Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 09.09.2013 ПО ДЕЛУ N А05-16836/2012

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2013 г. по делу N А05-16836/2012


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Блиновой Л.В., рассмотрев 02.09.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.02.2013 (судья Шадрина Е.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013 (судьи Виноградова Т.В., Докшина А.Ю., Ралько О.Б.) по делу N А05-16836/2012,

установил:

Товарищество собственников жилья "Северное сияние", место нахождения: 163000, г. Архангельск, Поморская ул., д. 26, ОГРН 1112901005612 (далее - Товарищество, ТСЖ "Северное сияние"), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Гайдара, д. 24, ОГРН 1052901021689 (далее - Управление), от 11.12.2012 N 2226/пр*.
Решением от 21.02.2013 суд признал недействительным пункт 3 предписания Управления, а в удовлетворении остальной части заявленного требования отказал.
Постановлением от 03.06.2013 апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции в части признания недействительным пункта 3 предписания и постановление апелляционной инстанции полностью и вынести новое решение.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в период с 14.11.2012 по 11.12.2012 сотрудником Управления на основании распоряжения заместителя руководителя Управления от 14.11.2012 N 2226 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ТСЖ "Северное сияние" требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей при начислении платы за содержание и ремонт жилого помещения, о чем составлен акт от 11.12.2012 N 2226.
В ходе проверки установлено, что Товарищество допустило ряд нарушений, а именно:
- - в нарушение пунктов 17 и 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Товарищество протоколом N 2 общего собрания членов ТСЖ "Северное сияние" от 25.06.2011 утвердило затратный метод начисления оплаты по содержанию общего имущества в многоквартирном доме без указания размера финансирования услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, который должен быть определен на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме на основе утвержденной органами управления Товарищества сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год;
- - в нарушение пункта 17 Правил N 491 Товарищество оказывает и взимает плату за услуги, не включенные в утвержденный на общем собрании собственников перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а именно: вывоз ТБО (м кв.), ТО электр. (м кв.), гидравлические испытания теплотрасс (м кв.), ведение бухгалтерского учета (м кв.).
По результатам проверки Управление выдало предписание от 11.12.2012 N 2226/пр* по прекращению выявленных нарушений законодательства в области защиты прав потребителей.
Управление предписало Товариществу прекратить выявленные нарушения путем выполнения следующих требований:
1) органам управления Товарищества в соответствии с Уставом и требованиями законодательства (статей 39 и 145 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также пунктов 17 и 33 Правил N 491) определить размер обязательных платежей и (или) взносов членов Товарищества и собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ "Северное сияние", связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не произвольно, что предполагает затратный метод, а на основе утвержденной органами управления Товарищества сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год;
2) в силу статей 39 и 145 ЖК РФ, а также пункта 17 Правил N 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ по содержанию и ремонту многоквартирного дома, условия их оказания и выполнения, а также финансирования, поэтому собственники многоквартирного дома по адресу: г. Архангельск, Поморская ул., дом 26, на общем собрании должны принять решение о включении в перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме таких услуг, как вывоз ТБО (м кв.), ТО электр. (м кв.), гидравлические испытания теплотрасс (м кв.), ведение бухгалтерского учета (м кв.), которые не включены в перечень затрат по содержанию многоквартирного дома (протокол общего собрания членов ТСЖ "Северное сияние" от 25.06.2011) и утвердить размер их финансирования;
3) не взимать плату с собственников за неутвержденные на общем собрании членов ТСЖ "Северное сияние" услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Архангельск, Поморская ул., дом 26.
ТСЖ "Северное сияние" оспорило данное предписание в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций признали недействительным пункт 3 предписания Управления, а в удовлетворении остальной части заявленного требования отказали, отметив, что факт невключения в утвержденный на общем собрании собственников перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома услуг по вывозу ТБО (м кв.), ТО электр. (м кв.), гидравлическим испытаниям теплотрасс (м кв.), ведению бухгалтерского учета (м кв.), не освобождает собственников жилых помещений в многоквартирном доме от оплаты уже оказанных услуг.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Как установлено частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенного следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) собственник помещения в многоквартирном доме обязан осуществлять расходы на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
При этом если управление домом возложено на товарищество собственников жилья, то члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно части 6 статьи 155 ЖК РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В соответствии с пунктом 33 Правил N 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Согласно статье 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размер платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В ходе судебного разбирательства судами установлено, что протоколом от 25.06.2011 N 2 общего собрания членов ТСЖ "Северное сияние" выбран способ управления многоквартирным домом по адресу: г. Архангельск, Поморская ул., д. 26 - управление товариществом собственников жилья "Северное сияние"; утвержден метод начисления оплаты по содержанию общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Архангельск, ул. Поморская, д. 26 - затратный.
Указанным протоколом утвержден также перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, в который не включены следующие услуги, указанные в квитанциях об уплате за коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту общего имущества собственникам помещений в доме: вывоз ТБО (м кв.), ТО электр. (м кв.), гидравлические испытания теплотрасс (м кв.), ведение бухгалтерского учета (м кв.).
Податель жалобы считает, что пункт 3 предписании N 2226/пр* сформулирован в соответствии с нормами действующего законодательства, поскольку указанные в предписании услуги и работы на общем собрании не утверждены. Управление отмечает, что действующим законодательством не предусмотрено взимание платы с собственников жилых помещений в произвольном порядке по фактически оказанным услугам.
Между тем, как установлено судами, факт невключения в утвержденный на общем собрании собственников перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома услуг по вывозу ТБО (м кв.), ТО электр. (м кв.), гидравлическим испытаниям теплотрасс (м кв.), ведению бухгалтерского учета (м кв.), не освобождает собственников жилых помещений в многоквартирном доме от оплаты уже оказанных услуг, поскольку в силу части 3 статьи 30, части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, должен участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
Факт оказания ТСЖ "Северное сияние" вышеперечисленных услуг подтверждается имеющимися в материалах дела копиями договора от 15.06.2012 N 7444/У на оказание услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, договора от 15.06.2012 N 7444/В на оказание услуг по планово-регулярному вывозу твердых бытовых отходов, договора от 15.06.2012 N 02 на оказание услуг по бухгалтерскому обслуживанию, договора подряда от 01.07.2012 N б/н и актов выполненных работ (оказанных услуг) к данным договорам (том 1, листы 149 - 187).
Управление ссылается в жалобе на то, что исходя из квитанций за содержание жилого дома, статьи "ТО электрооборудования" и "гидравлические испытания теплотрасс" указываются в квитанциях отдельно, что предполагает оказание дополнительных работ и услуг, не утвержденных общим собранием членов ТСЖ "Северное сияние".
Кассационная инстанция отклоняет данный довод жалобы, поскольку в данном случае судами установлено, что при включении в счета платежей за "ТО электрооборудования" и "гидравлические испытания теплотрасс" указанные расходы входят в статью "техническое обслуживание сетей", которая включена в перечень затрат по содержанию многоквартирного дома. Указание отдельно платежей за "ТО электрооборудования" и "гидравлические испытания теплотрасс" в счетах направлено на обеспечение права потребителей коммунальных услуг на наиболее полную и достоверную информацию об оказываемых услугах, закрепленного статьей 10 Закона N 2300-1.
Как указали суды, при утверждении перечня затрат на общем собрании членов Товарищества от 25.06.2011 затраты на ведение бухгалтерского учета включены в пункт "фонд оплаты труда штатных работников ТСЖ "Северное сияние", однако 15.06.2012 в связи с увольнением главного бухгалтера заявителем заключен гражданско-правовой договор на оказание бухгалтерских услуг, заключение которого не только не ущемило права и законные интересы членов Товарищества и собственников жилья, но и позволило снизить затраты на оказание бухгалтерских услуг.
Названные обстоятельства административным органом не опровергнуты.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали недействительным пункт 3 оспариваемого предписания от 11.12.2012 N 2226/пр*.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.02.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013 по делу N А05-16836/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА

Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
Л.В.БЛИНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)