Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕНЗЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2206

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 августа 2013 г. по делу N 33-2206


Судья: Захаров В.В.

27 августа 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Сериковой Т.И.
и судей Гордеевой Н.В., Бурдюговского О.В.
при секретаре С.О.

заслушали в открытом судебном заседании по докладу Бурдюговского О.В. дело по апелляционной жалобе генерального директора ОАО "ЭСП" К.И. на решение Железнодорожного районного суда г.Пензы от 19 июня 2013 года, которым постановлено:
Иск С.Г. к ОАО "Энергоснабжающее предприятие" о защите прав потребителей удовлетворить частично.
Взыскать с ОАО "Энергоснабжающее предприятие" (юр. адрес: <адрес>, ИНН N, дата постановки на учет в налоговом органе - 12.07.1993) в пользу С.Г. (ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженка <адрес>, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>) компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
Взыскать с ОАО "Энергоснабжающее предприятие" (юр. адрес: <адрес>, ИНН N, дата постановки на учет в налоговом органе - 12.07.1993) в пользу С.Г. (ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженка <адрес>, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>) штраф за невыполнение требований потребителя в добровольном порядке в размере <данные изъяты> руб.
Взыскать с ОАО "Энергоснабжающее предприятие" (юр. адрес: <адрес>, ИНН N, дата постановки на учет в налоговом органе - 12.07.1993) в доход бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
В удовлетворении остальной части требований о взыскании компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> руб. в иске С.Г. к ОАО "Энергоснабжающее предприятие" о защите прав потребителей отказать.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ОАО "Энергоснабжающее предприятие" по доверенности П.А., просившего решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске в полном объеме, судебная коллегия
установила:

С.Г. обратилась в суд с иском к ОАО "Энергоснабжающее предприятие" о защите прав потребителей, указав, что она являлась собственником квартиры по адресу: <адрес>. Район <данные изъяты> и примыкающий жилой массив по улице и проезду <адрес> снабжается ОАО "Энергоснабжающее предприятие" горячей водой монопольно. До 2009 года между ОАО "Энергоснабжающее предприятие" и ТСЖ "<данные изъяты>" существовал договор на отпуск теплоэнергии и на поставку горячей воды в дом, расположенный по адресу: <адрес>. После установления непосредственной формы управления жильцами ОАО "ЭСП" обязано было заключить договор на поставку теплоносителя и поставку горячей воды с правопреемниками, то есть с каждым жильцом дома. С ней такой договор заключен не был, хотя в своем письменном обращении она требовала оказания этой коммунальной услуги. Ее неоднократные обращения по поводу включения горячей воды оказались безрезультатными, в связи с чем она была вынуждена продать квартиру. Действиями ответчика нарушено ее право на достойное существование. В ходе рассмотрения дела по иску ОАО "Энергоснабжающее предприятие" к ней о взыскании задолженности за оказанные услуги по теплоснабжению у мирового судьи судебного участка N 1 Пензенского района ОАО "Энергоснабжающее предприятие" признало себя обязанным по поставке теплоносителей в горячей воде. Следовательно, имеются технологические сети и точки подключения поставщика. В период с 16.03.2009 по 14.05.2011 она не пользовалась горячей водой исключительно по вине ОАО "ЭСП". Просила суд взыскать с ОАО "Энергоснабжающее предприятие" в ее пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
Представители ОАО "Энергоснабжающее предприятие" по доверенностям П.А. и К.Т. с исковыми требованиями С.Г. не согласились в полном объеме, полагая, что ответственность перед истцом как потребителем может нести только ТСЖ "<данные изъяты>". Их организация действовала в соответствии с договором с ТСЖ "<данные изъяты>" N от 01.01.2007 на отпуск тепловой энергии в горячей воде. По условиям договора в связи с неисполнением ТСЖ графика погашения задолженности они ограничили подачу тепловой энергии для нужд ГВС ТСЖ "<данные изъяты>" 05.05.2009. Нарушений прав С.Г. ими не допущено.
Железнодорожный районный суд <адрес> принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе генеральный директор ОАО "ЭСП" ФИО9 решение суда просил отменить, полагая необоснованным вывод суда о том, что ОАО "Энергоснабжающее предприятие" неправомерно прекратило подачу ГВС истцу и определенное время неправомерно не поставляло истцу указанный коммунальный ресурс. В период с 16.03.2009 по октябрь 2010 года исполнителем по предоставлению коммунальных услуг истцу являлось ТСЖ "<данные изъяты>", чему свидетельствует договор между ОАО "ЭСП" и ТСЖ "<данные изъяты>" N от 01.01.2007 на отпуск тепловой энергии в горячей воде, а также производимая отгрузка. В связи с невыполнением ТСЖ графика погашения задолженности от 17.03.2009 ОАО "ЭСП" 05.05.2009 ограничило подачу тепловой энергии для нужд ГВС ТСЖ "<данные изъяты>", которое и несет ответственность перед своими потребителями, в том числе и истцом С.Г. Вывод суда о том, что они должны были выяснить, какая форма управления действует в отношении многоквартирного дома, в котором проживала истец, и кто должен выступать стороной договоров с ресурсоснабжающей организацией, является необоснованным. Заявление жителей о переходе на непосредственное управление поступило в адрес ОАО "ЭСП" 19.11.2009, после этой даты у жителей не было заключенных договоров с обслуживающей организацией, поэтому отопление домов и расчеты за отопление осуществлялось через ТСЖ "<данные изъяты>". Основная причина отсутствия ГВС с ноября 2009 года связаны с неисполнением организационно-технических мероприятий, указанных в предписании, ни со стороны ТСЖ "<данные изъяты>", ни со стороны жителей. Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является ТСЖ "<данные изъяты>". Настоящий иск подан в ответ на решение мирового судьи о взыскании с С.Г. задолженности за отопление за весь отопительный сезон 2010-2011 годов. Никакого морального ущерба и потрясений истец не получала. Просил принять новое решение об отказе в иске.
Обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как видно из материалов дела, С.Г. в период с 16.03.2009 по 14.05.2011 на праве собственности принадлежала квартира, состоящая из четырех жилых комнат, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.
Управление указанным многоквартирным жилым домом осуществлялось ТСЖ "<данные изъяты>".
29.09.2009 собственниками квартир многоквартирного жилого дома <адрес> было проведено собрание, по результатам которого приняты решения об изменении способа управления вышеназванным жилым домом, о выходе из состава ТСЖ "<данные изъяты>" и об избрании в качестве способа управления домом - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном жилом доме.
01.01.2007 между ОАО "Энергоснабжающее предприятие" и ТСЖ "<данные изъяты>" был заключен договор на отпуск тепловой энергии в горячей воде N, в соответствии с условиями которого ОАО "Энергоснабжающее предприятие" обязалось подавать ТСЖ "<данные изъяты>" через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а ТСЖ "<данные изъяты>" обязалось своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии. Границы ответственности сторон за состояние и обслуживание тепловых сетей между ОАО "Энергоснабжающее предприятие" и ТСЖ "<данные изъяты>" установлены актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 01.01.2007.
ОАО "Энергоснабжающее предприятие" своим письмом от 04.05.2009 N, адресованным председателю ТСЖ "<данные изъяты>", сообщило о том, что в связи с несоблюдением графика погашения текущей задолженности от 17.03.2009 и недопуском представителя ОАО "Энергоснабжающее предприятие" для проведения анализа потребления ГВС, с 05.05.2009 будет прекращена подача тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения ТСЖ "<данные изъяты>" на срок до полного погашения имеющейся задолженности.
В соответствии со ст.4 Закона РФ "О защите прав потребителей" исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору.
Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую этим требованиям.
Требования к качеству услуги по горячему водоснабжению установлены СанПиН 2.1.4. 2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с п.4 указанных Правил в редакции, действовавшей на момент отключения горячего водоснабжения, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По содержанию п.п. 5 и 7 данных Правил обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями. При отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Согласно п.49 Правил (в ранее действовавшей редакции) исполнитель был обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; б) предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором.
В силу с п.9 этих же Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Пунктом 79 Правил (в редакции на момент отключения горячего водоснабжения) было установлено, что исполнитель вправе без предварительного уведомления потребителя приостановить предоставление коммунальных услуг в случае: а) возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение; б) возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения.
Пунктом 80 Правил (в редакции на 05.05.2009) установлено право исполнителя приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае: а) неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения; б) проведения планово-предупредительного ремонта и работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме; в) выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам; г) получения соответствующего предписания уполномоченных государственных или муниципальных органов; д) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования) мощностью, превышающей технические характеристики внутридомовых инженерных систем, указанные в техническом паспорте жилого помещения; е) неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных систем, за техническое состояние которых отвечает потребитель, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни и безопасности граждан, удостоверенного подразделением государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации или иным органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем, а также внутриквартирного оборудования установленным требованиям.
Приложением 1 к Правилам была установлена допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение одного месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали 24 часа; для проведения 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
При предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном Правилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.
СанПиН 2.1.4. 2496 - 09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (п. 3.1.11) установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" (принят постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000 N 158-ст) (с изменениями от 22.07.2003) установлено, что потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; непрерывность потребления.
Оказание услуг по предоставлению потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды должно быть постоянным, за исключением времени перерывов: для проведения ремонтных и профилактических работ; в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей.
Из надзорного производства N, представленного в адрес суда прокуратурой Железнодорожного района г.Пензы, следует, что 28.10.2010 в прокуратуру Железнодорожного района г.Пензы обратились жители домов N по <адрес>. В своем обращении они указали на то, что их дома уже год как перешли на непосредственную форму управления, а руководство ОАО "Энергоснабжающее предприятие" до сих пор не заключает с жильцами договоры на теплоснабжение и ГВС. Имеющая текущая задолженность погашена полностью, дома опрессованы, готовы к приему тепла.
В рамках проводимой проверки 05.04.2011 ОАО "Энергоснабжающее предприятие" в адрес прокурора Железнодорожного района г.Пензы было направлено письмо, в котором сообщалось, что ОАО "Энергоснабжающее предприятие" является поставщиком ресурсов: тепловая энергия в горячей воде для нужд отопления и горячая вода, в том числе и для жителей домов N по <адрес> Однако ОАО "Энергоснабжающее предприятие" не поставляет коммунальные услуги жителям этих домов (ГВС), так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" ОАО "Энергоснабжающее предприятие" не занимается обслуживанием внутридомовых систем отопления и сетей горячего водоснабжения. Между жителями указанных домов и ОАО "Энергоснабжающее предприятие" заключены прямые договоры на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 01.11.2010. Договоры получены под расписку старшими домов, часть договоров подписана жильцами и возвращена в адрес ОАО "Энергоснабжающее предприятие".
Отсутствие горячего водоснабжения в жилых домах по адресу: <адрес> ответчик объяснил техническим состоянием принимающего оборудования потребителей, а именно: сети горячего водоснабжения находятся в аварийном состоянии, им необходим срочный ремонт. Кроме того, согласно указанному ответу более половины потребителей ТСЖ "<данные изъяты>" перешли на индивидуальное отопление и горячее водоснабжение, тем самым нарушив систему отопления и горячего водоснабжения, что привело к изменению проектных нагрузок на жилые дома, которые были установлены застройщиком. Данные перепланировки проводились без согласования с энергоснабжающей организацией. В связи с этим необходимо представить на согласование в адрес ОАО "Энергоснабжающее предприятие" новые проекты жилых домов с измененными нагрузками на горячее водоснабжение. Без устранения вышеуказанных причин подача горячей воды в жилые дома по адресу: <адрес> технически не представляется возможной.
Стороной ответчика не представлено доказательств тому, что в квартире истца производились какие-либо переоборудования системы ГВС, С.Г. такие переоборудования отрицает.
05.05.2009 горячее водоснабжение было отключено исключительно в связи с наличием задолженности по оплате коммунальных ресурсов, других причин для прекращения подачи ГВС ответчиком не указано.
Таким образом, при разрешении спора суд правомерно исходил из того, что подачу горячего водоснабжения в многоквартирный жилой дом, в котором проживала истец, прекратил именно ответчик, а не ТСЖ "<данные изъяты>".
Согласно п.85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (в редакции на момент отключения ГВС) приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
В силу п.86 Правил действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо подаче коммунальных ресурсов) не должны приводить к нарушению прав и интересов граждан, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме.
Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
При этом суд признал установленным и исходил из того, что сторона ответчика, прекратившая подачу горячего водоснабжения истцу, на момент отключения не располагала данными о наличии задолженности истца по оплате жилищно-коммунальных услуг в исследуемый период времени, а, напротив, имела список жителей, имеющих задолженность перед ТСЖ "<данные изъяты>" по состоянию на 01.11.2009, в котором С.Г. отсутствовала.
Следовательно, как указал суд, прекращение подачи ГВС истцу энергоснабжающим предприятием не соответствовало приведенным нормативным требованиям к поставке коммунальных ресурсов.
Судом первой инстанции учтено, что ТСЖ "<данные изъяты>" уже с 2009 года формально не являлось управляющей организацией для вышеуказанного многоквартирного дома, в соответствующем домовладении с сентября 2009 года была установлена непосредственная форма управления, то есть граждане вступили в непосредственные возмездные отношения с энергоснабжающим предприятием как потребители коммунальных ресурсов.
Таким образом, по обоснованному мнению районного суда, обязательства по обеспечению жителей многоквартирного дома N по <адрес> коммунальными услугами надлежащего качества с указанного периода лежали на ОАО "Энергоснабжающее предприятие".
Как следует из п.75 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (в ранее действовавшей редакции), исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
В соответствии со ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Установив факт причинения истцу как потребителю услуг действиями ответчика морального вреда, суд правомерно взыскал с ОАО "Энергоснабжающее предприятие" денежную компенсацию указанного вреда в пользу С.Г.
При определении размера компенсации морального вреда судом учтены все заслуживающие внимания обстоятельства, в частности, индивидуальные особенности истца, степень и характер ее нравственных страданий и переживаний, бытовых неудобств, принципы разумности и справедливости, а также обстоятельства, связанные с тем, что отключение горячего водоснабжения и дальнейшее невозобновление поставки указанного коммунального ресурса было вызвано не только действиями ОАО "Энергоснабжающее предприятие", но и отсутствием предусмотренных законом мероприятий по подготовке системы водоснабжения в указанном многоквартирном доме для подачи ГВС, что от действий ответчика не зависело.
На основании положений п.6 ст.13 Закона РФ "О защите прав потребителей" с ответчика в пользу истца правильно взыскан штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Выводы суда основаны на установленных обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, которым дана надлежащая оценка.
Нормы материального права судом применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено.
Доводы жалобы были предметом исследования и оценки районным судом. направлены на переоценку объективно установленного судом первой инстанции, о незаконности судебного решения не свидетельствуют, основанием к отмене решения суда не являются.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Железнодорожного районного суда г.Пензы от 19.06.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу генерального директора ОАО "ЭСП" ФИО9 - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)