Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
истца - общества с ограниченной ответственностью "ВУК" - Бутенко Ю.А., по доверенности от 07.02.2013, товарищества собственников жилья "На Гремячинской" - Бутенко Ю.А., по доверенности от 14.01.2013,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ВУК" и товарищества собственников жилья "На Гремячинской"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.04.2013 (судья Пономарев А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2013 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи: Акимова М.А., Луговской Н.В.)
по делу N А12-31339/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВУК" (ИНН 3448051204, ОГРН 1103461003425), г. Волгоград, к инспекции Государственного жилищного надзора Волгоградской области (ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580), г. Волгоград, о признании незаконным предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВУК" (далее - ООО "ВУК", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными и отмене предписаний Инспекции Государственной жилищного надзора Волгоградской области (далее - административный орган) от 05.09.2012 N 2362-1, 2362-2, 2362-3, 2362-4, 2362-5, 2362-6, 2362-7, 2362-8, 2362-9, 2362-10, 2362-11, 2362-12, 2362-13, 2362-14, 2362-15, 2362-16, 2362-17, 2362-18, 2362-19, 2362-20, 2362-21, 2362-22, 2362-23, 2362-24, 2362-25, 2362-26, 2362-27, 2362-28, 2362-29, 2362-30, 2362-31, 2362-32, 2362-33, 2362-34, 2362-35, 2362-36, 2362-37, 2362-38, 2362-39, 2362-40, 2362-41, 2362-42, 2362-43, 2362-44, 2362-45, 2362-46, 2362-46, 2362-47, 2362-48, 2362-49, 2362-50, 2362-51, 2362-53, 2362-54, 2362-55, 2362-56, 2362-56, 2362-57, 2362-58, 2362-59, 2362-60, 2362-61, 2362-62, 2362-63, 2362-64, 2362-65, 2362-66, 2362-67, 2362-68, 2362-69, 2362-70, 2362-71, 2362-72, 2362-73, 2362-74, 2362-75, 2362-76, 2362-77, 2362-78, 2362-79, 2362-80, 2362-81, 2362-82, 2362-83, 2362-84, 2362-85, 2362-86, 2362-87, 2362-88, 2362-89, 2362-90, 2362-91, 2362-92, 2362-93, 2362-94, 2362-95, 2362-96, 2362-97, 2362-98, 2362-99, 2362-100, 2362-101, 2362-102, 2362-103, 2362-104, 2362-105, 2362-106, 2362-107, 2362-108, 2362-109, 2362-110, 2362-111, 2362-112, 2362-113, 2362-114, 2362-115, 2362-116, 2362-117, 2362-118, 2362-119, 2362-120, 2362-121, 2362-122, 2362-123, 2362-124, 2362-125, 2362-126.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.04.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "ВУК" и ТСЖ "На Гремячинской" обратились в арбитражный суд с кассационными жалобами, в которых просят данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Материалами дела установлено, что 05.09.2012 на основании распоряжения от 14.08.2012 N 2362 административным органом проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлены нарушения: пункта 10 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества); пункта 5.5.6 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила содержания общего имущества); пункта 3.4 МДС 42-1.2000 "Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий", утвержденных Приказом Госстроя России от 03.05.200 N 101 (далее - МДС 42-1.2000); пункта 4.1 "Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации", утвержденного Приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 (далее - Порядок содержания и ремонта газового оборудования), а именно установлено, что обществом не проводятся работы по техническому диагностированию стальных наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления, относящихся к внутридомовому газовому оборудованию, в том числе и в местах пересечения ими строительных конструкций домов, техническому обслуживанию и ремонту (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения в многоквартирных домах по адресу: ул. Алийская, 2, 2а, 26, 2в, 8, 10, ул. Арсеньева, 4, 6, 34, ул. Вучетича, 1, 2, 4, 6, 11, 13, 14, 16, ул. Героев Малой Земли, 29, 31, 33, 36, 37, 41, 46, 47, 48, 50, 63, 61, 69, ул. Голубева, 16, ул. Гражданская, 52, 56, 58, 62, 95, ул. 2- я Динамовская, 16, 33, ул. Доценко, 35, 37, 39, 41, 43, ул. Корпусная, 37, 39, 41, 44, 46, 48, 50, 56, ул. Ломакина, 18, 20, ул. Моцарта, 17а, ул. Минская, 218, 222, 224, 226, ул. Пятиморская, 33, ул. Сидорова, 4, 6, 7, 12, ул. Сологубова, 13, 17, 34, 36, 38, ул. Старорусская, 4, ул. Судостроительная, 49,51, 57, 59, ул. Сулеймана Стальского, 2, 4, 6, 10, пер. Никольский, 29, ул. Сологубова, 14, ул. Алийская, 18, 16, ул. Водников, 4, 6, ул. Гремячинская, 3, 5, 10а, 11, 14, 16, 18, ул. Зерноградская, 10, ул. Лазоревая, 183, 185, 191, 193, 196, 199, 201, 203, 205, 207, 209, 211, 213, 215, 217, 219, ул. Саушинская, 2, 7, 11, 12, 14, 16, 24, 48, ул. Удмуртская, 1, 3, 5, 1, 9, 11, 19, 19а, ул. Фролова, 4, ул. Штурманская, 19.
По результатам проверки административным органом выданы вышеуказанные предписания, не согласившись с которыми общество обратилось в арбитражный суд.
Рассмотрев материалы дела суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из предусмотренных ЖК РФ способов управления многоквартирным домом.
В пункте 10 Правил содержания общего имущества, установлены требования к содержанию общего имущества, согласно которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В силу положений Порядка содержания и ремонта газового оборудования в состав внутридомового газового оборудования входят газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующие оборудование и приборы учета газа.
Содержание внутридомового газового оборудования многоквартирных и жилых домов в исправном и работоспособном техническом состоянии осуществляется путем проведения комплекса работ по его обслуживанию перечисленных в пункте 4 Порядка содержания и ремонта газового оборудования.
Согласно пункту 3.4 МДС 42-1.2000 первичная диагностика внутреннего газопровода производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию, которая производится специализированными организациями, имеющими лицензии Госгортехнадзора России или Госстроя России на диагностику внутренних газопроводов (пункт 3.5 МДС 42-1.2000).
В соответствии с главой 8 МДС 42-1.2000 заключение составляется предприятием, проводящим диагностику технического состояния внутреннего газопровода, утверждается техническим руководителем предприятия и выдается заказчику (владельцу здания), а также направляется контролирующим и обслуживающим организациям.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Таким образом, с момента принятия многоквартирного дома в управление обязанности по содержанию и ремонту вышеуказанных домов возникли у управляющей организации ООО "ВУК", которая с этого времени несет всю ответственность за надлежащее исполнение своих обязательств.
В рассматриваемом случае, административным органом в целях исполнения поручения заместителя полномочного представителя Президента РФ в Южном Федеральном округе письмом от 09.06.2012 N 04-05-09-01/2799 у генерального директора ОАО "Волгоградоблгаз" и генерального директора ОАО "Волгоградгоргаз" затребована информация о перечне газифицированных многоквартирных домов по городу Волгограду и Волгоградской области с датой ввода в эксплуатацию внутридомового газового оборудования.
Письмом ОАО "Волгоградоблгаз" от 21.06.2012 N АР-15-3/5991 представлена информация о газифицированных многоквартирных домах г. Волгограда и Волгоградской области с указанием даты ввода в эксплуатацию внутридомового газового оборудования. Согласно представленной информации 30 летний срок ввода в эксплуатацию внутридомового газового оборудования истек.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества.
Для проведения проверки у общества затребованы документы, подтверждающие проведение работ по техническому диагностированию стальных наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления, относящихся к общему имуществу собственников, в том числе и в местах пересечения ими строительных конструкций, в случае, если срок службы газопровода превышает 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.
Поскольку затребованные документы, представлены не были, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ в связи с отсутствием таких документов и не проведением работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования.
Факт принятия обществом многоквартирных домов в управление по истечении тридцатилетнего срока эксплуатации внутридомового газового оборудования не освобождает управляющую организацию от обязанности по надлежащему содержанию внутридомового газового оборудования и проведению работ по его техническому диагностированию, возложенную на нее указанными выше нормами права.
Согласно разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации в письме от 20.12.2006 N 14313-РМ/07 по вопросу передачи технической документации на многоквартирный дом, в соответствии с частью 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив обязаны осуществлять хранение и ведение технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом. Техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
В случае отсутствия технической документации вновь выбранная управляющая организация вправе истребовать всю необходимую документацию, необходимую для управления многоквартирным домом, у лиц, владеющих такой документацией, вплоть до обращения в суд.
Отсутствие договора со специализированной организацией на техническое диагностирование внутридомового газового оборудования, в том числе и в местах пересечения ими строительных конструкций жилых домов, свидетельствует о непринятии управляющей организацией мер по обеспечению надлежащего обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования жилого дома, которое является источником повышенной опасности.
В данном случае общество является управляющей организацией, приняло на себя бремя надлежащего содержания и ремонта общего имущества жилых домов, предписания NN 2362-1 - 2362-126 с указанием определенного объема мероприятий, необходимых для устранения нарушений, а также конкретного срока, в течение которого необходимо их исполнить, выданы административным органом правомерно.
Довод общества о том, что поскольку протокол об административном правонарушении не составлялся, и постановление о привлечении к административной ответственности не выносилось, то обществом не допущено выявленных в ходе проверки нарушений, является несостоятельным.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Вынесение протокола об административном правонарушении, а в последующем привлечение к административной ответственности и вынесение административным органом предписания являются различными формами процессуального реагирования и могут быть вынесены административным органом как вместе, так и по отдельности.
Из положений КоАП РФ и Федерального закона N 294-ФЗ не следует, что до вынесения предписания об устранении выявленного нарушения требуется составление протокола.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.04.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2013 по делу N А12-31339/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ВУК" и товарищества собственников жилья "На Гремячинской" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
Н.Н.САФИН
С.В.МОСУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 03.12.2013 ПО ДЕЛУ N А12-31339/2012
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2013 г. по делу N А12-31339/2012
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
истца - общества с ограниченной ответственностью "ВУК" - Бутенко Ю.А., по доверенности от 07.02.2013, товарищества собственников жилья "На Гремячинской" - Бутенко Ю.А., по доверенности от 14.01.2013,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ВУК" и товарищества собственников жилья "На Гремячинской"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.04.2013 (судья Пономарев А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2013 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи: Акимова М.А., Луговской Н.В.)
по делу N А12-31339/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВУК" (ИНН 3448051204, ОГРН 1103461003425), г. Волгоград, к инспекции Государственного жилищного надзора Волгоградской области (ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580), г. Волгоград, о признании незаконным предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВУК" (далее - ООО "ВУК", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными и отмене предписаний Инспекции Государственной жилищного надзора Волгоградской области (далее - административный орган) от 05.09.2012 N 2362-1, 2362-2, 2362-3, 2362-4, 2362-5, 2362-6, 2362-7, 2362-8, 2362-9, 2362-10, 2362-11, 2362-12, 2362-13, 2362-14, 2362-15, 2362-16, 2362-17, 2362-18, 2362-19, 2362-20, 2362-21, 2362-22, 2362-23, 2362-24, 2362-25, 2362-26, 2362-27, 2362-28, 2362-29, 2362-30, 2362-31, 2362-32, 2362-33, 2362-34, 2362-35, 2362-36, 2362-37, 2362-38, 2362-39, 2362-40, 2362-41, 2362-42, 2362-43, 2362-44, 2362-45, 2362-46, 2362-46, 2362-47, 2362-48, 2362-49, 2362-50, 2362-51, 2362-53, 2362-54, 2362-55, 2362-56, 2362-56, 2362-57, 2362-58, 2362-59, 2362-60, 2362-61, 2362-62, 2362-63, 2362-64, 2362-65, 2362-66, 2362-67, 2362-68, 2362-69, 2362-70, 2362-71, 2362-72, 2362-73, 2362-74, 2362-75, 2362-76, 2362-77, 2362-78, 2362-79, 2362-80, 2362-81, 2362-82, 2362-83, 2362-84, 2362-85, 2362-86, 2362-87, 2362-88, 2362-89, 2362-90, 2362-91, 2362-92, 2362-93, 2362-94, 2362-95, 2362-96, 2362-97, 2362-98, 2362-99, 2362-100, 2362-101, 2362-102, 2362-103, 2362-104, 2362-105, 2362-106, 2362-107, 2362-108, 2362-109, 2362-110, 2362-111, 2362-112, 2362-113, 2362-114, 2362-115, 2362-116, 2362-117, 2362-118, 2362-119, 2362-120, 2362-121, 2362-122, 2362-123, 2362-124, 2362-125, 2362-126.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.04.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "ВУК" и ТСЖ "На Гремячинской" обратились в арбитражный суд с кассационными жалобами, в которых просят данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Материалами дела установлено, что 05.09.2012 на основании распоряжения от 14.08.2012 N 2362 административным органом проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлены нарушения: пункта 10 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества); пункта 5.5.6 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила содержания общего имущества); пункта 3.4 МДС 42-1.2000 "Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий", утвержденных Приказом Госстроя России от 03.05.200 N 101 (далее - МДС 42-1.2000); пункта 4.1 "Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации", утвержденного Приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 (далее - Порядок содержания и ремонта газового оборудования), а именно установлено, что обществом не проводятся работы по техническому диагностированию стальных наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления, относящихся к внутридомовому газовому оборудованию, в том числе и в местах пересечения ими строительных конструкций домов, техническому обслуживанию и ремонту (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения в многоквартирных домах по адресу: ул. Алийская, 2, 2а, 26, 2в, 8, 10, ул. Арсеньева, 4, 6, 34, ул. Вучетича, 1, 2, 4, 6, 11, 13, 14, 16, ул. Героев Малой Земли, 29, 31, 33, 36, 37, 41, 46, 47, 48, 50, 63, 61, 69, ул. Голубева, 16, ул. Гражданская, 52, 56, 58, 62, 95, ул. 2- я Динамовская, 16, 33, ул. Доценко, 35, 37, 39, 41, 43, ул. Корпусная, 37, 39, 41, 44, 46, 48, 50, 56, ул. Ломакина, 18, 20, ул. Моцарта, 17а, ул. Минская, 218, 222, 224, 226, ул. Пятиморская, 33, ул. Сидорова, 4, 6, 7, 12, ул. Сологубова, 13, 17, 34, 36, 38, ул. Старорусская, 4, ул. Судостроительная, 49,51, 57, 59, ул. Сулеймана Стальского, 2, 4, 6, 10, пер. Никольский, 29, ул. Сологубова, 14, ул. Алийская, 18, 16, ул. Водников, 4, 6, ул. Гремячинская, 3, 5, 10а, 11, 14, 16, 18, ул. Зерноградская, 10, ул. Лазоревая, 183, 185, 191, 193, 196, 199, 201, 203, 205, 207, 209, 211, 213, 215, 217, 219, ул. Саушинская, 2, 7, 11, 12, 14, 16, 24, 48, ул. Удмуртская, 1, 3, 5, 1, 9, 11, 19, 19а, ул. Фролова, 4, ул. Штурманская, 19.
По результатам проверки административным органом выданы вышеуказанные предписания, не согласившись с которыми общество обратилось в арбитражный суд.
Рассмотрев материалы дела суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из предусмотренных ЖК РФ способов управления многоквартирным домом.
В пункте 10 Правил содержания общего имущества, установлены требования к содержанию общего имущества, согласно которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В силу положений Порядка содержания и ремонта газового оборудования в состав внутридомового газового оборудования входят газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующие оборудование и приборы учета газа.
Содержание внутридомового газового оборудования многоквартирных и жилых домов в исправном и работоспособном техническом состоянии осуществляется путем проведения комплекса работ по его обслуживанию перечисленных в пункте 4 Порядка содержания и ремонта газового оборудования.
Согласно пункту 3.4 МДС 42-1.2000 первичная диагностика внутреннего газопровода производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию, которая производится специализированными организациями, имеющими лицензии Госгортехнадзора России или Госстроя России на диагностику внутренних газопроводов (пункт 3.5 МДС 42-1.2000).
В соответствии с главой 8 МДС 42-1.2000 заключение составляется предприятием, проводящим диагностику технического состояния внутреннего газопровода, утверждается техническим руководителем предприятия и выдается заказчику (владельцу здания), а также направляется контролирующим и обслуживающим организациям.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Таким образом, с момента принятия многоквартирного дома в управление обязанности по содержанию и ремонту вышеуказанных домов возникли у управляющей организации ООО "ВУК", которая с этого времени несет всю ответственность за надлежащее исполнение своих обязательств.
В рассматриваемом случае, административным органом в целях исполнения поручения заместителя полномочного представителя Президента РФ в Южном Федеральном округе письмом от 09.06.2012 N 04-05-09-01/2799 у генерального директора ОАО "Волгоградоблгаз" и генерального директора ОАО "Волгоградгоргаз" затребована информация о перечне газифицированных многоквартирных домов по городу Волгограду и Волгоградской области с датой ввода в эксплуатацию внутридомового газового оборудования.
Письмом ОАО "Волгоградоблгаз" от 21.06.2012 N АР-15-3/5991 представлена информация о газифицированных многоквартирных домах г. Волгограда и Волгоградской области с указанием даты ввода в эксплуатацию внутридомового газового оборудования. Согласно представленной информации 30 летний срок ввода в эксплуатацию внутридомового газового оборудования истек.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества.
Для проведения проверки у общества затребованы документы, подтверждающие проведение работ по техническому диагностированию стальных наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления, относящихся к общему имуществу собственников, в том числе и в местах пересечения ими строительных конструкций, в случае, если срок службы газопровода превышает 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.
Поскольку затребованные документы, представлены не были, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ в связи с отсутствием таких документов и не проведением работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования.
Факт принятия обществом многоквартирных домов в управление по истечении тридцатилетнего срока эксплуатации внутридомового газового оборудования не освобождает управляющую организацию от обязанности по надлежащему содержанию внутридомового газового оборудования и проведению работ по его техническому диагностированию, возложенную на нее указанными выше нормами права.
Согласно разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации в письме от 20.12.2006 N 14313-РМ/07 по вопросу передачи технической документации на многоквартирный дом, в соответствии с частью 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив обязаны осуществлять хранение и ведение технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом. Техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
В случае отсутствия технической документации вновь выбранная управляющая организация вправе истребовать всю необходимую документацию, необходимую для управления многоквартирным домом, у лиц, владеющих такой документацией, вплоть до обращения в суд.
Отсутствие договора со специализированной организацией на техническое диагностирование внутридомового газового оборудования, в том числе и в местах пересечения ими строительных конструкций жилых домов, свидетельствует о непринятии управляющей организацией мер по обеспечению надлежащего обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования жилого дома, которое является источником повышенной опасности.
В данном случае общество является управляющей организацией, приняло на себя бремя надлежащего содержания и ремонта общего имущества жилых домов, предписания NN 2362-1 - 2362-126 с указанием определенного объема мероприятий, необходимых для устранения нарушений, а также конкретного срока, в течение которого необходимо их исполнить, выданы административным органом правомерно.
Довод общества о том, что поскольку протокол об административном правонарушении не составлялся, и постановление о привлечении к административной ответственности не выносилось, то обществом не допущено выявленных в ходе проверки нарушений, является несостоятельным.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Вынесение протокола об административном правонарушении, а в последующем привлечение к административной ответственности и вынесение административным органом предписания являются различными формами процессуального реагирования и могут быть вынесены административным органом как вместе, так и по отдельности.
Из положений КоАП РФ и Федерального закона N 294-ФЗ не следует, что до вынесения предписания об устранении выявленного нарушения требуется составление протокола.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.04.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2013 по делу N А12-31339/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ВУК" и товарищества собственников жилья "На Гремячинской" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
Н.Н.САФИН
С.В.МОСУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)