Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-7844/2012

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 октября 2012 г. по делу N 33-7844/2012


Судья: Гаранина Е.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего Железновой Н.Д.,
судей Захаровой С.В. и Башаркиной Н.Н.,
при секретаре Б.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Башаркиной Н.Н.
дело по апелляционной жалобе ООО "Наш Дом"
с участием прокурора Федотова С.В., представителя ООО "Жилсервис N 7" и ООО "Наш Дом" Т.
на решение Автозаводского районного суда г. Н.Новгорода от 27 июня 2012 года
по делу по иску Прокурора Автозаводского района г. Н.Новгорода к ООО "Жилсервис N 23", ООО "Наш Дом" о возложении обязанности устранить нарушения требований закона, допущенных при обслуживании дома,

установила:

Прокурор обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности устранить нарушения требований закона, допущенных при обслуживании дома, ссылаясь на то, что прокуратурой Автозаводского района в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства при реализации Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 года N 181-ФЗ, Закона Нижегородской области "О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области" от 05.03.2009 года N 21-3 выявлены нарушения прав маломобильных граждан по беспрепятственному доступу к жилым домам. Как следует из положений пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, "управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме ". В соответствии со ст. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правил содержания) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с Главой II Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.03 г. N 170 (далее - Правила и нормы), техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Согласно п. 1.8 Правил и норм, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом; организацию эксплуатации; взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками; все виды работ с нанимателями и арендаторами; техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций зданий; техническое обслуживание, осмотры. Согласно ст. 37 ФЗ "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от 21.12.1994 г. руководитель организации обязан соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В силу п. 49 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", эвакуационный путь (путь эвакуации) - путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются, в том числе, устройством эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.
Основным нормативным документом, устанавливающим требования при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения, является СНиП 35-01-2001. "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 73 (далее - СНиП 35-01). В соответствии с п. 3.21 СНиП 35-01, участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маячки.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в нарушение указанных норм участки пола подъездов дома на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы, а также перед поворотом коммуникационных путей, не имеют предупредительной рифленой и/или контрастно окрашенной поверхности. Как следует из информации ГКУ Нижегородской области "Управление социальной защиты населения Автозаводского района г. Н.Новгорода" от 22.03.2012 N 40510/1062, в доме в квартирах NN 313 и 336, соответственно, проживают инвалиды по зрению Ф. и С. Указанные обстоятельства затрудняют процесс эвакуации слабовидящих граждан, проживающих в указанном доме, что может создать помехи при проведении спасательных работ в случае возникновения чрезвычайных происшествий - пожара, обнаружения в доме взрывного устройства, взрыва газа и т.п., нарушают принцип минимизации и ликвидации последствий терроризма. Неисполнение или ненадлежащее исполнение ООО "Жилсервис N 23" обязанности по содержанию многоквартирного жилого дома г. Н.Новгорода, может привести к причинению вреда жизни и здоровью граждан.
Просили обязать ООО "Жилсервис N 23" устранить нарушения требований законодательства, допущенные при обслуживании дома г. Н.Новгорода, а именно обеспечить окраску участков асфальта на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверным проемом, ведущим в подъезды указанного дома предупредительной рифленой и/или контрастно окрашенной поверхностью, либо световыми маячками, обеспечить оборудование участков пола подъездов на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы, а также перед поворотом коммуникационных путей предупредительной рифленой и/или контрастно окрашенной поверхностью, либо световыми маячками.
В порядке ст. 39 ГПК РФ, изменив предмет требований, прокурор Автозаводского района г. Н.Новгорода просил обязать ответчика обеспечить окраску участков пола подъездов на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы, а также перед поворотом коммуникационных путей контрастной краской (л.д. 36).
Определением суда в соответствии со ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО "Наш Дом".
Представитель ООО "Наш Дом" и ООО "Жилсервис N 23" с иском не согласна.
Представитель третьего лица - администрации г. Н.Новгорода иск поддерживает.
Решением суда от 27 июня 2012 г. постановлено - исковые требования прокурора Автозаводского района города Нижнего Новгорода удовлетворить.
Обязать ООО "Наш Дом" обеспечить окраску участков пола подъездов дома г. Н.Новгорода на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы, а также перед поворотом коммуникационных путей контрастной краской.
В удовлетворении иска прокурора Автозаводского района города Нижнего Новгорода к ООО "Жилсервис N 23" о возложении обязанности устранить нарушения требований закона, допущенных при обслуживании дома, отказать.
В апелляционной жалобе ООО "Наш Дом" просит об отмене решения суда как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. ст. 20, 41 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых норм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным мероприятиям и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов не допускается.
Законом Нижегородской области "О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области" от 05.03.2009 года N 21-3 предусмотрено, что к маломобильным гражданам относятся инвалиды, граждане пожилого возраста, граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски, другие лица с ограниченными способностями или возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого или временного физического ограничения использовать для своего передвижения и (или) потребления услуги необходимые средства, приспособления и собак-проводников.
Согласно ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (общее имущество в многоквартирном доме) (ч. 1).
Статья 39 ЖК РФ возлагает бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме на собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правил содержания) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что обязанность по надлежащему содержанию многоквартирного дома и обеспечению безопасных условий проживания граждан возложена на управляющую организацию.
По делу видно, что управление многоквартирным жилым домом N г. Н.Новгорода осуществляется ООО "Наш Дом". Согласно договоров управления, заключенных с собственниками дома, управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту имущества в многоквартирном доме
Согласно ст. 37 ФЗ "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от 21.12.1994 г. руководитель организации обязан соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В силу п. 49 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", эвакуационный путь (путь эвакуации) - путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются, в том числе, устройством эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.
Согласно п. 3.21 СНиП 35-01-2001. "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 73, участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маячки.
Из акта от 28.03.2012 года следует, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в нарушение указанных норм участки пола подъездов дома на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы, а также перед поворотом коммуникационных путей, не окрашены контрастной краской (л.д. 11).
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования прокурора, так как установлено, что обязанность по надлежащему содержанию общего имущества дома, обеспечивающему безопасность для жизни и здоровья граждан возложена на ООО "Наш Дом" законом и договором.
Решение постановлено в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, так как гарантия безопасности, нормального, необходимого содержания и текущего ремонта жилого дома является обязанностью домоуправляющей компании в рамках закона, договора. Договором управления многоквартирным домом предусмотрена обязанность ООО "Наш Дом" выполнять работы по надлежащему содержанию общего имущества в соответствии с нормативными актами.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ 13.08.2006 года N 491: Общее имущество многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
- а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
- б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
- в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
- г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
- Таким образом, помимо Жилищного законодательства, управляющая организация должна соблюдать нормативные требования к содержанию и эксплуатации многоквартирного дома, содержащиеся в иных нормативно-правовых актах, а не ограничиваться рамками сложившихся договорных отношений.
На основании и во взаимосвязи с частью первой статьи 45 ГПК РФ, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в исках, предъявляемых в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.
Направляя в суд заявление в интересах неопределенного круга лиц, в защиту гарантированного Конституцией РФ права на жизнь и охрану здоровья, прокурор преследовал цель пресечения действий ответчика, направленных на ограничение указанного права.
В данном случае следует признать, что прокурор действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения нарушения прав как лиц, проживающих в указанном доме, страдающих недостатком зрения, так и лиц, страдающих недостатком зрения, которые могут посетить указанный жилой дом.
Следовательно, довод апелляционной жалобы о том, что круг лиц, в интересах которых обратился прокурор, возможно определить, является ошибочным.
Оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Автозаводского районного суда г. Н.Новгорода от 27 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)