Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.03.2013 N 17АП-1845/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А71-11630/2012

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2013 г. N 17АП-1845/2013-ГК

Дело N А71-11630/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 марта 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Назаровой В.Ю.,
судей Дружининой Л.В., Лихачевой А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андреевской Е.И.
- от участников процесса представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления имущественных отношений администрации г. Ижевска
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 28 декабря 2012 года
по делу N А71-11630/2012
принятое судьей Е.В.Желновой
по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Авторемзавод-Индустриальный" (ОГРН 1101831002756, ИНН 1831141404)
к муниципальному образованию "город Ижевск" в лице администрации г. Ижевска, администрации г. Ижевска в лице Управления имущественных отношений г. Ижевска, администрации г. Ижевска в лице Управления Жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ижевска
о взыскании задолженности по оплате долга по расходам по техническому обслуживанию, капитальному ремонту и коммунальным услугам,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Авторемзавод-Индустриальный" (далее - ООО УК "Авторемзавод-Индустриальный", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к муниципальному образованию "город Ижевск" в лице администрации г. Ижевска (далее - ответчик) о взыскании 346 715,56 руб. долга по расходам за техническое обслуживание и капитальный ремонт общего имущества МКД N 66 по ул. Воткинское Шоссе, г. Ижевска и коммунальным услугам (отопление), предоставленным в нежилые помещения общей площадью 351 кв. за период с 01.10.2009 по 30.06.2012 (л.д. 6-7).
В ходе судебного заседания 13.11.2012 судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено устное ходатайство истца об уточнении иска в части взыскания долга в сумме 290 498,55 руб. (л.д. 54).
Кроме того, определением суда от 13.11.2012 по ходатайству ответчика привлечены в качестве соответчиков по делу администрация г. Ижевска в лице Управления имущественных отношений г. Ижевска и администрация г. Ижевска в лице Управления Жилищно-коммунального хозяйства г. Ижевска (л.д. 55-56).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 декабря 2012 года (резолютивная часть от 27.12.2012, судья Е.В.Желнова) исковые требования удовлетворены, с муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления имущественных отношений г. Ижевска за счет средств казны муниципального образования в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Авторемзавод-Индустриальный" взыскан долг в сумме 290 498 руб. 55 коп., а также 8809 руб. 97 коп. в возмещение расходов по оплате госпошлины по иску. В удовлетворении иска к муниципальному образованию "город Ижевск" в лице администрации г. Ижевска и администрации г. Ижевска в лице Управление Жилищно-коммунального хозяйства г. Ижевска отказано (л.д. 111-120).
Ответчик (МО "город Ижевск" в лице Управления имущественных отношений г. Ижевска), оспаривая решение суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части возложения обязанности по оплате за капитальный ремонт на муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления имущественных отношений г. Ижевска, полагая, что главным распорядителем в отношении расходов МО "город Ижевск" по оплате за капитальный ремонт общего имущества МКД является Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ижевска. Заявитель жалобы указывает на то, что бюджетом МО "город Ижевск" предусмотрено выделение средств Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ижевска на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2010-2011 гг. Кроме того в функции Управления в соответствии с Положением (утв. решением городской Думы г. Ижевска от 30.10.2007 N 314) входит заключение договоров управления многоквартирными домами от имени собственника муниципальных помещений, заключение договоров на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, находящегося в управлении ТСЖ, в части доли муниципальных помещений. Положением, утвержденным Постановлением администрации г. Ижевска от 29.09.2009 N 941, определен порядок возмещения затрат по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов. УЖКХ уполномочено заключать с управляющими организациями договоры долевого финансирования расходов по капитальному ремонту многоквартирных домов. Апеллянт также полагает, что истец в нарушение ч. 2 ст. 125 АПК РФ не уточнил требования к каждому из ответчиков.
В судебное заседание 25.03.2013 представитель заявителя жалобы не явился.
Истец и остальные ответчики отзывы на жалобу не представили, в судебное заседание не явились.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением общего собрания собственников многоквартирного дома N 66 по ул. Воткинское Шоссе в г. Ижевске, оформленным протоколом N 1 от 05.05.2008 (л.д. 23-25), и договором управления многоквартирным домом от 21.04.2008 (л.д. 12-17), истец по делу - общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Авторемзавод-Индустриальный", осуществляет функции по управлению многоквартирным домом N 66 по ул. Воткинское Шоссе, г. Ижевска.
Муниципальному образованию города Ижевска принадлежат на праве собственности нежилые помещения общей площадью 351 кв. м, расположенные в МКД N 66 по ул. Воткинское Шоссе, г. Ижевска (л.д. 18-20).
Как указал истец в исковом заявлении, платежи за техническое обслуживание и капитальный ремонт общего имущества МКД N 66 по ул. Воткинское Шоссе, г. Ижевска, а также оплата по коммунальным услугам (отопление), предоставленным в нежилые помещения общей площадью 351 кв. м за период с 01.01.2009 по 30.06.2012, ответчиком не вносились. По расчетам истца, общая сумма задолженности составляет 290 498,55 руб.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и взыскивая задолженность с муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления имущественных отношений г. Ижевска, исходил из положений ст. 210, 249, 290 ГК РФ, 36, 39, 158 ЖК РФ, согласно которым бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме лежит на собственнике имущества, а также судом учтено, что в соответствии с пунктом 2.10 Положения Управления имущественных отношений администрации г. Ижевска, утвержденного решением Городской Думы города Ижевска N 116 от 06.06.2006, контроль за использованием муниципального имущества, переданного в оперативное управление, хозяйственное ведение, в аренду или безвозмездное пользование осуществляет администрация г. Ижевска в лице Управления имущественных отношений г. Ижевска.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судом действующего законодательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу п.п. 1, 2 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания...) и Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила изменения размера...), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006. N 491.
Пунктом 28 Правил содержания... предусмотрено, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией, либо путем внесения обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного кооператива.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, спорные нежилые помещения площадью 351 кв. м, находящиеся в многоквартирном жилом доме 66 по ул. Воткинское шоссе в г. Ижевске, принадлежат на праве собственности муниципальному образованию "город Ижевск" (л.д. 18-20), следовательно, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования к муниципальному образованию "город Пермь" как к собственнику спорных помещений.
Бремя содержания общедомового имущества обязано нести в данном случае муниципальное образование.
Истцом представлен расчет суммы, подлежащей уплате ответчиком (л.д. 76-77), расчет проверен судом первой и апелляционной инстанции, является правильным, составленным в соответствии с утвержденными тарифами. Арифметическая составляющая сторонами не оспаривается, контррасчет ответчиком не представлен (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (п. 2 статьи 18 Федерального закона N 131 от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления).
В соответствии с пунктом 2.10 Положения Управления имущественных отношений администрации г. Ижевска, утвержденного решением Городской Думы города Ижевска N 116 от 06.06.2006, контроль за использованием муниципального имущества, переданного в оперативное управление, хозяйственное ведение, в аренду или безвозмездное пользование осуществляет администрация г. Ижевска в лице Управления имущественных отношений г. Ижевска.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно установил, что надлежащим ответчиком по требованию о взыскании задолженности по техническому обслуживанию и капитальному ремонту общего имущества МКД за период с 01.01.2010 по 30.06.2012, а также по коммунальным услугам (отопление) в размере 290 498,55 руб. является администрация г. Ижевска в лице Управления имущественных отношений г. Ижевска.
Расходы на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов являются расходными обязательствами администрации г. Ижевска в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации и относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, как исполнение его расходных обязательств.
Как указано выше, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Указанные нормы дают право и определяют возможность внесения муниципальным образованием средств на содержание своего муниципального имущества.
Доказательств исполнения обязательств по оплате расходов за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, Воткинское шоссе, 66, а также коммунальных услуг в период с 01.01.2010 года по 30.06.2012 года в материалы дела в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, в связи с чем указанная задолженность правомерно взыскана судом первой инстанции с муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления имущественных отношений г. Ижевска в соответствии с пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет средств казны муниципального образования.
С учетом изложенного, апелляционным судом отклоняются доводы заявителя жалобы о возложении расходов по оплате за капитальный ремонт общего имущества МКД на УЖКХ администрации г. Ижевска.
Признаны несостоятельными и подлежащими отклонению доводы апеллянта о нарушении истцом положений ст. 125 АПК РФ, в соответствии с которыми истец должен был уточнить материальные требования к каждому из ответчиков.
Как видно из материалов дела, в ходе судебного заседания 13.11.2012 по ходатайству ответчика МО "город Ижевск" в лице администрации г. Ижевска к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация г. Ижевска в лице Управления имущественных отношений г. Ижевска и администрация г. Ижевска в лице Управления Жилищно-коммунального хозяйства г. Ижевска (л.д. 55-56), и истцом уточнены требования в порядке ст. 49 АПК РФ о взыскании с ответчиков долга в сумме 290 498,55 руб., судом установлен надлежащий ответчик и исковые требования удовлетворены к нему в заявленном размере, в удовлетворении требований к остальным ответчикам - отказано.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.12.2012 является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит (статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 декабря 2012 года по делу N А71-11630/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий
В.Ю.НАЗАРОВА

Судьи
А.Н.ЛИХАЧЕВА
Л.В.ДРУЖИНИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)