Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8880/2013) Государственной жилищной инспекции Омской области
на решение Арбитражного суда Омской области от 15.08.2013 по делу N А46-7296/2013 (судья Крещановская Л.А.),
принятое по заявлению Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327)
к Государственной жилищной инспекции Омской области (ОГРН 1135543018511, ИНН 5503242245)
о признании незаконным предписания от 05.04.2013 N 03-02-03/86,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Государственной жилищной инспекции Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
- от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Курочкина Елена Ивановна (удостоверение N 1430 действительно до 19.06.2018, по доверенности N 11/16 от 01.02.2013 сроком действия по 01.02.2014)
установил:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее по тексту - заявитель, ОАО "МРСК Сибири", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее по тексту - заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания от 05.04.2013 N 03-02-03/86 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятия по контролю.
Решением от 15.08.2013 года требования заявителя были удовлетворены. Признавая оспариваемое предписание административного органа недействительным, суд первой инстанции исходил из того, что, не истребовав в ходе проведения проверки сведения о составе общего имущества из Росреестра, и, направляя предписание о произведении перерасчета согласно справке ГП ОО "ОЦТИиЗ", Госжилинспекция фактически вынуждает ОАО "МРСК Сибири" нарушить положения Правил предоставления коммунальных услуг.
В апелляционной жалобе административный орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Со ссылкой на письмо Минрегиона России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, Положение о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ N 1301 от 13.10.1997, податель жалобы отмечает, что для расчета платы за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме необходимо использовать информацию ГП ОО "ОЦТИиЗ" о площадях жилых и нежилых помещений, мест общего пользования многоквартирного дома по пр. Космический 97 А корп. 1 в г. Омске.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу административного органа Общество выразило свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителя Государственной жилищной инспекции Омской области, надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания по делу.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
11.03.2013 в адрес заявителя поступило требование о предоставлении Государственной жилищной инспекции Омской области информации о способе начисления платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды домаN 97 А к. 1 по пр. Космический в г. Омске, информации о площадях жилых, нежилых помещений и мест общего пользования используемых для расчета платы за электроснабжение указанного многоквартирного дома; квитанции об оплате за коммунальные услуги ОДН квартиры N 148, копии договора на предоставление коммунальной услуги по электроснабжению, заключенного с гражданами или с управляющей компанией.
26.03.2013 заинтересованному лицу направлен ответ, в котором расчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды произведен в соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее Правила N 354).
Государственной жилищной инспекцией Омской области составлен акт проверки от 05.04.2012, в котором указано, что заявителем нарушен п. 44 Правил N 354, для расчета платы за коммунальную услугу (горячее водоснабжение), предоставленную на ОДН применена площадь помещений, которая не соответствует данным, полученным из ГП ОО "ОЦТИЗ", а именно: для расчета платы за коммунальную услугу (горячее водоснабжение), предоставленную на общедомовые нужды по многоквартирному дому N 97 А к. 1 по пр. Космический в г. Омске применена общая площадь жилых помещений 3663, 48 кв. м, площадь нежилых помещений - 114,4 кв. м
05.04.2013 Государственной жилищной инспекцией Омской области вынесено предписание от 05.04.2013 N 03-02-03/86, в котором зафиксированы нарушения п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а именно: расчет платы за коммунальную услугу (электроснабжение) произвести в соответствии с п. 44 Правил.
Согласно справке Государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" N 501256 от 19.03.2013 общая площадь жилых помещений указанного многоквартирного дома составляет 3865, 4 кв. м, площадь нежилых помещений составляет 2373,4 кв. м.
Считая, что предписание от 05.04.2013 N 03-02-03/86 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ОАО "МРСК Сибири" обратилось в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
Решением от 15.08.2013 года требования заявителя были удовлетворены.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с пунктом 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктами 2, 3 пункта 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
На основании подпункта 2 пункта 2 Указа Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2 Госжилинспекция Омской области является правопреемником Главного управления в части осуществления государственной функции по региональному государственному жилищному надзору.
При проведении проверок Управление руководствуется, в том числе и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По смыслу действующего законодательства предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Таким образом, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
В предписании должны быть указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.
Как следует из оспариваемого предписания Обществу предписано произвести перерасчет платы за коммунальную услугу (горячее водоснабжение), предоставленную на общедомовые нужды по многоквартирному дому N 97 А к. 1 по пр. Космический в г. Омска в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354).
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354.
Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11, 12, 13 и 14 приложения N 2 к Правилам N 354.
Таким образом, по пункту 44 Правил N 354 производится расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в рассматриваемом случае, судом установлено и заинтересованным лицом не оспаривается, что многоквартирный дом N 97 А к. 1 по пр. Космический в г. Омске оборудован общедомовым прибором учета. В связи с тем, что установка индивидуальных приборов учета в данном доме не предусмотрена, расчет размера платы за электроснабжение производится согласно п. 42 Правил N 354, по формуле 4 Приложения N 2.
Оспариваемое предписание и акт проверки не содержит сведений о том, с учетом каких документов инспекцией был сформулирован вывод о нарушении Обществом пункта 44 Правил N 354.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что предписанное Обществу к устранению по оспариваемому ненормативному правовому акту нарушение, квалифицированное по пункту 44 Правил N 354, свидетельствует о невозможности исполнения такого предписания, поскольку в предписании должны быть указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми, несоответствующее нормам действующего законодательства предписание, не может быть признано судом законным и обоснованным.
Также апелляционная коллегия находит правомерным вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемого предписания в силу несоответствия такового по содержанию акту проверки и не тождественности экземпляров предписания представленных заявителем и заинтересованным лицом между собой.
Так, суд первой инстанции установил, что в акте проверки, на основании которой было выставлено предписание, указано, что административным органом выявлен факт нарушения Обществом п. 44 Правил N 354, которое выразилось в том, что для расчета платы за коммунальную услугу (горячее водоснабжение) Обществом применена площадь помещений, которая не соответствует данным, полученным из ГП ОО "ОЦТИЗ". Предписание административного органа, представленное в материалы дела ОАО "МРСК Сибири", N 03-02-03/86 датировано - 05.04.2013 и содержит требование об устранении нарушений законодательства, а именно: расчет платы за коммунальную услугу (электроснабжение) произвести в соответствии с пунктом 44 Правил N 354.
13.08.2013 в дело А46-7296/2013 от Государственной жилищной инспекции Омской области поступили материалы проверки в отношении заявителя. Судом установлено, что представленное заявителем и заинтересованным лицом обжалуемое предписание N 03-02-03/86 содержат разночтения. Так, в предписании, представленном инспекцией в материалы дела, содержится требование об устранении нарушений законодательства, а именно: расчет платы за коммунальную услугу (холодное водоснабжение) произвести в соответствии с пунктом 44 Правил N 354.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое предписание не тождественно содержанию акта проверки и иного его экземпляра, что вводит в заблуждение заявителя относительно способа устранения выявленного нарушения. Поскольку, ни оспариваемое предписание, ни акт проверки не содержат сведений о том, с учетом каких обстоятельств, фактов, документов инспекцией был сформулирован вывод о нарушении Обществом пункта 44 Правил N 354, постольку суд первой инстанции правомерно заключил о незаконности оспариваемого предписания.
Ссылаясь на письмо Минрегиона России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, Положение о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ N 1301 от 13.10.1997, госорган полагает, что для расчета платы за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме необходимо использовать информацию ГП ОО "ОЦТИиЗ" о площадях жилых и нежилых помещений, мест общего пользования многоквартирного дома по пр. Космический 97 А корп. 1 в г. Омске.
Вместе с тем, использование указанных сведений противоречит Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 (далее по тексту - Правила).
В соответствии с пунктами 2, 3, 4 Правил, в состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
В случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре.
Расчет платы производится обществом на основании документов, предоставляемых собственниками помещений в многоквартирном жилом доме. Кроме того, ОАО "МРСК Сибири" запрашивало у управляющей компании сведения об общей площади мест общего пользования, площади жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, находящихся на обслуживании. Однако направленный запрос управляющая компания проигнорировала.
Согласно п. 1.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003, собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.
Доказательств того, что сведения, полученные от ГП ОО "ОЦТИиЗ", не являются на настоящую дату актуальными и достоверными, административный орган в материалы дела не представил.
Исходя из содержания статьи 161 ЖК РФ, обязанностью по представлению ресурсоснабжающей организации и исполнителю коммунальных услуг в части рассматриваемых сведений наделены либо собственники помещений в многоквартирном доме, либо товарищество собственников жилья или жилищный (иной специализированный потребительский) кооператив, либо управляющая организация в зависимости от способа управления многоквартирным домом, выбранным собственниками помещений в нем.
Кроме того, письмо Минрегиона России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 не является нормативно-правовым актом, а всего лишь выражает мнение того лица, которое его написало.
При названных обстоятельствах апелляционный суд находит правомерным вывод суда первой инстанции о том, что, не истребовав в ходе проведения проверки сведения о составе общего имущества из Росреестра, и, направляя предписание о произведении перерасчета согласно справке ГП ОО "ОЦТИиЗ", Госжилинспекция фактически вынуждает ОАО "МРСК Сибири" нарушить положения Правил предоставления коммунальных услуг.
Суд апелляционной инстанции считает, что административным органом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 15.08.2013 по делу N А46-7296/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.11.2013 ПО ДЕЛУ N А46-7296/2013
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2013 г. по делу N А46-7296/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8880/2013) Государственной жилищной инспекции Омской области
на решение Арбитражного суда Омской области от 15.08.2013 по делу N А46-7296/2013 (судья Крещановская Л.А.),
принятое по заявлению Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327)
к Государственной жилищной инспекции Омской области (ОГРН 1135543018511, ИНН 5503242245)
о признании незаконным предписания от 05.04.2013 N 03-02-03/86,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Государственной жилищной инспекции Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
- от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Курочкина Елена Ивановна (удостоверение N 1430 действительно до 19.06.2018, по доверенности N 11/16 от 01.02.2013 сроком действия по 01.02.2014)
установил:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее по тексту - заявитель, ОАО "МРСК Сибири", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее по тексту - заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания от 05.04.2013 N 03-02-03/86 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятия по контролю.
Решением от 15.08.2013 года требования заявителя были удовлетворены. Признавая оспариваемое предписание административного органа недействительным, суд первой инстанции исходил из того, что, не истребовав в ходе проведения проверки сведения о составе общего имущества из Росреестра, и, направляя предписание о произведении перерасчета согласно справке ГП ОО "ОЦТИиЗ", Госжилинспекция фактически вынуждает ОАО "МРСК Сибири" нарушить положения Правил предоставления коммунальных услуг.
В апелляционной жалобе административный орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Со ссылкой на письмо Минрегиона России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, Положение о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ N 1301 от 13.10.1997, податель жалобы отмечает, что для расчета платы за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме необходимо использовать информацию ГП ОО "ОЦТИиЗ" о площадях жилых и нежилых помещений, мест общего пользования многоквартирного дома по пр. Космический 97 А корп. 1 в г. Омске.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу административного органа Общество выразило свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителя Государственной жилищной инспекции Омской области, надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания по делу.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
11.03.2013 в адрес заявителя поступило требование о предоставлении Государственной жилищной инспекции Омской области информации о способе начисления платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды домаN 97 А к. 1 по пр. Космический в г. Омске, информации о площадях жилых, нежилых помещений и мест общего пользования используемых для расчета платы за электроснабжение указанного многоквартирного дома; квитанции об оплате за коммунальные услуги ОДН квартиры N 148, копии договора на предоставление коммунальной услуги по электроснабжению, заключенного с гражданами или с управляющей компанией.
26.03.2013 заинтересованному лицу направлен ответ, в котором расчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды произведен в соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее Правила N 354).
Государственной жилищной инспекцией Омской области составлен акт проверки от 05.04.2012, в котором указано, что заявителем нарушен п. 44 Правил N 354, для расчета платы за коммунальную услугу (горячее водоснабжение), предоставленную на ОДН применена площадь помещений, которая не соответствует данным, полученным из ГП ОО "ОЦТИЗ", а именно: для расчета платы за коммунальную услугу (горячее водоснабжение), предоставленную на общедомовые нужды по многоквартирному дому N 97 А к. 1 по пр. Космический в г. Омске применена общая площадь жилых помещений 3663, 48 кв. м, площадь нежилых помещений - 114,4 кв. м
05.04.2013 Государственной жилищной инспекцией Омской области вынесено предписание от 05.04.2013 N 03-02-03/86, в котором зафиксированы нарушения п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а именно: расчет платы за коммунальную услугу (электроснабжение) произвести в соответствии с п. 44 Правил.
Согласно справке Государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" N 501256 от 19.03.2013 общая площадь жилых помещений указанного многоквартирного дома составляет 3865, 4 кв. м, площадь нежилых помещений составляет 2373,4 кв. м.
Считая, что предписание от 05.04.2013 N 03-02-03/86 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ОАО "МРСК Сибири" обратилось в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
Решением от 15.08.2013 года требования заявителя были удовлетворены.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с пунктом 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктами 2, 3 пункта 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
На основании подпункта 2 пункта 2 Указа Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2 Госжилинспекция Омской области является правопреемником Главного управления в части осуществления государственной функции по региональному государственному жилищному надзору.
При проведении проверок Управление руководствуется, в том числе и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По смыслу действующего законодательства предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Таким образом, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
В предписании должны быть указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.
Как следует из оспариваемого предписания Обществу предписано произвести перерасчет платы за коммунальную услугу (горячее водоснабжение), предоставленную на общедомовые нужды по многоквартирному дому N 97 А к. 1 по пр. Космический в г. Омска в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354).
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354.
Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11, 12, 13 и 14 приложения N 2 к Правилам N 354.
Таким образом, по пункту 44 Правил N 354 производится расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в рассматриваемом случае, судом установлено и заинтересованным лицом не оспаривается, что многоквартирный дом N 97 А к. 1 по пр. Космический в г. Омске оборудован общедомовым прибором учета. В связи с тем, что установка индивидуальных приборов учета в данном доме не предусмотрена, расчет размера платы за электроснабжение производится согласно п. 42 Правил N 354, по формуле 4 Приложения N 2.
Оспариваемое предписание и акт проверки не содержит сведений о том, с учетом каких документов инспекцией был сформулирован вывод о нарушении Обществом пункта 44 Правил N 354.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что предписанное Обществу к устранению по оспариваемому ненормативному правовому акту нарушение, квалифицированное по пункту 44 Правил N 354, свидетельствует о невозможности исполнения такого предписания, поскольку в предписании должны быть указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми, несоответствующее нормам действующего законодательства предписание, не может быть признано судом законным и обоснованным.
Также апелляционная коллегия находит правомерным вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемого предписания в силу несоответствия такового по содержанию акту проверки и не тождественности экземпляров предписания представленных заявителем и заинтересованным лицом между собой.
Так, суд первой инстанции установил, что в акте проверки, на основании которой было выставлено предписание, указано, что административным органом выявлен факт нарушения Обществом п. 44 Правил N 354, которое выразилось в том, что для расчета платы за коммунальную услугу (горячее водоснабжение) Обществом применена площадь помещений, которая не соответствует данным, полученным из ГП ОО "ОЦТИЗ". Предписание административного органа, представленное в материалы дела ОАО "МРСК Сибири", N 03-02-03/86 датировано - 05.04.2013 и содержит требование об устранении нарушений законодательства, а именно: расчет платы за коммунальную услугу (электроснабжение) произвести в соответствии с пунктом 44 Правил N 354.
13.08.2013 в дело А46-7296/2013 от Государственной жилищной инспекции Омской области поступили материалы проверки в отношении заявителя. Судом установлено, что представленное заявителем и заинтересованным лицом обжалуемое предписание N 03-02-03/86 содержат разночтения. Так, в предписании, представленном инспекцией в материалы дела, содержится требование об устранении нарушений законодательства, а именно: расчет платы за коммунальную услугу (холодное водоснабжение) произвести в соответствии с пунктом 44 Правил N 354.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое предписание не тождественно содержанию акта проверки и иного его экземпляра, что вводит в заблуждение заявителя относительно способа устранения выявленного нарушения. Поскольку, ни оспариваемое предписание, ни акт проверки не содержат сведений о том, с учетом каких обстоятельств, фактов, документов инспекцией был сформулирован вывод о нарушении Обществом пункта 44 Правил N 354, постольку суд первой инстанции правомерно заключил о незаконности оспариваемого предписания.
Ссылаясь на письмо Минрегиона России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, Положение о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ N 1301 от 13.10.1997, госорган полагает, что для расчета платы за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме необходимо использовать информацию ГП ОО "ОЦТИиЗ" о площадях жилых и нежилых помещений, мест общего пользования многоквартирного дома по пр. Космический 97 А корп. 1 в г. Омске.
Вместе с тем, использование указанных сведений противоречит Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 (далее по тексту - Правила).
В соответствии с пунктами 2, 3, 4 Правил, в состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
В случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре.
Расчет платы производится обществом на основании документов, предоставляемых собственниками помещений в многоквартирном жилом доме. Кроме того, ОАО "МРСК Сибири" запрашивало у управляющей компании сведения об общей площади мест общего пользования, площади жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, находящихся на обслуживании. Однако направленный запрос управляющая компания проигнорировала.
Согласно п. 1.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003, собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.
Доказательств того, что сведения, полученные от ГП ОО "ОЦТИиЗ", не являются на настоящую дату актуальными и достоверными, административный орган в материалы дела не представил.
Исходя из содержания статьи 161 ЖК РФ, обязанностью по представлению ресурсоснабжающей организации и исполнителю коммунальных услуг в части рассматриваемых сведений наделены либо собственники помещений в многоквартирном доме, либо товарищество собственников жилья или жилищный (иной специализированный потребительский) кооператив, либо управляющая организация в зависимости от способа управления многоквартирным домом, выбранным собственниками помещений в нем.
Кроме того, письмо Минрегиона России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 не является нормативно-правовым актом, а всего лишь выражает мнение того лица, которое его написало.
При названных обстоятельствах апелляционный суд находит правомерным вывод суда первой инстанции о том, что, не истребовав в ходе проведения проверки сведения о составе общего имущества из Росреестра, и, направляя предписание о произведении перерасчета согласно справке ГП ОО "ОЦТИиЗ", Госжилинспекция фактически вынуждает ОАО "МРСК Сибири" нарушить положения Правил предоставления коммунальных услуг.
Суд апелляционной инстанции считает, что административным органом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 15.08.2013 по делу N А46-7296/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)