Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.05.2013 N 09АП-11226/2013 ПО ДЕЛУ N А40-136784/2012

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2013 г. N 09АП-11226/2013

Дело N А40-136784/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: Лепихина Д.Е., Кольцовой Н.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Шимкус М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "АЛЕШКИНО" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2013 г. по делу N А40-136784/2012, принятое судьей Вигдорчиком Д.Г. (шифр судьи - 145-639),
по заявлению Жилищно-строительного кооператива "АЛЕШКИНО" (ОГРН 1027739817335, ИНН 7733058460, дата регистрации 07.08.1996 г., 125481, г. Москва, ул. Свободы, дом 73, корп. 1, кв. 383)
к Государственной жилищной инспекции города Москвы (ОГРН 1027700066140, ИНН 7702051094, 129090, г. Москва, ул. Проспект Мира, дом 19
Третье лицо: Чекалина Л.А.
о признании незаконным предписания от 03.10.2012 г. N СЗ-2212
при участии:
- от заявителя: Шемякина Д.И. - председатель правления ЖСК "АЛЕШКИНО" согласно выписке из протокола от 14.05.2012;
- Савинский А.А. - по доверенности от 25.02.2013;
- Григорьев В.А. - по доверенности от 19.03.2013;
- от ответчика: Воронцов С.Е. - по доверенности N 112-и от 23.01.2013;
- от третьего лица: Чекалина Л.А.
установил:

Жилищно-строительный кооператив "АЛЕШКИНО" (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственной жилищной инспекции города Москвы (далее - ответчик) с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ о признании незаконным предписания N СЗ-2212 от 03.10.2012 г.
Решением от 06.02.2013 в удовлетворении заявленных требований и взыскании судебных расходов отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что обжалуемое предписание выдано по результатам незаконной проверки, поэтому не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ТСЖ "АЛЕШКИНО".
По мнению заявителя жалобы, контролирующим органом в отношении ТСЖ "АЛЕШКИНО" была проведена не внеплановая документальная проверка, как того требовало распоряжение N Р-СЗ-0615 от 01.10.2012, а внеплановая выездная проверка, в нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) без соответствующего распоряжения или приказа руководителя на проведение выездной проверки, в отсутствии уполномоченного представителя ТСЖ "АЛЕШКИНО".
Заявитель жалобы также ссылается на то, что суд первой инстанции нарушил нормы п. 3 ч. 4 ст. 170 АПК РФ, не указав закон или нормативно-правовой акт, которым руководствовался, делая вывод о законности пункта N 1 Предписания Мосжилинспекции от 03.10.2012 N СЗ-2212.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчика и третьего лица поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают жалобу необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позиции лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из фактических обстоятельств дела и достоверно установлено судом первой инстанции, 03.10.2012 Мосжилинспекцией на основании распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки N Р-СЗ-0615 от 01.10.2012 г., подписанного заместителем начальника Государственной жилищной инспекции г. Москвы уполномоченными должностными лицами проведена проверка в отношении ЖСК "Алешкино".
По результатам проверки составлен акт N СЗ-2212 от 03.10.2012, из которого следует, что в ходе проверки установлено нарушение законодательства по выбору членов Правления ЖСК и неправомерное начисление оплаты коммунальных услуг по строке: "членские взносы на уставную деятельность не членом ЖСК".
В целях устранения выявленных нарушений главным специалистом Государственной жилищной инспекции города Москвы Осташенко Н.Д. вынесено предписание от 03.10.2012 N СЗ-2212, в соответствии с которым Мосжилинспекция обязала ЖСК "Алешкино":
- - провести выбор членов правления ЖСК из числа членов ЖСК в количестве и на срок, установленный Уставом кооператива;
- - произвести перерасчет за оплату коммунальных услуг по строке "членские взносы на уставную деятельность" не членами ЖСК.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применил нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал правомерный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Поддерживая данный вывод суда, коллегия исходит из следующего.
Согласно ст. 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определены полномочия должностных лиц органов государственного жилищного надзора, которые вправе, в том числе: выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдению обязательных требований.
В соответствии с п. 1 Положения о государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26 июля 2011 г. N 336-ПП Государственная жилищная инспекция города Москвы (далее - Инспекция) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, в том числе функции по региональному государственному жилищному надзору в пределах своей компетенции.
Пунктом 4.2.10 Постановления определено, что инспекция осуществляет свои полномочия в установленной сфере деятельности посредством принятия решений, в том числе, о выдаче предписания о прекращении нарушений обязательных требований, устранении выявленных нарушений, проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям, а также о продлении срока исполнения выданного предписания об устранении выявленных нарушений.
Исходя из анализа приведенных выше правовых норм, апелляционный суд установил, что оспариваемое предписание выдано ответчиком на основании полномочий, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и Положением о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП.
Довод апелляционной жалобы со ссылкой на нарушения положений Закона N 294-ФЗ, допущенные ответчиком, отклоняются судом апелляционной инстанции, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в соответствующем распоряжении или приказе.
В силу части 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
Согласно п. 3 ст. 18 Закона N 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны: проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением.
В рассматриваемом случае, проверка проведена на основании распоряжения заместителя начальника Государственной жилищной инспекции г. Москвы Ревина Н.А. N Р-СЗ-0615 от 01.10.2012, согласно которому, в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка.
Довод апеллянта о том, что контролирующим органом в отношении ТСЖ "АЛЕШКИНО" была проведена не внеплановая документальная проверка, как указано в распоряжении N Р-СЗ-0615 от 01.10.2012, а внеплановая выездная проверка, не нашел своего подтверждения в материалах дела.
Ошибочное указание в акте проверки N СЗ-2212 от 03.10.2012 на проведение выездной проверки, не может служить основанием для признания проверки выездной, поскольку контролирующим органом проводилась проверка только документов ЖСК "Алешкино". Проверка состояния используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимых и реализуемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) и принимаемых ими мер по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами не проводилась, помещение для проведения соответствующей проверки заявителем не предоставлялось.
Из материалов дела следует, что председатель ЖСК "Алешкино" Шемякина Д.И. ознакомлена с распоряжением о проведении Мосжилинспекцией рассматриваемой проверки.
Проверка проведена в пределах указанного в распоряжении срока; установленный законом предельный 20-дневный срок проведения проверки соблюден.
Исходя из изложенного, положения Закона N 294-ФЗ контролирующим органом соблюдены, существенных нарушений не установлено.
Довод жалобы о том, что суд первой инстанции нарушил нормы п. 3 ч. 4 ст. 170 АПК РФ, не указав закон или нормативно-правовой акт, которым руководствовался, делая вывод о законности пункта N 1 Предписания Мосжилинспекции от 03.10.2012 N СЗ-2212, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 118 Жилищного кодекса РФ правление жилищного кооператива избирается из числа членов жилищного кооператива общим собранием членов жилищного кооператива (конференцией) в количестве и на срок, которые определены уставом кооператива.
Из положений ч. 2 указанной нормы права порядок деятельности правления жилищного кооператива и порядок принятия им решений устанавливаются уставом и внутренними документами кооператива (положением, регламентом или иным документом кооператива).
В рассматриваемом случае, контролирующим органом установлено, что последнее собрание членов ЖСК "Алешкино" проводилось 24-27 апреля 2012 года. В соответствии с протоколом этого заседания (п. 8 повестки собрания) был выбран состав членов Правления ЖСК в составе 7 человек сроком на 2 года. Административным органом установлено, что состав членов Правления состоит из 4-х человек, что делает затруднительным процесс принятия решений Правления путем голосования.
В нарушение положений указанной выше нормы права, в уставе ЖСК "Алешкино" количество членов правления не определено, таким образом, п. 1 оспариваемого предписания не противоречит нормам действующего законодательства.
Рассматривая вопрос о законности и обоснованности п. 2 оспариваемого предписания апелляционная коллегия считает необходимым отметить следующее.
Согласно п. 2 ст. 154 Жилищного Кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 6 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Из системного толковая указанных норм права следует, что собственники, не являющиеся членами ЖСК и не заключившие договора и соглашения о размере платежей, сборов и взносов с ЖСК, оплачивают услуги и работы ЖСК по управлению многоквартирным домом в составе ставки оплаты за содержание и ремонт жилого помещения. Взимать с собственников плату за услуги по уставной деятельности не правомерно, так как этот платеж распространяется только членов ЖСК, принявших решения о его оплате на общем собрании членов ЖСК.
В рассматриваемом случае, соответствующие договора с собственниками помещений не являющимися членами ЖСК не заключались, в связи с чем, для таких собственников не был определен размер платежей, сборов и взносов.
Согласно протоколам общих собраний членов ЖСК в 2010-2012 годах ставки за содержание и ремонт жилого помещения не были утверждены на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, доказательства подтверждающие расчет размера ставки на содержание и ремонт помещений не представлены.
Таким образом, собственники квартир в многоквартирном доме и не являющиеся членами ЖСК "Алешкино" не обязаны оплачивать такую статью расходов ЖСК, как целевые платежи на целевую деятельность.
Кроме того, в соответствии с п. 11 Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" ставка на содержание и ремонт жилого помещения не должна превышать, установленную правительством Москвы ставку на содержание и ремонт жилого помещения, тогда как с членов и не членов ЖСК дополнительно собирались деньги на управленческие нужды, превышающие ставку правительства Москвы.
Исходя из изложенных обстоятельств, судебная коллегия не усматривает нарушений прав и законных интересов заявителя, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2013 г. по делу N А40-136784/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
П.В.РУМЯНЦЕВ
Судьи
Д.Е.ЛЕПИХИН
Н.Н.КОЛЬЦОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)