Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.04.2013 N 06АП-1021/2013 ПО ДЕЛУ N А73-15225/2012

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2013 г. N 06АП-1021/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карасева В.Ф.
судей Швец Е.А., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "УК "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания": Спешнев С.В., представитель по доверенности от 08.06.2012;
- от Управления Федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: Мосунова М.И., представитель по доверенности от 19.01.2013 N 092-03;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания"
на решение от 01.02.2013
по делу N А73-15225/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания"
к Управлению Федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю о назначении административного наказания от 16.11.2012 N 1525

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания" (далее - ООО "УК "ДВСРК", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - административный орган, Управление Роспотребнадзора) от 16.11.2012 N 1525, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением суда от 01.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении требований общества.
Представитель Управления Роспотребнадзора, в представленном отзыве, его представитель в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Материалами дела установлено, что должностными лицами Управления Роспотребнадзора при проведении административного расследования с 10:20 ч. по 11:10 ч. 25.10.2012 в отношении ООО "УК ДВСРК", расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Школьная-11, по коллективному обращению граждан, обнаружено следующее: ООО "УК "ДВСРК" не выполняются требования п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", а именно: контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов, расположенная по Матвеевскому шоссе, д. 20-22 в г. Хабаровске, не ограждена бордюром.
Факт нарушения зафиксирован в протоколе осмотра от 25.10.2012, составленном в присутствии представителя Общества, представителя ООО "УК "Проспект" и двух понятых.
Определением от 26.10.2012 об удовлетворении ходатайства составление протокола об административном правонарушении назначено на 30.10.2012 в 11-00. Указанное определение вручено ООО "УК "ДВСРК" под входящий штамп - вх. 3375 от 26.10.2012.
30.10.2012 по установленному проверкой факту специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора Ким Е.Ч. в присутствии представителя Общества по доверенности Спешнева С.В., при надлежащем извещении, составлен в отношении ООО "УК "ДВСРК" протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ. Протокол вручен обществу 30.10.2012 вх. 3423.
Определением об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении от 12.11.2012 рассмотрение дела назначено на 16.11.2012 с 14-00 до 16-00 часов. Определение направлено обществу посредством факсимильной связи.
16.11.2012 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора Царенко С.А. в присутствии представителя общества по доверенности Спешнева С.В., при надлежащем извещении, вынесено постановление N 1525 от 16.11.2012 г., которым ООО "УК "ДВСРК" привлечено к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10.000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обжаловал его в суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из следующего.
Статьей 6.3. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий - на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 22 указанного Федерального закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 39 Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и норм технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила).
Согласно пункту 3.7.1. Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
В силу пункта 3.7.4. Правил, мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7-10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 утверждены СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10)
Согласно пункту 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу пункта 1.1. статьи 161 ЖК РФ, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
- 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
- 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
- 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
- 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1.2 статьи 161 ЖК РФ, состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу пункта 16 указанной статьи, лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме, принадлежащему собственникам помещений в многоквартирном доме относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Вместе с тем, работы по содержанию и обслуживанию контейнерных площадок, вменяются управляющим компаниям вне зависимости от нахождения земельного участка, на котором они расположены в собственности жильцов многоквартирного дома, поскольку данный вид работ обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, обязательные к исполнению юридическим лицом, оказывающим услуги населению.
Из имеющейся в материалах дела схемы, следует, что данная контейнерная площадка находится в непосредственной близости от жилых домов, находящихся в управлении Общества и используется жильцами близлежащих домов по назначению.
С учетом изложенного судом первой инстанции обосновано отклонен довод общества о том, что оно не является субъектом рассматриваемого правонарушения, ввиду того обстоятельства, что земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка не входит в состав общего имущества жилого дома.
Материалами дела подтверждается, что административным органом в ходе проверки установлено, что контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов, расположенная по Матвеевскому шоссе, д. 20-22 в г. Хабаровске, не ограждена бордюром.
Таким образом, административный орган обоснованно усмотрел в действиях (бездействии) общества признаки наличия состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ.
Вина общества заключается в не принятии всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Из содержания постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/2010, следует, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Не имеет правового значения для дела то обстоятельство, что рассматриваемая контейнерная площадка эксплуатируется совместно жильцами многоквартирных домов, обслуживаемых ООО "УК "ДВСРК" и управляющей организацией - ООО "УК "Проспект", поскольку совместное осуществление деятельности по обслуживанию данного объекта предполагает также и разделение ответственности за неисполнение обязанности, установленной законодательством Российской Федерации.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в виде минимального штрафа, установленного санкции, предусмотренной статьей 6.3 КоАП РФ с учетом повторности привлечения Общества к административной ответственности.
Порядок и сроки привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Оценив в совокупности, установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01.02.2013 по делу N А73-15225/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
В.Ф.КАРАСЕВ

Судьи
Е.А.ШВЕЦ
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)