Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Блиновой Л.В., Самсоновой Л.А., при участии от открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания" Тикка Я.И. (доверенность от 01.01.2013), от Министерства финансов Республики Карелия Кузнецова Д.Г. (доверенность от 16.07.2012), рассмотрев 27.08.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.02.2013 (судья Левичева Е.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2013 (судьи Шестакова М.А., Кашина Т.А., Мельникова Н.А.) по делу N А26-10406/2012,
установил:
Открытое акционерное общество "Карельская энергосбытовая компания" (место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 45; ОГРН 1051000000050; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Республике Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 756 969 руб. 21 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате электрической энергии пенсионерам, проживающим в сельской местности, проработавшим не менее десяти лет педагогическими работниками в образовательных учреждениях, в период с января по апрель 2010 года.
Определением суда от 28.11.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственные учреждения социальной защиты "Центр социальной работы города Кондопоги и Кондопожского района", "Центр социальной работы Калевальского района", "Центр социальной работы города Кеми и Кемского района", "Центр социальной работы Прионежского района", "Центр социальной работы города Костомукша", "Центр социальной работы Беломорского района", "Центр социальной работы Лахденпохского района", "Центр социальной работы Медвежьегорского района", "Центр социальной работы Пудожского района", "Центр социальной работы Лоухского района", "Центр социальной работы города Сортавала", "Центр социальной работы Суоярвского района", "Центр социальной работы города Сегежа и Сегежского района", "Центр социальной работы Муезерского района" (далее - Учреждения).
Решением суда первой инстанции от 22.02.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.04.2013, убытки в указанном размере взысканы в пользу Общества с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации. В удовлетворении исковых требований к Республике Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия отказано.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить указанные решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, правовых оснований для удовлетворения иска за счет казны Российской Федерации не имеется, размер исковых требований не обоснован.
В судебном заседании представители Общества и Министерства финансов Республики Карелия просили в удовлетворении жалобы отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Обществом и Учреждениями заключены договоры, согласно которым Учреждения производят возмещение Обществу расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки проживающим за пределами городов пенсионерам, проработавшим не менее десяти лет педагогическими работниками в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, в части освобождения от платы за освещение.
По условиям договоров возмещение производится за счет средств бюджета Республики Карелия, предусмотренных в сводной бюджетной росписи Республики Карелия и учтенных на лицевых счетах Учреждений, исходя из количества жилых помещений, в которых проживают граждане, пользующиеся мерами социальной поддержки, объема электрической энергии равной 38 кВт и ее стоимости.
Вследствие предоставления гражданам мер социальной поддержки в части освобождения от платы за освещение в период с января по апрель 2010 года Общество понесло убытки, которые Учреждения возместили частично, исходя из указанного объема электрической энергии.
Сославшись на наличие разницы между стоимостью поданной электрической энергии и размером возмещения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск за счет казны Российской Федерации исходя из того, что в 2010 году финансовая помощь в виде субвенций на финансовое обеспечение мер социальной поддержки педагогических работников из федерального бюджета в бюджет Республики Карелия не поступала, а право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и предоставляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемому периоду; далее - Закон об образовании) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
На территории Республики Карелия размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением проживающим за пределами городов пенсионерам, проработавшим не менее десяти лет педагогическими работниками в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), установлены Законом Республики Карелия от 19.12.2008 N 1251-ЗРК (действовал в период рассматриваемых правоотношений).
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2005) указано, что расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 данной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Поскольку статья 26.3 Закона N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 N 322-О-П указал, что норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона об образовании (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 06.05.2003 N 52-ФЗ. Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 01.01.2005 и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании уровня мер социальной поддержки.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что истец в результате предоставления в период с января по апрель 2010 года мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, в части освобождения от платы за освещение понес убытки в размере 756 969 руб. 21 коп.
Размер убытков подтверждается находящимися в материалах дела списками граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки; реестрами граждан, пользующихся этими мерами социальной поддержки; актами сверки расчетов между Обществом и Учреждениями; счетами на оплату, оформленными Обществом.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд первой инстанции удовлетворил иск за счет казны Российской Федерации, с чем согласился и суд апелляционной инстанции. При этом суды двух инстанций пришли к выводу о правомерности и обоснованности исковых требований.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.02.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2013 по делу N А26-10406/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
Судьи
Л.В.БЛИНОВА
Л.А.САМСОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 27.08.2013 ПО ДЕЛУ N А26-10406/2012
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2013 г. по делу N А26-10406/2012
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Блиновой Л.В., Самсоновой Л.А., при участии от открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания" Тикка Я.И. (доверенность от 01.01.2013), от Министерства финансов Республики Карелия Кузнецова Д.Г. (доверенность от 16.07.2012), рассмотрев 27.08.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.02.2013 (судья Левичева Е.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2013 (судьи Шестакова М.А., Кашина Т.А., Мельникова Н.А.) по делу N А26-10406/2012,
установил:
Открытое акционерное общество "Карельская энергосбытовая компания" (место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 45; ОГРН 1051000000050; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Республике Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 756 969 руб. 21 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате электрической энергии пенсионерам, проживающим в сельской местности, проработавшим не менее десяти лет педагогическими работниками в образовательных учреждениях, в период с января по апрель 2010 года.
Определением суда от 28.11.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственные учреждения социальной защиты "Центр социальной работы города Кондопоги и Кондопожского района", "Центр социальной работы Калевальского района", "Центр социальной работы города Кеми и Кемского района", "Центр социальной работы Прионежского района", "Центр социальной работы города Костомукша", "Центр социальной работы Беломорского района", "Центр социальной работы Лахденпохского района", "Центр социальной работы Медвежьегорского района", "Центр социальной работы Пудожского района", "Центр социальной работы Лоухского района", "Центр социальной работы города Сортавала", "Центр социальной работы Суоярвского района", "Центр социальной работы города Сегежа и Сегежского района", "Центр социальной работы Муезерского района" (далее - Учреждения).
Решением суда первой инстанции от 22.02.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.04.2013, убытки в указанном размере взысканы в пользу Общества с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации. В удовлетворении исковых требований к Республике Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия отказано.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить указанные решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, правовых оснований для удовлетворения иска за счет казны Российской Федерации не имеется, размер исковых требований не обоснован.
В судебном заседании представители Общества и Министерства финансов Республики Карелия просили в удовлетворении жалобы отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Обществом и Учреждениями заключены договоры, согласно которым Учреждения производят возмещение Обществу расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки проживающим за пределами городов пенсионерам, проработавшим не менее десяти лет педагогическими работниками в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, в части освобождения от платы за освещение.
По условиям договоров возмещение производится за счет средств бюджета Республики Карелия, предусмотренных в сводной бюджетной росписи Республики Карелия и учтенных на лицевых счетах Учреждений, исходя из количества жилых помещений, в которых проживают граждане, пользующиеся мерами социальной поддержки, объема электрической энергии равной 38 кВт и ее стоимости.
Вследствие предоставления гражданам мер социальной поддержки в части освобождения от платы за освещение в период с января по апрель 2010 года Общество понесло убытки, которые Учреждения возместили частично, исходя из указанного объема электрической энергии.
Сославшись на наличие разницы между стоимостью поданной электрической энергии и размером возмещения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск за счет казны Российской Федерации исходя из того, что в 2010 году финансовая помощь в виде субвенций на финансовое обеспечение мер социальной поддержки педагогических работников из федерального бюджета в бюджет Республики Карелия не поступала, а право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и предоставляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемому периоду; далее - Закон об образовании) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
На территории Республики Карелия размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением проживающим за пределами городов пенсионерам, проработавшим не менее десяти лет педагогическими работниками в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), установлены Законом Республики Карелия от 19.12.2008 N 1251-ЗРК (действовал в период рассматриваемых правоотношений).
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2005) указано, что расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 данной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Поскольку статья 26.3 Закона N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 N 322-О-П указал, что норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона об образовании (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 06.05.2003 N 52-ФЗ. Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 01.01.2005 и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании уровня мер социальной поддержки.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что истец в результате предоставления в период с января по апрель 2010 года мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, в части освобождения от платы за освещение понес убытки в размере 756 969 руб. 21 коп.
Размер убытков подтверждается находящимися в материалах дела списками граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки; реестрами граждан, пользующихся этими мерами социальной поддержки; актами сверки расчетов между Обществом и Учреждениями; счетами на оплату, оформленными Обществом.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд первой инстанции удовлетворил иск за счет казны Российской Федерации, с чем согласился и суд апелляционной инстанции. При этом суды двух инстанций пришли к выводу о правомерности и обоснованности исковых требований.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.02.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2013 по делу N А26-10406/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
Судьи
Л.В.БЛИНОВА
Л.А.САМСОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)