Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-9003

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 июля 2013 г. по делу N 33-9003


Судья Кукленко С.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Афанасьева О.В.,
судей: Татуриной С.В., Мартышенко С.Н.,
при секретаре Р.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Афанасьева О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе П. на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 07 мая 2013 года,

установила:

П. обратился в суд с иском к ТСЖ "Пушкинский" о защите прав потребителей, указав, что является собственником квартиры N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенной в доме по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, управлением которого, а также организацией-исполнителем, выполняющим работы и оказывающим услуги потребителям по возмездным договорам занимается ТСЖ "Пушкинский". Однако ответчик с ним таких договоров не заключал, кроме того, создает препятствие истцу как потребителю коммунальных услуг, незаконно отключает электроэнергию, не исполняет требования истца на установку индивидуального прибора учета электроэнергии, функциональные возможности которого позволяют определить объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленными периодами времени), препятствует оплате коммунальных ресурсов непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, чем нарушает его права.
С учетом изложенного, истец просил суд обязать ТСЖ "Пушкинский" установить ему, за его счет и осуществить ввод в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, функциональные возможности которого позволяют определить объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (двухтарифный счетчик) на квартиру N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенную по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, а также вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающие организации.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 07 мая 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе П. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
По мнению апеллянта, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, поскольку заявленные им исковые требования заключались в установке и вводе в эксплуатацию двухтарифного электросчетчика за его счет, а не в вопросе оплаты коммунальных услуг и выполнении работ за счет ответчика. ТСЖ "Пушкинский" в ходе рассмотрения дела, нарушив нормы процессуального права, не представил мотивированных возражений на заявленные требования истца.
Не соответствует требованиям истца и вывод суда о том, что ТСЖ "Пушкинский" должно за собственные средства приобрести, установить и ввести в эксплуатацию индивидуальный прибор учета, выставив ему счет за проделанную работу, поскольку требование заявлено о производстве работы ТСЖ за собственный счет истца.
Как отмечает апеллянт, ответчик в ходе рассмотрения дела не представил доказательств, подтверждающих нечинение ему препятствий в реализации его права как собственника квартиры на установку индивидуального прибора учета.
Заявитель не согласен с выводом суда о том, что он с заявлением к ответчику о вводе индивидуального прибора учета в эксплуатацию не обращался.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца и представителя ответчика, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 07 мая 2013 года, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Принимая решение по делу, суд руководствовался ст. ст. 135, 153 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и исходил из того, что П. является собственником квартиры N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Управлением комплекса недвижимого имущества в многоквартирном доме по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, а также обеспечением эксплуатации этого комплекса, в котором находится квартира истца, занимается товарищество собственников жилья "Пушкинский".
13 марта 2013 года истец в письменной форме обратился с заявлением-заявкой к ТСЖ "Пушкинский" об обеспечении права внесения платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающие организации, установлении за его счет и осуществлении ввода в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного) прибора учета электрической энергии, а также о предоставлении ему информации о ресурсоснабжающих организациях для оплаты коммунальных платежей.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что П. не было представлено каких-либо доказательств, подтверждающих его обращение в ресурсоснабжающие организации с заявлением о заключении договоров на предоставление коммунальных услуг, как и не представлено доказательств того, что ответчик чинит ему препятствия в заключение указанных договоров, а также в установке индивидуального прибора учета в квартире. С заявлением о вводе индивидуального прибора учета в эксплуатацию П. в ТСЖ не обращался. Заявленные истцом требования о приобретении, установке и введении в эксплуатацию индивидуального прибора учета за счет средств ТСЖ с дальнейшим выставлением суммы для оплаты за выполненные работы истцу основаны на неправильном толковании законодательства РФ.
Судебная коллегия считает указанные выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению, исходя из следующего.
Согласно ст. 135 ЖК РФ целями создания ТСЖ являются эксплуатация и содержание общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 137 и п. 2 ст. 138 ЖК РФ ТСЖ обязано осуществлять управление домом в порядке, установленном разд. VIII ЖК РФ, и вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление домом договоры.
Из п. 1 ст. 161 ЖК РФ следует, что предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, является неотъемлемой частью процесса управления дома наряду с надлежащим содержанием общего имущества и решением вопросов пользования данным имуществом.
Таким образом, если собственники помещений выбрали в качестве способа управления домом ТСЖ, то согласно п. 2.2 ст. 161 ЖК РФ именно оно ответственно как за содержание общего имущества многоквартирного дома, так и за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства дома.
При этом в силу п. 12 ст. 161 ТСЖ, осуществляющее управление многоквартирным домом, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
При управлении домом ТСЖ именно оно признается исполнителем коммунальных услуг для потребителей, проживающих в данном доме. Указанный вывод следует из п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг, в котором ТСЖ поименовано в числе лиц, признаваемых исполнителями коммунальных услуг. ТСЖ не вправе отказать собственнику помещения в доме (как являющемуся, так и не являющемуся его членом) в заключении договора о предоставлении коммунальных услуг соответствующего вида. В свою очередь, ТСЖ, как исполнитель коммунальных услуг, обязано заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям (пп. "б" п. 31 новых Правил предоставления коммунальных услуг).
Иными словами, в контексте требования подзаконных актов обязанностью товарищества как исполнителя коммунальных услуг является заключение договоров: с собственниками помещений о предоставлении коммунальных услуг; с ресурсоснабжающими организациями о приобретении соответствующих коммунальных ресурсов для потребления в целом на нужды многоквартирного дома.
Во исполнение приведенных норм Кодекса Правительством Российской Федерации утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1).
Согласно подпункту "а" пункта 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Исполнитель обязан не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом (подпункт "т" пункта 31 Правил).
Раздел V Правил предусматривает права и обязанности потребителя. Согласно подпунктам "з", "и" пункта 33 потребитель имеет право принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности; требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Пунктом 81 Правил предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Таким образом, из анализа приведенных выше норм материального права следует, что при управлении многоквартирным домом товарищество собственников жилья, являясь некоммерческой организацией, несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качественное оказание всех услуг и (или) выполнение работ.
При этом обязанность по установке индивидуального прибора учета лежит на собственнике помещения, а ТСЖ на основании заявки собственника помещения обязан ввести прибор в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Как следует из материалов гражданского дела, многоквартирный дом, в котором проживает П., находится в управлении ТСЖ "Пушкинский", к которому истец с заявлением о вводе индивидуального прибора учета не обращался.
При таких объективно установленных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 07 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)