Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2007 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Афанасьевой Л.В., судей Винокуровой Н.В., Баканова А.П.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Винокуровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.12.2006 по делу N А25-2862/05-9, принятое судьей Хутовым Т.Л.,
по иску ОАО "Водоканал" г. Черкесск
к МУП "Черкесское городское предприятие жилищно-коммунального хозяйства",
Правительству Карачаево-Черкесской Республики,
Мэрии муниципального образования г. Черкесска,
Министерству финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики,
Министерству финансов Российской Федерации,
с участием третьего лица - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики,
о взыскании 4 201 585 рублей,
в присутствии представителей:
- ОАО "Водоканал" г. Черкесск - начальника юридического отдела Акбашева М.С., доверенность N 01-007 от 09.01.2007,
- Мэрии г. Черкесска - юриста Вербы Р.А., доверенность N 353-01 от 21.02.2007,
установил:
ОАО "Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с иском к МУП "Черкесское городское предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (далее - МУП "ГПЖКХ"), в котором просило взыскать с ответчика задолженность в размере 4 201 585 рублей за услуги по водоснабжению малообеспеченных семей, подлежащих возмещению за счет субсидий и субвенций, выделяемых на эти цели из бюджета.
Исковые требования ОАО "Водоканал" мотивированы следующим.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", а также постановлением Главы г. Черкесска от 05.06.2001 N 1972 ОАО "Водоканал" предоставляет льготу по оплате водоснабжения и водоотведения малообеспеченным гражданам г. Черкесска.
Уполномоченным органом местного самоуправления, устанавливающим субсидии малообеспеченным гражданам г. Черкесска, является МУП "ГПЖКХ".
По сложившемуся порядку МУП "ГПЖКХ" ежемесячно предоставляет ОАО "Водоканал" заверенные сводные реестры расчетов по субсидиям малоимущим гражданам, в соответствии с которыми ОАО "Водоканал" уменьшает размер положенных платежей при оплате гражданами указанной категории коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению.
В связи с тем, что на протяжении нескольких расчетных периодов МУП "ГПЖКХ" не производило возмещение выпадающих доходов ОАО "Водоканал", последнее обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с иском о взыскании выпадающих доходов в размере 4 201 585 рублей.
В процессе рассмотрения дела ОАО "Водоканал" уточнил исковые требования в соответствии с подписанным сторонами актом сверки взаимных расчетов от 30.11.2006, согласно которому задолженность МУП "ГПЖКХ" составила 3 766 759 рублей 90 копеек.
Определениями Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики к участию в деле в качестве ответчиков были привлечены Правительство Карачаево-Черкесской Республики, Мэрия муниципального образования г. Черкесска, Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики, Министерство финансов Российской Федерации, в качестве третьего лица на стороне ответчика - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.12.2006 требования ОАО "Водоканал" удовлетворены в части: с казны Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики взыскана в пользу ОАО "Водоканал" сумма задолженности в размере 3 766 759 рублей 90 копеек; в удовлетворении требований к Министерству финансов Российской Федерации, Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Мэрии муниципального образования г. Черкесска, МУП "ГПЖКХ" отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что в результате недостаточного выделения из бюджета Карачаево-Черкесской Республики средств на предоставление г. Черкесском субсидий населению, задолженность на 01.01.2005 составила 14 946 800 рублей, в том числе задолженность Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики перед ОАО "Водоканал" в сумме 3 766 759 рублей 90 копеек. При этом, в соответствии с частью 8 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из местных бюджетов за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.12.2006, Министерство финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда в части взыскания 3 766 759 рублей 90 копеек с казны Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики в пользу ОАО "Водоканал" отменить и принять новый судебный акт об отказе ОАО "Водоканал" в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим.
Судом первой инстанции не уточнен период, за который с казны Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики в пользу ОАО "Водоканал" взыскана задолженность в сумме 3 766 759 рублей 90 копеек.
Между тем, за период с 2004 года по 2006 год произошли изменения в части финансирования данных видов расходов из разных уровней бюджетной системы. Так, согласно статье 15.4 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
На очередной финансовый год г. Черкесску передавалась финансовая помощь на частичное возмещение затрат местного бюджета в связи с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Судом не оценены и не разграничены суммы задолженности, подлежащие оплате, предъявленные ОАО "Водоканал" за период до 01.03.2005, отнесенные согласно статье 15.1. Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", действовавшего до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, к расходам, финансируемым из местных бюджетов.
Суд при вынесении решения сослался на акты сверок взаимных расчетов от 30.11.2006, по которым задолженность МУП "ГПЖКХ" составила 3 766 759 рублей 90 копеек, при этом суд принял доводы МУП "ГПЖКХ" о недостаточности финансирования органом местного самоуправления в размере 3 343 835 рублей, из чего исходит, что разница в финансировании и образовавшейся задолженности в размере 422 924 рублей 90 копеек была перечислена МУП "ГПЖКХ", но не направлена на финансирование ОАО "Водоканал" по предоставлению гражданам субсидий. Судом не исследованы данные факты, не дана им надлежащая оценка, но при этом суд отразил их в судебном акте (без исследования и надлежащей оценки).
Судом также не исследованы и не дана надлежащая оценка сумм начисленных субсидий и погашенных субсидий, то есть факту финансирования на предоставление субсидий ОАО "Водоканал" полученных от МУП "ГПЖКХ".
Согласно представленных Министерством финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики (т. 1, л.д. 131-134) платежных поручений были уточнены суммы финансирования г. Черкесска в 2005 году на возмещение затрат по предоставлению субсидий и общая сумма финансирования составила 9 454 100 рублей. Судом также неправильно отражена сумма финансирования при установлении факта финансирования местного бюджета г. Черкесска в 2005 году.
Исходя из смысла норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, не допускается нецелевое использование бюджетных средств, любое расходование бюджетных средств должно быть документально обоснованным и подтвержденным. Судом в подтверждение размера задолженности приняты и оценены в качестве первичных документов карточки абонентов, акты сверок между МУП "ГПЖКХ" и ОАО "Водоканал".
Министерство финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики не согласно с выводами суда относительно подтверждения размера понесенных расходов.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", субсидии предоставляются на 6 месяцев, то есть исходя из данной правовой нормы размеры субсидий не изменяются в течение 6 месяцев.
В представленных ОАО "Водоканал" документах, которые составлены им же, а также карточках абонентов отражен размер субсидии каждого получателя субсидии. При этом размеры субсидии по получателю субсидии не равнозначны в течение 6 месяцев (приложение 3, л.6).
Согласно пункту 9 раздела 2 Положения о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", уполномоченный орган в течение 10 дней с даты получения документов, принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и доводит соответствующее решение до заинтересованных лиц.
Согласно пункту 13 вышеуказанного Постановления уполномоченный орган формирует в отношении каждого заявителя дело, в которое включают документы, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии или отказе в ее предоставлении и определении ее размера (персональное дело). Документы на бумажных и электронных носителях подлежат хранению не менее 3 лет.
Уполномоченным органом по установлению и начислению субсидий гражданам, имеющим на это право, определено МУП "ГПЖКХ" на основании постановления Главы города Черкесска от 23.11.2000 N 3578.
Из имеющихся в материалах дела документов невозможно установить наличие прав абонентов на получение субсидий и их размера, при этом документы, подтверждающие право граждан на получение субсидий, с указанием размера начисленных субсидий, судом не истребованы.
В соответствии с пунктом 4 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Главы города Черкесска от 05.06.2001 N 1972, величина ежемесячных субсидий указывается в соответствующем платежном документе (счете-квитанции).
ОАО "Водоканал" не представило ни решения о предоставлении субсидии, ни счета-квитанции в подтверждение суммы иска.
Судом приняты от МУП "ГПЖКХ" сводные расчеты по субсидиям, реестры получателей субсидий (приложение 1), от ОАО "Водоканал" карточки абонентов без подтверждения у данных граждан наличия права на получение субсидии, то есть не были представлены решения уполномоченного органа на предоставление субсидий данным гражданам.
ОАО "Водоканал" документально не подтвердило размер понесенных расходов и предъявленная к взысканию сумма затрат по услугам первичными бухгалтерскими документами (счетами-квитанциями, чеками по оплате) также не подтверждена, а ОАО "Водоканал" не представлены документы, подтверждающие наличие прав на получение субсидий для соответствующих категорий граждан.
В нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд признал доказательство достоверным без его проверки и исследования.
Аналогичные аспекты отражены и в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.12.2006 по делу N А32-8734/05-49/15.
Правительство Карачаево-Черкесской Республики в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает доводы Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики, просит решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.12.2006 в части взыскания 3 766 759 рублей 90 копеек с казны Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики в пользу ОАО "Водоканал" отменить и принять новый судебный акт об отказе ОАО "Водоканал" в удовлетворении исковых требований.
Министерство Финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Мэрия муниципального образования г. Черкесска, ОАО "Водоканал" представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.12.2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.
Правильность решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.12.2006 проверена в обжалуемой части в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей ОАО "Водоканал", Мэрии г. Черкесска, просивших решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.12.2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения, в отсутствие представителей МУП "ГПЖКХ", Правительства Карачаево-Черкесской Республики, Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, апелляционный суд приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как правильно установил суд первой инстанции, в соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 6 и статье 38 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в пунктах 2 и 3 статьи 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии с частью 8 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из местных бюджетов за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, а для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - из бюджетов данных субъектов Российской Федерации. Субъектами Российской Федерации на цели, указанные в настоящей части, из федерального бюджета может передаваться финансовая помощь, рассчитанная исходя из федеральных стандартов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
В соответствии с платежными поручениями от 02.06.2005, 19.09.2005, 12.12.2005, 15.12.2005 из бюджета Карачаево-Черкесской Республики на покрытие расходов, связанных с предоставлением субсидий малообеспеченным семьям г. Черкесска было выделено 9 454 100 рублей. Указанные средства были в полном объеме израсходованы по целевому назначению, что подтверждается справкой о состоянии расчетов по субсидиям населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по г. Черкесску за 2005 год, представленной Финансовым управлением Администрации г. Черкесска, а также платежными поручениями от 01.02.2005 N 29, 02.12.2005 N 927, 08.06.2005 N 227, 14.04.2005 N 143, 17.10.2005 N 624, 18.03.2005 N 93, 18.07.2005 N 317, 18.08.2005 N 390, 19.08.2005 N 391, 19.09.2005 N 443, 19.12.2005 N 1008, 22.08.2005 N 392, 23.03.2005 N 101, 23.12.2005 N 1055, 24.06.2005 N 266, 26.01.2005 N 19, 28.01.2005 N 27, 28.04.2005 N 161, 28.09.2005 N 479, 29.04.2005 N 741, 30.11.2005 N 901. Тем не менее, задолженность МУП "ГПЖКХ" перед ОАО "Водоканал" по предоставленным льготам полностью погашена не была.
В результате недостаточного выделения из бюджета Карачаево-Черкесской Республики средств на предоставление г. Черкесском субсидий населению образовалась задолженность Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики перед ОАО "Водоканал" в сумме 3 766 759 рублей 90 копеек.
Из материалов дела следует, что Правительством Карачаево-Черкесской Республики порядок и сроки направления муниципальным образованиям средств республиканского бюджета не установлены. Бюджетом Карачаево-Черкесской Республики в 2005 году не предусматривались средства на оплату субсидий по жилью и коммунальным услугам, не было разработано и утверждено положение о предоставлении субсидий в соответствии с требованиями Федерального законодательства. В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики судом неоднократно предлагалось представить выписку из бюджета Карачаево-Черкесской Республики о суммах, заложенных в бюджет на 2005 год и подлежавших направлению для предоставления гражданам г. Черкесска указанных субсидий, однако эти сведения так и не были представлены.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что за предъявленный ОАО "Водоканал" период недоплата расходов, связанных с оказанием помощи малообеспеченным семьям в виде субсидий, произошла из-за того, что не были выполнены требования статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также требования статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым выполнение полномочий Российской Федерации возложены на соответствующие органы местного самоуправления, а также о том, что ответственность за недофинансирование средств, направляемых на погашение расходов по оказанию финансовой помощи малоимущим семьям, должно нести Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики.
Право на компенсацию расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий, возникло у ОАО "Водоканал" в связи с исполнением гражданско-правового обязательства по оказанию услуг водоснабжения и в связи с тем, что ко взысканию предъявлены именно суммы дотаций по льготируемым категориям граждан.
Размер и период задолженности подтверждаются первичными бухгалтерскими документами - карточками абонентов, утвержденными приказом ОАО "Водоканал" от 04.02.2005 N 01-2.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал с казны Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики в пользу ОАО "Водоканал" сумму задолженности в размере 3 766 759 рублей 90 копеек, а в отношении Министерства финансов Российской Федерации, Мэрии г. Черкесска, МУП "ГПЖКХ" в иске отказал.
Апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.12.2006. Доводы апелляционной жалобы Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики апелляционным судом не принимаются исходя из вышеизложенного.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на Министерство финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики, которая им уплачена.
Руководствуясь статьями 159, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.12.2006 по делу N А25-2862/05-9 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики.
Председательствующий
Л.В.АФАНАСЬЕВА
Судьи
Н.В.ВИНОКУРОВА
А.П.БАКАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.06.2007 N 16АП-408/07 ПО ДЕЛУ N А25-2862/05-9
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2007 г. N 16АП-408/07
Дело N А25-2862/05-9
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2007 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Афанасьевой Л.В., судей Винокуровой Н.В., Баканова А.П.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Винокуровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.12.2006 по делу N А25-2862/05-9, принятое судьей Хутовым Т.Л.,
по иску ОАО "Водоканал" г. Черкесск
к МУП "Черкесское городское предприятие жилищно-коммунального хозяйства",
Правительству Карачаево-Черкесской Республики,
Мэрии муниципального образования г. Черкесска,
Министерству финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики,
Министерству финансов Российской Федерации,
с участием третьего лица - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики,
о взыскании 4 201 585 рублей,
в присутствии представителей:
- ОАО "Водоканал" г. Черкесск - начальника юридического отдела Акбашева М.С., доверенность N 01-007 от 09.01.2007,
- Мэрии г. Черкесска - юриста Вербы Р.А., доверенность N 353-01 от 21.02.2007,
установил:
ОАО "Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с иском к МУП "Черкесское городское предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (далее - МУП "ГПЖКХ"), в котором просило взыскать с ответчика задолженность в размере 4 201 585 рублей за услуги по водоснабжению малообеспеченных семей, подлежащих возмещению за счет субсидий и субвенций, выделяемых на эти цели из бюджета.
Исковые требования ОАО "Водоканал" мотивированы следующим.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", а также постановлением Главы г. Черкесска от 05.06.2001 N 1972 ОАО "Водоканал" предоставляет льготу по оплате водоснабжения и водоотведения малообеспеченным гражданам г. Черкесска.
Уполномоченным органом местного самоуправления, устанавливающим субсидии малообеспеченным гражданам г. Черкесска, является МУП "ГПЖКХ".
По сложившемуся порядку МУП "ГПЖКХ" ежемесячно предоставляет ОАО "Водоканал" заверенные сводные реестры расчетов по субсидиям малоимущим гражданам, в соответствии с которыми ОАО "Водоканал" уменьшает размер положенных платежей при оплате гражданами указанной категории коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению.
В связи с тем, что на протяжении нескольких расчетных периодов МУП "ГПЖКХ" не производило возмещение выпадающих доходов ОАО "Водоканал", последнее обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с иском о взыскании выпадающих доходов в размере 4 201 585 рублей.
В процессе рассмотрения дела ОАО "Водоканал" уточнил исковые требования в соответствии с подписанным сторонами актом сверки взаимных расчетов от 30.11.2006, согласно которому задолженность МУП "ГПЖКХ" составила 3 766 759 рублей 90 копеек.
Определениями Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики к участию в деле в качестве ответчиков были привлечены Правительство Карачаево-Черкесской Республики, Мэрия муниципального образования г. Черкесска, Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики, Министерство финансов Российской Федерации, в качестве третьего лица на стороне ответчика - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.12.2006 требования ОАО "Водоканал" удовлетворены в части: с казны Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики взыскана в пользу ОАО "Водоканал" сумма задолженности в размере 3 766 759 рублей 90 копеек; в удовлетворении требований к Министерству финансов Российской Федерации, Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Мэрии муниципального образования г. Черкесска, МУП "ГПЖКХ" отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что в результате недостаточного выделения из бюджета Карачаево-Черкесской Республики средств на предоставление г. Черкесском субсидий населению, задолженность на 01.01.2005 составила 14 946 800 рублей, в том числе задолженность Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики перед ОАО "Водоканал" в сумме 3 766 759 рублей 90 копеек. При этом, в соответствии с частью 8 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из местных бюджетов за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.12.2006, Министерство финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда в части взыскания 3 766 759 рублей 90 копеек с казны Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики в пользу ОАО "Водоканал" отменить и принять новый судебный акт об отказе ОАО "Водоканал" в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим.
Судом первой инстанции не уточнен период, за который с казны Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики в пользу ОАО "Водоканал" взыскана задолженность в сумме 3 766 759 рублей 90 копеек.
Между тем, за период с 2004 года по 2006 год произошли изменения в части финансирования данных видов расходов из разных уровней бюджетной системы. Так, согласно статье 15.4 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
На очередной финансовый год г. Черкесску передавалась финансовая помощь на частичное возмещение затрат местного бюджета в связи с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Судом не оценены и не разграничены суммы задолженности, подлежащие оплате, предъявленные ОАО "Водоканал" за период до 01.03.2005, отнесенные согласно статье 15.1. Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", действовавшего до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, к расходам, финансируемым из местных бюджетов.
Суд при вынесении решения сослался на акты сверок взаимных расчетов от 30.11.2006, по которым задолженность МУП "ГПЖКХ" составила 3 766 759 рублей 90 копеек, при этом суд принял доводы МУП "ГПЖКХ" о недостаточности финансирования органом местного самоуправления в размере 3 343 835 рублей, из чего исходит, что разница в финансировании и образовавшейся задолженности в размере 422 924 рублей 90 копеек была перечислена МУП "ГПЖКХ", но не направлена на финансирование ОАО "Водоканал" по предоставлению гражданам субсидий. Судом не исследованы данные факты, не дана им надлежащая оценка, но при этом суд отразил их в судебном акте (без исследования и надлежащей оценки).
Судом также не исследованы и не дана надлежащая оценка сумм начисленных субсидий и погашенных субсидий, то есть факту финансирования на предоставление субсидий ОАО "Водоканал" полученных от МУП "ГПЖКХ".
Согласно представленных Министерством финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики (т. 1, л.д. 131-134) платежных поручений были уточнены суммы финансирования г. Черкесска в 2005 году на возмещение затрат по предоставлению субсидий и общая сумма финансирования составила 9 454 100 рублей. Судом также неправильно отражена сумма финансирования при установлении факта финансирования местного бюджета г. Черкесска в 2005 году.
Исходя из смысла норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, не допускается нецелевое использование бюджетных средств, любое расходование бюджетных средств должно быть документально обоснованным и подтвержденным. Судом в подтверждение размера задолженности приняты и оценены в качестве первичных документов карточки абонентов, акты сверок между МУП "ГПЖКХ" и ОАО "Водоканал".
Министерство финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики не согласно с выводами суда относительно подтверждения размера понесенных расходов.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", субсидии предоставляются на 6 месяцев, то есть исходя из данной правовой нормы размеры субсидий не изменяются в течение 6 месяцев.
В представленных ОАО "Водоканал" документах, которые составлены им же, а также карточках абонентов отражен размер субсидии каждого получателя субсидии. При этом размеры субсидии по получателю субсидии не равнозначны в течение 6 месяцев (приложение 3, л.6).
Согласно пункту 9 раздела 2 Положения о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", уполномоченный орган в течение 10 дней с даты получения документов, принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и доводит соответствующее решение до заинтересованных лиц.
Согласно пункту 13 вышеуказанного Постановления уполномоченный орган формирует в отношении каждого заявителя дело, в которое включают документы, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии или отказе в ее предоставлении и определении ее размера (персональное дело). Документы на бумажных и электронных носителях подлежат хранению не менее 3 лет.
Уполномоченным органом по установлению и начислению субсидий гражданам, имеющим на это право, определено МУП "ГПЖКХ" на основании постановления Главы города Черкесска от 23.11.2000 N 3578.
Из имеющихся в материалах дела документов невозможно установить наличие прав абонентов на получение субсидий и их размера, при этом документы, подтверждающие право граждан на получение субсидий, с указанием размера начисленных субсидий, судом не истребованы.
В соответствии с пунктом 4 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Главы города Черкесска от 05.06.2001 N 1972, величина ежемесячных субсидий указывается в соответствующем платежном документе (счете-квитанции).
ОАО "Водоканал" не представило ни решения о предоставлении субсидии, ни счета-квитанции в подтверждение суммы иска.
Судом приняты от МУП "ГПЖКХ" сводные расчеты по субсидиям, реестры получателей субсидий (приложение 1), от ОАО "Водоканал" карточки абонентов без подтверждения у данных граждан наличия права на получение субсидии, то есть не были представлены решения уполномоченного органа на предоставление субсидий данным гражданам.
ОАО "Водоканал" документально не подтвердило размер понесенных расходов и предъявленная к взысканию сумма затрат по услугам первичными бухгалтерскими документами (счетами-квитанциями, чеками по оплате) также не подтверждена, а ОАО "Водоканал" не представлены документы, подтверждающие наличие прав на получение субсидий для соответствующих категорий граждан.
В нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд признал доказательство достоверным без его проверки и исследования.
Аналогичные аспекты отражены и в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.12.2006 по делу N А32-8734/05-49/15.
Правительство Карачаево-Черкесской Республики в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает доводы Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики, просит решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.12.2006 в части взыскания 3 766 759 рублей 90 копеек с казны Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики в пользу ОАО "Водоканал" отменить и принять новый судебный акт об отказе ОАО "Водоканал" в удовлетворении исковых требований.
Министерство Финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Мэрия муниципального образования г. Черкесска, ОАО "Водоканал" представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.12.2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.
Правильность решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.12.2006 проверена в обжалуемой части в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей ОАО "Водоканал", Мэрии г. Черкесска, просивших решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.12.2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения, в отсутствие представителей МУП "ГПЖКХ", Правительства Карачаево-Черкесской Республики, Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, апелляционный суд приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как правильно установил суд первой инстанции, в соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 6 и статье 38 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в пунктах 2 и 3 статьи 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии с частью 8 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из местных бюджетов за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, а для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - из бюджетов данных субъектов Российской Федерации. Субъектами Российской Федерации на цели, указанные в настоящей части, из федерального бюджета может передаваться финансовая помощь, рассчитанная исходя из федеральных стандартов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
В соответствии с платежными поручениями от 02.06.2005, 19.09.2005, 12.12.2005, 15.12.2005 из бюджета Карачаево-Черкесской Республики на покрытие расходов, связанных с предоставлением субсидий малообеспеченным семьям г. Черкесска было выделено 9 454 100 рублей. Указанные средства были в полном объеме израсходованы по целевому назначению, что подтверждается справкой о состоянии расчетов по субсидиям населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по г. Черкесску за 2005 год, представленной Финансовым управлением Администрации г. Черкесска, а также платежными поручениями от 01.02.2005 N 29, 02.12.2005 N 927, 08.06.2005 N 227, 14.04.2005 N 143, 17.10.2005 N 624, 18.03.2005 N 93, 18.07.2005 N 317, 18.08.2005 N 390, 19.08.2005 N 391, 19.09.2005 N 443, 19.12.2005 N 1008, 22.08.2005 N 392, 23.03.2005 N 101, 23.12.2005 N 1055, 24.06.2005 N 266, 26.01.2005 N 19, 28.01.2005 N 27, 28.04.2005 N 161, 28.09.2005 N 479, 29.04.2005 N 741, 30.11.2005 N 901. Тем не менее, задолженность МУП "ГПЖКХ" перед ОАО "Водоканал" по предоставленным льготам полностью погашена не была.
В результате недостаточного выделения из бюджета Карачаево-Черкесской Республики средств на предоставление г. Черкесском субсидий населению образовалась задолженность Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики перед ОАО "Водоканал" в сумме 3 766 759 рублей 90 копеек.
Из материалов дела следует, что Правительством Карачаево-Черкесской Республики порядок и сроки направления муниципальным образованиям средств республиканского бюджета не установлены. Бюджетом Карачаево-Черкесской Республики в 2005 году не предусматривались средства на оплату субсидий по жилью и коммунальным услугам, не было разработано и утверждено положение о предоставлении субсидий в соответствии с требованиями Федерального законодательства. В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики судом неоднократно предлагалось представить выписку из бюджета Карачаево-Черкесской Республики о суммах, заложенных в бюджет на 2005 год и подлежавших направлению для предоставления гражданам г. Черкесска указанных субсидий, однако эти сведения так и не были представлены.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что за предъявленный ОАО "Водоканал" период недоплата расходов, связанных с оказанием помощи малообеспеченным семьям в виде субсидий, произошла из-за того, что не были выполнены требования статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также требования статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым выполнение полномочий Российской Федерации возложены на соответствующие органы местного самоуправления, а также о том, что ответственность за недофинансирование средств, направляемых на погашение расходов по оказанию финансовой помощи малоимущим семьям, должно нести Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики.
Право на компенсацию расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий, возникло у ОАО "Водоканал" в связи с исполнением гражданско-правового обязательства по оказанию услуг водоснабжения и в связи с тем, что ко взысканию предъявлены именно суммы дотаций по льготируемым категориям граждан.
Размер и период задолженности подтверждаются первичными бухгалтерскими документами - карточками абонентов, утвержденными приказом ОАО "Водоканал" от 04.02.2005 N 01-2.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал с казны Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики в пользу ОАО "Водоканал" сумму задолженности в размере 3 766 759 рублей 90 копеек, а в отношении Министерства финансов Российской Федерации, Мэрии г. Черкесска, МУП "ГПЖКХ" в иске отказал.
Апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.12.2006. Доводы апелляционной жалобы Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики апелляционным судом не принимаются исходя из вышеизложенного.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на Министерство финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики, которая им уплачена.
Руководствуясь статьями 159, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.12.2006 по делу N А25-2862/05-9 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики.
Председательствующий
Л.В.АФАНАСЬЕВА
Судьи
Н.В.ВИНОКУРОВА
А.П.БАКАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)