Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 28.02.2013 N 33-2963/2013

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 февраля 2013 г. N 33-2963/2013


Судья: Павлова М.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Шиловской Н.Ю.
судей Сухаревой С.И. и Кудасовой Т.А.
при секретаре Б.Т.
рассмотрела в судебном заседании 28 февраля 2013 года гражданское дело N 2-83/12 по апелляционной жалобе Б.О. и Б.А. на решение Выборгского районного суда г. Санкт-Петербурга от 17 апреля 2012 года по иску Б.О. и Б.А. к ТСЖ "Хошимина 12" об обязании заключить договоры, признании начислений незаконными, обязании произвести сверку расчетов и обязании предоставить отчет о расходовании денежных средств и информацию о правомерности использования нежилых помещений и размерах дохода от использования нежилых помещений.
Заслушав доклад судьи Шиловской Н.Ю., объяснения Б.А. представителя Б.О. - Б.А., представителя ТСЖ "Хошимина 12" - Я., судебная коллегия городского суда,

установила:

Истцы обратились в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику, и уточнив требования просили заключить договоры на обслуживание "О содержании и текущем ремонте многоквартирного дома" и "Об оказании коммунальных услуг", признать начисления ТСЖ "Хошимина 12" за холодное и горячее водоснабжение по их квартире за период январь - декабрь 2010 года по нормативам потребления незаконными и обязать произвести перерасчет по показаниям счетчиков, признать начисления за отопление за тот же период по нормам потребления незаконными, обязать ответчика произвести сверку по коммунальным платежам по их квартире по счетчикам, признать начисления за дополнительную услугу "консьерж" незаконными, признать начисления за административно-управленческие расходы незаконными, обязать ТСЖ "Хошимина 12" предоставить истцам отчет о расходовании денежных средств по содержанию и текущему ремонту общего имущества, придомовой территории за 2010 год, обязать ответчика предоставить информацию по правомерности использования нежилых помещений общего имущества многоквартирного дома, по размерам дохода в составе общего имущества от использования имущества нежилых помещений за 2008 - 2010 гг. и распределению доходов между участниками долевой собственности соразмерно их долям.
В обоснование иска указали, что являются сособственниками квартиры N <...>, расположенной по адресу: <адрес> управление которым осуществляет ТСЖ "Хошимина 12", членами указанного ТСЖ истцы не являются, в связи с чем ТСЖ "Хошимина 12" обязано заключить с ними договор о содержании и текущем ремонте многоквартирного дома и договор об оказании коммунальных услуг. Б.А. от своего имени и от имени Б.О. по доверенности 03.06.2010 года было написано заявление в правление ТСЖ "Хошимина 12" о необходимости ТСЖ "Хошимина 12" заключить с ними договор о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме как с собственниками жилья, не являющимися членами ТСЖ "Хошимина 12" (л.д. 11), однако в нарушение тридцатидневного срока, установленного ч. 1 ст. 445 ГК РФ, договор ответчиком до настоящего времени не подписан, протокол разногласий не представлен.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 17 апреля 2012 года исковые требования были удовлетворены частично.
Данным решением суд признал начисления ТСЖ "Хошимина 12" за холодное и горячее водоснабжение собственникам квартиры N <...> в доме N <...> по <адрес> Б.А. и Б.О. за период с мая 2010 года по декабрь 2010 года включительно по нормативам потребления холодной и горячей воды незаконными.
Суд обязал ТСЖ "Хошимина 12" произвести перерасчет за холодное и горячее водоснабжение с мая 2010 года по декабрь 2010 года включительно собственникам квартиры N <...> в доме <адрес> в г. Санкт-Петербурге по показаниям приборов учета холодного и горячего водоснабжения.
Также суд обязал ТСЖ "Хошимина 12" предоставить собственникам квартиры N <...> дома <адрес> в г. Санкт-Петербурге Б.О. и Б.А. отчет о расходовании денежных средств по содержанию и текущему ремонту общего имущества, придомовой территории дома <адрес> в г. СПб за 2010 год, информацию по использованию нежилых помещений общего имущества многоквартирного дома <адрес> за 2008 - 2010 гг. и информацию по размерам дохода в составе общего имущества от использования имущества нежилых помещений, находящихся в доме <адрес> г. СПб за 2008 - 2010 гг. и распределению доходов от использования общего имущества между участниками долевой собственности.
В апелляционной жалобе истцы просят отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований об обязании ТСЖ "Хошимина 12" заключить договор о содержании и текущем ремонте общего имущества многоквартирного дома, предоставлении коммунальных услуг с собственниками квартиры, о признании начислений за горячее и холодное водоснабжение собственникам квартиры в период январь - декабрь 2010 года по нормативам потребления незаконными, о признании начислений за отопление в период январь - декабрь 2010 года по нормативам потребления незаконными, обязании ТСЖ "Хошимина 12" произвести сверку по коммунальным платежам за 2010 год, о признании начислений за дополнительную услугу "консьерж" незаконными, о признании начислений за административно-хозяйственные расходы незаконными полагая его незаконным и необоснованным в указанной части, принятым с нарушением норм действующего законодательства.
Б.О. в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки в суд не представил (л.д. 55).
Согласно части 1 статьи 327, статье 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу, что решение суда постановлено в соответствии с действующим законодательством и не подлежит отмене.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции, установив, что в квартире истцов установлены приборы учета холодной и горячей воды, которые были приняты в эксплуатацию, однако ТСЖ "Хошимина 12" из-за нерегулярности поступления платежей за предоставленные коммунальные услуги по квартире истцов в 2010 году производило начисление по холодной и горячей воде по тарифам, суд пришел к выводу, что начисления истцам по тарифам необоснованны, поскольку имеются в наличии установленные приборы учета холодной и горячей воды, в связи с чем суд обязал ТСЖ произвести перерасчет за холодное и горячее водоснабжение с мая 2010 года по декабрь 2010 года включительно.
Кроме того, суд удовлетворил требования в части обязания ТСЖ предоставить им отчет о расходовании денежных средств по содержанию и текущему ремонту общего имущества, придомовой территории за 2010 год, информацию по использованию нежилых помещений дома за 2008 - 2010 гг. и информацию по размерам дохода от использования нежилых помещений за 2008 - 2010 гг. и распределению доходов от использования общего имущества между участниками долевой собственности, так как истцы с заявлением о предоставлении такой информации обращались, но ответ им был так и не дан.
Поскольку в указанной части решение суда сторонами по делу не оспаривается, его законность и обоснованность в силу положений ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являются предметом проверки судебной коллегии.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, руководствовался ст. ст. 155, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 424, 455 Гражданского кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что предоставление услуг всем собственникам жилых помещений, в т.ч. не являющимся членами ТСЖ, должно осуществляться на одинаковых условиях, в связи с чем, с истцами договор о содержании и ремонте общего имущества многоквартирного дома не может быть заключен на условиях, отличающихся от условий, на которых иным собственникам предоставляются аналогичные услуги; протоколом общего собрания членов ТСЖ от 26.03.2012 утвержден договор на обслуживание и содержание общего имущества многоквартирного дома, таким образом, истцы не вправе требовать заключения с ними договора на обслуживание на иных условиях.
Указанные выводы районного суда являются правильными.
Частью 6 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Оценивая возможность заключения с каждым из собственников помещения, не являющимся членом ТСЖ, договора на индивидуальных условиях, следует исходить из того, в соответствии с п. 2 ст. 138 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ, в том случае, если собственниками помещений многоквартирного дома избран именно такой способ управления, обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Раздел VIII Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. ст. 161 - 165) предусматривает, в частности, что условия управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, предоставление услуг собственникам помещений многоквартирного дома, не являющимся членами ТСЖ, должно осуществляться на условиях, одинаковых для всех жильцов дома.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что в марте 2008 года ТСЖ "Хошимина 12" было предложено истцам заключить договор на обслуживание и предоставление коммунальных услуг в многоквартирном доме <адрес>, что не оспаривается сторонами.
Истцы не представили протокола разногласий к данному договору, а предложили ТСЖ "Хошимина 12" доработать договор (л.д. 190 - 191). Аналогичные заявления позже неоднократно направлялись истцами в адрес ТСЖ (л.д. 192 - 194).
03.06.2010 года истцы обратились с заявлением о заключении с ними договоров (л.д. 11).
26.06.2010 года председателем правления Т. истцам был дан ответ, что необходимо представить протокол разногласий по проекту от 27.03.2008 года (л.д. 14).
Проект разногласий истцами не представлен и Б.А. обратилась 16.08.2010 года с заявлением в ТСЖ о предоставлении проектов договоров (л.д. 16).
Фактически ответчиком трижды 27.03.2008 года, 05.03.2011 года и 29.12.2011 года направлялись проекты договоров истцам, но ни по одному из них истцами не был представлен протокол разногласий.
В январе 2012 года истцы направили ответчику проекты договоров, однако они не были ответом на оферту, протоколом разногласий.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность ТСЖ по непосредственному оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также предоставлению коммунальных услуг собственникам жилых помещений. Фактически договор, о котором идет речь в статье 138 Жилищного кодекса Российской Федерации, на которую ссылаются истцы в обоснование своих требований, имеет признаки договора присоединения (ст. 428 Гражданского кодекса Российской Федерации). Как следует из материалов дела, ТСЖ была утверждена форма договора, которая является общей для всех собственников жилых помещений, не входящих в ТСЖ. Из анализа действующего законодательства следует, что договор, о котором идет речь в п. 2 ст. 138 Жилищного кодекса Российской Федерации, не является непосредственно договором на предоставление услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества либо коммунальных услуг. Данный договор заключается на предмет передачи собственниками жилых помещений своих полномочий товариществу для реализации последним прав, предусмотренных пп. 1 - 3 ч. 1, пп. 1 - 4 ч. 2 ст. 137, п. 8 ст. 138 Жилищного кодекса Российской Федерации, для установления размеров обязательных платежей, установления срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, условий перерасчета платежей и пр. По существу, договор упорядочивает отношения сторон в вопросах содержания имущества, то есть выполнения собственниками своей обязанности по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, вытекающей из бремени содержания своего имущества, принадлежащего на праве собственности. При таких обстоятельствах ТСЖ и собственник помещения, как стороны указанного договора, не находятся в правоотношениях исполнителя и потребителя. Положения ч. 6 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации определяют лишь порядок оплаты коммунальных услуги и жилья через ТСЖ, а не непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Заключение договоров, которые не предусмотрены законом, но и не противоречат ему, возможно лишь по соглашению сторон, что следует из содержания п. 2, 3 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации. Со своей стороны ТСЖ разработало и предложило истцам договор применительно к условиям ст. 138 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. ТСЖ не отказывает истцам в заключении договора, как такового.
Истцы представили свой вариант договора уже в процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ранее, в порядке досудебного урегулирования спора указанный вариант договора ответчику не направлялся.
Не могут быть положены в основу отмены решения доводы апелляционных жалоб о том, что незаключение с отдельными собственниками договора на обслуживание многоквартирного дома есть не что иное, как ненадлежащее исполнение ТСЖ своих обязанностей, поскольку в силу действующего законодательства услуги должны быть предоставлены надлежащего качества, а отсутствие договора не изменяет обязанность собственника своевременно и в полном объеме оплачивать оказываемые услуги.
Судебная коллегия соглашается с выводом районного суда о включении в квитанции об оплате коммунальных услуг административно-хозяйственных расходы (далее АХР) и расходы на оплату услуг консьержа, поскольку в соответствии с пп. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ ТСЖ вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные ЖК РФ и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Таким образом, ТСЖ вправе было самостоятельно установить размеры платежей на АХР и консьержа, поэтому сам по себе факт установления ТСЖ данных платежей действующему законодательству не противоречит. Как следует из решений общих собраний ТСЖ, принятых с учетом количества голосов, которыми обладают собственники помещений в многоквартирном доме, пропорционально доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме, были утверждены сметы расходов и порядок оплаты соответствующих расходов каждым собственником многоквартирного дома.
Предоставление ТСЖ услуг по АХР и консьержа, которые признаны ТСЖ необходимыми, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
При этом то обстоятельство, что они не являются членами ТСЖ, с ними не заключен индивидуальный договор, не может служить основанием для освобождения от исполнения обязанности по оплате расходов по АХР и услуги "консьерж", поскольку освобождение от внесения таких платежей только по основанию отсутствия заключенного договора действующим законодательством не предусмотрено, с учетом фактического предоставления ТСЖ указанных услуг, а также их принятия и пользования ими истцами.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом в силу положений п. 3 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Согласно ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
По правилам части 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно положениям статьи 144 Жилищного кодекса Российской Федерации, органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
На основании п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 06.05.2011) предусмотрено, что размер обязательных платежей и (или) иных взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
На основании п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. На основании п. 15 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами
Как следует из материалов дела суд первой инстанции признал начисление платы за холодную и горячую воду по нормативам потребления необоснованным, поскольку имеются индивидуальные приборы учета в связи с чем обоснованно обязал ТСЖ произвести перерасчет.
Кроме того, также суд обоснованно отказал о признании начислений ТСЖ за отопление по нормам потребления незаконными, так как согласно представленному расчету за спорный период ответчиком произведен перерасчет (л.д. 197 т. 1).
Кроме того, суд также обоснованно отказал в обязании произвести сверку по коммунальным платежам за 2010 год, так как они вправе в случае несогласия обратиться к ответчику о перерасчете. Однако с данными требованиями истцы к ответчику не обращались.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены законного судебного постановления, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 17 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.О. и Б.А. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)