Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.12.2012 ПО ДЕЛУ N 33-7464

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 декабря 2012 г. по делу N 33-7464


Судья: Аршинова Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Рябихина О.Е.,
судей Саяпиной Е.Г., Шмидт Т.Е.,
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" к товариществу собственников жилья-2 Фрунзенского района г. Саратова, товариществу собственников жилья-5 Фрунзенского района г. Саратова о признании незаконными общих собраний членов товарищества собственников жилья, решений общих собраний собственников жилья по апелляционной жалобе товарищества собственников жилья-2 Фрунзенского района г. Саратова, товарищества собственников жилья-5 Фрунзенского района г. Саратова на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 23 октября 2012 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Саяпиной Е.Г., объяснения представителя товарищества собственников жилья-2 и товарищества собственников жилья-5 Фрунзенского района г. Саратова - Л., представителей администрации Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратова" К. и К.Ю., обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия

установила:

администрация Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация Фрунзенского района МО "Город Саратов") обратилась в суд с исковым заявлением к товариществу собственников жилья-2 Фрунзенского района г. Саратова (далее - ТСЖ-2), товариществу собственников жилья-5 Фрунзенского района г. Саратова (далее - ТСЖ-5), в котором с учетом уточнений просила признать несостоявшимся общее собрание членов ТСЖ-2 от <дата> в форме заочного голосования ввиду отсутствия кворума и несоблюдения формы проведения общего собрания, признать незаконными принятые на нем решения, оформленные протоколом от <дата>; признать несостоявшимся общее собрание членов ТСЖ-5 от <дата> в форме заочного голосования ввиду отсутствия кворума и несоблюдения формы проведения общего собрания, признать незаконными принятые на нем решения, оформленные протоколом от <дата>.
Свои требования мотивирует тем, что муниципальное образование "Город Саратов" (далее - МО "Город Саратов") является собственником муниципальных жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах общей площадью <данные изъяты> кв. м, входящих в ТСЖ-5, и площадью <данные изъяты> кв. м, входящих в ТСЖ-2. Администрация Фрунзенского района МО "Город Саратов" является представителем муниципального образования "Город Саратов" на основании доверенности от <дата> N, выданной комитетом по управлению имуществом г. Саратова. <дата> состоялись общие собрания членов ТСЖ-5 и ТСЖ-2 в форме заочного голосования. Решения собраний оформлены протоколом от <дата> по ТСЖ-5 и протоколом от <дата> по ТСЖ-2. По мнению истца, общие собрания проведены с нарушением требований закона, нарушают права и законные интересы муниципального образования "Город Саратов", как собственника муниципальных жилых и нежилых помещений ТСЖ-5 и ТСЖ-2.
Истец указывает, что правлением ТСЖ-5 и ТСЖ-2 незаконно приняты решения о проведении собраний в форме заочного голосования, так как правление не наделено полномочиями по определению формы проведения годового собрания членов ТСЖ. Администрация района считает, что принятые на общих собраниях решения являются незаконными, ввиду отсутствия необходимого кворума, поскольку при подсчете голосов следует исключить долю муниципального образования "Город Саратов", а также долю иных собственников помещений в многоквартирном доме, не являющихся членами ТСЖ.
Решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 23 октября 2012 года общее собрание членов ТСЖ-2 от <дата> в форме заочного голосования, решения, принятые на нем и оформленные протоколом от <дата>, а также общее собрание членов ТСЖ-5 от <дата> в форме заочного голосования и решения, принятые на нем, оформленные протоколом от <дата>, признаны незаконными.
В апелляционной жалобе ТСЖ-2 и ТСЖ-5 просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывают, что оспариваемое решение принято судом с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу. Авторы жалобы указывают, что в соответствии с законодательством, действующим на момент регистрации ТСЖ-2 и ТСЖ-5 в качестве юридических лиц <дата>, членами ТСЖ автоматически становились все физические и юридические лица, имеющие в собственности помещения в кондоминиуме. МО "Город Саратов" на указанную выше дату являлось собственником жилых и нежилых помещений, расположенных в жилых домах, образовавших ТСЖ-2 и ТСЖ-5, площадью превышающей <данные изъяты> от площади всех собственников помещений в таких домах. Согласно уставам вышеназванных ТСЖ, принятых на общем собрании <дата>, членами товарищества являлись все физические и юридические лица, имеющие в собственности жилые и нежилые помещения. В связи с введением в действие ЖК РФ изменился порядок приема в члены ТСЖ, согласно которому собственники становятся членами ТСЖ после подачи ими соответствующего заявления. Заявление МО "Город Саратов" о вступлении в члены ТСЖ-2 и ТСЖ-5 было подано от имени МУ "ДЕЗ" на основании доверенностей от <дата>, выданных комитетом по управлению имуществом г. Саратова. Указанные заявления, по мнению авторов жалобы, необоснованно не были приняты судом первой инстанции в качестве доказательств возникновения членства МО "Город Саратов с <дата>. Авторы жалобы не согласны с выводом суда о проведении собраний с участием неуполномоченного лица от имени МО "Город Саратов", поскольку в общих собраниях членов ТСЖ принимал участие представитель администрации Фрунзенского района МО "Город Саратов" на основании доверенности, оформленной надлежащим образом. По мнению заявителей, признание судом незаконным проведения общего собрания членов ТСЖ в форме заочного голосования противоречит нормам ЖК РФ.
Администрацией Фрунзенского района МО "Город Саратов" на доводы апелляционной жалобы поданы возражения, в которых автор просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ТСЖ-2 и ТСЖ-5 Л. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить.
Представители администрации Фрунзенского района МО "Город Саратов" К.Ю., К. в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется.
В ст. 146 ЖК РФ (в редакции ФЗ от 04 июня 2011 N 123-ФЗ) определен порядок организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья, согласно которому уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом) либо иным способом, предусмотренным решением общего собрания членов товарищества или уставом товарищества. Уведомление направляется не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания. Положения ст. ст. 45 - 48 ЖК РФ распространяются на порядок проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья, если иное не установлено ЖК РФ. В уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья указываются сведения о лице, по инициативе которого созывается общее собрание, место и время проведения собрания, повестка дня общего собрания. Общее собрание членов товарищества собственников жилья не вправе выносить на обсуждение вопросы, которые не были включены в повестку дня. Правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья, устанавливаются в соответствии со ст. 45 ЖК РФ и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют члены товарищества или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решение общего собрания членов товарищества собственников жилья может быть принято путем проведения заочного голосования в порядке, установленном ст. ст. 47, 48 ЖК РФ.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия необходимого для проведения общего собрания членов ТСЖ-2 и ТСЖ-5 кворума, поскольку от имени истца в голосовании принимало участие неуполномоченное лицо, на дату оспариваемых собраний МО "Город Саратов" членом ТСЖ -2 и ТСЖ-5 не являлось.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, <дата> состоялось общее собрание членов ТСЖ-2 и ТСЖ-5 в форме заочного голосования, что следует из протоколов от <дата> (ТСЖ-2) и от <дата> (ТСЖ-5), составленных по итогам вышеуказанных собраний.
ТСЖ-2 и ТСЖ-5 зарегистрированы в качестве юридических лиц <дата>.
На момент создания указанных ТСЖ действовал федеральный закон от 15 июня 1996 года N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья", в соответствии со ст. 32 которого членами ТСЖ становились все физические и юридические лица, имеющие в собственности помещения в кондоминиуме на момент регистрации ТСЖ в качестве юридического лица.
Постановлением Конституционного Суда от 03 апреля 1998 года N 10-П "По делу о проверке конституционности п. п. 1, 3, 4 ст. 32 и п. п. 2 и 3 ст. 49 Федерального закона от 15 июня 1996 года "О товариществах собственников жилья" в связи с запросом Советского районного суда города Омска" п. п. 1, 3 и 4 ст. 32 Федерального закона от 15 июня 1996 года "О товариществах собственников жилья" в той мере, в какой они допускают обязательность членства в товариществе собственников жилья без добровольного волеизъявления домовладельца признаны не соответствующими ст. 30 Конституции РФ.
Указанный Закон утратил свою силу с 01 марта 2005 года в связи с принятием ЖК РФ, согласно которому членство в ТСЖ возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в ТСЖ (ч. 1 ст. 143 ЖК РФ).
На момент создания ТСЖ-2 и ТСЖ-5 интересы муниципального собственника жилищного и нежилого фондов представляло муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика по Фрунзенскому району г. Саратова" (далее - МУ "ДЕЗ") на основании доверенностей, выданных комитетом по управлению имуществом г. Саратова <дата>.
Как определено в ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу. Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 3 ст. 187 ГК РФ доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ст. 185 настоящего Кодекса.
В силу пп. 3 п. 1 ст. 16 ФЗ РФ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относятся к вопросам местного значения городского округа.
Администрация Фрунзенского района МО "Город Саратов" является территориальным структурным подразделением МО "Город Саратов" и осуществляет от ее имени исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Фрунзенского района г. Саратова.
Согласно постановлению мэра г. Саратова от 12 мая 2005 года N 219 "О мерах по реализации на территории г. Саратова положений ЖК РФ и порядке участия МО "Город Саратов" в управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности" (с изменениями от 13 июня 2007 года, 04 июня 2008 года), утверждено положение о порядке участия МО "Город Саратов" в управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности. Указанным постановлением определено комитету по управлению имуществом города при назначении на должность нового главы администрации района производить выдачу доверенности (с правом передоверия) на право участия в голосовании от имени МО "Город Саратов" на общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах, в которых имеется доля муниципальной собственности. Копии нотариально заверенных доверенностей, выданных администрацией соответствующего района своим представителям, направляются в комитет по управлению имуществом города.
Решением Саратовской городской Думы от 29 января 2009 года N 36-398 "О положениях об администрациях районов МО "Город Саратов" утверждено положение об администрации Фрунзенского района, которым (п. 3.1.2) предусмотрено, что администрация Фрунзенского района в сфере владения, пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности, по доверенности от имени МО "Город Саратов" осуществляет права собственника жилых помещений в многоквартирных домах.
В качестве доказательств вступления муниципального образования в члены ТСЖ-2 и ТСЖ-5 ответчиком в суд первой инстанции представлены копии заявлений от <дата> от имени МУ "ДЕЗ", действовавшего на основании вышеуказанной доверенности.
Из текста доверенности от <дата> следует, что МУ "ДЕЗ" были предоставлены следующие полномочия: осуществлять действия, связанные с представлением интересов администрации г. Саратова в учреждениях, организациях, предприятиях с различными формами собственности; осуществлять действия, связанные с представлением интересов администрации г. Саратова, в органах управления товариществ, подписывать соответствующие протоколы.; присутствовать, выступать на общих собраниях, заседаниях правлениях товариществ, в порядке, предусмотренном учредительными документами; знакомиться с повесткой дня предстоящего общего собрания, заседания правления товариществ; контролировать целевое использование дотаций и субсидий, получаемых товариществами из городского бюджета; своевременно уведомлять комитет по управлению имуществом города и районную администрацию об отказе представлять администрации г. Саратова в товариществах; представлять отчет в комитет о принятых общим собранием и правлением товариществ решениях, а также иную информацию, затрагивающую интересы МО "Город Саратов" и товарищества в целом.
Исходя из буквального толкования текста данной доверенности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на <дата> у МУ "ДЕЗ" не имелось полномочий на подачу заявления от имени комитета по управлению имуществом г. Саратова о вступлении в члены ТСЖ-2 и ТСЖ-5. Доказательств, подтверждающих принятие в установленном законом порядке МО "Город Саратов" в члены ТСЖ-2 и ТСЖ-5 после <дата>, ответчиками не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что на момент проведения оспариваемого собрания МО "Город Саратов" членом ТСЖ-2 и ТСЖ-5 не являлось, в связи с чем не вправе было принимать участие в голосовании.
Значимыми по делу обстоятельствами при разрешении данного спора являются факты о наличии кворума, легитимности лиц, участвующих в голосовании, соблюдения порядка голосования и подсчета голосов.
Проверяя доводы жалобы и обоснованность выводов суда первой инстанции об отсутствии кворума общего собрания членов ТСЖ-2 и ТСЖ-5, судебная коллегия приходит к выводу о достоверности произведенных судом расчетов.
Бремя доказывания значимого обстоятельства о наличии кворума общего собрания лежит на ответчике. Оснований для переоценки доказательств по делу у судебной коллегии не имеется.
Довод жалобы о том, что участие в голосовании на оспариваемых собраниях от имени МО "Город Саратов" принимал К.Ю. (первый заместитель главы администрации Фрунзенского района г. Саратова) по доверенности от <дата> N, не является основанием к отмене решения, поскольку доверенность К.Ю. была выдана в порядке передоверия без нотариального удостоверения.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что в общем собрании членов ТСЖ-2 и ТСЖ-5 от имени собственника муниципальных жилых и нежилых помещений, не являющегося членом ТСЖ-2 и ТСЖ-5, принимало участие и голосовало неуполномоченное собственником помещений лицо.
Доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судом доказательств и обстоятельств по делу, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Имеющаяся в жалобе ссылка на несогласие с выводами суда первой инстанции о несоблюдении формы проведения общего собрания основанием к отмене решения суда не является.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела (в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционных жалобах), судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 23 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья-2 Фрунзенского района г. Саратова, товарищества собственников жилья-5 Фрунзенского района г. Саратова - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)