Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.01.2013 ПО ДЕЛУ N 33-8157/2012, 33-72/2013

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 января 2013 г. по делу N 33-8157/2012, 33-72/2013


Судья: Каменцова Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Федотовой Л.Б., судей Чингири Т.П., Соловьевой Е.Ф., при секретаре С.А., с участием прокурора Христич Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Федотовой Л.Б. апелляционную жалобу администрации г. Сорочинска Оренбургской области на решение Сорочинского районного суда Оренбургской области от 15 октября 2012 года по делу по иску Сорочинского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г. Сорочинск Оренбургской области, комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, относящихся к муниципальному жилищному фонду г. Сорочинска о признании действий незаконными и обязании совершить действия,

установила:

Сорочинский межрайонный прокурор Оренбургской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации МО г. Сорочинска указав, что прокуратурой проведена проверка по обращению жильцов дома *** по вопросу непринятия мер для проведения капитального ремонта указанного дома либо признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В ходе проверки было установлено, что 04.03.2011 года государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области было проведено обследование дома ***. В ходе обследования были выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, а именно: просадки, щели и трещины в отмостках; разрушение штукатурки и кирпичной клади цоколя; неисправность кровельного покрытия; загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки; неисправность электрооборудования; трещины по кирпичной кладке фасада здания. В своем письме от 23.03.2011 N 38/04-661 государственная жилищная инспекция по Оренбургской области, которое она направила собственникам квартир и МО г. Сорочинск, указала, что помимо нарушений Правил и норм технической эксплуатации, вопросы формирования адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов отнесены к компетенции органов местного самоуправления и обращение собственников было направлено в администрацию МО г. Сорочинск. Также установлено, что Администрация г. Сорочинска получив письмо из государственной жилищной инспекции и заявление собственников квартир дома ***, не предпринимала мер для разрешения вопроса о признании указанного дома, нуждающимся в проведении капитального ремонта либо признании его аварийным, подлежащим сносу или реконструкции. Данное бездействие администрации г. Сорочинска является незаконным.
На основании изложенного прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации МО г. Сорочинска Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер для разрешения вопроса о признании дома ***, нуждающимся в проведении капитального ремонта либо признании его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Обязать администрацию г. Сорочинска устранить нарушения жилищного законодательства, путем создания межведомственной комиссии и проведения обследования дома ***.
Определением суда от 28 апреля 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено ООО "Управляющая компания жилыми домами "Сорочинская служба сервиса".
11.09.2012 года прокурор уточнил исковые требования и просил суд признать незаконным бездействие администрации МО г. Сорочинска Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер для разрешения вопроса о признании дома ***, нуждающимся в проведении капитального ремонта либо признании его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и обязать администрацию МО "г. Сорочинск" Оренбургской области устранить нарушения жилищного законодательства путем проведения межведомственной комиссией администрации г. Сорочинска Оренбургской области обследования дома *** и принятия одного из решений, установленных п. 47 Постановления Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 г. "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу".
Определением суда от 11 сентября 2012 года принят отказ прокурора от исковых требований к администрации МО "г. Сорочинск" Оренбургской области в части устранения нарушений жилищного законодательства путем создания межведомственной комиссии для проведения обследования дома <...> г. Сорочинска, дело в данной части прекращено.
С учетом уточненных исковых требований 11.09.2012 года к участию в деле в качестве соответчика была привлечена комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, относящихся к муниципальному жилищному фонду г. Сорочинска.
Определением суда от 02 октября 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены: П., М.В., Т.Т., З., Т.А., И.В., И.В., И.С., Г.И., М.С., М.Е., М.Д., М.К., Б.В.И.1, Б.Т., С.Р., С.В., К.В., Б.В.И.2, К.Р., К.А., М.Р., Р.
Решением суда от 15 октября 2012 года исковые требования Сорочинского межрайонного прокурора были удовлетворены. Суд постановил признать незаконным бездействие администрации МО г. Сорочинска Оренбургской области и комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, относящихся к муниципальному жилищному фонду г. Сорочинска, выразившееся в непринятии мер для разрешения вопроса о признании дома N ***, нуждающимся в проведении капитального ремонта либо признании его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Обязал администрацию МО г. Сорочинск Оренбургской области и комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, относящихся к муниципальному жилищному фонду г. Сорочинска устранить нарушения жилищного законодательства. путем проведения обследования дома *** и принятия одного из решений, установленных п. 47 постановления Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 года "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу".
С таким решением суда не согласна администрация г. Сорочинска Оренбургской области, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении требований Сорочинского межрайонного прокурора, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Заслушав судью-докладчика, представителей администрации МО г. Сорочинска Ж. и Г.В., действующих на основании доверенностей, прокурора Христич Т.В., полагавшую, что решение суда подлежит оставлению без изменения, проверив доводы жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
В силу ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Статьей 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
На основании п. 2 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории.
В силу п. п. 7, 8 вышеуказанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийный, подлежащим сносу или реконструкции.
Судом было установлено, что при проведении проверки государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области по факту обращения граждан, проживающих в доме ***, были выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, а именно: просадка, щели и трещины в отмостках, разрушение штукатурки и кирпичной кладки цоколя, неисправность кровельного покрытия (по всей площади кровли), загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки, неисправность электрооборудования, несоответствие установленным требованиям, трещины по кирпичной кладке фасада здания. Поскольку вопросы формирования муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов отнесены к компетенции органов местного самоуправления, обращение жителей дома было перенаправлено в администрацию муниципального образования г. Сорочинск.
Кроме того, судом на основании ответов администрации МО г. Сорочинск было установлено, что жители дома *** неоднократно обращались в администрацию г. Сорочинска с заявлениями о проведении оценки соответствия помещений установленным в Положении требованиям и признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
На основании указанного, суд пришел к правильному выводу о том, что жители дома 40 "А" обращались в администрацию МО г. Сорочинска с таким заявлением, и у администрации и созданной ею межведомственной комиссии возникла обязанность и основание для принятия одного из решений, предусмотренных ст. 47 Положения, в том числе о проведении капитального ремонта, реконструкции и принятии других решений. При этом, не приняв во внимание доводы представителя ответчиков о том, что собственникам квартир письменно разъяснялось какие документы они должны были приложить к заявлению в соответствии с п. 45 Положения, в том числе, и заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома, указав, что п. 45 Положения не содержит норм, исключающих обязанность межведомственной комиссии провести обследование при отсутствии такого заключения, а п. 46, напротив, устанавливает, что представленное собственником заключение, не является для комиссии обязательным, поскольку межведомственная комиссия в любом случае вправе назначить дополнительные обследования и испытания.
Поскольку согласно п. 7 Положения деятельность межведомственной комиссии организует и контролирует администрация г. Сорочинска, решение суда о признании неправомерными действий администрации МО г. Сорочинска и комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, выразившееся в непринятии мер для разрешения вопроса о признании дома ***, нуждающимися в проведении капитального ремонта либо признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и обязании устранить нарушения жилищного законодательства путем проведения обследования дома *** и принятии одного из решений, установленных п. 47 постановления Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 г. "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу" является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы, в основном, сводятся к неправильному толкованию закона и направлены на переоценку доказательств по делу, полно и всесторонне исследованных в судебном заседании, в связи с чем, основанием к отмене судебного решения являться не могут.
Нарушений норм материального и процессуального права судом допущено не было.
Следовательно, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Сорочинского районного суда Оренбургской области от 15 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г. Сорочинска - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)