030) об оспаривании ненормативного правового акта.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.И.) в судебном заседании участвовали: представители Контрольно-счетной палаты Омской области - Андреева Г.Д. и Латышева Е.Н. (доверенность от 10.09.2012); представитель администрации Калачинского городского поселения - Локоткова Н.М. (доверенность от 01.11.2012)
Суд
установил:
Администрация Калачинского городского поселения (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Контрольно-счетной палате Омской области (далее - Контрольно-счетная палата, контролирующий орган) о признании недействительным акта проверки от 25.05.2012 и представления от 09.06.2012 в части возмещения в областной бюджет средств в сумме 149 800 руб.
Решением от 31.10.2012 Арбитражного суда Омской области требование заявителя о признании недействительным оспариваемой части представления оставлено без удовлетворения, в части требования о признании недействительным акта проверки от 25.05.2012 производство по делу прекращено.
Постановлением от 07.02.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение, которым признать недействительным оспариваемое представление контролирующего органа в части возмещения в областной бюджет денежных средств в сумме 149 800 руб.
В отзыве на кассационную жалобу Контрольно-счетная палата, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые администрацией судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Участвовавшие в судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Контрольно-счетной палатой Омской области проведена проверка законности и эффективности использования администрацией средств, выделенных в 2011 году из областного бюджета на софинансирование расходов местного бюджета по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
По результатам проверки составлен акт проверки от 25.05.2012, в котором зафиксировано нарушение администрацией части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", и выдано представление с предложением о возмещении в областной бюджет денежных средства в сумме 149 800 руб., направленных на оплату расходов по капитальному ремонту многоквартирных домов, подлежащих оплате собственниками нежилых помещений.
Не согласившись с выводами контролирующего органа, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая судебные акты об отказе в удовлетворении заявления администрации о признании недействительным представления от 09.06.2012 в части возмещения в областной бюджет средств в сумме 149 800 руб., суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно пункту 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетом из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые муниципальным образованиям в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Пунктом 5 статьи 9 Закона Омской области от 22.11.2011 N 14003-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" установлено, что целями предоставления в 2011 году субсидий из Областного фонда софинансирования расходов является софинансирование отдельных расходных обязательств местных бюджетов, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления Омской области по вопросам местного значения.
На основании пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Омской области от 24.03.2011 N 43-п утверждена долгосрочная целевая программа "Развитие жилищного строительства на территории Омской области (2011-2015 годы)" (далее - программа развития жилищного строительства).
Разделом 9 программы развития жилищного строительства установлено, что одним из условий предоставления субсидий является наличие муниципальных долгосрочных целевых программ, предусматривающих реализацию мероприятий, аналогичных мероприятиям областной целевой программы.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что на территории Калачинского городского поселения реализация мероприятий по проведению капитального ремонта многоквартирных домов осуществлялась в рамках подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проведение капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилых домов" (далее - подпрограмма).
В соответствии с разделом 2 целью этой подпрограммы является создание условий для сокращения объема жилищного фонда, непригодного для проживания, и приведения его в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания граждан. Для достижения поставленной цели предусмотрено решение нескольких задач, в том числе проведение капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилищного фонда.
На территории Калачинского городского поселения также действует долгосрочная программа "Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов Калачинского городского поселения (2010-2012 гг.)", утвержденная постановлением главы Калачинского городского поселения от 14.07.2010 N 69-п (далее - муниципальная программа).
Целью данной муниципальной программы является улучшение качества жизни населения за счет проведения капитального ремонта жилищного фонда (абзац 1 раздела 5).
Согласно части 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Следовательно, выделенные из областного бюджета денежные средства на софинансирование расходов администрации по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и средства местного бюджета должны быть направлены на проведение капитального ремонта жилых помещений и улучшению жилищных условий граждан с разным уровнем дохода.
Показатели бюджетной росписи на финансирование мероприятий по проведению капитального ремонта многоквартирных домов были доведены до администрации по разделу 0500 "Жилищно-коммунальное хозяйство, подразделу 0501 "Жилищное хозяйство", где подлежат отражению расходы на управление услугами в области жилищного хозяйства, строительство и реконструкцию жилищного фонда, предоставление субсидий жилищным организациям для улучшения состояния и содержания жилищного фонда.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 37, частями 1, 2 статьи 39, частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов возложена на собственников помещений. Доля участия собственника в общих расходах на проведение капитального ремонта определяется долей в праве общей собственности на общее имущество собственника помещения в этом доме, которая пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Поскольку собственники нежилых помещений не относятся к категории собственников, которым предусмотрена поддержка на указанные цели, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно согласились с доводами Контрольно-счетной палаты, что такие собственники должны были в полном размере оплатить свои расходы по участию в общих расходах на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 31.10.2012 Арбитражного суда Омской области и постановление от 07.02.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-27044/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.ИЛЬИН
Судьи
Л.В.БЕЛОВА
В.П.МАНЯШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)