Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9899/2013) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области
на решение Арбитражного суда Омской области от 08.10.2013 по делу N А46-7685/2013 (судья Чернышев В.И.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области
об оспаривании постановления от 05.06.2013 N 1459/13,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области - Хохлова Надежда Владимировна (удостоверение, по доверенности б/н от 04.10.2013 сроком действия на один год)
- от открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" - Герцева Анна Александровна (паспорт, по доверенности N 15/149 от 20.05.2013 сроком действия по 31.12.2013);
- установил:
Открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - Общество, ОАО "ОмскВодоканал", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Омской области, Управление, заинтересованное лицо) от 05.06.2013 N 1459/13 об освобождении ОАО "ОмскВодоканал" от административной ответственности и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением от 08.10.2013 по делу N А46-7685/2013 требования заявителя были удовлетворены, поскольку материалами дела подтвержден факт отсутствия в действиях заявителя вмененного ему административного правонарушения.
В апелляционной жалобе административный орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что Общество безосновательно рассчитывало плату за потребленный ресурс (холодное водоснабжение), предоставленный потребителю, проживающему по адресу: г. Омск, ул. Пацаева, дом 5А, кв. 37, за период март 2013 года по нормативу, несмотря на наличие опломбированного (N пломбы 2693412) прибора учета. Административный орган считает, что у заявителя отсутствовали основания для применения для целей исчисления платы за холодное водоснабжение положений пункта 60 Правил N 354, поскольку таковые подлежат применению лишь в случае отсутствия у ресурсоснабжающей организации длительное время показаний приборов учета, в то время как в платежных квитанциях за декабрь, февраль, март 2013 года, потребителем указывался расчет по показаниям ИПУ, расход холодной воды м/куб.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Управления Роспотребнадзора Общество выразило свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения N 1829 от 10.04.2013 в отношении ОАО "ОмскВодоканал" с целью рассмотрения обращения Мокрушина А.М. вход. N М-1758 от 08.04.2013 Государственной жилищной инспекцией Омской области была проведена внеплановая выездная проверка по адресу: г. Омск, ул. Пацаева, дом 5/А, в ходе которой выявлено следующее:
несмотря на то, что квартира N 37 многоквартирного дома N 5/А по ул. Пацаева в г. Омске оборудована индивидуальным прибором учета коммунальных услуг (холодное водоснабжение), дата окончания срока эксплуатации (поверки) которого 03.08.2018, и Обществом 08.11.2012 оформлен акт приемки указанного прибора для коммерческих расчетов, последнее за период март 2013 года осуществляло расчет размера платы за холодное водоснабжение указанной квартиры без учета показаний указанного прибора учета (по нормативу).
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 24.04.2013 N 05-03-07/222.
Рассмотрев материалы внеплановой проверки, представленные Государственной жилищной инспекцией Омской области, установив в действиях ОАО "ОмскВодоканал" нарушение пункта 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", 22.05.2013 ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Хохлова Н.В. составила в отношении заявителя протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
05.06.2013 заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области Ряполова Н.А., руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, вынесла постановление N 1459/13 об освобождении ОАО "ОмскВодоканал" от административной ответственности и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с указанным постановлением, полагая, что оно не соответствует закону, нарушает его права и интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с вышеназванными требованиями.
Решением от 08.10.2013 по делу N А46-7685/2013 требования заявителя были удовлетворены.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются права потребителей и интересы государства в области предпринимательской деятельности, защищенные установленными требованиями специальных нормативных правовых актов, действующих в определенной области, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг, в том числе, касающихся оформления оказания этих последних.
Объективная сторона правонарушения состоит в продаже товаров, выполнении работ либо оказании населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов.
Из оспариваемого постановления следует, что в действиях Общества установлена вина в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, выразившегося в нарушении положений пункта 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила), а именно: выставлении платы за коммунальную услугу (холодное водоснабжение), предоставленную потребителю, проживающему по адресу: г. Омск, ул. Пацаева, дом 5А, кв. 37, за период март 2013 года по нормативу, несмотря на наличие опломбированного (N пломбы 2693412) прибора учета.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к Правилам N 354.
Как следует из материалов дела, ОАО "ОмскВодоканал" предоставляет услуги холодного водоснабжения и водоотведения собственникам помещений многоквартирного дома по ул. Пацаева, 5А, в том числе и собственнику жилого помещения N 37.
В рассматриваемом случае доказательств того, что оказываемые ОАО "ОмскВодоканал" услуги по водоснабжению и водоотведению не соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" по качеству, объему, бесперебойности подачи, безопасности и требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, в материалах дела отсутствуют.
Начисление платы за оказываемые услуги не в соответствии с требованиями п. 31 Правил N 354 не образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Более того, апелляционная коллегия считает недоказанным материалами дела факт нарушения Обществом положений п. 31 Правил N 354.
В силу пункта 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) исполнитель обязан:
- - принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях. В случаях, установленных настоящими Правилами, а также в случаях и сроки, которые определены договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решением собственников помещений в многоквартирном доме, снимать показания индивидуальных и общих (квартирных), комнатных приборов учета, заносить полученные показания в журнал учета показаний указанных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания (подпункт "ж");
- - уведомлять потребителей не реже 1 раза в квартал путем указания в платежных документах о: сроках и порядке снятия потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и передачи сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу; применении в случае непредставления потребителем сведений о показаниях приборов учета информации, указанной в пункте 59 настоящих Правил (подпункт "з").
В соответствии с подпунктом "в" пункта 34 указанных Правил (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) потребитель обязан: при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца, кроме случаев, когда в соответствии с настоящими Правилами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме действия по снятию показаний таких приборов учета обязан совершать исполнитель (уполномоченное им лицо) или иная организация.
Пунктом 59 Правил (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) установлено, что плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: в случае непредставления потребителем, на котором лежит обязанность по передаче исполнителю показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период, таких показаний в установленные настоящими Правилами сроки - начиная с расчетного периода, за который потребителем не предоставлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель предоставил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
По истечении указанного в пункте 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (пункт 60 правил).
Пунктом 81 Правил предписывается, что установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что такой прибор учета был введен в эксплуатацию 08.11.2012. с названного момента собственник жилого помещения N 37 показания индивидуальных приборов учета воды в ОАО "ОмскВодоканал" не передавал.
Таким образом, на момент выставления квитанции по оплате коммунальной услуги за март 2013 года, предельно установленное количество расчетных периодов, предусмотренных пунктом 59 Правил, уже истекло.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о передаче собственником жилого N 37 показаний индивидуальных приборов учета воды в ОАО "ОмскВодоканал" в спорный период (в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета) Управлением Роспотребнадзора по Омской области в материалы дела не представлены.
Довод административного органа о том, что показания приборов учета потребленной холодной воды, возможно усмотреть из квитанций на оплату потребленной абонентом услуги, апелляционный суд находит несостоятельным, поскольку таковые (квитанции) не содержат рукописной отметки абонента о спорных показателях. Исправление же в квитанции объема потребленной услуги не дает ясного понимания того, каким именно показателем прибора учета (и в какой момент таковой был снят с прибора учета) руководствовался абонент.
В связи с этим, учитывая непредставление потребителем, на котором лежит обязанность по передаче исполнителю показаний индивидуального прибора учета за расчетный период (в данном случае лицо, пользующееся на праве собственности помещением в многоквартирном доме и потребляющее коммунальные услуги, -гражданин Мокрушин А.М.), Общество правомерно осуществило расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
При таких обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для заключения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области о наличии в действиях открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" вывода о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что Управлением Роспотребнадзора в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Поскольку за рассмотрение заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности не предусмотрена уплата государственной пошлины, то не облагается государственной пошлиной и апелляционная жалоба по таким заявлениям, вопрос распределения судебных расходов судом не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области оставить без изменения, решение Арбитражного суда Омской области от 08.10.2013 по делу N А46-7685/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.12.2013 ПО ДЕЛУ N А46-7685/2013
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2013 г. по делу N А46-7685/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9899/2013) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области
на решение Арбитражного суда Омской области от 08.10.2013 по делу N А46-7685/2013 (судья Чернышев В.И.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области
об оспаривании постановления от 05.06.2013 N 1459/13,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области - Хохлова Надежда Владимировна (удостоверение, по доверенности б/н от 04.10.2013 сроком действия на один год)
- от открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" - Герцева Анна Александровна (паспорт, по доверенности N 15/149 от 20.05.2013 сроком действия по 31.12.2013);
- установил:
Открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - Общество, ОАО "ОмскВодоканал", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Омской области, Управление, заинтересованное лицо) от 05.06.2013 N 1459/13 об освобождении ОАО "ОмскВодоканал" от административной ответственности и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением от 08.10.2013 по делу N А46-7685/2013 требования заявителя были удовлетворены, поскольку материалами дела подтвержден факт отсутствия в действиях заявителя вмененного ему административного правонарушения.
В апелляционной жалобе административный орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что Общество безосновательно рассчитывало плату за потребленный ресурс (холодное водоснабжение), предоставленный потребителю, проживающему по адресу: г. Омск, ул. Пацаева, дом 5А, кв. 37, за период март 2013 года по нормативу, несмотря на наличие опломбированного (N пломбы 2693412) прибора учета. Административный орган считает, что у заявителя отсутствовали основания для применения для целей исчисления платы за холодное водоснабжение положений пункта 60 Правил N 354, поскольку таковые подлежат применению лишь в случае отсутствия у ресурсоснабжающей организации длительное время показаний приборов учета, в то время как в платежных квитанциях за декабрь, февраль, март 2013 года, потребителем указывался расчет по показаниям ИПУ, расход холодной воды м/куб.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Управления Роспотребнадзора Общество выразило свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения N 1829 от 10.04.2013 в отношении ОАО "ОмскВодоканал" с целью рассмотрения обращения Мокрушина А.М. вход. N М-1758 от 08.04.2013 Государственной жилищной инспекцией Омской области была проведена внеплановая выездная проверка по адресу: г. Омск, ул. Пацаева, дом 5/А, в ходе которой выявлено следующее:
несмотря на то, что квартира N 37 многоквартирного дома N 5/А по ул. Пацаева в г. Омске оборудована индивидуальным прибором учета коммунальных услуг (холодное водоснабжение), дата окончания срока эксплуатации (поверки) которого 03.08.2018, и Обществом 08.11.2012 оформлен акт приемки указанного прибора для коммерческих расчетов, последнее за период март 2013 года осуществляло расчет размера платы за холодное водоснабжение указанной квартиры без учета показаний указанного прибора учета (по нормативу).
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 24.04.2013 N 05-03-07/222.
Рассмотрев материалы внеплановой проверки, представленные Государственной жилищной инспекцией Омской области, установив в действиях ОАО "ОмскВодоканал" нарушение пункта 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", 22.05.2013 ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Хохлова Н.В. составила в отношении заявителя протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
05.06.2013 заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области Ряполова Н.А., руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, вынесла постановление N 1459/13 об освобождении ОАО "ОмскВодоканал" от административной ответственности и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с указанным постановлением, полагая, что оно не соответствует закону, нарушает его права и интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с вышеназванными требованиями.
Решением от 08.10.2013 по делу N А46-7685/2013 требования заявителя были удовлетворены.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются права потребителей и интересы государства в области предпринимательской деятельности, защищенные установленными требованиями специальных нормативных правовых актов, действующих в определенной области, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг, в том числе, касающихся оформления оказания этих последних.
Объективная сторона правонарушения состоит в продаже товаров, выполнении работ либо оказании населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов.
Из оспариваемого постановления следует, что в действиях Общества установлена вина в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, выразившегося в нарушении положений пункта 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила), а именно: выставлении платы за коммунальную услугу (холодное водоснабжение), предоставленную потребителю, проживающему по адресу: г. Омск, ул. Пацаева, дом 5А, кв. 37, за период март 2013 года по нормативу, несмотря на наличие опломбированного (N пломбы 2693412) прибора учета.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к Правилам N 354.
Как следует из материалов дела, ОАО "ОмскВодоканал" предоставляет услуги холодного водоснабжения и водоотведения собственникам помещений многоквартирного дома по ул. Пацаева, 5А, в том числе и собственнику жилого помещения N 37.
В рассматриваемом случае доказательств того, что оказываемые ОАО "ОмскВодоканал" услуги по водоснабжению и водоотведению не соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" по качеству, объему, бесперебойности подачи, безопасности и требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, в материалах дела отсутствуют.
Начисление платы за оказываемые услуги не в соответствии с требованиями п. 31 Правил N 354 не образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Более того, апелляционная коллегия считает недоказанным материалами дела факт нарушения Обществом положений п. 31 Правил N 354.
В силу пункта 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) исполнитель обязан:
- - принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях. В случаях, установленных настоящими Правилами, а также в случаях и сроки, которые определены договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решением собственников помещений в многоквартирном доме, снимать показания индивидуальных и общих (квартирных), комнатных приборов учета, заносить полученные показания в журнал учета показаний указанных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания (подпункт "ж");
- - уведомлять потребителей не реже 1 раза в квартал путем указания в платежных документах о: сроках и порядке снятия потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и передачи сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу; применении в случае непредставления потребителем сведений о показаниях приборов учета информации, указанной в пункте 59 настоящих Правил (подпункт "з").
В соответствии с подпунктом "в" пункта 34 указанных Правил (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) потребитель обязан: при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца, кроме случаев, когда в соответствии с настоящими Правилами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме действия по снятию показаний таких приборов учета обязан совершать исполнитель (уполномоченное им лицо) или иная организация.
Пунктом 59 Правил (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) установлено, что плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: в случае непредставления потребителем, на котором лежит обязанность по передаче исполнителю показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период, таких показаний в установленные настоящими Правилами сроки - начиная с расчетного периода, за который потребителем не предоставлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель предоставил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
По истечении указанного в пункте 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (пункт 60 правил).
Пунктом 81 Правил предписывается, что установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что такой прибор учета был введен в эксплуатацию 08.11.2012. с названного момента собственник жилого помещения N 37 показания индивидуальных приборов учета воды в ОАО "ОмскВодоканал" не передавал.
Таким образом, на момент выставления квитанции по оплате коммунальной услуги за март 2013 года, предельно установленное количество расчетных периодов, предусмотренных пунктом 59 Правил, уже истекло.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о передаче собственником жилого N 37 показаний индивидуальных приборов учета воды в ОАО "ОмскВодоканал" в спорный период (в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета) Управлением Роспотребнадзора по Омской области в материалы дела не представлены.
Довод административного органа о том, что показания приборов учета потребленной холодной воды, возможно усмотреть из квитанций на оплату потребленной абонентом услуги, апелляционный суд находит несостоятельным, поскольку таковые (квитанции) не содержат рукописной отметки абонента о спорных показателях. Исправление же в квитанции объема потребленной услуги не дает ясного понимания того, каким именно показателем прибора учета (и в какой момент таковой был снят с прибора учета) руководствовался абонент.
В связи с этим, учитывая непредставление потребителем, на котором лежит обязанность по передаче исполнителю показаний индивидуального прибора учета за расчетный период (в данном случае лицо, пользующееся на праве собственности помещением в многоквартирном доме и потребляющее коммунальные услуги, -гражданин Мокрушин А.М.), Общество правомерно осуществило расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
При таких обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для заключения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области о наличии в действиях открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" вывода о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что Управлением Роспотребнадзора в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Поскольку за рассмотрение заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности не предусмотрена уплата государственной пошлины, то не облагается государственной пошлиной и апелляционная жалоба по таким заявлениям, вопрос распределения судебных расходов судом не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области оставить без изменения, решение Арбитражного суда Омской области от 08.10.2013 по делу N А46-7685/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)