Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.03.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3125/2013

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 марта 2013 г. по делу N 33-3125/2013


Судья Федоровских С.Н.

Мотивированное апелляционное определение составлено 12.03.2013.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Мазановой Т.П.,
судей Бурматовой Г.Г.,
Пименовой С.Ю.
при секретаре Поденко С.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.Е.А. к Муниципальному казенному учреждению "Управление городским хозяйством" о признании права на получение субсидии
по апелляционной жалобе ответчика Муниципальное казенное учреждение "Управление городским хозяйством" на решение Режевского городского суда Свердловской области от 24.12.2012.
Заслушав доклад судьи Мазановой Т.П., объяснение представителя Муниципального казенного учреждения "Управление городским хозяйством" Я., судебная коллегия

установила:

П.Е.А. обратилась с иском к Муниципальному казенному учреждению "Управление городским хозяйством" о признании права на получение субсидии, указав, что ее семья состоит из трех человек, они проживают в квартире по адресу <...>, которая принадлежит ей на праве собственности. Плата за коммунальные услуги и за жилье составляет <...> рублей в месяц. Она не работает, поскольку находится в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, ее муж зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, но доходов не имеет. Она обратилась в комиссию по приему документов МКУ "Управление городским хозяйством" с заявлением о предоставлении субсидии, однако получила отказ, поскольку ее муж не предоставил данные об отсутствии доходов. Ее муж представил только налоговую декларацию, в которой доходы отсутствуют, а также журнал учета доходов и расходов, в котором также не указаны доходы.
Решением Режевского городского суда Свердловской области от 24.12.2012 признано незаконным решение комиссии по приему, рассмотрению документов и принятию решения о предоставлении субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг Муниципального казенного учреждения "Управление городским хозяйством" N 41 от 25.10.2012 в части отказа в предоставлении П.Е.А. субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг с октября 2012 года. За П.Е.А. признано право на предоставление субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг с октября 2012 года, возложена обязанность Муниципальное казенное учреждение "Управление городским хозяйством" обязано предоставить П.Е.А. субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг с октября 2012 года.
С таким решением суда не согласился ответчик, который в апелляционной жалобе просил его отменить как незаконное и необоснованное, указывает на неправильное толкование норм материального права, просил принять по делу новое решение. В частности, в жалобе указано, что судом неправильно истолкован пункт 49 "Методических рекомендаций по применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", где указано, что в зависимости от избранной системы налогообложения, которая удостоверяется документом налогового органа, индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемых ими доходов предоставляют предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации документы. Данный пункт предусматривает предоставление предпринимателем документов при наличии дохода. Однако в рассмотренном деле у ИП П.А.А. доход отсутствует. Следовательно, подлежал применению пункт 50 указанных методических рекомендаций, по которому к документам, подтверждающим отсутствие у граждан доходов, относятся для граждан, имеющих статус безработных, - документ, подтверждающий отсутствие выплаты всех видов пособий по безработице и других выплат безработным. Таких документов истец не предоставил. Суд же при вынесении решения не учел данного обстоятельства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем Муниципального казенного учреждения "Управление городским хозяйством" Я. доводы апелляционной жалобы поддержаны.
В возражениях на апелляционную жалобу истец П.Е.А., указала, что пункт 50 "Методических рекомендаций <...>" в рассматриваемом деле применению не подлежит. П.А.А. имеет статус индивидуального предпринимателя. Все документы, которые должно предоставить имеющее такой статус лицо, он предоставил. Требовать от него предоставление иных документов недопустимо. Пункт 50 распространяется только на лиц, которые не имеют статус индивидуального предпринимателя и являются безработными.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, достаточно исследовал их и к установленным правоотношениям применил надлежащий закон.
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентировано статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
На основании части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.
В силу подпункта "г" пункта 8 Правил среди прочих граждане обязаны предоставить документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемых ими доходов представляют документы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации для избранной ими системы налогообложения, что удостоверяется документом налогового органа.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, П.Е.А. является собственником жилого помещения по адресу <...> на основании договора дарения.
В указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают П.Е.А., ее муж П.А.А. и их малолетний сын.
Решением ответчика истцу отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг со ссылкой на пункт 14 Правил, в связи с предоставлением им неполных данных, а именно, сведений об отсутствии доходов супруга П.А.А.
Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства имеющие значение для дела, и правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, достаточно исследовав представленные сторонами доказательства, которые были оценены в соответствии с положениями статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Установив, что супруг истца П.А.А. состоит на учете в качестве индивидуального предпринимателя и поставлен на налоговый учет по месту жительства, суд пришел к правильному выводу о том, что в данном случае факт предоставления истцом неполных данных при подаче заявления о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отсутствовал.
Пункт 49 "Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.05.2006 N 58/403 (далее - Методические рекомендации) предусматривает, что в зависимости от избранной системы налогообложения, которая удостоверяется документом налогового органа, индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемых ими доходов предоставляют предусмотренные налоговым законодательством документы, предусмотренные п. 49.1, а именно: книгу учета доходов и расходов.
Установлено, что ИП П.А.А. работает по упрощенной системе налогообложения, то есть, отчитывается за полученные доходы. Представитель ответчика данный факт не оспаривал. Следовательно, истцу необходимо было предоставить книгу учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя на бумажном носителе.
Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, была истцом в комиссию представлена. В судебном заседании книга обозревалась, установлено, что она проверена специалистом налогового органа, о чем свидетельствует подпись. Как следует из книги, доходов на 24.12.2012 у П.А.А. не имеется.
Истец также представила налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Как следует из декларации, на 15.10.2012 П.А.А. доходов не имел.
Судом первой инстанции по ходатайству представителя истца было предоставлено время для подачи П.А.А. промежуточной декларации в налоговый орган. Однако данную декларацию у П.А.А. не приняли, поскольку согласно ст. 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, по истечении налогового периода предоставляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. На 24.12.2012 налоговый период не истек. Таким образом, у налоговой инспекции отсутствовали основания для заверения промежуточной налоговой декларации П.А.А.
Довод жалобы о том, что в этом случае (при отсутствии доходов у ИП П.А.А.) надлежало предоставить документы, предусмотренные подпунктом "а" пункта 49 Методических рекомендаций, является ошибочным. Данный пункт распространяется только на лиц, которые имеют статус безработных. В силу же части 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом часть 3 данной статьи говорит, что безработными не могут быть признаны граждане, указанные в статье 2 данного Закона. Согласно же статье 2 названного закона занятыми считаются также граждане зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию. Следовательно, П.А.А., имея статус индивидуального предпринимателя, с точки зрения закона не может считаться безработным. К иным же категориям граждан, указанным в пункте 49 Методических рекомендаций, обязанных подтвердить отсутствие дохода, П.А.А. не относится.
При таком положении суд обоснованно признал отказ ответчика неправомерным и признал за истцом право на субсидию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с октября 2012 года.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное, ошибочное толкование закона, не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями норм материального права при четком соблюдении требований норм процессуального права.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Режевского городского суда Свердловской области от 24.12.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Муниципальное казенное учреждение "Управление городским хозяйством" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
МАЗАНОВА Т.П.

Судьи
БУРМАТОВОЙ Г.Г.
ПИМЕНОВОЙ С.Ю.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)