Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.06.2013 N 18АП-4626/2013 ПО ДЕЛУ N А34-781/2013

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2013 г. N 18АП-4626/2013

Дело N А34-781/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ершовой Е.К., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" на решение Арбитражного суда Курганской области от 28 марта 2013 г. по делу N А34-781/2013 (судья Шестакова Л.П.).
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - Ионов А.В. (доверенность от 01.01.2013 N 6), Прибылев А.С. (доверенность от 01.01.2012 N 4).
Открытое акционерное общество "Курганская генерирующая компания" (далее - заявитель, ОАО "Курганская генерирующая компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее - административный орган, Госжилинспекция Курганской области) о признании незаконным и отмене постановления от 09.01.2013 N 2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 01.06.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Курганская генерирующая компания" просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обосновании апелляционной жалобы общество указывает, что суд пришел к необоснованному выводу о виновности общества, вопрос вины административным органом при вынесении постановления не исследовался. В силу Правил предоставления коммунальных услуг, статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" общество не несет ответственности за ненормативную температуру воздуха в отапливаемых помещениях жилых домов. Признание общества исполнителем коммунальных услуг вместе с управляющей организацией является результатом неверного толкования норм законодательства. При проведении замеров в квартирах выявлено расхождение параметров температуры воздуха, что подтверждает ненадлежащее функционирование внутридомовой системы отопления. Указывает, что суд не учел доводы общества о неверном применении административным органом температурного графика регулирования отпуска тепловой энергии.
До судебного заседания от Госжилинспекции Курганской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание представители административного органа не явились. С учетом мнения представителей заявителя в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие административного органа.
В судебном заседании представители ОАО "Курганская генерирующая компания" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании поступившей жалобы от жильцов дома N 9 в 3 мкр. п.Заозерный в г. Кургане на несоблюдение нормативной температуры воздуха в квартирах Госжилинспекцией Курганской области в период с 20.12.2012 по 25.12.2012 в отношении ОАО "Курганская генерирующая компания" проведено внеплановое мероприятие по контролю.
В ходе данных мероприятий установлено, что 20.12.2012 температурный режим в отапливаемых помещениях не соответствовал норме: температура воздуха в жилой комнате квартиры N 144 многоквартирного жилого дома N 9 в 3 мкр. п. Заозерный в г. Кургане составляла 19,8 °С; температура воздуха в жилой комнате квартиры N 109 многоквартирного жилого дома N 9 в 3 мкр. п. Заозерный в г. Кургане составляла от 16,8 °С до 18,8 °С; температура воздуха в жилой комнате квартиры N 109 многоквартирного жилого дома N 9 в 3 мкр. п. Заозерный в г. Кургане составляла от 15,8 °С до 18,6 °С. При температуре наружного воздуха -29°С температура сетевой воды (теплоносителя) в подающем трубопроводе на вводе N 1 в дом (1-4 подъезды) составляла 90°С, в обратном трубопроводе составляла 58 °С; на вводе N 2 (5-9 подъезды) составляла 91°С, в обратном трубопроводе составляла 57 °С, что не соответствует "Температурному графику регулирования отпуска тепловой энергии от источника теплоснабжения Курганской ТЭЦ через ЦТП ОАО "Курганская генерирующая компания" на отопительный период 2012-2013 г.г.".
Результаты проверки отражены в акте от 25.12.2012 N 2677 (л.д. 10).
По факту совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, Госжилинспекцией Курганской области составлен протокол об административном правонарушении от 25.12.2012 в отношении ОАО "Курганская генерирующая компания" (л.д. 56).
Рассмотрев материалы проверки, Госжилинспекция Курганской области вынесло постановление по делу об административном правонарушении от 09.01.2013 N 2, которым ОАО "Курганская генерирующая компания" привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 10 000 руб. (л.д. 8).
Не согласившись с данным постановлением, ОАО "Курганская генерирующая компания" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются юридические лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 2 Правил N 354 предусмотрено, что потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением.
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
- Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод);
- В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Подпунктом "а" пункта 33 Правил N 354 установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Согласно пункту 149 Правил N 354 за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 установлено, что качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 15 указанного Приложения обеспечение нормативной температуры воздуха должно соответствовать требованиям ГОСТ 51617-2000: в жилых помещениях - не ниже +18 °С (в угловых комнатах - + 20 °С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °С и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °С (в угловых комнатах - +22 °С); в других помещениях - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Административным органом при проверке установлено, что температура воздуха в квартирах жилого дома N 9 в 3 мкр. п.Заозерный ниже нормативной. Кроме того, установлено, что температура сетевой воды (теплоносителя) на вводе в дом и обратном трубопроводе не соответствует Температурному графику регулирования отпуска тепловой энергии от источника теплоснабжения Курганской ТЭЦ через ЦТП ОАО "Курганская генерирующая компания" на отопительный период 2012-2013 г.г.
При этом как следует из оспариваемого постановления и отзыва на апелляционную жалобу административный орган считает, что ОАО "Курганская генерирующая компания", являясь одновременно исполнителем и ресурсоснабжающей организацией, несет административную ответственность за несоблюдение нормативного уровня температуры воздуха в квартирах жилого дома.
Апелляционная инстанция считает указанный вывод Госжилинспекции Курганской области ошибочным.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае исполнителем коммунальных услуг для потребителей - жильцов дома N 9 в 3 мкр. п. Заозерный в г. Кургане является управляющая организация - ООО "УК Престиж" (л.д. 10). ОАО "Курганская генерирующая компания" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов. В материалы арбитражного дела не представлено доказательств договорных отношений между управляющей компанией и ресурсоснабжающей компании относительно указанного дома.
Таким образом, в силу выше указанных положений законодательства ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в данном случае должна нести управляющая организация, как исполнитель коммунальных услуг.
Факт оплаты жильцами дома коммунальных услуг (отопление) напрямую ресурсоснабжающей организации (ОАО "Курганская генерирующая компания) не является доказательством договорных отношений между ними. В материалы дела административным органом не представлено доказательств, что в данном случае ресурсоснабжающая организация является также исполнителем коммунальных услуг.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
На основании указанного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ОАО "Курганская генерирующая компания" в рассматриваемом случае не является субъектом ответственности по статье 7.23 КоАП РФ. Кроме того, действия общества не могут образовывать объективную сторону правонарушения по указанной статьей КоАП РФ, поскольку предоставление обществом коммунальных услуг жильцам дома в данном случае отсутствует.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод административного органа о том, что ОАО "Курганская генерирующая компания" нарушен "Температурный график регулирования отпуска тепловой энергии от источника теплоснабжения Курганской ТЭЦ через ЦТП ОАО "Курганская генерирующая компания" на отопительный период 2012-2013 г.г." (далее - Температурный график).
Согласно Температурному графику (л.д. 88) при усредненной температуре наружного воздуха -29 °С температура сетевой воды в трубопроводе на выходе с коллекторов Курганской ТЭЦ ОАО "Курганская генерирующая компания" до ТЭЦ-2 и насосных станций N 1, 2, 3, 4 общества должна составлять 103,3 °С; на выходе с коллекторов после насосных станций N 1, 2, 3, 4 общества - 99 °С; после смешения в ЦТП (центральных теплопунктах) на выходе - 86,1 °С.
Из материалов административного дела следует, что Государственной жилищной инспекцией Курганской области при проведении проверки измерялась температура сетевой воды (теплоносителя) на вводах N 1, 2 в дом, которая составила в подающих трубопроводах 90-91 °С, в обратных - 57-58 °С. Таким образом, в подающих трубопроводах температура теплоносителя соответствовала установленным Температурным графиком показателям - 86,1 °С. Показатель температуры теплоносителя на выходе с коллекторов после насосных станций N 1, 2, 3, 4 ОАО "Курганская генерирующая компания" не может применяться для участка трубопровода на вводе в дом.
Следовательно, вывод административного органа в постановлении о том, что изначально температура теплоносителя на вводах в дом ниже предусмотренной Температурным графиком, в результате чего невозможно обеспечить нормативный температурный режим в жилых отапливаемых помещениях (квартиры N 109, 141, 144) при отрегулированных элеваторных узлах, является ошибочным и опровергается материалами дела.
При указанных обстоятельствах административным органом не доказано, что общество, как ресурсоснабжающая организация, в рассматриваемом случае должна нести ответственность за несоблюдение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 149 Правил N 354 с учетом соблюдения ОАО "Курганская генерирующая компания" показателей Температурного графика в рассматриваемом случае ответственность за ненадлежащее качество предоставления коммунальных услуг должна нести управляющая организация, ответственная за содержание общего имущества многоквартирного дома, и качество предоставления коммунальных услуг в границах внутридомовых инженерных сетей системы теплоснабжения.
Таким образом, действия (бездействие) ОАО "Курганская генерирующая компания" неправильно квалифицированы административным органом по статье 7.23 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности в действиях ОАО "Курганская генерирующая компания" состава вменяемого административного правонарушения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения исключает возможность привлечения лица к административной ответственности.
При указанных обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований ОАО "Курганская генерирующая компания" о признании незаконным и отмене постановления от 09.01.2013 N 2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ у суда первой инстанции не имелось.
Решение суда принято с нарушением требований статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежит отмене в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционную жалобу ОАО "Курганская генерирующая компания" следует удовлетворить.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 28 марта 2013 г. по делу N А34-781/2013 отменить.
Заявление открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Курганской области от 09.01.2013 N 2 о привлечении к административной ответственности открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Г.ПЛАКСИНА
Судьи
А.А.АРЯМОВ
Е.В.БОЯРШИНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)