Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Акимовой М.А., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ "Алдан", ОГРН 1053435073560, ИНН 3435071926 (г. Волжский Волгоградская область)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 17 декабря 2012 года по делу N А12-29253/2012 (судья Середа Н.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ "Алдан", ОГРН 1053435073560, ИНН 3435071926 (г. Волжский Волгоградская область)
к отделу надзорной деятельности по г. Волжскому Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства чрезвычайных ситуации России по Волгоградской области (г. Волжский Волгоградская область)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ "Алдан" с заявлением об оспаривании постановления отдела надзорной деятельности по г. Волжскому Управления надзорной деятельности ГУ МЧС РФ по Волгоградской области по делу об административном правонарушении от 20 ноября 2012 г., в соответствии с которым ООО "Управляющая компания ЖКХ "Алдан" привлечено к административной ответственности по ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 150 000 руб.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 17 декабря 2012 года в удовлетворении заявленного ООО "Управляющая компания ЖКХ "Алдан" требования отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ "Алдан" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить.
ООО "Управляющая компания ЖКХ "Алдан" и отдел надзорной деятельности по г. Волжскому Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства чрезвычайных ситуации России по Волгоградской области в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела указанные лица извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются почтовые уведомления NN 78533, 78533. Почтовые отправления вручены указанным лицам 24 января 2012 года. Информация о месте и времени судебного заседания размещена 19 января 2012 года в сети Интернет, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с поступившим обращением гражданина по согласованию с прокуратурой на основании распоряжения главного государственного инспектора города Волжского по пожарному надзору начальника ОНД по г. Волжскому УНД ГУ МЧС РФ по Волгоградской области Айсина Р.Х. N 831 от 25 октября 2012 г. о проведении внеплановой выездной проверки в период 7 и 8 ноября 2012 г. проведена проверка Общества на предмет соблюдения обязательных требований правил пожарной безопасности.
07 ноября 2012 года государственным инспектором по пожарному надзору по г. Волжскому инспектором ОНД по г. Волжскому УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области Дударенко В.В. в присутствии исполнительного директора общества Донцовой Е.В. и двух понятых составлен протокол осмотра на территории помещений ООО "УК ЖКХ "Алдан" по адресу: ул. Молодежная, 42.
В ходе проверки дома N 42 по ул. Молодежная г. Волжского установлен ряд нарушений требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390 "О противопожарном режиме", СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", что нашло отражение в акте проверки составленном в присутствии исполнительного директора общества Донцовой Е.В. от 08 ноября 2012 г. N 831 (всего по 25 позициям).
16 ноября 2012 года государственным инспектором г. Волжского по пожарному надзору инспектором ОНД по г. Волжскому Дударенко В.В. в присутствии исполнительного директора ООО "УК ЖКХ "Алдан" Донцовой Е.В., действующей на основании доверенности от 15 ноября 2012 года N 14/12 составлены протокол N 477101 о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, протокол N 477747 о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, протокол N 477748 о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Определение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении получено ООО "УК ЖКХ "Алдан" 19 ноября 2012 года, о чем имеется отметка общества вх. N 2273.
Дело об административном правонарушении в отношении общества рассмотрено 20 ноября 2012 года главным государственным инспектором города Волжского по пожарному надзору начальником ОНД по г. Волжскому УНД ГУ МЧС РФ по Волгоградской области Айсиным Р.Х. в отсутствии представителя ООО "Управляющая компания "Алдан" надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, по результатам рассмотрения принято постановление, в соответствии с которым ООО "Управляющая компания "Алдан" привлечено к административной ответственности по ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 150 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление является незаконным и затрагивает интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Управляющая компания ЖКХ "Алдан" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Дело арбитражным судом рассмотрено в порядке параграфа второго главы 25 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленного ООО "Управляющая компания ЖКХ "Алдан" требования, суд первой инстанции исходил из того, что событие административного правонарушения установлено, в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, порядок привлечения ООО "Управляющая компания ЖКХ "Алдан" к административной ответственности не нарушен.
Обжалуя судебный акт, Общество ссылается на то, что оно не является субъектом вмененных ему административных правонарушений. При этом апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих фактические обстоятельства дела.
Суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению при рассмотрении настоящего дела.
В силу статьи 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г.
Объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (статья 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03).
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Наряду с данными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 Правил).
В соответствии со статьей 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
Требования пожарной безопасности определены в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник вправе по своему усмотрению передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.
Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены способы управления многоквартирным домом, к числу которых относятся: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, представлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанными Правилами также предусмотрена ответственность управляющей организации за ненадлежащее содержание общего имущества (пункт 42).
Согласно п. 3.1.1. договора управления многоквартирным домом от 01 мая 2012 г. N 21/2012, заключенного между ООО "Управляющая компания ЖКХ "Алдан" и ТСЖ "Молодежная, 42", управляющая компания обязана оказывать услуги по управлению в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда по перечню, объему работ и условиям из выполнения, определяемыми в соответствии с порядком, установленном действующим жилищным законодательством РФ.
Таким образом, в соответствии частью 1 статьи 161 ЖК РФ Общество, не являясь собственником, пользователем общих помещений многоквартирных домов, на возмездной основе отвечает за их безопасную эксплуатацию и обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирных домах.
Следовательно, именно Общество является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства принятия Обществом мер, направленных на соблюдение норм пожарной безопасности, на основании вышеизложенного суд считает доказанной вину ООО "Управляющая компания ЖКХ "Алдан" в совершении вменяемого ему правонарушения.
Вина ООО "Управляющая компания ЖКХ "Алдан" и факт нарушения правил пожарной безопасности подтверждаются, актом совместной проверки от 08 ноября 2012 года, протоколами об административных правонарушениях от 16 ноября 2012 года NN 477101, 477747, 477748, постановлением по делу об административном правонарушении от 20 ноября 2012 года, договором управления многоквартирным домом от 01 мая 2012 года N 21/2012. Кроме того, правонарушитель не отрицает наличие выявленных нарушений, полагает, что ответственность должно нести должностное лицо - руководитель управляющей компании, а не сама управляющая компания, которая в соответствии со ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ не является субъектом вмененного правонарушения.
В данном случае вина Общества в совершении административного правонарушения заключается в том, что обществом не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований Правил пожарной безопасности с целью предотвращения совершения административного правонарушения.
Процессуальных нарушений при проведении проверки и привлечении к ответственности, влекущих признание незаконным и отмену постановления по делу об административном правонарушении, административным органом не допущено.
Довод заявителя о том, что ответственности подлежит только должностное лицо, в данном случае не имеет правового значения, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо (каковым является должностное лицо), равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Доводы апелляционный жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Фактически доводы направлены на переоценку установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств дела. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Податель апелляционной жалобы не указывает, каким обстоятельствам суд первой инстанции не дал оценки, не представляет новых доказательств и на наличие таковых не ссылается.
Решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела, документально подтвержденным представленными доказательствами, нормам материального права. Нарушений норм процессуального права при принятии судебного акта не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба ООО "Управляющая компания ЖКХ "Алдан" подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 17 декабря 2012 года по делу N А12-29253/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ "Алдан (г. Волжский Волгоградская область) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Судьи
М.А.АКИМОВА
Т.С.БОРИСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.02.2013 ПО ДЕЛУ N А12-29253/2012
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2013 г. по делу N А12-29253/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Акимовой М.А., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ "Алдан", ОГРН 1053435073560, ИНН 3435071926 (г. Волжский Волгоградская область)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 17 декабря 2012 года по делу N А12-29253/2012 (судья Середа Н.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ "Алдан", ОГРН 1053435073560, ИНН 3435071926 (г. Волжский Волгоградская область)
к отделу надзорной деятельности по г. Волжскому Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства чрезвычайных ситуации России по Волгоградской области (г. Волжский Волгоградская область)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ "Алдан" с заявлением об оспаривании постановления отдела надзорной деятельности по г. Волжскому Управления надзорной деятельности ГУ МЧС РФ по Волгоградской области по делу об административном правонарушении от 20 ноября 2012 г., в соответствии с которым ООО "Управляющая компания ЖКХ "Алдан" привлечено к административной ответственности по ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 150 000 руб.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 17 декабря 2012 года в удовлетворении заявленного ООО "Управляющая компания ЖКХ "Алдан" требования отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ "Алдан" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить.
ООО "Управляющая компания ЖКХ "Алдан" и отдел надзорной деятельности по г. Волжскому Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства чрезвычайных ситуации России по Волгоградской области в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела указанные лица извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются почтовые уведомления NN 78533, 78533. Почтовые отправления вручены указанным лицам 24 января 2012 года. Информация о месте и времени судебного заседания размещена 19 января 2012 года в сети Интернет, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с поступившим обращением гражданина по согласованию с прокуратурой на основании распоряжения главного государственного инспектора города Волжского по пожарному надзору начальника ОНД по г. Волжскому УНД ГУ МЧС РФ по Волгоградской области Айсина Р.Х. N 831 от 25 октября 2012 г. о проведении внеплановой выездной проверки в период 7 и 8 ноября 2012 г. проведена проверка Общества на предмет соблюдения обязательных требований правил пожарной безопасности.
07 ноября 2012 года государственным инспектором по пожарному надзору по г. Волжскому инспектором ОНД по г. Волжскому УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области Дударенко В.В. в присутствии исполнительного директора общества Донцовой Е.В. и двух понятых составлен протокол осмотра на территории помещений ООО "УК ЖКХ "Алдан" по адресу: ул. Молодежная, 42.
В ходе проверки дома N 42 по ул. Молодежная г. Волжского установлен ряд нарушений требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390 "О противопожарном режиме", СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", что нашло отражение в акте проверки составленном в присутствии исполнительного директора общества Донцовой Е.В. от 08 ноября 2012 г. N 831 (всего по 25 позициям).
16 ноября 2012 года государственным инспектором г. Волжского по пожарному надзору инспектором ОНД по г. Волжскому Дударенко В.В. в присутствии исполнительного директора ООО "УК ЖКХ "Алдан" Донцовой Е.В., действующей на основании доверенности от 15 ноября 2012 года N 14/12 составлены протокол N 477101 о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, протокол N 477747 о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, протокол N 477748 о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Определение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении получено ООО "УК ЖКХ "Алдан" 19 ноября 2012 года, о чем имеется отметка общества вх. N 2273.
Дело об административном правонарушении в отношении общества рассмотрено 20 ноября 2012 года главным государственным инспектором города Волжского по пожарному надзору начальником ОНД по г. Волжскому УНД ГУ МЧС РФ по Волгоградской области Айсиным Р.Х. в отсутствии представителя ООО "Управляющая компания "Алдан" надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, по результатам рассмотрения принято постановление, в соответствии с которым ООО "Управляющая компания "Алдан" привлечено к административной ответственности по ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 150 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление является незаконным и затрагивает интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Управляющая компания ЖКХ "Алдан" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Дело арбитражным судом рассмотрено в порядке параграфа второго главы 25 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленного ООО "Управляющая компания ЖКХ "Алдан" требования, суд первой инстанции исходил из того, что событие административного правонарушения установлено, в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, порядок привлечения ООО "Управляющая компания ЖКХ "Алдан" к административной ответственности не нарушен.
Обжалуя судебный акт, Общество ссылается на то, что оно не является субъектом вмененных ему административных правонарушений. При этом апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих фактические обстоятельства дела.
Суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению при рассмотрении настоящего дела.
В силу статьи 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г.
Объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (статья 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03).
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Наряду с данными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 Правил).
В соответствии со статьей 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
Требования пожарной безопасности определены в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник вправе по своему усмотрению передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.
Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены способы управления многоквартирным домом, к числу которых относятся: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, представлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанными Правилами также предусмотрена ответственность управляющей организации за ненадлежащее содержание общего имущества (пункт 42).
Согласно п. 3.1.1. договора управления многоквартирным домом от 01 мая 2012 г. N 21/2012, заключенного между ООО "Управляющая компания ЖКХ "Алдан" и ТСЖ "Молодежная, 42", управляющая компания обязана оказывать услуги по управлению в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда по перечню, объему работ и условиям из выполнения, определяемыми в соответствии с порядком, установленном действующим жилищным законодательством РФ.
Таким образом, в соответствии частью 1 статьи 161 ЖК РФ Общество, не являясь собственником, пользователем общих помещений многоквартирных домов, на возмездной основе отвечает за их безопасную эксплуатацию и обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирных домах.
Следовательно, именно Общество является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства принятия Обществом мер, направленных на соблюдение норм пожарной безопасности, на основании вышеизложенного суд считает доказанной вину ООО "Управляющая компания ЖКХ "Алдан" в совершении вменяемого ему правонарушения.
Вина ООО "Управляющая компания ЖКХ "Алдан" и факт нарушения правил пожарной безопасности подтверждаются, актом совместной проверки от 08 ноября 2012 года, протоколами об административных правонарушениях от 16 ноября 2012 года NN 477101, 477747, 477748, постановлением по делу об административном правонарушении от 20 ноября 2012 года, договором управления многоквартирным домом от 01 мая 2012 года N 21/2012. Кроме того, правонарушитель не отрицает наличие выявленных нарушений, полагает, что ответственность должно нести должностное лицо - руководитель управляющей компании, а не сама управляющая компания, которая в соответствии со ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ не является субъектом вмененного правонарушения.
В данном случае вина Общества в совершении административного правонарушения заключается в том, что обществом не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований Правил пожарной безопасности с целью предотвращения совершения административного правонарушения.
Процессуальных нарушений при проведении проверки и привлечении к ответственности, влекущих признание незаконным и отмену постановления по делу об административном правонарушении, административным органом не допущено.
Довод заявителя о том, что ответственности подлежит только должностное лицо, в данном случае не имеет правового значения, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо (каковым является должностное лицо), равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Доводы апелляционный жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Фактически доводы направлены на переоценку установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств дела. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Податель апелляционной жалобы не указывает, каким обстоятельствам суд первой инстанции не дал оценки, не представляет новых доказательств и на наличие таковых не ссылается.
Решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела, документально подтвержденным представленными доказательствами, нормам материального права. Нарушений норм процессуального права при принятии судебного акта не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба ООО "Управляющая компания ЖКХ "Алдан" подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 17 декабря 2012 года по делу N А12-29253/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ "Алдан (г. Волжский Волгоградская область) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Судьи
М.А.АКИМОВА
Т.С.БОРИСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)