Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Желтышевым А.И.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07 февраля 2013 года по делу N А72-11919/2012 (судья Ипполитова И.В.),
по заявлениям открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Заволжского района" (ИНН 7328507612, ОГРН 1067328020242), Ульяновская область, г. Ульяновск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, Ульяновская область, г. Ульяновск,
о признании незаконными и отмене решения, предписания,
установил:
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Заволжского района" (далее - ОАО "ДК Заволжского района", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС России по Ульяновской области, антимонопольный орган) от 04.10.2012 по делу N 8470/04-2012. Судом возбуждено производство по делу N А72-11919/2012.
ОАО "ДК Заволжского района" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания УФАС России по Ульяновской области от 04.10.2012 N 90. Возбуждено производство по делу N А72-11920/2012.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 14.01.2013 дела N А72-11920/2012, N А72-11919/2012 объединены в одно производство с присвоением делу N А72-11919/2012.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 07.02.2013 заявленные требования удовлетворены.
УФАС России по Ульяновской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой, выразив несогласие с принятым судебным актом, просит отменить решение суда от 07.02.2013 полностью, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "ДК Заволжского района" требований.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 20.01.2012 ОАО "ДК Заволжского района" обратилось в Ульяновский филиал ООО "РИЦ" с просьбой о внесении изменений в отображение тарифа (вместо 2,7 руб./кВт-ч отображать 1,66 руб./кВтч) на услуги электроэнергии и электроэнергии МОП для домов с электрическими плитами как в квитанциях при оплате жилищно-коммунальных услуг, так и в счетах на оплату для населения, представив перечень домов с электроплитами, куда вошел, в том числе, дом N 34 по улице Гоголя города Ульяновска.
24.02.2012 в УФАС России по Ульяновской области поступило коллективное обращение жителей многоквартирных жилых домов, расположенных по улице Тельмана, дома N 22, N 28, N 30, по улице Гоголя, дом N 34, находящихся под управлением ООО "Евро-Строй-Сервис", ОАО "ДК Заволжского района", на действия ООО "РИЦ" по вопросам соблюдения законодательства и правомерности начисления коммунальных платежей (за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования жилых многоквартирных домов), взимания пени и самостоятельного перевода денежных средств за электроснабжение мест общего пользования без согласия плательщика.
07.03.2012 из прокуратуры Ульяновской области поступило заявление жильцов домов, расположенных по улице Тельмана, дома N 22, N 28, N 30, по улице Гоголя, дом N 34, на действия ООО "РИЦ" по доводам, изложенным в вышеуказанном заявлении.
17.03.2012 ОАО "ДК Заволжского района" обратилось в Ульяновский филиал ООО "РИЦ" с просьбой произвести начисления за электроэнергию МОП за январь, февраль 2011 года, а также с просьбой о произведении начислений за последующие месяцы на основании данных, полученных от ОАО "Ульяновскэнерго", на дома с общедомовым учетом по электроэнергии, представив список домов с дифференцированными по зонам суток приборами (2-х тарифные), куда вошел, в том числе дом N 34 по улице Гоголя города Ульяновска.
23.03.2012 приказом УФАС России по Ульяновской области N 83 возбуждено дело по признакам нарушения ООО "РИЦ" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившегося в несоблюдении порядка выставления платы за электрическую энергию, потребленную в местах общего пользования жилых многоквартирных домов, самостоятельного перевода денежных средств за оплату услуги, которую потребители не оплачивали, начисления пени за нарушение сроков оплаты за потребленные коммунальные ресурсы в отсутствие нарушения срока.
30.08.2012 ОАО "ДК Заволжского района" в связи с выявленным некорректным начислением за услугу "эл. энергия МОП" в квартирах с двухтарифным счетчиками обратилось в Ульяновский филиал ООО "РИЦ" с просьбой устранить неправильное начисление. Тариф "День" считать для жилья с газовыми плитами 2,38 р., с 01.07.2012 - 2,52 р., с электроплитами 1,66 р., с 01.07.2012 - 1,76 р. Тариф "Ночь" считать для жилья с газовыми плитами 1,19 р., с 01.07.2012 - 1,26 р., с электроплитами 0,83 р., с 01.07.2012 - 0,88 р., произвести перерасчет с 01.01.2012.
13.09.2012 ОАО "ДК Заволжского района" в связи с выявленным некорректным начислением за услугу "эл.энергия МОП" в квартирах с двухтарифным счетчиками повторно обратилось в Ульяновский филиал ООО "РИЦ" с просьбой устранить неправильное начисление. Тариф "День" считать для жилья с газовыми плитами 2,38 р., с 01.07.2012 - 2,52 р., с электроплитами 1,66 р., с 01.07.2012 - 1,76 р. Тариф "Ночь" считать для жилья с газовыми плитами 1,19 р., с 01.07.2012 - 1,26 р., с электроплитами 0,83 р., с 01.07.2012 - 0,88 р., произвести перерасчет с 01.01.2012.
УФАС России по Ульяновской области вынесено решение от 04.10.2012 по делу N 8470/04-2012 о признании ОАО "ДК Заволжского района" нарушившим установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования (нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ Закона N 135-ФЗ).
На основании решения от 04.10.2012 года по делу N 8470/04-2012 УФАС России по Ульяновской области в адрес ОАО "ДК Заволжского района" вынесено предписание от 04.10.2012 N 90, которым обществу предписано в течение 30 календарных дней со дня получения предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, направить собственнику жилого помещения, проживающему по адресу: г. Ульяновск, ул. Гоголя, д. 34, платежный документ на оплату услуг за октябрь 2011 года в соответствии с тарифом, утвержденным Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 30.03.2011 N 06-37, для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "ДК Заволжского района" в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Удовлетворяя заявленные ОАО "ДК Заволжского района" требования, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктами 17, 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), при применении тарифов, включающих в себя 2 и более составляющие (в частности, расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих.
При применении тарифов, дифференцированных по времени суток (дневные и ночные) и (или) потребляемой нагрузке за единицу времени, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов.
Пунктом 21 Правил N 307 предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 15 Правил N 307 размер платы за коммунальные услуги, в том числе, за электроснабжение мест общего пользования, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Исполнительным органом государственной власти, который осуществляет регулирование цен и тарифов на территории Ульяновской области, является Министерство экономики Ульяновской области (Положение о Министерстве экономики Ульяновской области, утвержденное Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2007 N 29/478).
Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 08.11.2010 N 06-243 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к населению категориям потребителей, на территории Ульяновской области на 2011 год", Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 30.03.2011 N 06-37 "О внесении изменений в приказ Министерства экономики Ульяновской области от 08.11.2010 N 06-243" установлены тарифы на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, согласно которым для население, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками установлен тариф, дифференцированный по двум зонам суток - Дневная зона - 1,67 руб./кВт-ч, ночная - 0,83 руб./кВт-ч. Тарифы, установленные данным документом, действовали по 31.12.2011 включительно.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что договором энергоснабжения, заключенным между ОАО "ДК Заволжского района" и ОАО "Ульяновскэнерго" от 01.01.2007 N 3933 и дополнительными соглашениями к договору между поставщиком электрической энергии и исполнителем коммунальной услуги согласованы точки поставки, приборы учета и применяемые тарифы.
Жилой дом, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Гоголя, д. 34, оборудован электроплитами.
Из материалов дела усматривается, что плата за электроэнергию мест общего пользования жителями дома 34 по улице Гоголя в городе Ульяновске осуществлялась по тарифам 1,66 руб./кВт-ч. и 2,38 руб./кВт-ч., тариф за электроэнергию мест общего пользования 0,83 руб./кВт-ч. не применялся.
По мнению антимонопольного органа, при выставлении платы за услугу "электроснабжение МОП" ОАО "ДК Заволжского района" нарушен порядок ценообразования на поставленную коммунальную услугу, поскольку из квитанции N 149929364 за октябрь 2011 года усматривается, что для абонента, проживающего по адресу: г. Ульяновск, ул. Гоголя, д. 34, применен тариф за электроэнергию мест общего пользования в размере 2,38 руб./кВт-ч, установленный для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами.
Обществом в ходе судебного разбирательства указано, что начисления на оплату услуг (в том числе за электроэнергию мест общего пользования) за октябрь 2011 года, производились в соответствии с утвержденным Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 30.03.2011 N 06-37, для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, а ООО "РИЦ" допущена техническая ошибка в самой квитанции.
В данном случае, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исследовав все обстоятельства дела в совокупности, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что применение одного из тарифов, установленных уполномоченным государственным органом, не связанное с включением в расчет оплаты дополнительных платежей к установленному тарифу, не может рассматриваться как нарушение порядка ценообразования для целей защиты конкуренции.
Согласно абзацу 5 статьи 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" ценообразование - это процесс расчета и установления регулируемых тарифов (цен), применяемых при расчетах за электрическую энергию и мощность, и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
В силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вменяя обществу нарушение порядка ценообразования, антимонопольный орган не доказал объективную сторону данного нарушения, не доказал какие конкретно противоправные действия совершены заявителем в области установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Доказательств того, что жителям дома N 34 по улице Гоголя в городе Ульяновске выставлены счета для оплаты услуги по электроснабжению мест общего пользования по самостоятельно рассчитанным и измененным управляющей компанией тарифам, ответчиком суду не представлено, в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
В связи с изложенными обстоятельствами на основе полного и всестороннего анализа вышеуказанных норм права, материалов и обстоятельств настоящего дела, судом первой инстанции правомерно указано на отсутствие в действиях общества признаков вмененного ему нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При условии установленного судом и подтвержденного материалами дела факта незаконности и необоснованности оспариваемого решения антимонопольного органа судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные обществом требования о признании незаконным и отмене решения УФАС России по Ульяновской области от 04.10.2012 по делу N 8470/04-2012, а также требования общества о признании недействительным предписания УФАС России по Ульяновской области от 04.10.2012 N 90, вынесенного на основании вышеуказанного решения ответчика.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции при рассмотрении спора по существу, им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта. При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 8433/11. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, антимонопольным органом не представлено. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07 февраля 2013 года по делу N А72-11919/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.04.2013 ПО ДЕЛУ N А72-11919/2012
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2013 г. по делу N А72-11919/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Желтышевым А.И.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07 февраля 2013 года по делу N А72-11919/2012 (судья Ипполитова И.В.),
по заявлениям открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Заволжского района" (ИНН 7328507612, ОГРН 1067328020242), Ульяновская область, г. Ульяновск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, Ульяновская область, г. Ульяновск,
о признании незаконными и отмене решения, предписания,
установил:
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Заволжского района" (далее - ОАО "ДК Заволжского района", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС России по Ульяновской области, антимонопольный орган) от 04.10.2012 по делу N 8470/04-2012. Судом возбуждено производство по делу N А72-11919/2012.
ОАО "ДК Заволжского района" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания УФАС России по Ульяновской области от 04.10.2012 N 90. Возбуждено производство по делу N А72-11920/2012.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 14.01.2013 дела N А72-11920/2012, N А72-11919/2012 объединены в одно производство с присвоением делу N А72-11919/2012.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 07.02.2013 заявленные требования удовлетворены.
УФАС России по Ульяновской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой, выразив несогласие с принятым судебным актом, просит отменить решение суда от 07.02.2013 полностью, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "ДК Заволжского района" требований.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 20.01.2012 ОАО "ДК Заволжского района" обратилось в Ульяновский филиал ООО "РИЦ" с просьбой о внесении изменений в отображение тарифа (вместо 2,7 руб./кВт-ч отображать 1,66 руб./кВтч) на услуги электроэнергии и электроэнергии МОП для домов с электрическими плитами как в квитанциях при оплате жилищно-коммунальных услуг, так и в счетах на оплату для населения, представив перечень домов с электроплитами, куда вошел, в том числе, дом N 34 по улице Гоголя города Ульяновска.
24.02.2012 в УФАС России по Ульяновской области поступило коллективное обращение жителей многоквартирных жилых домов, расположенных по улице Тельмана, дома N 22, N 28, N 30, по улице Гоголя, дом N 34, находящихся под управлением ООО "Евро-Строй-Сервис", ОАО "ДК Заволжского района", на действия ООО "РИЦ" по вопросам соблюдения законодательства и правомерности начисления коммунальных платежей (за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования жилых многоквартирных домов), взимания пени и самостоятельного перевода денежных средств за электроснабжение мест общего пользования без согласия плательщика.
07.03.2012 из прокуратуры Ульяновской области поступило заявление жильцов домов, расположенных по улице Тельмана, дома N 22, N 28, N 30, по улице Гоголя, дом N 34, на действия ООО "РИЦ" по доводам, изложенным в вышеуказанном заявлении.
17.03.2012 ОАО "ДК Заволжского района" обратилось в Ульяновский филиал ООО "РИЦ" с просьбой произвести начисления за электроэнергию МОП за январь, февраль 2011 года, а также с просьбой о произведении начислений за последующие месяцы на основании данных, полученных от ОАО "Ульяновскэнерго", на дома с общедомовым учетом по электроэнергии, представив список домов с дифференцированными по зонам суток приборами (2-х тарифные), куда вошел, в том числе дом N 34 по улице Гоголя города Ульяновска.
23.03.2012 приказом УФАС России по Ульяновской области N 83 возбуждено дело по признакам нарушения ООО "РИЦ" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившегося в несоблюдении порядка выставления платы за электрическую энергию, потребленную в местах общего пользования жилых многоквартирных домов, самостоятельного перевода денежных средств за оплату услуги, которую потребители не оплачивали, начисления пени за нарушение сроков оплаты за потребленные коммунальные ресурсы в отсутствие нарушения срока.
30.08.2012 ОАО "ДК Заволжского района" в связи с выявленным некорректным начислением за услугу "эл. энергия МОП" в квартирах с двухтарифным счетчиками обратилось в Ульяновский филиал ООО "РИЦ" с просьбой устранить неправильное начисление. Тариф "День" считать для жилья с газовыми плитами 2,38 р., с 01.07.2012 - 2,52 р., с электроплитами 1,66 р., с 01.07.2012 - 1,76 р. Тариф "Ночь" считать для жилья с газовыми плитами 1,19 р., с 01.07.2012 - 1,26 р., с электроплитами 0,83 р., с 01.07.2012 - 0,88 р., произвести перерасчет с 01.01.2012.
13.09.2012 ОАО "ДК Заволжского района" в связи с выявленным некорректным начислением за услугу "эл.энергия МОП" в квартирах с двухтарифным счетчиками повторно обратилось в Ульяновский филиал ООО "РИЦ" с просьбой устранить неправильное начисление. Тариф "День" считать для жилья с газовыми плитами 2,38 р., с 01.07.2012 - 2,52 р., с электроплитами 1,66 р., с 01.07.2012 - 1,76 р. Тариф "Ночь" считать для жилья с газовыми плитами 1,19 р., с 01.07.2012 - 1,26 р., с электроплитами 0,83 р., с 01.07.2012 - 0,88 р., произвести перерасчет с 01.01.2012.
УФАС России по Ульяновской области вынесено решение от 04.10.2012 по делу N 8470/04-2012 о признании ОАО "ДК Заволжского района" нарушившим установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования (нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ Закона N 135-ФЗ).
На основании решения от 04.10.2012 года по делу N 8470/04-2012 УФАС России по Ульяновской области в адрес ОАО "ДК Заволжского района" вынесено предписание от 04.10.2012 N 90, которым обществу предписано в течение 30 календарных дней со дня получения предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, направить собственнику жилого помещения, проживающему по адресу: г. Ульяновск, ул. Гоголя, д. 34, платежный документ на оплату услуг за октябрь 2011 года в соответствии с тарифом, утвержденным Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 30.03.2011 N 06-37, для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "ДК Заволжского района" в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Удовлетворяя заявленные ОАО "ДК Заволжского района" требования, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктами 17, 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), при применении тарифов, включающих в себя 2 и более составляющие (в частности, расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих.
При применении тарифов, дифференцированных по времени суток (дневные и ночные) и (или) потребляемой нагрузке за единицу времени, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов.
Пунктом 21 Правил N 307 предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 15 Правил N 307 размер платы за коммунальные услуги, в том числе, за электроснабжение мест общего пользования, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Исполнительным органом государственной власти, который осуществляет регулирование цен и тарифов на территории Ульяновской области, является Министерство экономики Ульяновской области (Положение о Министерстве экономики Ульяновской области, утвержденное Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2007 N 29/478).
Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 08.11.2010 N 06-243 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к населению категориям потребителей, на территории Ульяновской области на 2011 год", Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 30.03.2011 N 06-37 "О внесении изменений в приказ Министерства экономики Ульяновской области от 08.11.2010 N 06-243" установлены тарифы на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, согласно которым для население, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками установлен тариф, дифференцированный по двум зонам суток - Дневная зона - 1,67 руб./кВт-ч, ночная - 0,83 руб./кВт-ч. Тарифы, установленные данным документом, действовали по 31.12.2011 включительно.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что договором энергоснабжения, заключенным между ОАО "ДК Заволжского района" и ОАО "Ульяновскэнерго" от 01.01.2007 N 3933 и дополнительными соглашениями к договору между поставщиком электрической энергии и исполнителем коммунальной услуги согласованы точки поставки, приборы учета и применяемые тарифы.
Жилой дом, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Гоголя, д. 34, оборудован электроплитами.
Из материалов дела усматривается, что плата за электроэнергию мест общего пользования жителями дома 34 по улице Гоголя в городе Ульяновске осуществлялась по тарифам 1,66 руб./кВт-ч. и 2,38 руб./кВт-ч., тариф за электроэнергию мест общего пользования 0,83 руб./кВт-ч. не применялся.
По мнению антимонопольного органа, при выставлении платы за услугу "электроснабжение МОП" ОАО "ДК Заволжского района" нарушен порядок ценообразования на поставленную коммунальную услугу, поскольку из квитанции N 149929364 за октябрь 2011 года усматривается, что для абонента, проживающего по адресу: г. Ульяновск, ул. Гоголя, д. 34, применен тариф за электроэнергию мест общего пользования в размере 2,38 руб./кВт-ч, установленный для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами.
Обществом в ходе судебного разбирательства указано, что начисления на оплату услуг (в том числе за электроэнергию мест общего пользования) за октябрь 2011 года, производились в соответствии с утвержденным Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 30.03.2011 N 06-37, для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, а ООО "РИЦ" допущена техническая ошибка в самой квитанции.
В данном случае, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исследовав все обстоятельства дела в совокупности, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что применение одного из тарифов, установленных уполномоченным государственным органом, не связанное с включением в расчет оплаты дополнительных платежей к установленному тарифу, не может рассматриваться как нарушение порядка ценообразования для целей защиты конкуренции.
Согласно абзацу 5 статьи 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" ценообразование - это процесс расчета и установления регулируемых тарифов (цен), применяемых при расчетах за электрическую энергию и мощность, и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
В силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вменяя обществу нарушение порядка ценообразования, антимонопольный орган не доказал объективную сторону данного нарушения, не доказал какие конкретно противоправные действия совершены заявителем в области установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Доказательств того, что жителям дома N 34 по улице Гоголя в городе Ульяновске выставлены счета для оплаты услуги по электроснабжению мест общего пользования по самостоятельно рассчитанным и измененным управляющей компанией тарифам, ответчиком суду не представлено, в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
В связи с изложенными обстоятельствами на основе полного и всестороннего анализа вышеуказанных норм права, материалов и обстоятельств настоящего дела, судом первой инстанции правомерно указано на отсутствие в действиях общества признаков вмененного ему нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При условии установленного судом и подтвержденного материалами дела факта незаконности и необоснованности оспариваемого решения антимонопольного органа судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные обществом требования о признании незаконным и отмене решения УФАС России по Ульяновской области от 04.10.2012 по делу N 8470/04-2012, а также требования общества о признании недействительным предписания УФАС России по Ульяновской области от 04.10.2012 N 90, вынесенного на основании вышеуказанного решения ответчика.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции при рассмотрении спора по существу, им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта. При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 8433/11. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, антимонопольным органом не представлено. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07 февраля 2013 года по делу N А72-11919/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)