Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 18.06.2013 N 33-7331

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июня 2013 г. N 33-7331


Судья: Белоногий А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Кутыева О.О.,
судей Александровой Ю.К. и Смышляевой И.Ю.,
при секретаре Ц.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу К. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 27 февраля 2013 года по делу N 2-730/2013 по иску К. к жилищно-строительному кооперативу N 55 об обязании привести счет-извещение в соответствие с требованиями действующего законодательства, обязании исключить из платежного документа задолженность по отоплению за сентябрь - октябрь 2012 года.
Заслушав доклад судьи Кутыева О.О., объяснения К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ЖСК N 55 В., действующей на основании доверенности от 29.10.2012 сроком на 3 года, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

установила:

К. обратился в суд с иском к ЖСК N 55, в котором, уточнив требования в порядке статьи 39 ГПК РФ, просил обязать ЖСК N 55 привести платежный документ (счет-квитанция) по квартире <адрес> в Санкт-Петербурге по содержанию в соответствие с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и Приказа Министерства Регионального развития Российской Федерации от 19.09.2011 N 454, а именно:
отразить в платежном документе сведения, установленные требованием подпункта "б" пункта 69 Правил, указав информацию о следующих исполнителях:
адрес (место нахождения) и контактный телефон паспортной службы,
номер контактного телефона аварийно-диспетчерской службы,
адрес (место нахождения) и контактный телефон ООО "Жилкомсервис N 1 Московского района",
адрес (место нахождения) и контактный телефон "Радиотрансляционной сети",
адрес (место нахождения) и контактный телефон "Телетрансляционной сети",
адреса (место нахождения) и контактные телефоны ресурсоснабжающих организаций,
номер контактного телефона бухгалтера,
номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты указанных исполнителей,
- адреса сайтов указанных исполнителей в сети Интернет;
- В разделе "Содержание и ремонт жилого помещения" ввести вид услуги "Управление многоквартирным домом";
- Во всех графах раздела "Коммунальные услуги" указать соответствующие единицы измерения составляющих, используемых при расчете размера платы по каждому виду коммунальной услуги;
- По каждому виду коммунальной услуги ввести информацию об используемом бухгалтером способе определения объемов потребленных коммунальных услуг, путем введения соответствующих шифров со ссылкой на один из следующих способов:
- исходя из нормативов потребления коммунальных услуг,
- исходя из показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета,
- исходя из среднемесячного потребления коммунальных услуг,
- исходя из показаний общедомового прибора учета.
Ввести раздел "Справочная информация", с указанием:
нормативов потребления коммунальных ресурсов на индивидуальное потребление и на общедомовые нужды,
ежемесячного показания коллективного общедомового прибора учета соответствующего (каждого) вида коммунального ресурса,
общего объема каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленных в многоквартирном доме за расчетный период,
суммарного объема каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме за расчетный период.
Также истец просил обязать ответчика исключить из платежного документа (счет-квитанция) по квартире <адрес> в Санкт-Петербурге величину задолженности в размере 1 300 рублей 00 копеек.
В обоснование заявленного иска истец указывал, что является собственником доли в квартире <адрес> в Санкт-Петербурге. С 01.09.2012 вступили в действие Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. В пункте 69 данных Правил установлены обязательные требования к информации, которая должна быть указана в счете-извещении. Вместе с тем в счетах-извещениях, направляемых ответчиком в адрес истца, отсутствует вся информация, которая должна содержаться в платежном документе.
Истец также указывает, что в счете-извещении за сентябрь 2012 года начислена плата за отопление, что неправомерно, поскольку в соответствии с вышеупомянутыми Правилами, начисление оплаты за отопление должно производиться в период отопительного сезона, т.е. в счете-извещении за сентябрь 2012 года должна быть начислена оплата за отопление в августе 2012 года, в счете-извещении за октябрь 2012 года - оплата за сентябрь 2012 года, однако, ни в августе, ни в сентябре 2012 года отопление в квартиру истца не подавалось, отопительный сезон наступил лишь в октябре 2012 года.
Возражая против заявленных требований, ответчик указывал, что в счете-извещении содержится вся необходимая информация, предусмотренная Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Включение в счет-извещение за сентябрь 2012 года оплаты за отопление имело место, поскольку по состоянию на 31.08.2012 имелся недобор за отопление по общедомовым приборам учета, поскольку ранее действовавшие Правила предусматривали начисление платы за отопление равными платежами в течение каждого месяца календарного года. Поскольку новые Правила предусматривают возможность начисления оплаты за отопление только в период отопительного сезона по фактическим показаниям общедомовых приборов учета, то Правлением ЖСК было принято решение о производстве корректировки оплаты за отопление не по итогам календарного года, как это было предусмотрено ранее действовавшими Правилами, а по итогам 8 месяцев, в связи с переходом на иную систему оплаты за отопление в соответствии с новыми Правилами, введенными в действие с 01.09.2012. При этом в счете-извещении за октябрь 2012 года начислена оплата за отопление, имевшее место в сентябре 2012 года, по фактическим показаниям приборов учета. ЖСК-55 произвело оплату за отопление ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга", что подтверждено соответствующим отчетом о теплопотреблении, принятым сетевой организацией.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 27.02.2013 исковые требования К. удовлетворены частично.
Названным решением ЖСК N 55 обязано в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу внести в счет-извещение плательщика К. справочную информацию об общем объеме каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленных в многоквартирном доме за расчетный период, о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, о суммарном объеме каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме.
В удовлетворении требований в остальной части К. отказано.
С ЖСК N 55 в пользу К. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
С постановленным судом решением не согласился истец, который в апелляционной жалобе ставит вопрос о его изменении в части, в которой в удовлетворении требований отказано.
Изучив материалы дела, заслушав мнение участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для несогласия с выводами районного суда.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее, Правила), установлены требования, предъявляемые к платежным документам по оплате жилищных и коммунальных услуг.
Так, согласно пункту 69 Правил в платежном документе указываются:
- а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
- б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
- в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов;
- г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
- д) объем каждого вида коммунальных услуг, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведенных исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
- е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленных в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производств
- коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
- ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
- пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
- предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
- временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
- уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
- иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
- з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
- и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
- к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;
- л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Оценивая содержание предоставляемых истцу ежемесячно счетов-извещений на оплату коммунальных услуг, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что они полностью соответствуют требованиям п. п. "а" - "г" п. 69 Правил, при этом, необходимость внесения в них сведений, предусмотренных п. п. "ж", "з", "и", "к", "л" пункта 69 Правил отсутствует, поскольку отсутствуют правоотношения между сторонами для указания сведений по данным подпунктам.
Отказывая К. в удовлетворения требования об обязании ответчика указывать в счетах-извещениях информацию о паспортной службе,
аварийно-диспетчерской службе, ООО "Жилкомсервис N 1 Московского
района", Радиотрансляционной сети, Телетрансляционной сети, ресурсоснабжающих организациях, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность исполнителя, предусмотренная пунктом "п" статьи 31 Правил о предоставлении потребителю информации об адресах и номерах телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя, не предусматривает обязанность исполнителя доводить такую информацию в счете-извещении. Такая информация может быть доведена до потребителя любым доступным способом, в том числе, путем размещения этой информации на досках объявлений в месте, доступном для всех потребителей.
Также судом приняты во внимание возражения ответчика о том, что утвержденная Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.09.2011 N 454 примерная форма платежного документа, на которую ссылается истец, носит рекомендательный характер, т.е. не является обязательной, таким образом, на исполнителя возложена обязанность отражать в платежном документе лишь ту информацию, которая прямо указана в Правилах.
Отказывая истцу в удовлетворении требования об обязании ответчика включить в раздел "Содержание и ремонт жилого помещения" вид услуги "Управление многоквартирным домом", суд первой инстанции исходил из того, что согласно пояснениям ответчика указанные расходы отражены в счете-извещении как "расходы правления", фактически являются расходами по управлению многоквартирным домом, в связи с чем, включение в раздел "Содержание и ремонт жилого помещения" вида услуги "Управление многоквартирным домом" приведет к повторному начислению данной услуги, что нарушит права членов ЖСК, при том положении, что истец не просит исключить из счета-извещения строку "расходы правления". При этом, наименование ответчиком расходов на управление многоквартирным домом как "расходы правления" не меняет сути расходов (административно-управленческие расходы ЖСК).
Отказывая истцу в удовлетворении требований в части обязания ответчика во всех графах раздела "Коммунальные услуги" указать соответствующие единицы измерения составляющих, используемых при расчете размера платы по каждому виду коммунальной услуги, суд первой инстанции исходил из того, что из представленных суду счетов-извещений следует, что в них указаны соответствующие измерения по каждому виду коммунальной услуги.
Требования истца об обязании ответчика по каждому виду коммунальной услуги ввести информацию об используемом бухгалтером способе определения объемов потребленных коммунальных услуг, путем введения соответствующих шифров, оставлены судом без удовлетворения на том основании, что данный показатель применяется в случае отсутствия приборов учета, в то же время квартире истца установлены индивидуальные приборы учета потребления холодной и горячей воды; дом оборудован общедомовыми приборами учета.
Судом истцу разъяснено право в случае несогласия с производимыми ответчиком начислениями платы за соответствующую коммунальную услугу, требовать от ЖСК предоставления ему соответствующих расчетов, однако вышеупомянутые Правила не содержат обязанности исполнителя указывать в счете-извещении шифр со ссылкой способа определения объемов потребленных коммунальных услуг.
По тем же основаниям судом оставлено без удовлетворения требование истца об обязании ответчика ввести раздел "Справочная информация", в котором отразить сведения о нормативах потребления коммунальных ресурсов на индивидуальное потребление и на общедомовые нужды, поскольку оплата за указанные коммунальные услуги производится по приборам учета.
Также суд не усмотрел оснований для удовлетворения требований истца об обязании ответчика исключить из платежного документа величину задолженности в размере 1 300 рублей 00 копеек.
Обосновывая выводы в данной части, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с пунктом 3 Приложения N <...> к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором во всех жилых и нежилых помещениях отсутствуют индивидуальные и общие (квартирные) приборы учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 и 43 Правил, определяется по соответствующей формуле.
При этом, оплата за отопление производится по фактическим показаниям приборов учета тепловой энергии, из чего следует, что такая оплата может производиться только при предоставлении коммунальной услуги по отоплению.
Однако, согласно пункту 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, пункты 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утрачивают силу лишь с 01.01.2015.
Согласно подпункту "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Вышеупомянутым подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, предусмотрено начисление оплаты за отопление ежемесячно, независимо от отопительного сезона, при этом при расчете используется среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
Для исключения переплаты (недоначисления оплаты) за отопление, подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, предусмотрена возможность корректировки размера платы за отопление.
При таком положении, суд счел, что заслуживают внимания доводы ответчика о том, что в случае перехода на новую систему исчисления оплаты за отопление в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель вправе провести корректировку оплаты за отопление независимо от окончания календарного года, что было произведено в августе 2012 года, по факту чего в платежный документ за сентябрь 2012 года была включена оплата за отопление, которая фактически являлась корректировкой недополученных ЖСК за 8 месяцев сумм за отопление.
При этом независимо от того, какие из Правил были применены ЖСК при исчислении платы за сентябрь, доказательств, опровергающих предоставление в сентябре 2012 года услуг по отоплению, суду не представлено.
Отчетом о теплопотреблении, принятым сетевой организацией, ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга, подтверждено оказание ЖСК-55 услуг по отоплению в сентябре 2012 года.
Учтено судом и то, что как пояснил представитель ответчика, система отопления в ванной комнате во всех жилых помещениях дома функционирует круглогодично, независимо от начала отопительного сезона, а также то, что определение органом исполнительной власти периода отопительного сезона применительно к каждому календарному году, не лишает управляющую компанию права начать отопительный сезон ранее данной даты.
Таким образом, суд не усмотрел оснований для удовлетворения требований истца об обязании ответчика исключить из платежного документа величину задолженности по отоплению за сентябрь и октябрь 2012 года.
Судебная коллегия находит правильными выводы районного суда, которые подкреплены соответствующими правовыми нормами, примененными судом верно.
Все доводы и возражения сторон получили должную оценку в обжалуемом решении, выводы суда являются мотивированными и исчерпывающими.
Оценивая доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия приходит к выводу о том, что они являются необоснованными, и не содержат оснований для сомнений в правильности обжалуемого решения.
Указанные доводы заявлялись истцом ранее, в суде первой инстанции, и получили надлежащую судебную оценку в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Доводы истца о необходимости включения в счета-извещения информации об исполнителях услуг, как то: паспортная служба, аварийно-диспетчерская служба, ООО "Жилкомсервис N 1 Московского района", ресурсоснабжающие организации - основаны на неправильном толковании истцом понятия "исполнитель услуг", под которым, как обоснованно указал районный суд, понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Истец указывает, что отсутствие информации об указанных организациях в счетах-извещениях, затрудняет возможность обращения к ним по вопросу получения услуг, которые члены ЖСК приобретают без участия ЖСК N 55.
Указанные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит подлежащими отклонению, соглашаясь с позицией районного суда о том, что соответствующая информация может быть доведена до сведения потребителей иным способом, нежели размещение ее в счетах-квитанциях, в частности, путем размещения этой информации на досках объявлений в месте, доступном для всех потребителей.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о необходимости неукоснительного соблюдения требований Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.09.2011 N 454 об утверждении формы платежного документа, судебная коллегия исходит из того, что как обоснованно указал районный суд, утвержденная названным приказом форма платежного документа носит рекомендательный характер, обязательные требования к содержанию платежного документа изложены в п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Доводы истца о неправильном применении и толковании судом норм законодательства судебная коллегия находит также подлежащими отклонению как ошибочные.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и иную оценку исследованных судом доказательств, которая не влечет отмены решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 27 февраля 2013 года оставить без изменения, поданную апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)