Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 17.12.2013 ПО ДЕЛУ N А53-1871/2013

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2013 г. по делу N А53-1871/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Драбо Т.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - муниципального унитарного предприятия "Теплокоммунэнерго" (ИНН 6152000359, ОГРН 1026103720170) - Орлянкиной Е.К. (доверенность от 20.05.2013), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ростовской области (ИНН 6163026831, ОГРН 1046163900023) - Довгополой Л.Н. (доверенность от 29.07.2013), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 3 июня 2013 года (судья Штыренко М.Е.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 сентября 2013 года (судьи Винокур И.Г., Герасименко А.Н., Сулименко Н.В.) по делу N А53-1871/2013, установил следующее.
МУП "Теплокоммунэнерго" (далее - предприятие, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ростовской области (далее - инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании недействительным решения от 03.12.2012 N 22 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления 19 983 803 рублей НДС за 4 квартал 2009 года и 243 343 рублей 48 копеек пеней за несвоевременную уплату НДС; о признании недействительным решения от 03.12.2012 N 3 об отказе в возмещении 1 027 564 рублей НДС, заявленного к возмещению; о признании незаконным требования N 2 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 25.01.2013.
Решением суда от 3 июня 2013 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 2 сентября 2013 года, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы следующим. Суд первой инстанции указал, что инспекция нарушила процедуру рассмотрения материалов налоговой проверки, так как не представила предприятию совместно с актом проверки все документы, на которые имеется ссылка в названном акте. Вывод инспекции о необоснованном занижении предприятием тарифа и необходимости в связи с этим начислить 10 616 811 рублей НДС является ошибочным. Теплоснабжающие организации в спорный период обязаны были поставлять энергию населению и лицам, обслуживающим многоквартирные дома, по средневзвешенному тарифу. Вывод инспекции о необходимости уплаты предприятием 10 394 556 рублей НДС по счетам-фактурам, выставленным МУ "Департамент ЖКХ и энергетики", является ошибочным. Налоговый орган не учел, что спорные суммы не связаны с расчетами платы за товар. Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом о несоблюдении инспекцией процедуры рассмотрения материалов проверки, вместе с тем поддержал позицию суда первой инстанции о необоснованном начислении налогоплательщику 10 616 811 рублей НДС. По второму эпизоду, связанному с доначислением 10 394 556 рублей НДС по счетам-фактурам, выставленным налогоплательщиком МУ "Департамент ЖКХ и энергетики", в апелляционной жалобе доводы отсутствовали.
В кассационной жалобе инспекция просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя кассационной жалобы, предприятие необоснованно применяло при расчетах с населением и лицами, обслуживающими многоквартирные дома, не установленный для него тариф, что привело к занижению НДС в сумме 10 616 811 рублей. С полученных обществом субсидий в размере 68 142 088 рублей 24 копеек (с НДС) налогоплательщик обязан исчислить 10 394 556 рублей НДС. Предприятие изначально выделило данную сумму НДС в счетах-фактурах, выставленных МУ "Департамент ЖКХ и энергетики". Исправленные счета-фактуры или доказательства возврата МУ "Департамент ЖКХ и энергетики" 10 394 556 рублей в материалы дела не представлены. Следовательно, 10 394 556 рублей НДС, неправомерно полученных из бюджета, останутся у налогоплательщика.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит судебные акты, принятые по делу, оставить без изменения.
В судебном заседании представители налоговой инспекции и предприятия поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предприятие представило в инспекцию уточненную декларацию по НДС за 4 квартал 2009 года, в которой сумма налога исчислена в размере 76 851 819 рублей, сумма НДС к вычету - 77 879 383 рубля, НДС к возмещению - 1 027 564 рубля.
По результатам камеральной проверки налоговый орган составил акт от 22.10.2012 N 19 и вынес решение от 03.12.2012 N 22 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение от 03.12.2012 N 3 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленного к возмещению. Инспекция направила налогоплательщику требование N 2 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 25.01.2013.
Предприятие подало жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области, которое решением от 17.01.2013 N 15-15/175 оставило ее без удовлетворения.
Налогоплательщик в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя требования предприятия суд правомерно руководствовался статьями 39, 154 - 159, 162, 166, 171, 172 и 173 Кодекса.
При рассмотрении дела суды установили следующее. Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области "Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую МУП "Теплокоммунэнерго" потребителям Ростовской области" от 26.12.2008 N 14/12 налогоплательщику на 2009 год определен тариф в размере 1033 рублей 25 копеек за 1 Гкал без учета НДС (т. 2, л.д. 84).
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 10.11.2008 N 12/2 (с учетом изменений, внесенных постановлением от 26.12.2008 N 14/14) "Об установлении средневзвешенных тарифов на тепловую энергию по муниципальным образованиям Ростовской области, учитываемых при формировании бюджета на 2009 год" утвержден средневзвешенный тариф на тепловую энергию в размере 954 рублей 33 копеек за 1 Гкал с учетом НДС (т. 2, л.д. 85-87).
При реализации тепловой энергии населению, управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК, организациям, обслуживающим многоквартирные дома, в 4 квартале 2009 года налогоплательщик применял средневзвешенный тариф - 808 рублей 75 копеек за 1 Гкал без учета НДС или 954 рубля 33 копейки за 1 Гкал с НДС.
Тепловая энергия юридическим лицам поставлялась по тарифу 1033 рубля 25 копеек за 1 Гкал без учета НДС или 1219 рублей 24 копейки за 1 Гкал с НДС, установленному в качестве максимально разрешенного Региональной службой по тарифам Ростовской области.
Постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 30.01.2009 N 34 утверждено Положение о порядке компенсации из бюджета города в 2009 году теплоснабжающим организациям недополученных доходов в случае превышения экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию, утвержденных постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области, над средневзвешенным тарифом на тепловую энергию для расчета индексов изменения размеров платы граждан за коммунальные услуги (далее - Положение).
Согласно пункту 4 данного Положения теплоснабжающие организации при расчетах с управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК, иными организациями, обслуживающими многоквартирные дома, индивидуальными домовладельцами за поставленную населению тепловую энергию применяют средневзвешенный тариф на тепловую энергию, утвержденный постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области на 2009 год и используемый для расчетов индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (т. 2, л.д. 73-77).
Компенсация выпадающих доходов теплоснабжающим организациям производится МУ "Департамент ЖКХ и энергетики" в форме предоставления субсидий теплоснабжающим организациям (пункт 3 Положения; т. 2, л.д. 75).
Положением регламентирован порядок предоставления субсидий.
На основании Положения, налогоплательщик и МУ "Департамент ЖКХ и энергетики" заключили договор от 16.02.2009 N 2 о компенсации недополученных доходов в случае превышения экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию, утвержденных постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области, над средневзвешенным тарифом на тепловую энергию для расчета индексов изменения размеров платы граждан за коммунальные услуги (т. 2, л.д. 78-83).
В соответствии с указанным договором МУ "Департамент ЖКХ и энергетики" предоставляет субсидии на компенсацию предприятию недополученных доходов. Плановая сумма компенсации - 224 516 100 рублей (с учетом дополнительного соглашения от 18.12.2009 N 2). Компенсация производится за фактически поставленную населению тепловую энергию за период с января по декабрь 2009 года.
Для получения компенсации предприятие ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, должно предоставлять МУ "Департамент ЖКХ и энергетики" заявку на получении субсидии и реестр объемов фактически поставленной управляющим организациям ТСЖ, ЖСК, иным организациям, обслуживающим многоквартирные дома, индивидуальным домовладениям тепловой энергии для населения за отчетный период.
Во исполнение указанного договора налогоплательщик направил МУ "Департамент ЖКХ и энергетики" заявки о выплате субсидий, реестры объемов фактической поставки тепловой энергии для населения. Предприятие выписало в адрес МУ "Департамент ЖКХ и энергетики" счета.
На основании указанных документов МУ "Департамент ЖКХ и энергетики" перечислило налогоплательщику денежные средства в качестве субсидий на компенсацию недополученных доходов за тепловую энергию: за октябрь 2009 года - в сумме 8 034 587 рублей 11 копеек по платежным поручениям от 25.11.2009 N 751 и от 25.11.2009 N 748, за ноябрь 2009 года - в сумме 4 101 430 рублей 83 копеек по платежному поручению от 15.12.2009 N 325, за декабрь 2009 года - в сумме 33 022 197 рублей 22 копеек по платежному поручению от 24.12.2009 N 619.
По факту получения денежных средств предприятие выписало счета-фактуры от 30.10.2009 N 00000995 за октябрь 2009 года, от 30.11.2009 N 00001120 за ноябрь 2009 года, от 31.12.2009 N 00001132 за декабрь 2009 года.
Инспекция считает, что при отпуске тепловой энергии налогоплательщик должен был применять тариф, установленный постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 26.12.2008 N 14/12 в размере 1219 рублей 24 копеек за 1 Гкал (с НДС). Применение более низкого тарифа привело к необоснованному занижению суммы доходов от реализации товаров (работ, услуг), учитываемых при формировании налогооблагаемой базы, и к занижению суммы налога на 10 616 811 рублей.
Обосновывая применение более низких тарифов, предприятие сослалось на то, что примененный средневзвешенный тариф на тепловую энергию предусмотрен постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 10.11.2008 N 12/2 (с учетом изменений, внесенных постановлением от 26.12.2008 N 14/14). В постановлении указано на установление тарифов в целях формирования бюджета, теплоснабжающие предприятия, осуществляющие отпуск тепловой энергии населению, обязаны применять средневзвешенный тариф для данной категории потребителей с последующей компенсацией потерь из бюджета в порядке, предусмотренным Положением.
Инспекция полагает, что орган местного самоуправления принял акт за превысив свои полномочия. В результате исполнения названного акта у теплоснабжающих организаций уменьшается налогооблагаемая база по НДС.
Доводы налоговой инспекции правомерно отклонены судами. Налоговое законодательство не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 15585/2008). Инспекция при начислении НДС учитывала не реальные сложившиеся хозяйственные отношения (реализацию товара по заниженным тарифам), а отношения, которых надлежало придерживаться сторонам при реализации товара. Контроль за применением регулируемых тарифов возложен на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 6 Закона N 41-ФЗ). Постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от 30.01.2009 N 34, которым утверждено Положение, не признано недействующим. Учитывая конкретные обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты не подлежат отмене по данному эпизоду (доначисление 10 616 811 рублей НДС).
По второму эпизоду налоговый орган указывает, что МУ "Департамент ЖКХ и энергетики" перечислял налогоплательщику суммы субсидий с учетом НДС, а последний изначально выставлял на полученные субсидии счета-фактуры с выделенным НДС. Исправленные счета-фактуры или доказательства возврата МУ "Департамент ЖКХ и энергетики" 10 394 556 рублей в материалы дела не представлены. Следовательно, 10 394 556 рублей НДС, неправомерно полученных из бюджета, останутся у налогоплательщика.
При реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Субсидии, предоставляемые бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются (абзацы 2 и 3 пункта 2 статьи 154 Кодекса).
Налоговый орган не учел, что при предоставлении субсидии не образуется налогооблагаемая база и объект налогообложения, так как отсутствует реализация товара. Согласно Положению предоставление субсидий производилось не на основании счетов-фактур, а на основании заявок и документов, подтверждающих фактический объем поставленной тепловой энергии (т. 2, л.д. 76). Таким образом, основания для начисления НДС отсутствуют. Вопрос о неправомерном предоставлении налогоплательщику субсидий в завышенных размерах (с учетом сумм, ошибочно квалифицированных налогоплательщиком изначально как НДС) подлежит разрешению предприятием и лицом, ответственным за предоставление субсидий, или посредством контрольных мероприятий соответствующего государственного органа.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 3 июня 2013 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 сентября 2013 года по делу N А53-1871/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Ю.В.МАЦКО
Судьи
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ТРИФОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)