Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-9715/13

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 мая 2013 г. по делу N 33-9715/13


Судья Татаров В.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Чиченевой Н.А., Вороновой М.Н.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 мая 2013 года апелляционную жалобу Администрации городского округа Химки Московской области на решение Химкинского городского суда Московской области от 08 февраля 2013 года по делу по заявлению З., В., ООО "Эталон" об оспаривании постановления Администрации городского округа Химки Московской области от 01.11.2012 N 1671 "О признании недействующими муниципальных правовых актов",
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения представителя З., В. - С., представителя Администрации городского округа Химки Московской области - Н., представителя ООО "Эталон" - Б.А.,
установила:

З., В., ООО "Эталон" обратились в суд с заявлением об оспаривании постановления Администрации городского округа Химки от 01.11.2012 N 1671 "О признании недействующими муниципальных правовых актов", ссылаясь на то, что указанное постановление нарушает права и законные интересы участников долевого строительства, имеющих право на получение объектов долевого строительства, входящих в состав многоквартирного дома, а также права и законные интересы застройщика, ведущего деятельность по строительству многоквартирного дома с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома. ООО "Эталон" получило разрешение на строительство, которое согласовано во всех инстанциях. Оспариваемое постановление препятствует осуществлению деятельности по продолжению строительства многоквартирного дома. Кроме того, муниципальный орган, отменяя муниципальные акты, не обосновал правомерность и необходимость их отмены, не указал, каким нормам права они не соответствуют.
Заявители З. и В. в судебное заседание не явились, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель заявителей З. и В. - С., представители ООО "Эталон" Б.А. и Г. поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель Администрации городского округа Химки Московской области Б.И. против удовлетворения заявления возражал, пояснив, что оспариваемое постановление было вынесено во исполнение предписания Химкинской прокуратуры от 17.08.2012.
Решением Химкинского городского суда Московской области от 08 февраля 2013 года заявление З., В., ООО "Эталон" удовлетворено.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа Химки Московской области просит об отмене данного решения, как незаконного и необоснованного.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела следует, что 01.11.2012 Администрацией городского округа Химки Московской области было принято постановление N 1671 "О признании недействующими муниципальных правовых актов Администрации городского округа Химки", которым признаны недействующими постановления Администрации городского округа Химки Московской области от 14.03.2012 N 372 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>" и от 21.05.2012 N 811 "Об утверждении Проекта планировки и Проекта межевания территории между торговым центром "ИКЕА и жилым микрорайоном N 7 в г. Химки Московской области".
Заявители З. и В. являются участниками долевого строительства в соответствии с зарегистрированными в установленном законом порядке договорами участия в долевом строительстве N 335а-МЕН/10-12Г от 09.10.2012 и N 55а-МЕН/10-12 от 24.10.2012.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы участников долевого строительства, в том числе заявителей, имеющих право на получение объектов долевого строительства, входящих в состав многоквартирного дома по строительному адресу: Московская область, город Химки, между ТЦ "ИКЕА" и проектируемым жилым микрорайоном N 7 жилого района Новокуркино, в соответствии с зарегистрированными в установленном законом порядке договорами участия в долевом строительстве.

Кроме того, оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы застройщика - ООО "Эталон", ведущего деятельность по строительству многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями по строительному адресу: Московская область, город Химки, между ТЦ "ИКЕА" и проектируемым жилым микрорайоном N 7 жилого района Новокуркино с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
ООО "Эталон" разработана проектная документация на строительство жилого многоквартирного дома, на которую получено положительное заключение негосударственной экспертизы N 4-1-1-0278-12 от 18.09.2012; получены технические условия ОАО "Химкинский водоканал" N 522 от 05.06.2012 на присоединение проектируемого жилого дома к сетям водопровода и канализации; Градостроительный план земельных участков N RU50301000-GPU0641 от 10.04.2012, утвержденный постановлением Администрации городского округа Химки Московской области от 22.05.2012 N 822; разрешение на строительство N RU 50301000-224 от 25.09.2012.
Строительство многоквартирного жилого дома на земельных участках согласовано с Правительством Московской области: Министерством строительного комплекса Московской области (решение коллегии N 3/2-17 от 26.03.2012), Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области (письмо от 29.05.2012 N 3/763), Межведомственной Комиссией по градостроительному регулированию и организации территории Московской области (выписка из протокола N 10 заседания Комиссии от 31.05.2012).
После получения разрешения на строительство N RU 50301000-224 от 25.09.2012 и опубликования на сайте проектной декларации о проекте строительства от 25.09.2012 зарегистрированы в установленном законом порядке договоры участия в долевом строительстве, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Участие в долевом строительстве граждан также подтверждается предоставленными и исследованными в судебном заседании платежными поручениями.
В отношении земельных участков с кадастровых номерами <данные изъяты> зарегистрирована ипотека в соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в обеспечение обязательств перед участниками долевого строительства.
Судом установлено, что на основании оспариваемого постановления было отозвано выданное ООО "Эталон" разрешение на строительство N RU 50301000-224 от 25.09.2012 (Приказ первого заместителя Главы Администрации городского округа Химки Московской области от 12.11.2012 N 267), прекращено действие Градостроительного плана земельного участка ООО "Эталон" N RU50301000-GPU0641 от 10.04.2012 (Приказ первого заместителя Главы Администрации городского округа Химки Московской области от 12.11.2012 N 268).
Конституционный Суд РФ в Определении от 22.03.2012 N 486-С2-0 указал, что решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
В соответствии с п. 4 ст. 7, ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный орган обязан обосновать необходимость отмены правового акта, указать на несоответствие его содержания нормам права; названное полномочие не может быть реализовано произвольно.
Между тем, Администрация городского округа Химки Московской области, принимая постановление от 01.11.2012 N 1671 "О признании недействующими муниципальных правовых актов Администрации городского округа Химки", и в ходе судебного разбирательства не обосновала правомерность и необходимость отмены данных актов, не указала на несоответствие их содержания нормам права.
Как следует из названного постановления, оно принято во исполнение представления Химкинской городской прокуратуры от 17.08.2012, а также в связи с тем, что постановление Администрации городского округа Химки Московской области от 11.03.2012 N 353 "О проведении публичных слушаний по Проекту планировки и Проекту межевания территории между торговым центром "ИКЕА" и жилым микрорайоном N 7 в г. Химки Московской области" не вступило в силу.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что отмена муниципальных правовых актов со ссылкой на представление Химкинской городской прокуратуры от 17.08.2012 противоречит ч. 4 ст. 7, ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку указанные в представлении обстоятельства по предоставлению земельных участков для жилищного строительства не соответствуют фактическим обстоятельствам, касаются порядка предоставления земельных участков в аренду и не имеют отношения к порядку принятия документации по планировке территорий в соответствии со ст. 45 Градостроительного кодекса РФ.
Так, согласно представлению Химкинской городской прокуратуры от 17.08.2012 заключение дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> означает предоставление земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с нарушением порядка, установленного ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Однако из представленных суду документов следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 8902 +/- 33 кв. м, образован в результате раздела земельного участка, площадью 440 300 кв. м, с кадастровым номером <данные изъяты>, предоставленного Компании "ИКЕА Ханим Лтд." в аренду сроком на 49 лет для строительства и эксплуатации коммерческого центра и жилых строений на основании постановления Главы Химкинского района Московской области от 11.02.1998 N 222. Действовавшее на тот момент земельное законодательство не содержало требования об обязательном проведении торгов при предоставлении участков, в том числе для жилищного строительства.
Статья 30.1 Земельного кодекса РФ введена в действие с 01.10.2005 и не распространяется на правоотношения, возникшие до указанной даты.
Постановлением Администрации городского округа Химки Московской области от 22.11.2011 N 1707 в результате раздела земельного участка, площадью 440 300 кв. м, образован участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 8902 кв. м, который передан ООО "ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)" в аренду сроком до 18.12.2046.
Между Администрацией городского округа Химки Московской области и ООО "ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)" заключен договор аренды земельного участка N ЮА-170 от 30.11.2011. Разрешенное использование земельного участка в соответствии с Кадастровой выпиской о земельном участке от 14.11.2011: для строительства и эксплуатации коммерческого центра и жилых строений.
В соответствии с п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ в случае образования земельных участков из одного исходного такими способами, как раздел или выдел, целевым назначением и видом разрешенного использования образованных участков, безусловно, будут являться целевое назначение и вид разрешенного использования исходного земельного участка.
В силу ч. 4 ст. 11.8. Земельного кодекса РФ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
На основании представленного суду договора уступки прав и обязанностей от 23.12.2011 права и обязанности по договору аренды переданы заявителю ООО "Эталон".
Земельный участок с кадастровым N <данные изъяты>, площадью 3783 кв. м, образован в результате раздела земельного участка, площадью 8000 кв. м, с кадастровым номером <данные изъяты>, который первоначально был предоставлен в аренду ООО "Вилар" на основании договора аренды земельного участка N 46 от 15.03.2005 для размещения автостоянки сроком на 49 лет.
Распоряжением Главы Химкинского района Московской области от 22.11.2005 N 1680-р изменен вид разрешенного использования участка с "размещение автостоянки" на "строительство многофункционального торгово-сервисного комплекса".
По договору о передаче прав и обязанностей N 46/2007 от 09.01.2007 право аренды участка перешло к ООО "ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)".
Постановлением Администрации городского округа Химки Московской области от 14.11.2011 N 1657 в результате раздела земельного участка, площадью 8000 кв. м, образован участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 3783 кв. м, который передан ООО "ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)" в аренду сроком до 15.03.2054.
При этом между Администрацией городского округа Химки Московской области и ООО "ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)" заключен договор аренды земельного участка N ЮА-171 от 30.11.2011.
На основании договора уступки прав и обязанностей от 23.12.2011 права и обязанности по договору аренды N ЮА-171 от 30.11.2011 переданы ООО "Эталон".
Постановлением Администрации городского округа Химки Московской области от 14.03.2012 N 372, подписанным Главой городского округа Химки, изменен вид разрешенного использования земельных участков, предоставленных ООО "Эталон", на вид "для жилищного строительства".
Изменение вида разрешенного использования земельного участка произведено в силу публичных решений по управлению земельным фондом. Решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка принималось, исходя из общественно значимых целей, указанных в ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, которые могут отличаться от целей участников гражданского оборота.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что решение вопроса об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации.
В соответствии с ч. 1, 10 ст. 27 Устава городского округа Химки глава городского округа является высшим должностным лицом городского округа и возглавляет местную администрацию.
Таким образом, порядок принятия постановления Администрации городского округа Химки Московской области от 14.03.2012 N 372 соответствует требованиям законодательства.
Согласно Письму Минэкономразвития РФ от 22.11.2011 N Д23-4850, Письму Минэкономразвития РФ от 17.05.2011 N Д23-2070 в случаях, когда орган местного самоуправления, принявший решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, является арендодателем данного земельного участка, такой орган не вправе уклоняться от заключения дополнительного соглашения в связи с изменившимся разрешенным использованием земельного участка. В противном случае это означало бы возможность одностороннего расторжения договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, по требованию арендодателя, что не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, в частности ст. 22 Земельного кодекса РФ.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что принятие постановления Администрации городского округа Химки Московской области от 14.03.2012 N 372 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>" не повлекло повторного предоставления земельных участков с нарушением порядка, установленного ст. 30.1 Земельного кодекса РФ.
Также верным является вывод суда, согласно которому отмена муниципальных правовых актов со ссылкой на то, что постановление Администрации городского округа Химки Московской области от 11.03.2012 N 353 "О проведении публичных слушаний по Проекту планировки и Проекту межевании территории между торговым центром "ИКЕА" и жилым микрорайоном N 7 в г. Химки Московской области" не вступило в силу, противоречит ч. 4 ст. 7, ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Частью 5 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ установлено, что проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
В соответствии с п. 6 ст. 33 Устава городского округа Химки официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется в печатном средстве массовой информации городского округа (при его наличии) или ином средстве массовой информации, определенном Главой городского округа.
Согласно п. 8 ст. 35 Устава городского округа Химки муниципальные правовые акты, носящие нормативный характер, вступают в силу с момента их подписания Главой городского округа, если этими актами не установлен иной срок вступления в силу.
Постановление Администрации городского округа Химки Московской области от 11.03.2012 N 353 "О проведении публичных слушаний по Проекту планировки и Проекту межевания территории между торговым центром "ИКЕА" вступило в силу, официально опубликовано 16.03.2012 в газете "Химкинские новости" N 12 (2030), не отменено и не оспорено в установленном законом порядке.
Согласно протоколу N 08 от 16.04.2012 публичные слушания по Проекту планировки территории участков были проведены 16.04.2012.
Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете "Химкинские новости" N 17 (2035) от 19.04.2012 и размещено в сети Интернет на официальном сайте Администрации городского округа Химки в соответствии с ч. 10 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, постановление Администрации городского округа Химки Московской области от 21.05.2012 N 811 "Об утверждении Проекта планировки и Проекта межевания территории между торговым центром "ИКЕА и жилым микрорайоном N 7 в г. Химки Московской области" принято с соблюдением требований Градостроительного кодекса РФ и с учетом результатов публичных слушаний.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы Администрации городского округа Химки Московской области не содержат фактов, которые опровергали бы выводы суда, влияли на законность принятого судебного акта, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену обжалуемого решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Химкинского городского суда Московской области от 08 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Химки Московской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)