Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.04.2013 N 4-А/2013

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2013 г. N 4-А/2013


Председатель Омского областного суда В.А. Ярковой, рассмотрев надзорный протест заместителя прокурора Омской области Штейнбаха В.И. на постановление мирового судьи судебного участка N 46 КАО г. Омска от 31.10.2012 года в отношении Р.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 19.4.1 КОАП РФ,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 46 КАО г. Омска от 31.10.2012 года Р.А. подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере __ рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4.1 КОАП РФ.
Р.А. признана виновной в том, что она, являясь собственником квартиры N__ дома N__ по ул. __ в г. Омске, воспрепятствовала законной деятельности лица - Государственного жилищного инспектора Омской области С., а именно: ЧЧММГГ не предоставила доступ в указанную квартиру, тем самым уклонилась от проведения проверки органа государственного контроля (надзора).
В протесте заместитель прокурора просит постановление отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Р.А. состава административного правонарушения. В качестве доводов приводит отсутствие законных оснований у инспектора для посещения квартиры Р.А., а именно - не получено согласие Р.А. на обследование ее квартиры, а также отсутствовал приказ о назначении проверки в отношении Р.А., изданного начальником (заместителем начальника) Главного управления жилищного контроля, государственного надзора и государственной экспертизы Омской области.
Проверив доводы представления, рассмотрев материалы административного дела N 5-/2012, полагаю необходимым отменить постановление мирового судьи по следующим обстоятельствам.
Согласно ст. 26.11 КОАП РФ судья оценивает доказательства по своему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств по делу в их совокупности.
При рассмотрении административного материала по ч. 1 ст. 19.4.1 КОАП РФ в отношении Р.А. указанные требования закона судом 1 инстанции не были соблюдены, поскольку не все имеющиеся доказательства были истребованы, проверены и оценены в соответствии с требованиями законодательства.
Из материалов дела следует, что согласно требованию от ЧЧММГГ государственного жилищного инспектора Омской области, направленному Р.А., последней было предложено предоставить доступ в квартиру в г. Омске ЧЧММГГ в ЧЧММ, при невозможности предоставления доступа в квартиру в установленный срок, ей необходимо обеспечить доступ в квартиру до ЧЧММГГ в иной рабочий день в рабочее время Госжилстройнадзора.
Частью 1 статьи 1.1 КОАП РФ определено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из названного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.
Согласно пункту 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
На территории Омской области на момент совершения деяния, таким органом являлось Главное управление жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, которое осуществляло деятельность на основании Указа Губернатора Омской области от 26.05.2009 года N 42 (действовавшего также на момент совершения деяний Р.А):
1) контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности;
2) государственный строительный надзор, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
3) государственный контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ, действующей по настоящее время) орган государственного жилищного надзора осуществляет деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию.
Под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В силу ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования.
Таким образом, на основании вышеуказанных требований жилищного законодательства обеспечение доступа в квартиру и ее обследование возможно только с согласия собственников данного помещения в многоквартирном доме.
Р.А. воспользовалась своим правом, предоставленным ей законодательством, и не дала согласие на обследование своей квартиры.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.
В данном случае основания, предусмотренные Жилищным кодексом РФ и другими федеральными законами, позволявшие государственному жилищному инспектору Омской области обследовать квартиру, принадлежащую Р.А. на праве собственности, без согласия собственника данного жилого помещения, отсутствовали.
При указанных обстоятельствах государственный жилищный инспектор Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области был вправе обратиться в суд в целях получения судебного решения обязывающего Р.А. предоставить доступ в ее квартиру в целях обследования.
Таким образом, деяние, совершенное Р.А. не может рассматриваться как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок.
Кроме того, в нарушение требований п. 2 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса РФ начальником (заместителем начальника) Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области приказ (распоряжение) о назначении проверки в отношении Р.А. в материалах дела отсутствует.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, проверка проводилась государственным жилищным инспектором Омской области С. без законных на то оснований.
При указанных обстоятельствах в действиях Р.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4.1 КОАП РФ.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КОАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 30.13, п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КОАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 46 КАО г. Омска от 31.10.2012 года, вынесенного в отношении Р.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 19.4.1 КОАП РФ - отменить, а производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава правонарушения в деянии Р.А.
Копию настоящего постановления направить для сведения Р.А., Государственной жилищной инспекции Омской области, а также в прокуратуру Омской области.

Председатель
Омского областного суда
В.А.ЯРКОВОЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)