Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ильиной М.В., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Задорожней Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аудит - Универсал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2012 по делу N А32-20705/2012 (судья Левченко О.С.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аудит - Универсал" к администрации муниципального образования город Краснодар о признании недействительным постановления,
- при участии: от заявителя: представитель Исаченко Н.М. (доверенность от 29.06.2012); Бахтерев С.В. (доверенность от 28.09.2012);
- от заинтересованного лица: не явился, извещен (уведомление N 34400259401288);
Общество с ограниченной ответственностью "Аудит - Универсал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным пункта 1.1 постановления администрации муниципального образования г. Краснодар от 12.07.2010 N 5142 "Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара" в части изъятия земельного участка с кадастровым номером 23:43:0137010:256, площадью 841 кв. м по ул. Воровского, 172 в г. Краснодаре, указывая, что оспариваемое постановление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества как собственника доли в праве общей долевой собственности на спорный земельный участок, а также создает препятствия в осуществлении обществом предпринимательской деятельности.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2012 в заявленных требованиях отказано. Суд указал, что процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд предполагает несколько этапов: принятие решения об изъятии земельного участка, уведомление лица, у которого подлежит изъятию земельный участок, об изъятии, регистрация решения в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок, непосредственное изъятие. Принятие оспариваемого постановления является первым этапом в процессе изъятия земельного участка для муниципальных нужд. Земельный участок с даты постановки на кадастровый учет (09.07.2010) перешел в общую долевую собственность собственников жилых и нежилых помещений находящегося на нем многоквартирного дома, а поскольку у общества отсутствовал статус собственника нежилых помещений, а арендатором части земельного участка оно не являлось на момент издания спорного постановления, оснований для уведомления организации о предстоящем изъятии земельного участка не имелось.
Общество с ограниченной ответственностью "Аудит - Универсал" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просит судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что администрацией нарушен порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренный земельным законодательством. Многоквартирный дом, расположенный на спорном земельном участке, на момент издания постановления от 12.07.2010 не был признан аварийным, такое постановление принято 18.11.2010.
На момент издания оспариваемого постановления общество не было собственником муниципальных помещений, однако являлось их арендатором, в последующем приобрело арендуемые помещения по договору купли-продажи муниципального имущества от 23.08.2011, став собственником соответствующей доли земельного участка под многоквартирным домом с момента регистрации права на нежилые помещения в данном доме - с 10.10.2011. При этом администрация не извещала общество в момент заключения договора купли-продажи о принятии оспариваемого постановления. Обществу стало известно о постановлении из письма администрации в адрес общества с предложением о выкупе нежилых помещений и земельного участка 23.05.2012.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании договоров аренды от 28.11.2002, 28.04.2006 N 166/4, 03.05.2007 N 118/4 общество являлось арендатором муниципального имущества, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Воровского, 172 (литера В), 1-й этаж, площадью 27 кв. м.
Постановлением главы администрации муниципального образования город Краснодар от 30.12.2008 N 4806 со ссылкой на статью 32 Жилищного кодекса РФ, пункт 34 Положения о признании помещения жилым, жилого помещений непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, а также заключения межведомственных комиссий при администрации многоквартирные дома, указанные в перечне, являющимся приложением к данному постановлению, признаны аварийными и подлежащими сносу.
Пунктом 3 названного постановления собственникам помещений в многоквартирных домах в срок до 01.07.2010 осуществить снос помещений в многоквартирных домах согласно приложению.
В пункте 4 постановления муниципальному учреждению "Городская управляющая компания" вменена обязанность по уведомлению собственников помещений в многоквартирных домах о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.
Постановлением администрации от 12.07.2010 N 5142 "Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара" земельный участок площадью 841 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0137010:256 по ул. Воровского, 172 в г. Краснодаре изъят для муниципальных нужд. Данное постановление опубликовано в газете "Краснодарские известия" от 22.07.2010 N 128.
Постановлением администрации от 18.11.2010 N 9467 внесены изменения в постановление главы администрации муниципального образования город Краснодар от 30.12.2008 N 4806, в соответствии с которыми в перечень подлежащих сносу многоквартирных домов включен многоквартирный дом по ул. Воровского, 172 в г. Краснодаре.
На основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2010 по делу N А32-19049/2009 общество и Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар заключили договор купли-продажи муниципального имущества от 23.08.2011 N 33, в соответствии с которым обществу за плату передано в собственность муниципальное имущество - нежилые помещения N 6, 17, 25, литеры В, в5, 1-й этаж, общей площадью 27 кв. м по ул. Воровского, 172 в г. Краснодаре.
Право собственности общества на указанное имущество зарегистрировано в установленном законом порядке 14.10.2011.
В письме от 23.05.2012 N 6263/01 администрация предложила обществу заключить соглашение о выкупе нежилых помещений в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд.
Ссылаясь на несоответствие закону постановления администрации об изъятии земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии со статьей 44 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
Пунктом 2 статьи 63 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее, чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе, путем выкупа земельных участков, должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии. Изъятие, в том числе, путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов.
В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Основанием изъятия для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом по ул. Воровского и помещений в этом доме послужило Постановлением администрации от 18.11.2010 N 9467, которым внесены изменения в постановление главы администрации муниципального образования город Краснодар от 30.12.2008 N 4806.
Вместе с тем указанное постановление принято после постановления об изъятии земельного участка - 12.07.2010. Таким образом, постановление в оспариваемой части принято в отсутствие к этому (на момент его принятии) всяких оснований, поскольку на момент принятия постановления об изъятии земельного участка, многоквартирный дом, расположенный на данном участке, не был признан аварийны. Признание его таковым впоследствие не устраняет допущенных нарушений порядка принятия оспариваемого постановления.
Из положений норм Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что нормы, содержащиеся в статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего, на обеспечение прав и законных интересов собственника помещения, расположенного в многоквартирном доме.
Для применения приведенных выше правовых норм с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 22 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, необходимо установить соблюдение совокупности следующих обязательных условий, а именно: предъявлялось ли к собственникам жилых помещений требование о сносе дома в разумный срок за счет их собственных средств, изымался ли органом местного самоуправления земельный участок и каждое жилое помещение в указанном доме, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома.
Таким образом, из содержания указанных норм в их системной взаимосвязи и разъяснений, следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Приведенной нормой законодателем определен круг действий собственников аварийного дома, при этом им предоставлено право выбора между сносом дома или реконструкцией.
Таким образом, до принятия решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный аварийный дом, и каждого жилого помещения в указанном доме, орган местного самоуправления должен известить собственников не только о сносе дома, но и возможности его реконструкции.
Следовательно, обстоятельства соблюдения вышеуказанной процедуры изъятия помещения у собственника в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу являются существенными для правильного разрешения дел данной категории и подлежат доказыванию и установлению.
Выводы суда первой инстанции о том, что в связи с отсутствием у заявителя статуса собственника помещений на момент издания спорного постановления, оснований для уведомления организации о предстоящем изъятии земельного участка не имелось, не основаны на нормах права. Так, общество по договору аренды от 03.05.2007 N 118/4, возобновленного сторонами на неопределенный срок, являлось арендатором не только помещений, расположенных в многоквартирном доме, но и части земельного участка, необходимой для их эксплуатации.
В силу части 2 статьи 36 ЗК РФ, статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и с учетом сведений кадастрового паспорта от 16.02.2011 N 2343/12/11-57917 земельный участок площадью 841 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0137010:256 по ул. Воровского, 172 в г. Краснодаре с момента формирования и постановки на кадастровый учет 09.07.2010 перешел в общую долевую собственность собственников жилых и нежилых помещений находящегося на нем многоквартирного дома. С этого момента, как правильно указал суд первой инстанции, условие договора аренды от 03.05.2007 N 118/4 (пункт 4.7) в части оплаты арендной платы за пользование частью земельного участка, находящегося под арендуемым имуществом, является ничтожным.
Вместе с тем, на момент издания оспариваемого постановления нежилые помещения N 16, 17, б/н, общей площадью 27 кв. м, литера В находились в пользовании и владении общества по договору аренды, а, значит, общество являлось законным пользователем части земельного участка, необходимого для их эксплуатации.
Суд первой инстанции не учел, что, исходя из положений статьи 279 ГК РФ и статьи 63 ЗК РФ, об изъятии земельного участка должны быть уведомлены собственник, землепользователи, арендаторы земельных участков, землевладельцы.
С моментом уведомления связаны юридические последствия. В отсутствие такого уведомления трехмесячный срок для оспаривания решения уполномоченного органа об изъятии земельного участка, годичный срок, предусмотренный п. 3 ст. 279, и трехлетний для предъявления иска в суд (ст. 282 ГК РФ) должны исчисляться с момента официального уведомления правообладателя уполномоченным органом, принявшим решение. В противном случае у уполномоченного органа не возникает права на обращение с иском о выкупе земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 282 ГК РФ.
Администрацией не представлены в суд доказательства, свидетельствующие о надлежащем извещении заявителя о вынесенном постановлении, предусматривающем изъятие земельного участка.
Пункт 4 ст. 279 ГК РФ и ст. 32 ЖК РФ предусматривают государственную регистрацию именно решения об изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем недвижимых объектов.
По смыслу названных норм и положений Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" принятие уполномоченным органом власти решения об изъятии для публичных нужд земельного участка, а также расположенного на нем недвижимого имущества является ограничением (обременением) прав правообладателя на соответствующие объекты.
В отсутствие регистрации указанного обременения обществом заключен с администрацией договор купли-продажи помещений в многоквартирном доме, что свидетельствует также о нарушении прав общества, как арендатора муниципального имущества.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным постановления в части как не соответствующего пункту 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьям 31, 49, 63 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 282 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку оспариваемый ненормативный правовой акт органа местного самоуправления не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, у судебных инстанций в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявления о признании его недействительным.
В данном случае не соблюден порядок изъятия земельного участка, предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации, что влечет нарушение права собственности заявителя, гарантированное статьей 35 Конституции Российской Федерации. Изложенные выводы соответствуют судебной практике (Постановление ФАС СКО от 5 ноября 2009 г. по делу N А53-5446/2008).
По смыслу части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении споров об обжаловании бездействия государственных органов, суду следует определить способ восстановления нарушенного права обратившегося за защитой лица. При этом способ восстановления нарушенного права заявителя может быть определен судом самостоятельно, независимо от заявленных в данной части требований. В то же время невозможность восстановления нарушенных прав не является основанием для отказа в заявленных требованиях при установлении судом незаконности действий и нарушении прав заявителя такими действиями (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Указанный правовой подход выражен, в том числе в постановлении Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 N 12573/11.
Поскольку в данном случае права заявителя восстанавливаются отменой оспариваемой части постановления, апелляционный суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования в сформулированной заявителем форме.
В связи с тем, что выводы арбитражного суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, что привело к неправильному истолкованию закона (пункт 3 части 1, пункт 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), решение подлежит отмене в части с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат перераспределению судебные расходы по делу. Обществом в доход федерального бюджета при обращении с заявлением уплачено 2000 рублей согласно платежному поручению N 779 от 10.07.2012, при обращении с апелляционной жалобой уплачено 1000 рублей согласно платежному поручению N 6 от 21.01.2013.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2012 по делу N А32-20705/2012 отменить. Принять новый судебный акт.
Признать недействительным пункт 1.1 постановления администрации муниципального образования г. Краснодар от 12.07.2010 N 5142 "Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара" в части изъятия земельного участка с кадастровым номером 23:43:0137010:256, площадью 841 кв. м по ул. Воровского, 172 в г. Краснодаре.
Взыскать с администрации муниципального образования город Краснодар в пользу общества с ограниченной ответственностью "Аудит - Универсал" 3000 рублей судебных расходов.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты изготовления в полном объеме.
Председательствующий
И.Н.ГЛАЗУНОВА
Судьи
М.В.ИЛЬИНА
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.03.2013 N 15АП-1347/2013 ПО ДЕЛУ N А32-20705/2012
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 марта 2013 г. N 15АП-1347/2013
Дело N А32-20705/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ильиной М.В., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Задорожней Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аудит - Универсал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2012 по делу N А32-20705/2012 (судья Левченко О.С.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аудит - Универсал" к администрации муниципального образования город Краснодар о признании недействительным постановления,
- при участии: от заявителя: представитель Исаченко Н.М. (доверенность от 29.06.2012); Бахтерев С.В. (доверенность от 28.09.2012);
- от заинтересованного лица: не явился, извещен (уведомление N 34400259401288);
-
установил:
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аудит - Универсал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным пункта 1.1 постановления администрации муниципального образования г. Краснодар от 12.07.2010 N 5142 "Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара" в части изъятия земельного участка с кадастровым номером 23:43:0137010:256, площадью 841 кв. м по ул. Воровского, 172 в г. Краснодаре, указывая, что оспариваемое постановление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества как собственника доли в праве общей долевой собственности на спорный земельный участок, а также создает препятствия в осуществлении обществом предпринимательской деятельности.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2012 в заявленных требованиях отказано. Суд указал, что процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд предполагает несколько этапов: принятие решения об изъятии земельного участка, уведомление лица, у которого подлежит изъятию земельный участок, об изъятии, регистрация решения в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок, непосредственное изъятие. Принятие оспариваемого постановления является первым этапом в процессе изъятия земельного участка для муниципальных нужд. Земельный участок с даты постановки на кадастровый учет (09.07.2010) перешел в общую долевую собственность собственников жилых и нежилых помещений находящегося на нем многоквартирного дома, а поскольку у общества отсутствовал статус собственника нежилых помещений, а арендатором части земельного участка оно не являлось на момент издания спорного постановления, оснований для уведомления организации о предстоящем изъятии земельного участка не имелось.
Общество с ограниченной ответственностью "Аудит - Универсал" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просит судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что администрацией нарушен порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренный земельным законодательством. Многоквартирный дом, расположенный на спорном земельном участке, на момент издания постановления от 12.07.2010 не был признан аварийным, такое постановление принято 18.11.2010.
На момент издания оспариваемого постановления общество не было собственником муниципальных помещений, однако являлось их арендатором, в последующем приобрело арендуемые помещения по договору купли-продажи муниципального имущества от 23.08.2011, став собственником соответствующей доли земельного участка под многоквартирным домом с момента регистрации права на нежилые помещения в данном доме - с 10.10.2011. При этом администрация не извещала общество в момент заключения договора купли-продажи о принятии оспариваемого постановления. Обществу стало известно о постановлении из письма администрации в адрес общества с предложением о выкупе нежилых помещений и земельного участка 23.05.2012.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании договоров аренды от 28.11.2002, 28.04.2006 N 166/4, 03.05.2007 N 118/4 общество являлось арендатором муниципального имущества, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Воровского, 172 (литера В), 1-й этаж, площадью 27 кв. м.
Постановлением главы администрации муниципального образования город Краснодар от 30.12.2008 N 4806 со ссылкой на статью 32 Жилищного кодекса РФ, пункт 34 Положения о признании помещения жилым, жилого помещений непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, а также заключения межведомственных комиссий при администрации многоквартирные дома, указанные в перечне, являющимся приложением к данному постановлению, признаны аварийными и подлежащими сносу.
Пунктом 3 названного постановления собственникам помещений в многоквартирных домах в срок до 01.07.2010 осуществить снос помещений в многоквартирных домах согласно приложению.
В пункте 4 постановления муниципальному учреждению "Городская управляющая компания" вменена обязанность по уведомлению собственников помещений в многоквартирных домах о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.
Постановлением администрации от 12.07.2010 N 5142 "Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара" земельный участок площадью 841 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0137010:256 по ул. Воровского, 172 в г. Краснодаре изъят для муниципальных нужд. Данное постановление опубликовано в газете "Краснодарские известия" от 22.07.2010 N 128.
Постановлением администрации от 18.11.2010 N 9467 внесены изменения в постановление главы администрации муниципального образования город Краснодар от 30.12.2008 N 4806, в соответствии с которыми в перечень подлежащих сносу многоквартирных домов включен многоквартирный дом по ул. Воровского, 172 в г. Краснодаре.
На основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2010 по делу N А32-19049/2009 общество и Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар заключили договор купли-продажи муниципального имущества от 23.08.2011 N 33, в соответствии с которым обществу за плату передано в собственность муниципальное имущество - нежилые помещения N 6, 17, 25, литеры В, в5, 1-й этаж, общей площадью 27 кв. м по ул. Воровского, 172 в г. Краснодаре.
Право собственности общества на указанное имущество зарегистрировано в установленном законом порядке 14.10.2011.
В письме от 23.05.2012 N 6263/01 администрация предложила обществу заключить соглашение о выкупе нежилых помещений в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд.
Ссылаясь на несоответствие закону постановления администрации об изъятии земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии со статьей 44 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
Пунктом 2 статьи 63 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее, чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе, путем выкупа земельных участков, должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии. Изъятие, в том числе, путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов.
В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Основанием изъятия для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом по ул. Воровского и помещений в этом доме послужило Постановлением администрации от 18.11.2010 N 9467, которым внесены изменения в постановление главы администрации муниципального образования город Краснодар от 30.12.2008 N 4806.
Вместе с тем указанное постановление принято после постановления об изъятии земельного участка - 12.07.2010. Таким образом, постановление в оспариваемой части принято в отсутствие к этому (на момент его принятии) всяких оснований, поскольку на момент принятия постановления об изъятии земельного участка, многоквартирный дом, расположенный на данном участке, не был признан аварийны. Признание его таковым впоследствие не устраняет допущенных нарушений порядка принятия оспариваемого постановления.
Из положений норм Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что нормы, содержащиеся в статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего, на обеспечение прав и законных интересов собственника помещения, расположенного в многоквартирном доме.
Для применения приведенных выше правовых норм с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 22 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, необходимо установить соблюдение совокупности следующих обязательных условий, а именно: предъявлялось ли к собственникам жилых помещений требование о сносе дома в разумный срок за счет их собственных средств, изымался ли органом местного самоуправления земельный участок и каждое жилое помещение в указанном доме, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома.
Таким образом, из содержания указанных норм в их системной взаимосвязи и разъяснений, следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Приведенной нормой законодателем определен круг действий собственников аварийного дома, при этом им предоставлено право выбора между сносом дома или реконструкцией.
Таким образом, до принятия решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный аварийный дом, и каждого жилого помещения в указанном доме, орган местного самоуправления должен известить собственников не только о сносе дома, но и возможности его реконструкции.
Следовательно, обстоятельства соблюдения вышеуказанной процедуры изъятия помещения у собственника в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу являются существенными для правильного разрешения дел данной категории и подлежат доказыванию и установлению.
Выводы суда первой инстанции о том, что в связи с отсутствием у заявителя статуса собственника помещений на момент издания спорного постановления, оснований для уведомления организации о предстоящем изъятии земельного участка не имелось, не основаны на нормах права. Так, общество по договору аренды от 03.05.2007 N 118/4, возобновленного сторонами на неопределенный срок, являлось арендатором не только помещений, расположенных в многоквартирном доме, но и части земельного участка, необходимой для их эксплуатации.
В силу части 2 статьи 36 ЗК РФ, статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и с учетом сведений кадастрового паспорта от 16.02.2011 N 2343/12/11-57917 земельный участок площадью 841 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0137010:256 по ул. Воровского, 172 в г. Краснодаре с момента формирования и постановки на кадастровый учет 09.07.2010 перешел в общую долевую собственность собственников жилых и нежилых помещений находящегося на нем многоквартирного дома. С этого момента, как правильно указал суд первой инстанции, условие договора аренды от 03.05.2007 N 118/4 (пункт 4.7) в части оплаты арендной платы за пользование частью земельного участка, находящегося под арендуемым имуществом, является ничтожным.
Вместе с тем, на момент издания оспариваемого постановления нежилые помещения N 16, 17, б/н, общей площадью 27 кв. м, литера В находились в пользовании и владении общества по договору аренды, а, значит, общество являлось законным пользователем части земельного участка, необходимого для их эксплуатации.
Суд первой инстанции не учел, что, исходя из положений статьи 279 ГК РФ и статьи 63 ЗК РФ, об изъятии земельного участка должны быть уведомлены собственник, землепользователи, арендаторы земельных участков, землевладельцы.
С моментом уведомления связаны юридические последствия. В отсутствие такого уведомления трехмесячный срок для оспаривания решения уполномоченного органа об изъятии земельного участка, годичный срок, предусмотренный п. 3 ст. 279, и трехлетний для предъявления иска в суд (ст. 282 ГК РФ) должны исчисляться с момента официального уведомления правообладателя уполномоченным органом, принявшим решение. В противном случае у уполномоченного органа не возникает права на обращение с иском о выкупе земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 282 ГК РФ.
Администрацией не представлены в суд доказательства, свидетельствующие о надлежащем извещении заявителя о вынесенном постановлении, предусматривающем изъятие земельного участка.
Пункт 4 ст. 279 ГК РФ и ст. 32 ЖК РФ предусматривают государственную регистрацию именно решения об изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем недвижимых объектов.
По смыслу названных норм и положений Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" принятие уполномоченным органом власти решения об изъятии для публичных нужд земельного участка, а также расположенного на нем недвижимого имущества является ограничением (обременением) прав правообладателя на соответствующие объекты.
В отсутствие регистрации указанного обременения обществом заключен с администрацией договор купли-продажи помещений в многоквартирном доме, что свидетельствует также о нарушении прав общества, как арендатора муниципального имущества.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным постановления в части как не соответствующего пункту 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьям 31, 49, 63 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 282 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку оспариваемый ненормативный правовой акт органа местного самоуправления не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, у судебных инстанций в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявления о признании его недействительным.
В данном случае не соблюден порядок изъятия земельного участка, предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации, что влечет нарушение права собственности заявителя, гарантированное статьей 35 Конституции Российской Федерации. Изложенные выводы соответствуют судебной практике (Постановление ФАС СКО от 5 ноября 2009 г. по делу N А53-5446/2008).
По смыслу части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении споров об обжаловании бездействия государственных органов, суду следует определить способ восстановления нарушенного права обратившегося за защитой лица. При этом способ восстановления нарушенного права заявителя может быть определен судом самостоятельно, независимо от заявленных в данной части требований. В то же время невозможность восстановления нарушенных прав не является основанием для отказа в заявленных требованиях при установлении судом незаконности действий и нарушении прав заявителя такими действиями (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Указанный правовой подход выражен, в том числе в постановлении Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 N 12573/11.
Поскольку в данном случае права заявителя восстанавливаются отменой оспариваемой части постановления, апелляционный суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования в сформулированной заявителем форме.
В связи с тем, что выводы арбитражного суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, что привело к неправильному истолкованию закона (пункт 3 части 1, пункт 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), решение подлежит отмене в части с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат перераспределению судебные расходы по делу. Обществом в доход федерального бюджета при обращении с заявлением уплачено 2000 рублей согласно платежному поручению N 779 от 10.07.2012, при обращении с апелляционной жалобой уплачено 1000 рублей согласно платежному поручению N 6 от 21.01.2013.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2012 по делу N А32-20705/2012 отменить. Принять новый судебный акт.
Признать недействительным пункт 1.1 постановления администрации муниципального образования г. Краснодар от 12.07.2010 N 5142 "Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара" в части изъятия земельного участка с кадастровым номером 23:43:0137010:256, площадью 841 кв. м по ул. Воровского, 172 в г. Краснодаре.
Взыскать с администрации муниципального образования город Краснодар в пользу общества с ограниченной ответственностью "Аудит - Универсал" 3000 рублей судебных расходов.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты изготовления в полном объеме.
Председательствующий
И.Н.ГЛАЗУНОВА
Судьи
М.В.ИЛЬИНА
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)