Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.09.2013 ПО ДЕЛУ N А70-5015/2013

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2013 г. по делу N А70-5015/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6603/2013) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Русь"
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.06.2013 по делу N А70-5015/2013 (судья Соловьев К.Л.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Русь" (ОГРН 1087232024000, ИНН 7203218090)
к Государственной жилищной инспекции Тюменской области
об оспаривании постановления от 23.04.2013 г. N 146 по делу об административном правонарушении
при участии в судебном заседании представителей:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Русь" - Сучкова Юлия Владленовна (паспорт, по доверенности б/н от 15.05.2013 сроком действия на один год);
- от Государственной жилищной инспекции Тюменской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;

- установил:

ООО "Управляющая компания "Русь" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Тюменской области об оспаривании постановления от 23.04.2013 г. N 146 по делу об административном правонарушении (о назначении административного наказания).
Решением от 25.06.2013 по делу N А70-5015/2013 в удовлетворении требований заявителя было отказано, поскольку материалами дела подтвержден факт совершения Обществом вмененного ему административного правонарушения.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. Общество не согласно с выводом суда о том, что Приказы Министерства регионального развития РФ N 543 и 535, определяющие официальный сайт, на котором должна быть опубликована информация, предусмотренная Стандартом, подлежат применению на территории РФ без обязательного официального опубликования. Согласно абзаца 5 пункта 17 Правил подготовки нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением правительства РФ N 1009, акт признанный Министерством юстиции не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт.
В нарушение указанных требований Министерство регионального развития РФ не определило порядок опубликования и вступления в силу вышеназванных приказов N 543 и 535.
С учетом изложенного, неисполнение Обществом обязанности по раскрытию информации на конкретном сайте, данные о котором не были опубликованы в установленном законодательством порядке, не образует события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23.1 Кодекса.
Также податель жалобы отмечает, что Инспекцией было установлено нарушение п. 9 Стандарта. Заявитель считает, что сведения, предусмотренные п. 9 Стандарта не могли быть раскрыты, поскольку на момент проверки бухгалтерская отчетность формировалась и еще не была представлена в налоговые органы, так как налоговые декларации подлежит представлению в срок до 30 марта года следующего за истекшим налоговым периодом (проверка проводилась в период с 19.02.2013 г. по 19.03.2013 г.)
Суд апелляционной инстанции в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя инспекции, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не заявившего ходатайства об его отложении.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Общество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, д. 185.
Инспекцией в связи с поступлением жалобы жильца указанного дома была проведена внеплановая документарная проверка деятельности Общества, назначенная в соответствии с приказом от 08.02.2013 г. N 02-02-0425/13.
В результате проверки было установлено, что Обществом не выполняются требования п. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ.
25.03.2013 г. Инспекцией в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому в бездействии Общества усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Инспекцией было вынесено оспариваемое постановление от 23.04.2013 г. N 146, согласно которому Общество было привлечено к ответственности на основании ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Общество, возражая против постановления о привлечении к административной ответственности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Решением от 25.06.2013 по делу N А70-5015/2013 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
Частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанных требований, Правительство Российской Федерации издало Постановление от 23.09.2010 N 731, которым утвердило Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее по тексту - Стандарт).
Пунктом 2 Стандарта установлено, что под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Согласно требованиям пункта 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
- - сайт управляющей организации;
- - сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- - сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность;
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Из анализа указанных выше норм следует, что размещение в сети Интернет и на информационном стенде информации поименованной в указанных пунктах Стандарта, является обязательным, поскольку такая информация должна быть доступна неограниченному кругу лиц.
Общество, являясь управляющей организацией, обязано раскрыть информацию, предусмотренную Стандартом, на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 10.06.2011 г. N 459 "О внесении изменений в стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" Министерство регионального развития РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который определяет официальный сайт в сети Интернет, предназначенный для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, и утверждает регламент раскрытия информации указанными организациями путем ее опубликования в сети Интернет.
Приказом Минрегиона России от 24.11.2011 г. N 543 определен официальный сайта в сети Интернет, предназначенный для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Согласно указанному приказу, в настоящее время адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, - www.reformagkh.ru.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией установлено, что Общество не разместило информацию, предусмотренную Стандартом, в том числе, на официальном сайте http:// www.reformagkh.ru.
Отсутствие на момент проверки соответствующей информации на официальном сайте уполномоченного органа, подтверждается материалами дела.
Скриншоты, распечатки с официального сайта, которые бы свидетельствовали о надлежащем исполнении обязанности, предусмотренной Стандартом раскрытия информации, в материалы дела не представлены, как и не представлены доказательства раскрытия информации на иных сайтах в сети Интернет либо на информационных стендах общества.
С учетом изложенного подлежат отклонению доводы подателя апелляционной жалобы об отсутствии у него нормативно установленной обязанности по размещению информации, определенной Стандартом, на официальном сайте http:// www.reformagkh.ru., а также об отсутствии у административного органа правовых оснований для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса.
Часть 3 ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно пункту 8 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Согласно п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
В силу п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (далее - Правила), а также установлено, что разъяснения о применении указанных Правил дает Министерство юстиции РФ.
В соответствии с пунктом 10 Правил государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Согласно п. 15 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста РФ от 04.05.2007 г. N 88, не подлежат представлению на государственную регистрацию акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм.
Как верно было установлено судом первой инстанции, приказ Минрегиона России от 21.11.2011 г. N 543 первоначально был опубликован в издании "Законодательные и нормативные документы в ЖКХ" N 7, июль, 2012. Однако приказ Минрегиона России от 10.12.2012 г. N 535, которым были внесены изменения в указанный выше приказ от 21.11.2011 г. N 543, не был опубликован.
Как следует из п. 8 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. N 763 обязательному официальному опубликованию подлежат только те акты, которые прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ.
Учитывая, что приказы Минрегиона России от 21.11.2011 г. N 543, от 10.12.2012 г. N 535 не подлежат государственной регистрации Министерством юстиции РФ, названные приказы также и не подлежат обязательному официальному опубликованию.
При указанных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о неприменении на территории РФ Приказов Минрегиона России N 535, 543 в связи с несоблюдением процедуры их официального опубликования подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании вышеприведенных норм.
Не могут являться основанием к отмене вынесенного судебного акта и доводы заявителя об отсутствии у него возможности разместить необходимые сведения к моменту проведения проверки на официальном сайте, мотивированные ссылкой на содержание информации, определенной пунктом 9 Стандарта.
По мнению заявителя, Инспекцией было установлено нарушение п. 9 Стандарта. Заявитель считает, что сведения, предусмотренные п. 9 Стандарта не могли быть раскрыты, поскольку на момент проверки бухгалтерская отчетность формировалась и еще не была представлена в налоговые органы, так как налоговые декларации подлежит представлению в срок до 30 марта года следующего за истекшим налоговым периодом (проверка проводилась в период с 19.02.2013 г. по 19.03.2013 г.)
Указанные доводы заявителя были правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку В соответствии с п. 3 Стандарта управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию: общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
При этом Стандарт содержит нормы, которые разъясняют какие конкретно сведения подлежат раскрытию в рамках информации, указанной в п. 3 стандарта. К числу таких норм относится и п. 9 Стандарта, которым указаны конкретные сведения, подлежащие раскрытию в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации.
Как следует из оспариваемого постановления и подтверждается материалами дела, Общество не разместило информацию, предусмотренную Стандартом ни на официальном сайте Минрегиона России, ни на ином сайте для всеобщего доступа неограниченного круга лиц.
Более того, Стандарт не содержит положений, предписывающих раскрывать информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации только после сдачи налоговой декларации.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает доказанным материалами дела событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом указанных выше требований законодательства, из материалов дела не усматривается.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, Инспекцией доказана вина Общества в совершенном правонарушении.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия находит, что арбитражным судом установлено событие административного правонарушения, совершение его Обществом, его вина, а также наличие всех необходимых оснований для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что Обществом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Поскольку за рассмотрение заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности не предусмотрена уплата государственной пошлины, то не облагается государственной пошлиной и апелляционная жалоба по таким заявлениям, вопрос распределения судебных расходов судом не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Русь" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.06.2013 по делу N А70-5015/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА

Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)